460-4.jpg
Ильшат Гафуров: «Такого масштабного объединительного процесса за последние годы не испытывал ни один университет нашей страны: к КГУ присоединилось большое количество вузов, имеющих свою богатую историю»

«СФОРМАТИРОВАНА СТРУКТУРА ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА»

- Ильшат Рафкатович, вы стали ректором казанского университета в апреле 2010 года. Незаметно пролетело два года… А для вас чем они «обернулись»? Что удалось сделать за это время?

- Ильшат Гафуров: Прежде всего, хочу поблагодарить вашу газету за приглашение на интернет-конференцию, за тот интерес, который вы всегда проявляете к нашему вузу.

За два года очень многое изменилось. Когда я был у вас впервые в декабре 2010 года, был еще просто КГУ, хотя уже появился указ президента России о предоставлении ему статуса федерального. Но получилось так, что по сути этот указ стал претворяться в жизнь только в начале осени 2011 года – после того, как 30 августа вышел соответствующий приказ министерства образования и науки РФ об осуществлении процедуры присоединения. Поэтому начало своей жизни в общем коллективе федерального университета мы можем считать 1 сентября 2011 года, когда провели совместный День первокурсника.

Самое главное, что удалось – это сформатировать структуру федерального университета. Такого масштабного объединительного процесса за последние годы не испытывал ни один университет нашей страны: к КГУ присоединилось большое количество вузов, имеющих свою богатую историю. Хотя все они первоначально вышли из университета, достаточно долго жили самостоятельно, имели свои программы развития, сформированную корпоративную культуру. Я считаю, что этот период был весьма непростым для коллектива, поскольку нужно было привыкать к новым людям, к новым проектам, надо было формировать университет в новом его качестве. Если же обратиться к количественным показателям, то КГУ – лишь одна треть КФУ, и это относится как к студентам, так и к преподавателям.

В апреле 2012 года было принято решение о присоединении к КФУ еще и ИНЭКА - Камской государственной инженерно-экономической академии (это бывший Камский политехнический институт, а еще ранее – автомобильный факультет КАИ). Данный вуз тоже достаточно долго развивался самостоятельно, и там порядка 14 тысяч студентов.

«КФУ ПОЛНОСТЬЮ ОБЕСПЕЧЕН ОБЩЕЖИТИЯМИ»

- Сколько студентов и преподавателей стало после присоединения ряда вузов?

Гафуров: Число студентов сейчас приближается к 50 тысячам, плюс порядка 7 тысяч сотрудников, из которых порядка 3 тысяч – преподаватели. И весь этот большой коллектив должен жить едиными целями, для чего нужно сформировать общую корпоративную культуру.

460-1.jpg
«Мы приняли решение создать институты в составе университета, на сегодняшний день их уже 19. У институтов остается большая доля самостоятельности в принятии решений, финансовой деятельности»

- Какое место в стране университет занимает по количеству студентов?

Гафуров: Одно из первых. Дело в том, что некоторые вузы, имеющие в своей структуре учреждения НПО и СПО, в общем количестве своих студентов указывают и тех, кто обучается у них по программам начального и среднего профессионального образования. Если же говорить о тех, кто получает высшее профессиональное образование, то тут мы наравне с самыми большими вузами – МГУ имени Ломоносова и Уральским федеральным университетом имени первого президента России Ельцина.

- Сколько у вас студентов из других регионов России и других стран?

Сафиуллин: В 2011 году на первый курс было зачислено свыше 30 процентов выпускников из других регионов, каждый пятый из них представляет Поволжье, причём какая-то часть поступающих «извне» – это дети выходцев из Татарстана. Иностранных студентов – 4 процента от общего объема учащихся.

- Иностранцы учатся на платной основе?

Сафиуллин: Не все, потому как на этот счет существуют межправительственные соглашения. Рекламируя наш университет, мы активно стали использовать возможности IТ-технологий, социальных сетей. Мы стараемся, чтобы о нас рассказывали наши выпускники, ведь такой информации доверяют. И еще немаловажный факт, который подтверждает нашу привлекательность: сегодня мы – благодаря решениям руководства страны и республики – полностью обеспечены общежитиями. Мы, наверное, единственный такой вуз в стране.

460-5.jpg
«Число студентов КФУ приближается к 50 тысячам, плюс порядка 7 тысяч сотрудников, из которых порядка 3 тысяч – преподаватели. И весь этот большой коллектив должен жить едиными целями, для чего нужно сформировать общую корпоративную культуру»

«САМОЕ ТЯЖЕЛОЕ – НЕ ПРИНЯТЬ СТРАТЕГИЮ РАЗВИТИЯ, А РЕАЛИЗОВАТЬ ЕЕ»

- Есть ли у вуза стратегия развития, в чем она заключается? Как часто ее пересматриваете? (Наталья Рашидовна)

Гафуров: Мы только что прослушали лекцию одного из ведущих в мире специалистов по повышению эффективности компаний и правительственных структур профессора Ицхака Адизеса (интернет-конференция состоялась 18 июня,ред.), который сказал, что самое тяжелое – не принять стратегию развития, а реализовать ее. И очень многое зависит от тех правил, которых ты придерживаешься при принятии планов и стратегий развития, причём всегда нужно выяснять мнение коллектива. И сделать таким образом, чтобы каждый был причастен к принятию решения и потом воспринимал это решение как свое собственное, личное. В этом случае будет значительно меньше проблем с реализацией принятого решения.

Стратегия развития университета была принята, а затем одобрена постановлением правительства России около двух лет назад – в сентябре 2010 года. В основном эта стратегия формировалась коллективом КГУ, в этом не принимали участия коллективы тех вузов, которые к нам присоединились позже. Соответственно, и восприятие этой стратегии не такое простое, поскольку в ней, например, отдельно не выделено отношение к педагогическому образованию, а ведь к нам присоединились два самых крупных в республике государственных педагогических университета – Татарский гуманитарно-педагогический и Елабужский. Поэтому встал вопрос развития и педагогического образования

Мы приняли решение создать институты в составе университета, на сегодняшний день их уже 19, осталось только несколько факультетов. Выбор такой структуры обоснован тем, чтобы сформировать центры ответственности. У институтов остается большая доля самостоятельности в принятии решений, финансовой деятельности. К тому же в институтах осуществляется многопрофильное обучение. Так, в институте филологии и искусств есть отделения и русской, и татарской филологии, есть отделение искусств, иностранных языков.

«ЧТОБЫ ПРОФЕССИОНАЛЫ САМИ РЕШАЛИ СВОИ ПРОБЛЕМЫ»

- А в какой части институты полностью самостоятельны?

Гафуров: Практически во всех вопросах. Во-первых, по указу президента РФ при присоединении вузов мы обязаны были принять и обеспечить работой всех их сотрудников – и преподавателей, и технический персонал. И если бы центр ответственности был один, возникло бы много проблем даже с трудоустройством, поскольку образовалось много дублирующих структур. Скажем, во всех вузах существовали гуманитарные и экономические факультеты. Поэтому мы их консолидировали и отдали проведение оптимизационных мероприятий соответствующим ученым советам, чтобы профессионалы одного профиля сами решали свои проблемы.

- И как они оптимизировались?

Гафуров: На сегодня процесс оптимизации еще продолжается. Но я хочу подчеркнуть – это не увольнение. Хотя часть людей теряет свои позиции, так как количество одноименных кафедр сокращается. Но их заведующие находят себя в других направлениях.

- В рамках этого же института?

Гафуров: Этого же или другого: у нас сегодня очень много междисциплинарных тем. Поэтому не всегда так бывает – защитили кандидатскую, докторскую по одной теме и реализуются только в ней. Мир сегодня активно трансформируется, и преподаватель тоже должен меняться и развиваться, чтобы органично вписываться в новые условия. Это поможет стать ему успешным и найти применение своим способностям. Мы же должны учить людей постоянно учиться добывать новые знания, которые потом помогали бы хорошо устроиться в жизни.

Мне часто задают вопрос: сколько ваших выпускников устраивается по специальности? Все зависит от того, какая это специальность и что под этим подразумевать. Например, генеральный директор КАМАЗа Сергей Анатольевич Когогин. Вот он хорошо или плохо устроился? Когогин работает не по специальности, ведь он окончил физический факультет КГУ. А самый молодой министр России Николай Анатольевич Никифоров? Он, как выпускник экономического факультета КГУ, тоже работает не по специальности. Но это очень талантливые и успешные люди. И таких примеров немало.

Сегодня мы вводим другой критерий – критерий успешности, и уже по нему надо оценивать, как человек трудоустроен.

460-2.jpg
Марат Сафиуллин: «Наша задача – создать такую систему подготовки кадров, чтобы из нашей среды выходили достойные ученые»

Сафиуллин: И насколько он способен достигать тех целей, которые себе поставил – и жизненных, и производственных.

Гафуров: Поэтому, отвечая на ваш вопрос, изменился ли университет за этот период, я отвечаю – очень изменился! Мы только иногда воспринимаем его как старый КГУ. Сегодня самая большая задача – каждому найти свое место в этом большом коллективе, чтобы эффективно применить свои компетенции и знания. И чтобы при этом не было конфликтных ситуаций. Как вы знаете, любое изменение создает определенную проблему, и чем больше будет меняться университет, тем больше у него их будет. Но если ничего не делать – тоже проблема, и какая проблема… Наступит стагнация, и университет просто умрет как учебное заведение, претендующее на определенный уровень.

В 2011 ГОДУ КФУ ПОЛУЧИЛ ГРАНТОВ БОЛЕЕ ЧЕМ НА 2,2 МЛРД. РУБЛЕЙ

- Стратегия развития теперь уже Приволжского федерального университета будет пересматриваться?

Гафуров: Стратегия развития была разработана для реализации полномочий университета в рамках федерального университета, чтобы показать его место и значение в Приволжском федеральном округе. И эта стратегия опиралась на ресурс и потенциал КГУ.

Сегодня ситуация изменилась – и в университете, и в регионе, и в стране, и в целом в мире. Соответственно, и мы должны поменять определенные направления стратегии развития нашего вуза. В частности, сегодня много говорят о необходимости подготовки инженеров на совершенно новом уровне, об интеграции учебных заведений и реального сектора экономики, об интеграции академических институтов и образовательных вузов. Все это нужно учесть при дополнении стратегии развития КФУ. Многие преобразования можно провести, не меняя стратегии, а уточняя, детализируя ее.

- У вас в голове есть образ «университета будущего»?

Гафуров: Образ будущего есть, но и он будет меняться в зависимости от изменения окружающей среды… У меня есть мечта, чтобы крупные компании стояли в очередь на сотрудничество с университетом. Может быть, сегодня это еще не случилось, но интеграционные процессы уже пошли. Компании поняли, что они могут конкурировать в этом мире, только «рука об руку» работая с учебными учреждениями. И самое главное – нам удалось переломить ментальность наших университетских коллег и переориентировать их на прикладные изыскания. Тем не менее, мы стремимся к соотношению фундаментальных и прикладных исследований как 50 на 50. В таких развитых странах, как Япония, Южная Корея, Китай, прикладные изыскания составляют 70 процентов.

Мы сегодня запустили эти процессы, и наша благодарность правительству страны за то, что оно мотивировало их реализацию посредством мегагрантов: это постановления №218 – по интеграции с промышленностью, №219 – по созданию инновационного пояса, №220 – по привлечению выдающихся российских ученых, в свое время уехавших за рубеж. Практически во всех грантах мы участвуем, добились этого своими победами в конкурсах.

- Какие суммы и когда вы получили по этим грантам?

Гафуров: Это всё 2011 год: по 218-му постановлению – 1,2 миллиарда рублей (это совместные проекты с такими крупными компаниями, как "Нижнекамскнефтехим", "ТНГ-групп", "Тасма"), по 219-му – 129 миллионов рублей (они получены на создание инновационной инфраструктуры, а именно – малых предприятий при университете), по федеральной целевой программе «ФАРМА – 2020» – 899 миллионов рублей (здесь мы должны создать научно-образовательный центр и опытное производство). Все эти мегагранты успешно реализуются. Представьте ситуацию: мы только формируемся как новый коллектив и одновременно выигрываем и запускаем мегагранты. Знаете, это дорогого стоит!

«В КФУ РАБОТАЮТ ПОРЯДКА 40 ИНОСТРАННЫХ УЧЕНЫХ»

- А что «на выходе»? Например, кто из мировых ученых приехал преподавать в Казань?

Гафуров: Например, из Франции удалось пригласить Рустема Наримановича Хазипова (научный директор Средиземноморского института нейробиологии академии медицинских наук Франции (INSERM) в Марселе, ред.), он создает лабораторию нейрофизиологии. К нам перешел проректор по науке казанского мединститута профессор Андрей Павлович Киясов, он возглавил институт фундаментальной медицины и биологии. Из Страсбурга к нам приезжает профессор Александр Алексеевич Варнек.

Всего же у нас работают порядка 40 иностранных ученых, часть из которых мы привлекаем за счет своих ресурсов, часть – за счет грантов. Например, господин Хазипов выиграл грант на сумму 150 млн. рублей, средства которого пойдут не только ему на зарплату, но и на создание лабораторных комплексов, на развитие его научного направления.

Мы тесно сотрудничаем с компанией «Татхимфармпрепараты», и не далее как в ноябре-декабре этого года откроется совместный лабораторный комплекс на улице Парижской Коммуны, 9. В общем, одно дело – выиграть грант, другое – запустить проект и получать результаты.

Кстати, гранты на интеграцию вузов и производства даются не университету, а компаниям для решения их собственных проблем. Максимальная сумма субсидирования по одному мегагранту – 600 миллионов рублей. Мы с двумя компаниями - «Нижнекамскнефтехим» и «ТНГ-групп» - получили почти по максимуму. Но половину суммы, требуемой на реализацию проекта, компании должны внести сами. Поэтому они участвуют в подобных грантах только тогда, когда реально заинтересованы в результате.

С КФУ СОТРУДНИЧАЮТ «БРИТИШ ПЕТРОЛЕУМ», «САМСУНГ», СБЕРБАНК

- Какие ваши институты работают с этими предприятиями?

Гафуров: С "Нижнекамскнефтехимом" – химический институт имени Бутлерова и институт физики, с "ТНГ-групп" – геологи, физики, химики, биологи. Всё это – междисциплинарные проекты. В них заняты примерно 150 человек, большая часть из них – это молодые люди. Надо сказать, что мы при поддержке президента Республики Татарстан, председателя попечительского совета университета Рустама Нургалиевича Минниханова для молодежи сделали большое дело – обеспечили доплаты за счет спонсоров.

Эти работы показали, что мы и имеем возможности, и можем что-то стоящее сделать. По итогам первых полученных результатов предприятия продолжили финансирование проектов. В частности, генеральный директор ОАО «Связьинвестнефтехим» Валерий Юрьевич Сорокин - один из попечителей КФУ, дает сегодня 20 грантов по 15 тысяч рублей ежемесячно – это доплата молодым ученым, которые занимаются исследованиями в области нефтехимии и математики.

460-3.jpg
«Изменения обязательно должны происходить, если мы хотим оставаться конкурентоспособными на рынке образовательных услуг, хотим чего-то достичь»

Ректорат выделяет 30 стипендий по 10 тысяч рублей – по конкурсу надбавка ведущим ученым к заработной плате. "Нижнекамскнефтехим" доплачивает по 30 тысяч рублей трем профессорам, которые заняты созданием новых катализаторов, а журналистское сообщество будет доплачивать молодым специалистам отделения журналистики.

Я уже упоминал о посещении университета доктором Ицхаком Адизесом, это дело достаточно дорогое, но всё полностью оплачивает компания «Бритиш Петролеум» (ВР), которая недавно заключила с нами соглашение о сотрудничестве. В частности, ВР ежегодно будет выделять КФУ 100 тысяч долларов для приглашения ученых, примерно столько же – на дополнительные стипендии студентам, и порядка 50 тысяч долларов пойдет на различные гранты. Этот факт лишний раз говорит о высоком рейтинге и востребованности нашего университета.

Об этом же свидетельствует предстоящее открытие на базе КФУ инновационно-исследовательского центра компании «Самсунг».

Сафиуллин: То есть в нашем университете будет располагаться один из российских центров компании мирового масштаба. В июле "Самсунг" изучит все то, что есть у нас в университете и в республике, а потом предложит бизнес-стратегию и отраслевое направление развития центра.

- Кто им нужен? Математики?

Гафуров: Им нужны не только математики и программисты, но и маркетологи, – для продвижения их продукции. Мы работаем с большинством IТ-компаний, более того, они буквально с первого курса берут наших ребят на работу, чтобы они там адаптировались. И IТ-парк дает гранты на их обучение, это около 80 тысяч рублей в год на каждого. Причем, все эти ребята могли бы поступить и на бюджетные места, но это было условие наших договоренностей с IТ-парком, чтобы была мотивация отрабатывать эти средства в тех же IТ-компаниях.

Сафиуллин: Помимо всего, наша республика предоставила этим студентам в IТ-парке работу, то есть ребята одновременно учатся и участвуют в проектах, которые реализует министерство информатизации и связи РТ в области IТ-технологий.

Гафуров: Один из удачных проектов сейчас мы ведём со Сбербанком. Все программы, которые он разрабатывает с участием приглашенных специалистов, мы имеем возможность сразу внедрять в учебный процесс.

Порой представители реального сектора экономики высказывают нам претензии, что мы, мол, «не тех» учим. Между тем процесс «переобучения» всегда был и будет, хотя бы потому, что система образования – институт достаточно консервативный. Поступая в вуз, студенты учатся минимум 4 года, и на выходе эти специалисты уже могут быть не нужны - рынок требует других. Поэтому мы сегодня форматируем учебные программы из двух частей – базовой и вариативной, которая меняется, причем меняется очень быстро.

Доктор Адизес высказался в том смысле, что наши дедушки и бабушки стратегические решения принимали, может быть, один раз в жизни - скажем, из деревни переехать в город. Нашему поколению пришлось принимать эти решения уже раз в 10 - 15 лет: на кого учиться, где жить, где работать… А вот нашим детям приходится принимать стратегическое решение уже ежегодно, а такая скорость социально-экономических процессов нередко оборачивается депрессией, причем не только для людей, но и организаций.

Возвращаясь к вопросу о стратегии университета, хочу добавить: изменения обязательно должны происходить, если мы хотим оставаться конкурентоспособными на рынке образовательных услуг, хотим чего-то достичь.

«ВНАЧАЛЕ ДОЛЖНА ВОЗНИКНУТЬ ПОТРЕБНОСТЬ В СПЕЦИАЛИСТАХ»

- А видение есть – куда вы идете?

Гафуров: Видение тоже меняется в зависимости от изменения окружающей среды, бэкграунда. Одно дело, когда нет кризиса, успешно развивается промышленность. Тогда нет проблем, мы готовим для экономики соответствующих специалистов. И другое дело, когда случается кризис, и мы должны модернизировать экономику, делать что-то новое. А люди к этому новому не готовы – и население в целом, и специалисты, и преподаватели вузов.

- С последних и надо начинать…

Гафуров: Надо начинать не с преподавателей, а с потребностей. Вначале должна возникнуть потребность в определенных специалистах - мы не можем сами изобретать специальности.

- Но у вас есть Марат Рашитович Сафиуллин, экономфак, которые должны сказать, к примеру, что перспектив у нефтегазового сектора нет…

Гафуров: Ничего подобного! Цены на нефть падают только временно, солнечную энергию мы у себя вырабатывать не можем, атомная энергетика в мире только сокращается…

- Наверное, ученые не должны идти только за промышленниками…

- Гафуров: От образования ждут, чтобы оно определяло, что и как делать. Больше того, пытаются заставить образование это делать. Но это невозможно! По одной причине – образование само не может определять развитие промышленного производства. Другое дело, что образование должно адаптироваться к изменениям и успевать изменяться в соответствии с потребностями экономики.

На эту тему можно долго дискутировать…

ЦЕНТР ТЯЖЕСТИ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ КАМАЗА - В КФУ

- … Давайте вернемся к Сбербанку. Каковы параметры вашего сотрудничества?

Гафуров: Сотрудничество осуществляется в двух направлениях. Во-первых, это переподготовка наших преподавателей, – с ними занимаются высококлассные специалисты, которых на свои деньги приглашает Сбербанк. Он же обеспечивает учебными программами и новейшей литературой. Это вклад Сбербанка, и прямому подсчету он не поддается. Прямая стоимость сотрудничества – это 6 миллионов рублей в год. Этот проект только стартовал, он реально реализуется всего 4 - 5 месяцев. Мы ожидаем проведение в Казани выездного заседания коллегии Сбербанка с участием Германа Оскаровича Грефа, где обсудим возникающие вопросы.

460-3.jpg
«Сегодня финансирование, которое выделяется государством на науку, как раз хватает на привлечение одного Нобелевского лауреата»

Сафиуллин: Может показаться, что 6 миллионов рублей – это немного, но если сказать, что это 9 тысяч человеко-часов, это уже немало. Причём начался первый этап, когда охвачено только отделение Сбербанка по Татарстану. А ведь задача, которую мы поставили при подписании соглашения о сотрудничестве, это стать окружным корпоративным университетом и охватить все субъекты ПФО. В этом случае ежегодно будут обучаться 9 тысяч человек. Сейчас готовим корпус преподавателей и специалистов, чтобы быть готовыми к осуществлению этой задачи. Ведь 9 тысяч учащихся – это фактически новый институт в области банковского дела и финансирования!

Гафуров: Еще очень важно, что мы учимся – учимся друг у друга, у одного из ведущих банков России. Это нам позволяет на достойном уровне вести переговоры с другими финансовыми и промышленными структурами. В частности, совсем недавно состоялся хороший деловой разговор с руководством КАМАЗа во главе с Сергеем Анатольевичем Когогиным. И мы договорились, как только юридические вопросы присоединения ИНЭКА будут отрегулированы, центр тяжести подготовки специалистов для этого предприятия переместится на базу университета в Набережных Челнах.

Сегодня у КАМАЗа есть свой корпоративный университет, научно-технический центр разработок и много других центров, которые заняты повышением квалификации сотрудников, созданием новых узлов и агрегатов, продвижением продукции КАМАЗа на рынок, созданием новых предприятий. Вот по всем этим направлениям центром ответственности станет КФУ, начиная от создания новых композиционных материалов и заканчивая вопросами моделирования и конструирования.

Рассматривать это можно двояко: и как научно-исследовательскую работу университета, и как подготовку специалистов, адаптированных к реальному производству. В итоге наши выпускники смогут работать не на должностях типа «принеси – подай», а в ведущих автомобиле- и приборостроительных компаниях.

- Говорят, что Сергей Когогин был идеологом присоединения ИНЭКА и интеграции с КАМАЗом. Это так?

- Гафуров: Еще когда в советское время зарождался автомобильный факультет КАИ, он изначально создавался для КАМАЗа. И когда стал политехническим институтом, тоже должен был работать на КАМАЗ. Но за последние 20 лет интересы учебного заведения и гиганта машиностроения, прямо скажем, разошлись. В таком разладе – как и в любом разладе, допустим, семейном – есть вина обеих сторон. Хотя и сегодня выпускники ИНЭКА в большинстве своем работают именно на КАМАЗе. Другое дело, что уровень квалификации этих выпускников КАМАЗ не всегда удовлетворяет.

- Сафиуллин: ИНЭКА пошла по более простому пути, как, впрочем, и всё образование: начали динамично осваивать ниши экономического и гуманитарного профиля. И поскольку страна и КАМАЗ недофинансировали подготовку инженеров, приоритеты у вуза сместились.

«РЕЗАТЬ «ПО ЖИВОМУ» – ЭТО НЕПРАВИЛЬНО»

- Вы планируете закрыть все гуманитарные факультеты в технических вузах? Все-таки технические вузы не должны готовить PR-специалистов, менеджеров и юристов…

Гафуров: К сожалению, я не могу удовлетворить ваши ожидания и сказать, что мы сразу закроем все непрофильные структуры. Дело в том, что сегодня в Набережных Челнах есть филиал университета, где готовят и юристов, и экономистов. Думаю, что после присоединения резкого сокращения по всем этим направлениям не произойдет. Мы не можем, не вправе это сделать, потому что есть люди, которых надо куда-то трудоустроить. Либо нужно изменить направление подготовки специалистов, используя этих преподавателей, и дать им возможность проявить себя в новом качестве.

Мы начали сегодняшний разговор с того, каким путем принимается стратегия развития. Если демократическим – то процесс будет достаточно долгим, потому что возникнет много споров. Если таким делом будет руководить диктатор, то это может быть эффективно, но на краткосрочный период. Так и развивалась наша страна – были и оттепели, было и ужесточение режима. И с точки зрения мобилизации ресурсов для достижения поставленной цели это, вроде бы, правильно, но, в конечном счете, ведет к стагнации. Хотя бы потому, что руководитель авторитарного типа начинает думать, что он всегда прав…

В университете ситуация изначально демократическая, потому что согласно его Уставу стратегически важные решения принимает ученый совет путем обсуждения. И только после принятия этих решений ректорат их реализует. Но в любой момент ученый совет может вмешаться и поправить, потому что даже принятое решение может претворяться в жизнь по-разному, поскольку этим занимаются живые люди. И резать «по живому» – это неправильно.

- Даже если они выбрасывают на рынок труда ненужных специалистов?

Гафуров: Нам говорят, что сегодня не находят работу экономисты и юристы. Но при этом не надо обобщать! Во-первых, сколько сегодня выпускников нашего университета по этим специальностям не нашли работу? Во-вторых, сколько всего неустроенных выпускников юридических факультетов?

- Мы говорим не про вас, а про те технические вузы, которые готовят гуманитариев.

- Ильшат Гафуров: Конечно, технические вузы не должны готовить филологов и юристов, но экономистов своего профиля готовить должны, потому что экономист должен знать технологию производства. Но и этого можно избежать, если все эти институты находятся в составе одного университета.

Например, мы преподает общеэкономические дисциплины в институте экономики и финансов, который создан на базе КГФЭИ. И есть автомобильный факультет на базе ИНЭКА. Они сегодня могут кооперироваться, усиливая те направления, где работают все же менее подготовленные специалисты. Конечно, мы не можем создать новый автомобильный институт на базе института физики, да и незачем это делать, хотя в результате такой интеграции может получиться очень интересная конструкция: композиционные материалы есть в химическом институте имени Бутлерова, моделирование – осуществляется в высшей школе информационных технологий и информационных систем… И, находясь, что называется, в одном месте, удастся сконструировать хорошую образовательную модель.

«КАРТИНКА» ВУЗА ОСТАЛАСЬ НА УРОВНЕ XVII - XVIII ВЕКОВ»

- Когда Нобелевские лауреаты начнут преподавать в КФУ?

Гафуров: Совсем недавно в Москве состоялась встреча ректоров с представителями рейтингового агентства «Эксперт» по вопросу разработки критериев национального рейтинга вузов. Собственно, все зависит от того, что ставится во главу угла. Ведь, по сути, наука у нас в стране формировалась в институтах академии наук, а за рубежом таких академических институтов нет, там вся наука сконцентрирована в университетах.

В рейтингах практически не представлены стандарты качества обучения. Вот для школы это сделали – ЕГЭ, и мы знаем, сколько это вызвало нареканий… Но хоть что-то сформулировали. А по высшему образованию показатели качества обучения не сформулированы. Конечно, есть стандарты обучения, есть требования. Но как определить: вуз «вбил» в студента сумму информации или научил учиться? К тому же и лидеры – будущие руководители, они не всегда отличники.

- И все-таки, когда будете приглашать ученых с мировым именем?

Гафуров: У нас никогда не хватит ресурсов, если мы будем приглашать только топовых ученых! Но все же мы объявляем конкурсы для того, чтобы на каждом факультете было человек 10 - 15 приглашенных преподавателей этой категории. Например, по английскому языку, гуманитарным дисциплинам, общей культуре образовательного процесса. У нас же до сих пор «картинка» вуза осталась на уровне XVII – XVIII веков: преподаватель у доски и перед ним – студенты. А что за это время произошло с производством, информационной сферой?! Поэтому мы в первую очередь должны поменять культуру преподнесения материала и получения знаний.

Сафиуллин: Хочу привести конкретные факты. Совместно с профессором Адизесом, – а по уровню цитируемости это один из самых популярных в мире ученых, – мы создаем филиал его корпоративного университета, и он готов взять троих магистров. Постановление правительства РФ №220 нацелено именно на приглашение видных ученых из-за рубежа. Цена вопроса - 50 - 80 миллионов рублей в год за 4 месяца работы такого учёного здесь.

ОДИН «НАЕМНИК» ПО ЦЕНЕ 200 НАШИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

- Цена на уровне хоккейной «звезды»?

Сафиуллин: Нет, намного меньше! Но мы и в этих суммах стеснены. Чтобы принципиально изменить ситуацию в этом вопросе, нужно принципиально изменить и объемы финансирования. Сегодня финансирование, которое выделяется государством на науку, как раз хватает на привлечение одного Нобелевского лауреата. То есть у нас есть выбор: 200 человек в наших научных лабораториях или один «наемник» со стороны, а ведь он, в первую очередь, решает свои задачи. А наша задача – создать такую систему подготовки кадров, чтобы из нашей среды выходили достойные ученые.

Должен сказать, что приглашенные ученые – это китайская модель развития вузов. Они пригласили ведущих ученых, и показатель их цитируемости зачислили в свой общий рейтинг. Но это же самообман!

Гафуров: Все-таки главная задача университета – обеспечить приличный уровень образования, конечно, на основе развития науки. Сегодня много разговоров вокруг того, нужна академия наук или нет. Мы пошли по пути интеграции с институтами академии наук, например, с Казанским научным центром РАН, с Сибирским отделением РАН. Полагаю, в течение нескольких лет добьемся хороших результатов. Начало уже положено – мы совместно модернизируем учебные и научные лаборатории.

Мы также пошли на интеграцию с вузами-партнерами в деле создания совместных лабораторий: докупаем недостающее в их лабораториях оборудование и получаем возможность там работать. Одна из важных линий нашей интеграционной политики – работа с промышленными предприятиями: они покупают оборудование и устанавливают его у нас, чтобы обеспечить его эффективное использование. Тем самым мы решаем свои научные и образовательные задачи, а также задачи предприятия.

Продолжение следует.