«Променять Казань со всеми благами цивилизации на поселок городского типа почти за две тысячи километров от родителей, друзей, коллег, на место, где нет абсолютно ничего, а единственный продуктовый магазин закрывается в 18.00 — мягко говоря, странно. Но так получилось, что я живу здесь» «Променять Казань со всеми благами цивилизации на поселок городского типа почти за 2 тысячи километров от родителей, друзей, коллег, на место, где нет абсолютно ничего, а единственный продуктовый магазин закрывается в 18:00, — мягко говоря, странно. Но так получилось, что я живу здесь»

Что бросается в глаза после переезда

Если бы еще четыре года назад мне сказали, что я буду жить в крымском поселке с населением численностью 1,5 тыс. человек, то гарантированно рассмеялась бы этому человеку в лицо, показав соответствующий жест у виска. Променять Казань со всеми благами цивилизации на поселок городского типа почти за 2 тыс. км от родителей, друзей, коллег, на место, где нет абсолютно ничего, а единственный продуктовый магазин закрывается в 18:00 (что практически во всех крымских туристических поселках), — мягко говоря, странно. Но так получилось, что я живу здесь и достаточно, надо сказать, счастливо.

Впервые я оказалась в Крыму в 2017 году. Это была командировка в Артек. Уже тогда детский лагерь с практически 100-летней историей встречал нас свежим ремонтом и представлял собой современный комплекс с огромным забором и очень строгой пропускной системой. Первое, что впечатлило тогда, — это стройка. Она была везде, строили все: дороги («Таврида»), жилые кварталы, отели, санатории, гостевые дома, рестораны. Крым даже в 2017 году — это замершие фотографии из детства моей мамы. Мы даже сравнивали: вот она стоит у остановки, украшенной мозаикой, в Гаспре в 1986-м, и я спустя 30 лет у этой же остановки — различий практически нет, не считая колоссальной разрухи. А она была почти везде, где не было стройки. Сейчас, конечно, изменений (в лучшую сторону) гораздо больше.

Второй раз я приехала в Крым в самом начале 2021 года. Поселок Форос относится к Большой Ялте, но находится прямо посередине между Ялтой и Севастополем. Первое, что подкупает, — это природа: мы находимся между Черным морем и грядой гор Форосского Канта. Бо́льшая часть поселка и точка его притяжения — Форосский парк площадью более чем в 70 га с уникальными реликтовыми растениями. Мне, как хроническому аллергику и астматику, это сам доктор прописал. Болеть и правда я стала гораздо меньше.

На полуострове лучше вообще не болеть, т. к. системе здравоохранения здесь еще развиваться и развиваться, а в городские и уж тем более поселковые больницы тут лучше не попадать. Причем страдает вся система: начиная от обычного амбулаторного посещения, заканчивая стоматологией. После посещения одной из них в Севастополе у меня отказала правая половина лица, восстанавливаю до сих пор. Даже за очень дорого (а стоимость приемов у различных специалистов в Крыму на 15–20% дороже, чем в Казани) гарантий хотя бы проведения качественной диагностики нет. Такая же история и с медикаментами: во-первых, в аптеках даже крупных городов далеко не всегда встретишь необходимые лекарства; во-вторых, та же стоимость, которая на порядок выше казанских цен. И само отношение специалистов периодически оставляет желать лучшего. Помню, в 2021 году мне очень долго не могли поставить диагноз, а под конец намекнули фразой, что лучше мне ехать домой: «Вам бы, конечно, по месту основного жительства (то есть в Казани) обследоваться и вылечиться».

«Выбора у жителей поселка особо нет: либо бери, что есть, либо езжай за продуктами в Ялту или Севастополь» «Выбора у жителей поселка особо нет: либо бери что есть, либо езжай за продуктами в Ялту или Севастополь»

О ценах и сервисах

В Крыму в сравнении с Казанью все дороже: продукты, бытовая химия, одежда, лекарства, жилье, «коммуналка» и т. д. Во многом это оправдано тем, что большинство товаров, как мы говорим, везут с материка. Влияет и специфика самого региона — туристический бизнес. Именно два этих фактора определяют всю ценовую политику в целом. Сетевых магазинов, к которым многие привыкли в Казани, — «Лента», «Пятерочка», «Магнит», — нет. Но за три года в крупных городах вроде Симферополя, Ялты, Севастополя, Евпатории стали появляться магазины под названием «Соседи», «ПУД», «Яблоко». До ноября 2022 года в Форосе, кроме локальных ларьков, не было вообще ничего. Два-три основных поставщика завозили продукты (зачастую уже просроченные), устанавливая свои цены. Выбора у жителей поселка особо нет: либо бери что есть, либо езжай за продуктами в Ялту или Севастополь. Помню, моя московская подруга, приехав в гости, очень долго сокрушалась по поводу цен: мол, мы в этот магазин больше не пойдем. То же самое касается и рынков, там все дороже: мясо, рыба, курица, кроме сезонных продуктов.

На полуострове очень трудно с доставкой продуктов и еды. Привычных сервисов типа «Самоката», «Яндекс.Лавки» и иных нет, до недавнего времени не было и Avito. Но при этом полуостров всячески старается придумать свою крымскую альтернативу. Так, Avito здесь — это «Аполка», «Яндекс.Еда» — «Крым.Еда» (доставка только по крупным городам: Ялта, Севастополь, Симферополь, Феодосия), Fix Price — «Все по 10 рублей». Нет в Крыму любимого девушками «Золотого яблока», «Рив Гош», «Магнит Косметик», но зато есть «Лэтуаль». Еще на территории Крыма не работают Zoom и AliExpress — последний на карте определяет текущее положение как планета Марс. Зато прекрасно работают Wildberries и Ozon. Очень старается успевать за всеми трендами бьюти-индустрия: маникюр, волосы, эпиляция, спа-программы, косметология — в общем, быть красивой на полуострове можно. Вероятно, это практически одна из немногих индустрий, которая может предложить ценовую политику значительно ниже, чем в Татарстане, не проигрывая при этом в качестве.

Совсем недавно в Крым зашел Сбербанк. Других банковских систем, кроме крымского РНКБ, на полуострове нет. Но снять деньги возможно практически в любом банкомате с минимальной комиссией, да и терминалы работают уже почти везде, даже на рынках. Найти на полуострове, если очень нужно, можно практически все, вопрос только в сроках доставки.

«Передвигаться по Крыму лучше всего на машине. Сервисов каршеринга на полуострове нет, но можно взять машину в прокат или аренду» «Передвигаться по Крыму лучше всего на машине. Сервисов каршеринга на полуострове нет, но можно взять машину напрокат или в аренду»

О связи, жилье и транспорте

На полуострове работают два сотовых оператора: «Волна» и Win (оба принадлежат крымскому бизнесмену Павлу Кузнецовуприм. ред.). Ловят все материковые: МТС, «МегаФон», билайн, проблемы только у Теле2. Связь работает практически на всем полуострове, как и мобильный интернет. Что касается роуминга, то, насколько я выяснила, почти у всех операторов мобильной связи есть услуги по выделению лимита звонков и мобильного интернета в сутки. Однако, анализируя расходы на мобильную связь в Крыму и Татарстане, на полуострове связь все же обходится дороже. А при последнем разговоре с оператором МТС, когда мне предложили перейти на более выгодный тариф, условия распространялись на все регионы России, кроме Крыма.

Здесь неплохо развита медиаиндустрия: есть несколько своих телеканалов — «Крым 24», ВГТРК, «Миллет Крым» (что-то вроде татарстанского ТНВ), «Первый Крымский», есть крупные печатные издания. Хорошо развиты социальные сети, хотя многие местные жители в качестве основного мессенджера выбирают почему-то Viber.

Передвигаться по Крыму лучше всего на машине. Сервисов каршеринга на полуострове нет, но можно взять машину напрокат или в аренду. Привычного «Яндекс.Такси» тоже нет, но есть альтернативные сервисы: «Волна», «Максим». По удобству пользования, конечно, есть вопросы, а ночью, скорее всего, за тобой вообще никто не приедет. Общественный транспорт хорошо развит только в больших городах, между поселками, например, из Фороса в Симферополь, добираться уже сложнее, особенно если это не сезон. Неоднократно бывало так, что водители маршруток просто отказывались ехать до конечного пункта (а это как раз Форос) и высаживали прямо на трассе.

«Из огромного многообразия отелей, санаториев, отелей и гостевых домов, в период с ноября по апрель на ЮБК работают лишь единицы» «Из огромного многообразия отелей, санаториев и гостевых домов в период с ноября по апрель на ЮБК работают лишь единицы»

Основной бюджет полуострова составляет туристическая индустрия. Вся развлекательная сфера расцветает в мае и затухает в октябре, т. е. имеет сезонный характер, как, собственно, практически все в Крыму. Клубная жизнь в сезон — это широкий выбор всевозможных развлечений на любой вкус и кошелек: работают и бары, и клубы, и караоке, но с наступлением холодов найти приличное заведение становится намного сложнее. И не только, кстати, заведение. Из огромного многообразия отелей, санаториев и гостевых домов в период с ноября по апрель на ЮБК (так все называют Южный берег Крыма) работают лишь единицы. Отток молодежи на материк связан со многими факторами: во-первых, это слабая система образования — начиная с дефицита детских садов, заканчивая высшими учебными заведениями с действительно хорошим уровнем знаний. Во-вторых, полуостров не может похвастаться изобилием рабочих мест с заработной платой выше 60 тыс. рублей. Хорошие зарплаты гарантирует сфера обслуживания туристического бизнеса (но только в сезон) и аренды жилья — этим живут практически 70% местных жителей.

Разбег стоимости аренды жилья в Крыму достаточно значительный, все зависит от географического расположения конкретного населенного пункта. Стоимость жилья у моря выше, чем в степной части полуострова. Самый высокий ценник у жилья на ЮБК — старт от 25 тыс. рублей за очень скромную квартиру в 17 кв. метров. В сезон стоимость такого жилья может достигать 80 тысяч. Политические события внесли свои изменения — в 2021 году ценник на аренду жилья на ЮБК в период с мая по октябрь за самую убитую комнату начинался от 60 тысяч. В эту стоимость не входили ни фен, ни утюг, ни микроволновая печь, стирать — в соседнем доме, возможность пользования кондиционерам — по строго оговоренным часам. Жилье в Крыму, можно сказать, самый сложный вопрос. Многое из того, что предлагает рынок, вообще построено незаконно во времена Украины, дома не зарегистрированы.

«Если еще три-четыре года назад все нововведения (особенно с точки зрения законодательства) воспринимались агрессивно и в штыки, то сейчас процесс идет значительно быстрее» «Если еще три-четыре года назад все нововведения (особенно с точки зрения законодательства) воспринимались агрессивно и в штыки, то сейчас процесс идет значительно быстрее»

О переменах и том, как меняется крымская ментальность

В целом за те три года, которые я прожила в Крыму, изменения серьезные. Это касается даже ментальности местных жителей. Они привыкают жить по новым правилам, хотя полуостров еще продолжает вписываться в российские законы. Если еще три-четыре года назад все нововведения (особенно с точки зрения законодательства) воспринимались агрессивно и в штыки, то сейчас процесс идет значительно быстрее. Да, многие представители малого бизнеса все еще работают вчерную и всерую, но с каждым годом их становится все меньше и меньше.

Главная перемена — это дороги и инфраструктура. Весь полуостров можно объехать по той самой знаменитой «Тавриде» — новая классная дорога без пробок с уютными заправками и кафе (флагманы местного рынка — ATAN и TES). Да и в целом качество дорог в Крыму стало лучше. Улучшились и вопросы, связанные с коммунально-бытовыми условиями. Сейчас практически везде есть газ, свет, вода и отопление, работают они, кстати, практически бесперебойно. Интересный факт: у моих севастопольских друзей по всей квартире работают регуляторы напряжения электричества. Я очень долго пыталась понять, для чего они нужны. Когда Крым был украинским, мощность электричества была неравномерной: то по каплям хватало на работу хотя бы электрочайника, то било так, что разом из строя выходила вся бытовая техника. Сейчас такого нет, но датчики по старой памяти остались.

В последнее время еще появилось много действительно хороших отелей, санаториев, резиденций летнего отдыха, развлекательно-досуговых центров, модных ресторанов с премиальным сервисом и по адекватным ценам. В сфере развития туризма Крым в принципе шагает семимильными шагами. Если еще 10 лет назад основной формат отдыха на полуострове был дикий — с палатками, на машинах, то сейчас тех, кто предпочитает комфортный или даже премиальный отдых, стало гораздо больше. И полуостров эту потребность закрывает, предлагая вполне широкий ценовой диапазон на туриста практически с любым бюджетом. За последние три года активно стали развиваться услуги местных гидов: жители полуострова с удовольствием организовывают туры выходного дня с походами в пещеры, горы, долины и с выходом в море на яхтах и катерах. Как правило, оплачиваются такие услуги наличкой, без каких-либо документов, чеков. В среднем двухдневный тур обойдется на человека ориентировочно в 6–8 тыс. рублей.

«В сфере развития туризма Крым в принципе шагает семимильным шагами. Если еще 10 лет назад основной формат отдыха на полуострове был дикий — с палатками, на машинах, то сейчас тех, кто предпочитает комфортный, или даже премиальный отдых стало гораздо больше» «В сфере развития туризма Крым в принципе шагает семимильными шагами. Если еще 10 лет назад основной формат отдыха на полуострове был дикий — с палатками, на машинах, то сейчас тех, кто предпочитает комфортный или даже премиальный отдых, стало гораздо больше»

На ценник туристических услуг значительно повлияли политические события. По неофициальной статистике, турпоток за последние два года снизился на 30%. Но в Крым едут, и сказать, что туристическая полуостровная жизнь замерла, нельзя.

С развитием туристической отрасли значительно стал повышаться и уровень качества оказываемых услуг. Если те же пять лет назад отсутствие выбора сильно сказывалось на сервисе, когда туристам приходилось довольствоваться отелями в «три звезды» (в лучшем случае), что стоило как полноценная «пятерка» с системой «все включено», то с приходом новых игроков выживать в условиях конкуренции, работая по старым правилам, бизнесу стало гораздо сложнее. То же самое касается и общепита. Еще три года назад большой удачей было сходить на ужин, не оставив ползарплаты, и при этом не отравиться. Сегодня мы с друзьями можем выбирать: где вкуснее, красивее или бюджетнее.

О Татарстане в Крыму

Активно в Крыму сейчас отстраиваются школы, детские сады, парки, медицинские центры. В этом году в Евпатории откроется федеральный детский реабилитационный центр на 300 койко-мест, строительством которого занимается, кстати, татарстанская организация «Татинвестгражданпроект». Вообще, Татарстан в Крыму знают хорошо, а о наших туристах крымчане отзываются только самыми теплыми словами. Неоднократно слышала: «Татарские туристы — самые счастливые и позитивные люди».

За последние три года Татарстан значительно повлиял на жизнь Фороса: открылся детский оздоровительный комплекс «Ак Барс», который называют чуть ли не вторым Артеком, был проведен капитальный ремонт поселкового клуба и благоустроен сквер рядом с ним, который назвали «Казанским». В августе прошлого года Казань и Ялта заключили соглашение о сотрудничестве в туризме, культуре, образовании, развитии инфраструктуры.

В общем, несмотря на непростые события, Крым развивается, потенциал здесь огромный. Это можно понять даже по приличным инвестициям, поток которых не только не прекратился, а скорее увеличился. И это касается не только частных инвесторов, но и крупных заказчиков федерального уровня. Мало-помалу разрушается миф о том, что на полуострове ничего нет — да все тут есть. Крым гордо преодолевает все сложности и невзгоды.