1. «СТРЕЛОЧНИКИ» ИЛИ ВИНОВНЫЕ?

С момента задержания главных фигурантов по делу о крушении «Булгарии» прошел почти год.

Спустя три дня после трагедии была арестована Светлана Инякина - генеральный директор ООО «АргоРечТур», арендовавшего теплоход. В этот же день был арестован 62-летний Яков Ивашов - старший эксперт Камского филиала Росречрегистра, который, как считает обвинение, выдал разрешение спустить судно на воду после ремонта, зная о его недостатках. В августе к ним присоединились начальник Казанского линейного отдела Волжского управления Ространснадзора Ирек Тимергазиев и главный госинспектор Казанского линейного отдела Волжского управления Ространснадзора Владислав Семенов. Их обвиняют в том, что они подписали акт предлицензионной проверки. Однако сторона защиты Семенова и Тимергазиева настаивает - между крушением и утвержденным бланком нет никакой связи, якобы он не носил разрешительного характера.

За год главные фигуранты практически ни разу не прокомментировали случившееся. Их трактовку страшных событий июля прошлого года можно было узнать только лишь из скупых слов, которые они произносили в суде всякий раз, когда следователи в очередной раз выступали с ходатайством о продлении им срока содержания под стражей.

Правда, на прошлой неделе Константин Габелев - адвокат Инякиной, организовал встречу своей подзащитной с представителями федеральных СМИ, желая, по всей видимости, чтобы позиция обвиняемой была услышана за пределами Татарстана. Так, в интервью КП Инякина заявила, что не понимает, почему из нее «сделали монстра». Она напомнила, что год назад сама пришла в следственный комитет со всеми документами – там ее и задержали.

С тех пор список обвиняемых пополнил лишь старпом теплохода Рамиль Хаметов. О личности последнего и его роли на затонувшем судне имеются противоречивые мнения. Говорят, что привлечь к ответственности Хаметова просила лично Инякина – она якобы предоставила следствию данные, которые позволили предъявить старпому обвинение. Но, скорее всего, Хаметов окажется осенью на скамье подсудимых из-за показаний повара «Булгарии» Алины Руфиевой, которая во время допроса рассказала следователям, что в день трагедии многие члены экипажа выпили, отмечая День рыбака. Выходит, что старпом, как второй человек на корабле, будет нести ответственность за нарушение дисциплины на борту, за техническое состояние теплохода он отвечать не вправе.

- Крушение произошло в смену капитана, причем тут Хаметов: его не было в это время на вахте и его нельзя обвинить в случившемся, - заявил в разговоре с газетой «БИЗНЕС Online» директор круиза теплохода «Булгария» Роман Низамов. - На корабле решение всегда принимали два человека - капитан и второй штурман Владимир Назаров. Они работали на теплоходе более 15 лет, хорошо знали его, и когда возникали проблемы, все шли за советом к ним, особенно часто к Владимиру Ивановичу.

Еще в июле прошлого года Дмитрий Медведев, будучи в то время президентом России, потребовал, чтобы наказание за гибель «Булгарии» понесли не «стрелочники», а «все, кто организует этот процесс». Кем являются нынешние обвиняемые – пока судить трудно, подноготная бюрократической волокиты, которая стоит за процессом спуска теплохода на воду, вскроется лишь в суде. Но одно уже ясно наверняка – никто из обвиняемых своей вины не признает.

2. СЛОЖНЕЙШЕЕ ДЕЛО

За год следователям удалось собрать 96 томов уголовного дела по факту крушения теплохода. В связи со сложностью дела и большим объемом срок следствия недавно был в очередной раз продлен до 10 ноября. Следователь-криминалист следственного управления следственного комитета по Татарстану, входящий в следственную группу по «Булгарии», Айдар Галиев сообщил, что одних только допросов свидетелей, потерпевших и должностных лиц было проведено около тысячи.

Также по делу пришлось провести около трех десятков обысков и выемок, более двухсот экспертиз. В их числе - комплексная судоводительская и инженерно-техническая экспертиза, судебно-трассологическая, металловедческая, геномная, компьютерная и несколько почерковедческих экспертиз. Заместитель главы СК РФ Владимир Маркин, лично курирующий следствие, заявил, что «это было сложнейшее уголовное дело».

3. «МНЕ СНЯТСЯ КОШМАРЫ – БУДТО Я НЕ МОГУ ВЫПЛЫТЬ С «БУЛГАРИИ»

В мае, когда уголовное дело по факту крушения теплохода было подготовлено для ознакомления, многие потерпевшие отказались от знакомства с многотомными материалами – разумеется, вновь переживать и восстанавливать в памяти события 10 июля прошлого года выжившим пассажирам «Булгарии» лишний раз очень тяжело.

- Все вокруг ревели и кричали, - вспоминала пассажирка «Булгарии» Гульфира Нерзиева. - Я вела себя спокойнее, но лишь потому, что я никого не потеряла на корабле. Я не умею плавать, могу утонуть и в двухметровом бассейне. То, что мне удалось выжить, это просто Бог меня спас. Но все мы получили тяжелую психологическую травму – до сих пор просыпаюсь по ночам в ужасе. Мне снятся кошмары о том, что я не могу выплыть с «Булгарии», которая ушла под воду.

Семьи погибших получили от государства по 1 млн. рублей, люди, получившие тяжелые травмы и травмы средней тяжести, - по 400 тыс. рублей, легкие травмы - по 200 тыс. рублей.

4. «МИНИСТР КАТАСТРОФ» НЕ УСИДЕЛ В СВОЕМ КРЕСЛЕ

После трагедии на Волге от должностей не отстранили ни одного крупного чиновника (руководителей мелкого звена, таких как Ивашов, можно не брать в счет). Через несколько дней после гибели «Булгарии» в Казань прилетел Владимир Путин - тогда премьер РФ. Многие ожидали, что именно во время визита премьера своих кресел лишатся первые лица российского минтранса и надзорных органов, обязанных контролировать безопасность перевозок. Но этого не произошло. По всей видимости, тогда Путин не захотел рубить с плеча.

Но спустя год экс-министр транспорта РФ Игорь Левитин в состав нового правительства, возглавляемого Медведевым, не вошел. Возможно, потому, что после затонувшей «Булгарии» и рухнувшего под Ярославлем самолета Як-42 с полным составом хоккейной команды «Локомотив» на борту за Левитиным устойчиво закрепилось в прессе обидное прозвище «министр катастроф».

5. ТУРОПЕРАТОРЫ: «МЫ ТЕРЯЕМ КАЗАНЬ КАК НЕКОГДА ПОПУЛЯРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ»

Директор филиала компании «Плес» в Самаре Римма Натулькина рассказала газете «БИЗНЕС Online», что «Булгария» стала настоящим испытанием для речной отрасли.

- Сегодня туристы живут в страхе, самом настоящем. Мы даже постепенно теряем Казань как бывшее некогда популярным направление. Ибо если и едут, то в Москву, Санкт-Петербург. С посещением достопримечательностей и дорогой в оба конца поездка обходится примерно в 30 - 35 тысяч рублей, - добавила Натулькина.

О кризисном для речных круизов времени говорят и казанские туроператоры, правда, они винят в неутешительной ситуации на рынке не столько «Булгарию», сколько СМИ, которые после катастрофы вплотную занялись темой безопасности речного транспорта.

- Конечно, спрос на речные круизы упал, потому что СМИ постоянно твердят о том, что суда находятся в ужасном состоянии, что на речном флоте царит полная анархия, - объяснил представитель компании «Интурволга». – Это очень большая трагедия, и люди, насмотревшись этих кадров, начинают бояться. Хотя самолеты тоже падают, но ведь все продолжают летать. Если журналисты перестанут полоскать эту тему, то ситуация наладится. По Волге ходят хорошие теплоходы с хорошей развлекательной программой, каюты сейчас все в основном реконструированы – с туалетом, с душем, холодильником и кондиционером. А по телевидению показывают такие ужасные теплоходы – сложно предположить, где они их находят, и эти теплоходы страшнее атомной войны. И показывают на всю Россию.

Но истинные поклонники речных круизов до сих пор предпочитают не изменять своим привычкам. В числе любителей прогулок по Волге, к слову, и прокурор республики Кафиль Амиров. Он рассказал газете «БИЗНЕС Online», что, несмотря на трагедию, остался поклонником речных круизов. Прокурор республики заявил, что, оказавшись в каюте, всегда проверяет наличие в ней спасательных жилетов. И после случившегося ЧП уже плавал на теплоходе вверх по Волге.

6. ЧИНОВНИКИ НАДЗОРНЫХ ОРГАНОВ БЕГУТ С РАБОТЫ

Этой весной в казанском речном порту ощущалась нехватка судов пригородного сообщения. Пассажирам задержку объясняли либо ремонтными работами подвижного состава, либо «большой» водой на Волге, из-за которой якобы сообщение пришлось отложить по многим популярным направлениям.

Однако газета «БИЗНЕС Online» выяснила, что нехватка флота была связана с частичной ликвидацией Казанского линейного отдела Госморречнадзора. Ситуация, которая складывается с филиалом этого ведомства, весьма тревожит.

- Меня интересует вопрос, собирается ли Ространснадзор восстанавливать Казанский линейный отдел, - объясняет корреспонденту «БИЗНЕС Online» Валерий Вольнов, начальник Казанского линейного отдела Волжского управления Госморречнадзора (Ространснадзор), который в настоящее время является единственным сотрудником этого подразделения. – Прошлым летом у нас работало около 12 человек, а сейчас фактически я один остался – кто-то находится под следствием по делу «Булгарии» (бывший начальник линейного отдела Ирек Тимергазеев – прим. автора), многие сами разбежались.

Вольнов объясняет, что в Чистополе ему необходимо проверить 80 судов, которые должны выйти в плаванье, а в Казани и того больше – около 350 судов.

- Раньше у нас был отдельный человек, который занимался делопроизводством, а сейчас мне приходится ездить между Чистополем и Казанью, бегать по кораблям, да еще и табели оформлять, - говорит Вольнов. – Мне одному проделать такой объем работы быстро не получится, поэтому многим судам приходится дожидаться проверки, а перевозчики уже жалуются на нехватку судов.

Журналист «БИЗНЕС Online» дозвонился до Олега Абукина - начальника управления Волжского управления государственного морского и речного надзора федеральной службы по надзору в сфере транспорта. Это отделение располагается в Нижнем Новгороде. Абукин посетовал на «кадровый голод» и сообщил, что после случая с теплоходом «Булгария» специалисты в их ведомство идут неохотно – большая ответственность, а зарплата небольшая.

- За Казанью в линейном отделе числятся сейчас два инспектора – Габаев (он работает в Ульяновске – прим. автора) и Вольнов, - обрисовал ситуацию Абукин. - Их руководитель сейчас находится под следствием. В Казани в данный момент объявлен конкурс, есть три вакантных места. Но зарплаты у нас невысокие, пока никто не идет работать... Да, сейчас нет человека, который бы всегда неотлучно находился в Казани, но мы ищем людей. Видимо, народ боится.

7. БУКЕТ ИЗ АНТИРЕЙТИНГОВ

Гибель «Булгарии» негативно сказалась и на всевозможных рейтингах – там, где раньше Татарстан был лидером, теперь, благодаря беспристрастной статистике, плетется в «хвосте», либо встал во главе антирейтинга. Так, Всероссийский центр изучения общественного мнения в конце прошлого года составил традиционный рейтинг событий года, опросив тысячу респондентов. Крушение теплохода «Булгария» оказалось на втором месте в рейтинге событий, с точки зрения респондентов (главным событием года для респондентов стала гибель «Локомотива»).

Аналитическое агентство «Смыслография» в мае 2012-го составило рейтинг модернизации субъектов РФ за 2011 год. Оценка основана на количестве положительных упоминаний в 100 ведущих федеральных СМИ о программах развития инфраструктуры, поддержке малого и среднего бизнеса, улучшении инвестиционного климата. Татарстан в этом рейтинге опустился с 8-го на 14-е место. Снижение рейтинга Татарстана гендиректор «Смыслографии» Ольга Васильева объяснила повышенным интересом прессы к крушению «Булгарии».

Стоит ли говорить, что Татарстан стал в прошлом году лидером в страшном рейтинге по количеству смертей на воде – за время купального сезона в республике утонули 232 человека (из них 122 – пассажиры «Булгарии»).

8. ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ

Ни одна трагедия не обходится без своих героев. Капитан теплохода «Арабелла» Роман Лизалин, который первым пришел на помощь спасшимся пассажирам «Булгарии», за минувший год, кажется, собрал все возможные премии и награды. Бывший глава МЧС Сергей Шойгу наградил его ведомственной медалью «За содружество во имя спасения», в декабре Лизалин был награжден орденом Мужества, затем получил премию «Своя колея» (посвященную дню рождения Владимира Высоцкого) и даже республиканскую премию «Мужчина года».

9. «ЕГОРОВ НЕ ПРИЗНАЛ ВИНУ И ПОЛУЧИЛ ПО ПОЛНОЙ!»

Двух капитанов – Юрия Тучина и Александра Егорова, прошедших мимо спасшихся пассажиров «Булгарии», за минувший год успели привлечь к уголовной ответственности. Капитана сухогруза «Арбат» Тучина, который полностью признал свою вину и пошел на сделку со следствием, суд приговорил к выплате штрафа в 130 тыс. рублей – из здания Камско-Устьинского районного суда Юрий Владиславович уходил в приподнятом настроении, а в настоящее время находится в рейсе в Средиземном море. Егорова ожидало более суровое наказание за то, что капитан категорически отказался признавать свою вину, судья Людмила Петрова назначила ему штраф покрупнее – 190 тыс. рублей.

- Мне дали самое низшее наказание, потому что мое дело рассматривалось в особом порядке, я пошел на сделку со следствием и активно с ним сотрудничал, - объяснил Тучин газете «БИЗНЕС Online». - А Егоров не захотел признать свою вину, вот и получил по полной. Мне сложно сказать, мог ли он оказать людям помощь, я не знаю. Но я точно ничем не мог им помочь.

10. ВЛАДЕЛЕЦ ОСТАЛСЯ В ТЕНИ

Через несколько дней после трагедии СМИ сообщили о том, что владельцем затонувшего теплохода является пермский миллионер Михаил Антонов (по некоторым данным, в прошлом член «Единой России» - после ЧП его поспешили исключить из партии). Тогда ходили слухи о том, что он после случившегося сбежал за границу – впрочем, эту информацию вскоре опровергли коллеги Антонова. Удалось также узнать, что ему принадлежит 99,9% акций ООО «Камская судоходная компания», а арендатором «Булгарии» являлось ООО «Бриз», учредителем которого также является председатель совета директоров ОАО «Судоходная компания «Камское речное пароходство» Антонов. Следователи провели выемки документов в помещениях собственника судна и его арендатора, но к ответственности его так и не привлекли.

Стоит отметить, что Антонов не раз попадал в поле зрения правоохранительных органов, в частности, в прошлом году он находился под следствием за незаконный оборот боеприпасов. Ранее его подозревали в мошенничестве, незаконном предпринимательстве и злоупотреблениях. Но все уголовные дела в отношении главного уральского речника были прекращены.

Все это время Антонов оставался самой загадочной фигурой в деле «Булгарии». Он старался держаться в стороне – боялся ли, что им заинтересуется следствие, или был ввиду своей занятости далек от происходящего? Самое интересное, что теплоход, который стоит сейчас в затоне возле Камского Устья, до сих пор принадлежит бизнесмену, и он должен определить его дальнейшую судьбу. Но пока «Булгария» неприкосновенна – она является главным вещдоком в уголовном деле.