460-лукоянов.jpg
Лукоянов: «В банде я не состоял и уж тем более не был ее лидером, да и банды такой никогда не было»

«СДАТЬ» ДРУГИХ НЕ ПОЛУЧИТСЯ

Верховный суд РТ, завершив знакомство с показаниями свидетелей, приступил в минувшую пятницу к допросу подсудимых. Первой ласточкой стал Валентин Лукоянов по кличке Валек. В начале судебного заседания судья Ильфир Салихов, обращаясь к стороне защиты, просил вести допрос подсудимого четко, «не выходя за рамки предъявленного обвинения».

- Рассказывать нужно только о своих действиях, попытки указать, что преступление совершено не вами, а другим лицом, я буду жестко пресекать! - предупредил Салихов.

Если учесть, что практически никто из подсудимых свою вину не признает – задача перед ними стояла крайне сложная: рассказать свою версию событий по каждому эпизоду и миновать при этом искушение «сдать» кого-нибудь из своих товарищей. В случае, если подсудимый не согласен с предъявленным обвинением, он может об этом заявить, но назвать лиц, которые, по его мнению, имеют к ним отношение, не может.

- То есть получается, что подсудимые должны либо согласиться с обвинением, либо  молчать, - поинтересовался адвокат Айрат Хикматуллин и судья объяснил, что подсудимым запрещено в присутствии присяжных говорить о причастности к преступлениям других лиц – таковы правила.

РАДЖА «НЕ ПРОКАТИЛ»

Задача была трудновыполнимой. И это подтвердил допрос подсудимого  Лукоянова, которого пришлось прерывать более десяти раз – три раза пришлось удалять из зала присяжных, чтобы в очередной раз предостеречь Лукоянова от ссылок к людям, которые, по словам подсудимого, являются истинными виновниками преступлений «повешенных» на него.

- В банде я не состоял и уж тем более не был ее лидером, да и банды такой никогда не было, - говорил Лукоянов. – Я вообще никогда не жил на Первых Горках, до 1993 года проживал в центре, закончил школу на Островского, а затем переехал в микрорайон Азино-2.

Лукоянов давал показания, не выпуская из рук протокол своего допроса, который состоялся во время предварительного следствия – было видно, что он волнуется и по всей видимости готовый текст перед глазами помогал ему не запутаться и излагать все последовательно. По словам Лукоянова, с Фирдинатом Юсуповым он познакомился спустя много лет после тех убийств, которые им вменяет следствие, а в «лихие 90-е» он водил дружбу лишь с его братом Ринатом и еще одним немало известным жителем Первых Горок Альбертом Батровым, больше известного в криминальных кругах под кличкой Бибик.

460--защита-лукоянова.jpg
Защите Лукоянова придется сделать все возможное, чтобы их подопечного не отстронили от участия в процессе

Убийство Константина Николаева по кличке Чекист, о котором уже подробно писала газета «БИЗНЕС Online», произошло в 1998 году. По словам Лукоянова, который, по версии следствия, является заказчиком убийства «первака» Николаева, в это время другой подсудимый Сергей Сардаев начал дружить с лидером «Хади Такташ» Радиком Галиакберовым по кличке Раджа. Николаев был другом убитого «хадишенскими» Александра Гринева по кличке Гриня и, по версии подсудимого, после расправы ходил к «Хади Такташ» с требованием выдать убийцу – Галиакберова подобная наглость вывела из себя.

Когда Лукоянов, продолжая повествование, заикнулся, что Николаева убили люди Раджи и при участии Сардаева, судья попросил его немедленно остановиться.

УГРОЗА УДАЛЕНИЕМ

-  Вы сейчас обвиняете Сардаева и «хадишенских» в убийстве Николаева, - объяснил судья Салихов причину резкого приостановления допроса и добавил, что строить защиту, обвиняя других недопустимо.

- Лукоянов лишь передал то, что знает со слов самого Сардаева. Он никого не обвиняет, а говорит о своей непричастности, - заступился за своего подзащитного адвокат Хикматуллин.

- Он говорит о своей непричастности, фактически заявляя о причастности Сардаева, но согласно выводам следствия Сардаев у нас не обвиняется в убийстве Николаева, - парировал судья и вынес замечание Лукоянову. И это было только первое замечание. Рассказ подсудимого продолжался и, когда он перешел к эпизоду убийства лидера группировки «Калуга» Вячеслава Татарова по кличке Янис, он снова заявил о том, что убитый авторитет не смог поделить с Сардаевым «крышу» над проститутками в отеле "Булгар". Причем, об этом, как выяснилось, Лукоянов узнал лично от Сардаева. От него же он услышал и об убийстве члена группировки «Камаевские» Марата Исхакова – там, по версии Лукоянова, причиной стала любовная история (об этой версии газета «БИЗНЕС Online» уже писала ранее). И всякий раз, когда Лукоянов намекал, либо открыто заявлял о причастности Сардаева к убийствам, вменяемых ему, судья выносил замечания либо удалял из зала присяжных для строгого разговора. Но в какой-то момент Салихов, видимо, потерял терпение и объявил, что после очередного замечания удалит Лукоянова из зала суда до конца процесса – то есть фактически до последнего слова подсудимых.

460-адвокат.jpg
«Лукоянов лишь передал то, что знает со слов самого Сардаева, он никого не обвиняет, а говорит о своей непричастности», - заступился за своего подзащитного адвокат

- Вы что-нибудь можете еще пояснить по эпизоду убийства Исхакова? - спросил адвокат Борис Маслов у своего подзащитного.

- Могу, но не хочу, чтобы меня удалили…

- Не иронизируйте, - попросил судья Салихов, взглянув на подсудимого.

После обеденного перерыва, Лукоянов, сославшись на плохое самочувствие (надо думать, перенервничал), попросил продолжить допрос в понедельник. Судья возражать не стал.

- Очевидно, сторона защиты намерена и дальше продолжать свои непроцессуальные ходы, - поделился с «БИЗНЕС Online» после заседания своим мнением Руслан Атнагулов, проходящий по делу в качестве потерпевшего. - Полагаю, подсудимый Лукоянов будет продолжать зачитывать протоколы собственных допросов, где он утверждает, что из всех подсудимых только Сардаев виноват в совершенных преступлениях, о чем сам Сардаев Лукоянову и поведал. Думаю, он будет так продолжать до тех пор, пока его не удалят из зала заседаний. В итоге мы можем так и не узнать ответ на невольно возникающий вопрос: «Зачем Сардаев Лукоянову об этом обо всем рассказывал, причем в подробностях?».

Рис. Анастасии Бронниковой 

Справка

По уголовному делу «Перваков» проходят четыре подсудимых: Фирдинант Юсупов (Федя), Валентин Лукоянов (Валек), Сергей Сардаев (Сардай) и Леонид Андреев (Кисман).

В уголовном деле «Перваков» числится 6 эпизодов убийств: Константин Николаев и Виктор Гусев, по версии следствия, были убиты в ходе внутренних разборок. Лидер группировки «Калуга» Вячеслав Татаров, согласно обвинительному заключению, был убит из-за того, что отказался пускать проституток «Перваков» в гостиницу «Булгар», которая находилась под контролем «Калуги». Участник группировки «Камаевские» Марат Исхаков был убит из-за конфликта с лидерами «Перваков», владелец автостоянки на улице Профессора Камая Сергей Васин был ликвидирован из-за того, что подсудимый Лукоянов якобы захотел завладеть его стоянкой.

Самым громким преступлением, которое числится за «Перваками», считается убийство основателя ООО «Агентство радиокоммуникаций RCA» (это крупнейшей в Татарстане в конце 90-х оператор пейджинговой связи) Тимура Атнагулова. Предприниматель был застрелен в подъезде собственного дома в августе 1999 года. По версии следствия, лидеры «Перваков» убили Атнагулова за то, что тот не захотел больше допускать их влияния на свой бизнес. Многие из этих убийств связаны с расколом «Перваков» на «Бригаду Феди» и «Бригаду Бибика» (во главе с Альбертом Батровым), который произошел в 1997 году.

Также подсудимым предъявлено обвинение в бандитизме и хранении оружия. В уголовном деле собраны показания порядка 80 свидетелей. В качестве свидетеля по данному делу был допрошен даже бывший лидер казанского ОПС «Хади Такташ» Галиакберов (Раджа).

Ни один из подсудимых, кроме Сардаева, свою вину не признал. Все подсудимые, за исключением Андреева, находятся под стражей.