«КФУ БЕРЕТ НА ВООРУЖЕНИЕ МИРОВЫЕ СТАНДАРТЫ ОБРАЗОВАНИЯ»

- Ильшат Рафкатович, президент РФ Путин поставил задачу: обеспечить к 2020 году вхождение не менее пяти российских университетов в первую сотню ведущих мировых вузов. Есть ли у КФУ такие амбиции, и если да, то как вы собираетесь этого добиться? (Фарида Тансыковна Нежметдинова)

Ильшат Гафуров: Амбиции такие есть, и путь здесь такой – реализовать свою программу развития.

Мы приняли решение взять на вооружение мировые стандарты образования. Скажем, студенты-отличники, которые заканчивают отделение иностранных языков Института филологии и искусств, могут пройти тестирование по английскому языку и получить международный сертификат независимой авторитетной организации TOEFL, в этом случае университет этот экзамен оплачивает. И если они сдают экзамен, мы оплачиваем получение сертификата. Это относится и к Кембриджскому сертификату, экзамену по французскому языку под эгидой «Альянс Франсез», ряду других международных квалификационных испытаний.

Подобную систему мы выстраиваем с банками: по окончании университета выпускник получает наш диплом и сертификат банковского сообщества, пройдя дополнительное тестирование, разработанное банками. А выпускники юридического факультета могут получить свой «знак качества » от ассоциации юристов России. Ведь выпускник юрфака, строго говоря, еще не юрист, он должен быть принят этим сообществом.

Вот если мы так будем действовать по каждому направлению, то достигнем поставленной цели. Многое зависит от того, по каким критериям будут оцениваться университеты. Ведь существующие рейтинги и критерии кем-то разработаны. Сначала появился рейтинг Times, потом – Шанхайский. Так ведь китайцы, по сути, разработали этот рейтинг под себя! Если в России будут разработаны свои национальные рейтинги, наверное, потребуются дополнительные финансовые ресурсы, чтобы эта система критериев была признана в мире. Тогда, например, мы можем сказать, что будем признавать дипломы тех зарубежных университетов, которые войдут в сотню лучших именно по национальному российскому рейтингу.

«БЮДЖЕТ ПРЕСТИЖНОГО МИРОВОГО ВУЗА - ОТ 1 МИЛЛИАРДА ДОЛЛАРОВ»

- Марат Сафиуллин: Мы сейчас активно изучаем опыт мировых вузов, которые входят в Тop, определяют политику образования. И в этом плане очень интересен опыт сингапурских вузов. Мы посещали их, встречались с руководством и наметили пути кооперации. Ответ очень простой: у престижного мирового вуза, где учится даже меньше студентов, чем в КФУ, а именно тысяч 20 - 30, бюджет в среднем начинается от одного миллиарда долларов…

- Ильшат Гафуров: Действительно, бюджет университета Калгари (Канада) – 1,6 миллиарда долларов, сингапурских университетов – 1,3 – 1,8 миллиарда в зависимости от направления вуза. Они поступают как спортивные команды – покупают лучших ученых из многих стран мира.

- Марат Сафиуллин: А у КФУ – лишь 15 - 20 процентов от этих сумм, и поэтому претворять в жизнь амбициозные программы весьма непросто. Но раз руководство страны ставит такие задачи, значит оно осознает сложность проблемы, и какие-то шаги будут предприняты на общегосударственном уровне. Хочу подчеркнуть: если посмотреть, сколько за эти небольшие средства мы даем научных результатов, то здесь мы выглядим очень неплохо!

- Ильшат Гафуров: Мы должны делать то, что нужно стране. Если нужно готовить учителей, и мы взялись за это дело, то мы обязаны с ним справиться. Даже если это в чем-то нам невыгодно. Если нужно заниматься историей и языком татарского народа, то мы должны этим заниматься, хотя наш международный рейтинг от этого существенно не меняется. Но это наша миссия! Очевидно, что при присоединении ИНЭКА рейтинг университета временно понизится, но раз стране, республике нужны современные инженерные кадры, мы обязаны этим заниматься.

«КАЖДЫЙ МЕТР ПЛОЩАДИ БИБЛИОТЕКИ ДОЛЖЕН РАБОТАТЬ»

- Зачем здание библиотеки им. Лобачевского отдали под Сбербанк, ликвидировали профессорско-преподавательский зал библиотеки? Площади читательских залов в Лобачевке сокращены в три раза! (Сергей Комаров)

460-3.jpg
Ильшат Гафуров: «Задача – оцифровать ту литературу, которая находится в архивах, прежде всего это фонд редких книг»

- Ильшат Гафуров: К сожалению, иногда люди живут слухами… Ничего в библиотеке не ликвидировано! Другое дело, что в последнее время ее посещаемость резко упала, это, кстати, общая картина по стране. Поэтому мы свою библиотеку переводим на современные «рельсы»: преобразуем многие издания в электронный вид, везде в залах Wi-Fi, закупаем большое количество научных журналов. Мы там разместили библиотеку имени Бориса Ельцина, многое еще чего сделали. Поэтому сегодня посещаемость читальных залов возрастает. Мы библиотеку переделываем таким образом, чтобы работал каждый метр ее площади.

- Насколько сегодня оцифрованы фонды библиотеки?

- Ильшат Гафуров: Процесс оцифровки начался несколько лет назад, но сегодня в «цифру» переведено еще не так много книг.

- Но стоит задача перенести весь фонд на «цифру»?

- Марат Сафиуллин: Задача такая стоит, и уже для этого закуплено соответствующее оборудование. Сегодня каталог библиотеки полностью переведен в электронный вид, и стоит задача оцифровать фонд. Технически это очень трудоемкая работа.

- Ильшат Гафуров: Все новые поступления сразу оцифровываются. Задача – оцифровать ту литературу, которая находится в архивах, прежде всего это фонд редких книг.

- За какой срок вы намерены завершить работу?

- Ильшат Гафуров: Думаю, в течение двух-трех лет мы это сделаем.

- А есть планы интеграции в какую-то мировую электронную книжную сеть?

- Марат Сафиуллин: Есть договоренность с издательством «Эльзевир», а это доступ ко всем издаваемым электронным ресурсам. Мы получаем все новые базы данных, 99 процентов – на иностранных языках. В целом затраты на приобретение новой литературы и доступа к электронным источникам составляют более 20 миллионов рублей в год.

460-2.jpg
Ильшат Гафуров: «В общей сложности у нас около 650 объектов. Этого и хватает, и не хватает. В течение двух-трех лет мы придем к оптимальному варианту университета, и возможно, от чего-то будем отказываться»

- И тем не менее университетские ученые и преподаватели подключены к мировым научным ресурсам…

- Марат Сафиуллин: Даже если у кого-то нет доступа, но есть разовая потребность, он может прийти в библиотеку и сделать заказ на выборку по определенной теме. Определив по выборке, что конкретно нужно, ему загрузят этот материал.

- А если за два-три года вы собираетесь все оцифровать, то, может быть, потребность в больших площадях библиотеки вообще отпадет?

- Ильшат Гафуров: Будет и то, и другое, потому что кто-то любит работать с книгой и писать авторучкой.

- Марат Сафиуллин: Библиотечные помещения нам еще нужны для того, чтобы между занятиями студенты могли где-то посидеть, подготовиться. Студент может прийти в библиотеку с компьютером и работать – там есть специальные розетки и бесплатный Wi-Fi. Таким образом, свободное от занятий время используется очень эффективно.

- Ильшат Гафуров: Университет меняется очень быстро! Приглашаем вас на экскурсию.

«ДЛЯ ПЕРЕНОСА КФУ ЗА ГОРОД НУЖНО 50 МИЛЛИАРДОВ РУБЛЕЙ»

- Сколько в университете помещений? Их хватает?

- Ильшат Гафуров: В общей сложности у нас около 650 объектов. Этого и хватает, и не хватает. После проведения определенных мероприятий в течение двух-трех лет мы придем к оптимальному варианту университета, и возможно, от чего-то будем отказываться. Приведу пример: мы присоединили академию государственного и муниципального управления, где было определенное количество студентов, за обучение которых платила республика. Но в таком объеме эти специалисты сегодня не нужны, поэтому мы сокращаем прием.

- А с двумя высотками - зданием физфака и второго корпуса - что-то будете делать?

- Ильшат Гафуров: Высотки ремонтируются. Физфак уже не узнать!

- И внешний вид тоже изменится?

- Ильшат Гафуров: Вы знаете, внешний вид нас, конечно же, волнует, но в меньшей степени, главное – комфортные условия для работы и учебы, насыщенность оборудованием. Хотя, конечно, о фасадах нужно тоже думать.

«ИЛИ РЕЙТИНГ ПОВЫШАТЬ, ИЛИ ФАСАДЫ РЕМОНТИРОВАТЬ»

- Есть Деревня Универсиады. Это великолепное решение с точки зрения компактности размещения всех зданий – общежития и т. д. Нет мысли построить там необходимые помещения для университета? Сколько вам нужно площадей?

- Ильшат Гафуров: У нас сейчас около 800 тысяч квадратных метров площадей. Вы знаете, что сейчас речь идет о строительстве «айтишного» города-спутника Казани Иннополиса, и скорее всего, там будет филиал нашего университета. Что касается строительства своего городка, то при имеющихся финансовых ресурсах это нереально.

- Марат Сафиуллин: Для переноса университета за город нужно примерно 50 миллиардов рублей.

460-2.jpg
Марат Сафиуллин: «Реальные потребности должны быть выражены в стоимостном виде. То есть если нам нужны хорошие учителя, то должна быть достойная заработная плата. То же самое и с инженерным образованием»

- Ильшат Гафуров: И такая задача сегодня перед нами пока не стоит.

- Переведя университет из центра города, можно было бы решить проблему пробок. И всем было бы удобнее…

- Ильшат Гафуров: Таким образом проблему пробок не решишь, для этого нужны развязки, нормальная работа метрополитена. Другое дело, что нам нужно построить многоуровневую парковку. Но все дело в приоритетах – или рейтинг повышать, или фасады ремонтировать. Если мы деньги сконцентрируем на фасадах, надо будет забыть и о рейтинге, и о науке, и об учебном процессе. На этот случай есть пословица: «По одежке протягивай ножки...»

У нас есть центровые вопросы, которые мы должны решить, и мы их решаем. Во-первых, промышленность должна почувствовать необходимость в наших исследованиях, а для этого мы сами должны меняться. И сама промышленность должна меняться, потому что в этом деле нельзя разговаривать на разных языках, должно быть движение навстречу друг другу. Вот задача! И очень важно, в каких аудиториях, в каких условиях ее решать.

Хотя фасадами мы тоже занимаемся – в этом году будет отреставрировано достаточно большое количество зданий, в том числе здание бывшего КГФЭИ, переданные нам здания на Лево-Булачной, хранилище редких книг и др. Все зависит от ресурсов, которые мы можем сконцентрировать.

- Марат Сафиуллин: Цена вопроса ремонта двух наших высотных зданий – 300 - 400 миллионов рублей.

«НИ О КАКОЙ ЛИКВИДАЦИИ БАЗ ОТДЫХА РЕЧЬ НЕ ИДЕТ»

- Проясните, пожалуйста, перспективы развития спортивного лагеря КФУ на Кордоне. Этот вопрос волнует многих настоящих и бывших студентов КГУ. Существуют многолетние традиции и славные страницы деятельности лагеря. Может быть, стоит их возродить? А ходят разговоры, что лагерь продают частному инвестору под базу отдыха. (Olga Dolgikh)

- Ильшат Гафуров: Во-первых, ничего никому мы не продаем! Даже при большом желании продать мы не сможем этого сделать по той простой причине, что это федеральная собственность, а у нас все имущество находится в оперативном управлении.

Другое дело, что при присоединении вузов, которые тоже имеют свои загородные базы, мы должны определить очередность их реставрации. В плачевном состоянии находится база у нашего филиала в Елабуге, относительно хорошая база на Яльчике у бывшего ТГГПУ, есть база у КФЭИ, есть университетская база на Кордоне. Еще есть достаточное количество баз практики, и они тоже дублируют друг друга. В этом году мы должны принять решение, где будут проходить практику наши биологи, геологи и т. д. Мы рассматриваем возможность создания на одной территории и баз отдыха, и баз практики.

В общем, идет процесс обсуждения и выбора оптимальных вариантов использования загородных баз, соответственно, куда в первую очередь нужно сделать финансовую «инъекцию», чтобы студенты и преподаватели могли проводить отдых на достойном уровне. Как видите, ни о какой ликвидации речь не идет.

460-4.jpg
Ильшат Гафуров: «Высшее образование иметь не обязательно. Но в то же время человек должен учиться каждый день, узнавать новое. Иначе бизнес – если он предприниматель – у него не получится»

«ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ИМЕТЬ НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО»

- Я работаю в Зеленодольском филиале КНИТУ им. Туполева. В 2010 году под крыло нашего вуза перешел Зеленодольский судостроительный техникум. Теперь под одной крышей обучаются студенты НПО, СПО и ВПО. Окончив этап образования, можно с определенной привилегией перейти на более высший. На ваш взгляд, каковы перспективы и точки роста такого симбиоза образовательных этапов? (Шакиров Сабир Растамович)

- Ильшат Гафуров: Такое объединение начального, среднего и высшего звеньев образования имеет право на жизнь в основном в отраслевых вузах, там это действительно необходимая вещь для экономики. У нас такая система, скорее всего, будет создана на базе бывшей ИНЭКА, ориентированной на машиностроительный комплекс. И на этом все, поскольку предназначение федерального классического университета иное, нежели чем у отраслевого вуза.

Да, у этой системы есть плюсы и минусы. К минусам относится влияние на международный рейтинг вуза, ведь снижаются показатели: количество публикаций на количество работающих, «остепененность» преподавателей и так далее.

- Почему, по-вашему, большинство людей вашего возраста не понимают, что отсутствие «вышки» - это не признак глупости, ограниченности или каких-то еще подобных качеств? Вы как считаете, ВО это обязательно? Не думаете ли вы, что вузы (я говорю про региональные) это своего рода раздутые пузыри, которые покрыты туманными выгодами для студентов, и что это в первую очередь страховка-оберег для родителей от того, чтобы их дети не попали в дискомфортную ситуацию и не нюхнули, что называется, пороха? (Petr_Chekulaew).

- Ильшат Гафуров: Сразу могу сказать – высшее образование иметь не обязательно. Нужно заниматься тем делом, которое тебе нравится. Но в то же время человек должен учиться каждый день, развиваться, узнавать новое. Иначе бизнес – если он предприниматель – у него не получится.

Мнение родителей, что ребенок обязательно сразу после школы должен поступить в вуз, неправильное. Не все способны получить высшее образование, но родители ищут разные ходы-выходы... И такой ребенок, получив диплом, считает, что его обязательно должны взять на работу, а если этого не происходит, он нередко просто ломается.

«СЕГОДНЯ ЛЮДЕЙ НЕЛЬЗЯ ВЗЯТЬ И ЗАГНАТЬ НА ЗАВОД»

- В продолжение этой темы есть еще один вопрос: «КАК объяснить детям, стоящим перед выбором своей профессии, что лучше получить настоящее образование, к примеру, токаря, а не стать поддельным юристом или никому не нужным менеджером?» (Шакиров Сабир Растамович)

- Ильшат Гафуров: Это все зависит от воспитания. Родители должны этим заниматься не только перед окончанием школы, а постоянно объяснять детям, как и что происходит в жизни. Но для этого и самим родителям надо постоянно учиться.

- Марат Сафиуллин: Мы часто говорим о том, что должны что-то формировать. Но идеология не должна отставать от реальности, иначе это будет обман. Реальные потребности должны быть выражены в стоимостном виде. То есть если нам нужны хорошие учителя, то должна быть достойная заработная плата, чтобы люди в школу шли на конкурсной основе. То же самое и с инженерным образованием.

- Ильшат Гафуров: Все говорят, что нам нужны инженеры, но производительность труда на наших базовых предприятиях, к сожалению, отстает от европейской и мировой. И это не позволяет достойно платить людям. И компетентные специалисты либо выбирают другую работу, либо уезжают.

Но государство сегодня сказало свое слово о необходимости тех или иных профессий, смотивировав это увеличенным нормативом по оплате за подготовку этих специалистов. В частности, если подготовка одного специалиста по гуманитарным дисциплинам в год обходится государству в зависимости от специализации в 60 - 70 тысяч рублей, то для инженерных специальностей вводится коэффициент 2,2 - 2,3. То есть стоимость подготовки инженера – более 120 тысяч рублей.

Государство свое слово сказало, теперь очередь за предприятиями. Государство потратило деньги, мы подготовили этих специалистов, а предприятия должны сказать не просто «идите к нам», а создать высокотехнологичные рабочие места, предложив достойные условия труда и его оплаты.

Скажем, Сбербанк это сделал: он выделяет для молодых специалистов доплаты в течение первых лет работы. Если за это время работник не проявил свои деловые качества, то он просто лишается надбавки. То же самое мы делаем для молодых ученых, доплачивая им 15 тысяч рублей на конкурсной основе. Но через два года он должен защититься, участвовать в хоздоговорных проектах, в получении грантов. То же самое должны делать и промышленники. В противном случае они все время будут жаловаться на нехватку специалистов. Сегодня людей нельзя взять и загнать на завод.

«ОСЕНЬЮ В КФУ ЗАРАБОТАЕТ СОБСТВЕННОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ»

- Попечительский совет КФУ функционирует? Как часто он собирается?

- Ильшат Гафуров: Попечительский совет, который возглавляет президент РТ Рустам Нургалиевич Минниханов, собирается по мере необходимости. Раньше собирались чаще, и было дано немало поручений – и по строительству корпусов, и по оснащенности оборудованием, и по интеграции с реальным сектором экономики. Думаю, в начале сентября мы соберемся для подведения предварительных итогов. Хочу сказать, что крупные компании и учреждения, такие как "Татнефть" и "АК БАРС" Банк, они все выполняют свои обязательства.

- Сколько средств мобилизовано с помощью попечительского совета?

- Ильшат Гафуров: Давайте дождемся сентября, когда подведем итоги. А вот чтобы увидеть изменения, надо посетить университет, а то многие ориентируются на слухи. Кстати, у нас в сентябре заработает собственное телевидение – уже закуплено и монтируется оборудование…

Мы систематически отчитываемся перед ученым советом университета, более того, многие решения созревают на его заседаниях. Движение вперед у нас есть!

- Ильшат Рафкатович, спасибо за участие в нашем разговоре. Успехов вам!

Окончание следует.

Ильшат Гафуров: «Университет изменился! Мы только иногда воспринимаем его как старый КГУ». Часть 1-я