— Добровольно и с песней!

Фольклорное

ЦБ РФ впервые выпустил протоколы своего последнего заседания, на котором было принято решение о сохранении ключевой ставки на уровне 16% — и этот выпуск являет собой перенимание аналогичной практики ФРС США «ЦБ РФ впервые выпустил протоколы своего последнего заседания, на котором было принято решение о сохранении ключевой ставки на уровне 16 процентов — и этот выпуск являет собой перенимание аналогичной практики ФРС США» Фото: «БИЗНЕС Online»

Рост промышленности в России отсутствует уже более полугода

Минувшая неделя в медиа была выстроена вокруг двух событий — известного послания и не менее известных похорон. Две эти истории забили значительную часть информационного пространства, оставляя лишь немного для комментариев на экономические темы. А прокомментировать есть чего: так, ЦБ РФ впервые выпустил протоколы своего последнего заседания, на котором было принято решение о сохранении ключевой ставки на уровне 16% — и этот выпуск являет собой перенимание аналогичной практики ФРС США. Второй же важной новостью стало широко разошедшееся исследование о том, что рост промышленности в РФ отсутствует уже более полугода.

Разумеется, на этом этапе самым первым импульсом является желание приложить одно к другому и в традиционной уже манере разразиться проклятиями в адрес ЦБ, который держит высокую ставку и не дает развиваться кредитованию промышленности. Но в реальности эта ситуация куда мрачнее, чем кажется на первый взгляд. И намек на это, кстати говоря, есть в самих протоколах, где указано, что «российская экономика с учетом проводимой денежно-кредитной политики вернется на траекторию сбалансированного роста к 2026 году».

Понятное дело, 2026-й по нынешнему времени равен «почти никогда», но история сейчас не об этом. Обращают на себя внимание слова о «сбалансированном росте». Из этого однозначно следует, что сейчас оный рост (на 3,6%, по Росстату) является несбалансированным — и хочется за это начать вновь ругать ЦБ. Но ругать в данном случае не за что.

И экономический рост, и промышленная ситуация действительно являются искаженными, и картинка тут несложная. Правительство очевидным образом заинтересовано в выпуске специфической продукции для использования в СВО, в результате чего в оборонно-промышленный комплекс яростно закачиваются деньги. Это самоочевидным образом порождает некий «пузырь» в данной сфере: ОПК выметает с рынка специалистов, которые уходят из других секторов экономики, угнетая их, ОПК также активно потребляет различные виды сырья. Эти два вида ресурсов закономерным образом дорожают, и это угнетает иные отрасли экономики, где нет такого приоритетного финансирования. Отсюда — «оголение» отраслей, нехватка трудовых ресурсов и начавшийся уже наем людей из Африки и Бангладеш. Отсюда — замедление выпуска, отсюда же и генерируемая таким вот нехитрым образом инфляция.

Это все прекрасно видит ЦБ — и именно потому они и удерживают ставку на достаточно высоком уровне. Ставка помогает «стерилизовать» деньги, не давая им вывалиться на потребительский рынок. Они идут в депозиты и ипотеку — при этом в формате льготной ипотеки того или иного вида уже сейчас идет почти 70% всех сделок. Ну да, обратной стороной высокой ключевой ставки (и высокой ставки по депозитам) является высокая стоимость кредита, но опять же это не имеет никакого значения для той части промышленности, которая ориентирована на решение «основной задачи». Проще говоря, правительство даст им денег quantum satis и так, без оглядки на процентную ставку. Остальным же, тем, которые не связаны с этим, таким образом предписано страдать и выживать какими угодно способами. И именно так всякие эти разнообразные бизнесы и делают. Пока еще.

Эльвира Набиуллина Эльвира Набиуллина Фото: Петр Ковалев / ТАСС

Уйдет ли Набиуллина?

Проблема для правительства заключается в том, что подобного рода экстенсивная деятельность достигла своего лимита, о чем и говорит остановка роста промышленного производства. Управляющие команды всех этих предприятий выжали максимум возможного из текущей конфигурации оборудования и персонала, далее никак и никуда, сколько денег ни вваливай. Грубо говоря, все заводы загружены, и разогнать их дальше уже никак нельзя. И для роста промышленного производства фактически надо строить новые заводы. А это есть дело долгое, такой процесс может длиться годами, поскольку новый завод никак нельзя построить по щелчку пальцев, сколько денег ты в эту историю ни вваливай.

Более того, со временем ситуация здесь будет ухудшаться, поскольку начнут выходить из строя все эти высокопроизводительные станки, поставленные с Запада, и важно здесь еще и то, что планово-предупредительные ремонты этой техники, равно как и амортизация, принесены в жертву решению «основной задачи». Отсюда — для удержания ситуации необходима будет либо интенсификация труда, либо снижение его стоимости, а скорее определенная комбинация этих факторов. Собственно, именно поэтому и активизировались истории с наймом бенгальцев и не только — эти «иностранные специалисты» просят куда меньше денег, чем прежние и привычные «иностранные специалисты» из условного Душанбе.

Еще раз: это ожидаемо и предсказуемо. Правительство одной ногой «давит газ», вваливая центнеры денег в приоритетные отрасли. ЦБ же тормозит этот процесс — поскольку, если этого не делать, инфляция захлестнет все. И довольно любопытно, чем может завершиться этот конфликт интересов; рискну предположить, что в конечном итоге он обернется уходом Эльвиры Набиуллиной с поста главы ЦБ, заменой ее на какого-нибудь заинтересованного в росте «патриота» и снижении ставки. Тренд в такую сторону — и это то представление, которое так или иначе придется досмотреть до конца.

О бюджете

Ситуация усугубляется финансовым вопросом. Собственно, «где деньги, Зин» — и насколько их еще хватит? Бюджет был и остается дефицитным, и этот дефицит надо каким-либо образом компенсировать.

Так, за прошлый год рубль обвалился на 30%, что дало дополнительные деньги, особенно на фоне принудительной продажи валютной выручки, для которой с учетом санкций как-то не просматривается перспектив роста. Постепенно проедается ФНБ — и вместе это два основных источника пополнения бюджета. Но государство не брезгует и менее фундаментальными мерами: в прошлом году уже развернулась активная охота налоговиков на всяких хитрецов-оптимизаторов, и это только начало. Так, ФНС распорядилась с начала 2024-го представлять информацию о должниках с недоимкой свыше 50 млн рублей, этот список будет формироваться ежемесячно. Не отстает и таможня, которая начала массовые проверки импортеров, подозревая их в занижении цены товаров и недоплаченных пошлинах, при этом под таким занижением таможня подразумевает выплату компаниями дивидендов, выплаченных за рубежом и не учтенных в декларации.

Александр Виноградов: «Вряд ли дело дойдет до принудительного обрезания крупных вкладов, рановато еще…»

Вообще говоря, здесь работа явно идет по принципу «курочка по зернышку». Сюда можно положить и сокращение до 200 евро стоимости беспошлинных покупок на иностранных торговых площадках с дальнейшим возможным обнулением этой суммы. Здесь же и начавшаяся постепенная национализация крупных промышленных активов. Не стоит забывать и о предложении замглавы минфина России Алексея Моисеева об ограничении вывоза из страны золота физическими лицами.

Но и это не конец: весьма интересный проброс сделал председатель комитета Торгово-промышленной палаты РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства Андрей Широков. Он предложил ни много ни мало «на добровольной основе, за счет экономических стимулов» (кратного роста платы за ЖКХ) деприватизировать часть квартир, поскольку, «возможно, приватизация жилья была одной из самых больших ошибок 90-х». В общем-то, это логично: если люди никак не протестуют против изъятия активов у предпринимателей, включая даже миноритариев, добросовестно купивших доли малые на бирже, то и своя «собственность» для них не очень-то ценна. Государству же однозначно виднее, как лучше распорядиться такой ценностью.

В целом стоит сказать, что предвыборная оттепель закономерно завершается, и впереди маячат очередные «непростые решения», к которым будет предложено «отнестись с пониманием» «В целом стоит сказать, что предвыборная оттепель закономерно завершается и впереди маячат очередные «непростые решения», к которым будет предложено «отнестись с пониманием» Фото: kremlin.ru

О послании

Наконец о послании. На данный момент все описанные инициативы ничего не стоят, пока они не обернуты в соответствующие нормативно-правовые акты. Хотя люди уже подсчитали, что реализация их обойдется в 10 с лишним трлн рублей. Очевидно, эти 10 трлн надо откуда-то найти — и следующим действием будет, вероятно, повышение налоговой нагрузки, в частности НДФЛ с возможной трансформацией его в прогрессивную схему. Об этом в послании был дан внятный, жирный намек. Другой вопрос, что в России не особо успешная (мягко говоря) история реализации больших проектов — к примеру, где-то там в будущем ждут 2,3 тыс. танков «Армата» к 2020-му и 25 млн высокопроизводительных рабочих мест к этому же году, но это не должно никого останавливать.

Ну а об остальном даже и повторять неудобно, об этом всем писалось уже неоднократно. Опять продвигают безотзывные вклады, опять новая хитрая пенсионная схема с софинансированием (сроком от 15 лет), постепенно продвигается и цифровой рубль с его тотальной прозрачностью и ограничениями на использования — и т. д. и т. п. В общем, по мнению государства, деньги россиянам не очень-то и нужны.

В целом стоит сказать, что предвыборная оттепель закономерно завершается и впереди маячат очередные «непростые решения», к которым будет предложено «отнестись с пониманием». И это понимание будет получено, судя по цифрам поддержки текущего политического курса и самой персоны «основного кандидата».

И такая добровольная и искренняя солидарность людей не может не радовать истинных радетелей за государство российское.