«Честно сказать, я удивлен, что это произошло, что они сами так решили. Видимо, увидели, что в последние две недели пошел сильный оптовый рост цен», — комментируют участники рынка решение кабмина РФ повторно запретить экспорт бензина. Ограничение вступит в силу уже 1 марта и продлится полгода, т. е. всю весну и лето. Смысл в том, чтобы насытить внутренний рынок и избежать повторения неприятностей прошлого года, когда резкий рост цен наложился на полевые работы и приходилось принимать срочные меры. Теперь власти пытаются действовать на опережение. О том, поможет ли запрет избежать подорожания бензина, сильно ли пострадают нефтяники и как меры кабмина из временных превращаются в постоянные, — в материале «БИЗНЕС Online».
Для чего вводится ограничение? Как уточняет агентство, Новак в письме премьер-министру от 21 февраля предупредил, что скоро на внутреннем рынке наступит сезон повышенного спроса на топливо
Топливный «вентиль» снова прикроют с 1 марта
С ближайшей пятницы, 1 марта, в России повторно запретят экспорт бензина. Такое предложение одобрил премьер-министр РФ Михаил Мишустин, сообщило сегодня ночью РБК со ссылкой источники. Утром информацию подтвердили в правительстве. Правда, деталей там пока не раскрывают. Судя по всему, постановление кабмина еще готовится. Представитель вице-премьера РФ Александра Новака на вопрос журналистов, так ли это, что готовится запрет экспорта, ответил максимально коротко: «Так».
Запрет продлится полгода, т. е. до 1 октября. Другими словами, ограничение будет действовать все лето. При этом оно не коснется согласованных поставок в страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС, входят Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия), Монголию, Узбекистан, Абхазию и Южную Осетию. Параллельно с запретом экспорта на 16% будет увеличен норматив продаж дизеля на бирже, рассказали источники РБК.
Для чего вводится ограничение? Как уточняет агентство, Новак в письме премьер-министру от 21 февраля предупредил, что скоро на внутреннем рынке наступит сезон повышенного спроса на топливо, связанный с периодом весенних полевых работ, плановыми ремонтами на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ) и летними отпусками. И новые меры нужны «в целях нивелирования ажиотажного спроса на нефтепродукты» и «стабилизации цен на внутреннем рынке нефтепродуктов». Говоря проще, власти наращивают предложение на внутреннем рынке и тем самым пытаются избежать дефицита топлива и его подорожания.
Ограничение будет действовать все лето. При этом оно не коснется согласованных поставок в страны Евразийского экономического союза
При этом, в отличие от дизеля, нормативы продаж бензина на бирже увеличивать не станут. По оценке Новака из письма, объемы свободных продаж и так на довольно высоком уровне. И если продавать на бирже еще больше, эти дополнительные объемы просто «утекут» с мелкооптового рынка на биржевые торги и не увеличат предложение на рынке.
Не исключено, что есть и другие мотивы, о которых кабмин предпочитает не упоминать. Напомним, в январе нижегородский НПЗ «Лукойла», один из крупнейших в стране, из-за аварии остановил одну из двух иностранных установок каталитического крекинга, необходимых для выпуска бензина. На этом фоне компания прекратила продажу бензина АИ-95 на бирже (из-за чего стоимость топлива пошла вверх), были сообщения об определенном дефиците на заправочных станциях. Судя по открытым данным, к концу февраля «Лукойл» еще не нашел замену вышедшему из строя западному оборудованию и предприятие все еще не работает на полную мощность. В последние месяцы весь производимый бензин шел на внутренний рынок. И это только один вышедший в публичную плоскость пример сложностей с оборудованием у НПЗ.
Судя по письму, пока ажиотаж на рынке власти не фиксируют. В то же врем цены на бирже уже растут. Только с начала года бензин марок АИ-92 и АИ-95, а также летнее дизтопливо подорожали на 8–23%. В оптовом звене тоже рост цен, но более скромный — на 1,6–6%, дизель подешевел. Что касается розницы, здесь падение цен на АИ-92 и АИ-95, но скорее символическое — они снизились на 2 копейки и 1 копейку за 1 л соответственно.
На АЗС Татарстана за неделю с 5 по 12 февраля цены на бензин почти не изменились, АИ-95 и дизтопливо подешевели на 1 копейку и 4 копейки. На 12 февраля литр АИ-92 официально стоил 49,28 рубля, АИ-95 — 53,10 рубля, АИ-98 — 66,67 рубля, ДТ — 59,64 рубля. Для сравнения: на 11 декабря 2023 года расценки были следующие: 49,25 рубля, 53,11 рубля, 66,01 рубля и 59,69 рубля.
На АЗС Татарстана за неделю с 5 по 12 февраля цены на бензин почти не изменились
Технически нужды нет, но надо перестраховаться
Осенью прошлого года, напомним, власти уже вводили временный запрет на экспорт бензина и дизеля. Сейчас, заметим, ограничение только для бензина. Тогда это была крайняя мера в условиях резкого подорожания топлива, а теперь власти, видимо, пытаются действовать на упреждение. Зачем придумывать что-то новое, если работает старая схема? Тем более теперь она уже не станет сюрпризом для участников рынка. Обязательный возврат валютной выручки для экспортеров в прошлом году тоже подавали как временную меру, но в январе выяснилось, что он будет действовать как минимум до конца 2024-го.
Цены в 2023 году пошли вверх на фоне дефицита бензина, который пришелся аккурат на осеннюю уборочную кампанию. Топливная тема громко обсуждалась в Госдуме в рамках правительственного часа с министром сельского хозяйства Дмитрием Патрушевым. Из-за проблем с топливом сезонные полевые работы в ряде регионов РФ оказались под прямой угрозой. Была озвучена такая цифра: за 7 месяцев произведено 51,9 млн т дизельного топлива, что на 6,8% выше аналогичного показателя прошлого года. Депутаты недоумевали: куда ушло все горючее? Минэнерго объясняло, что на цены повлияла летняя девальвация курса рубля и дефицит дизеля, который наблюдается во всем мире, особенно в Европе, сказался и серый экспорт.
Президент России Владимир Путин даже собирал в сентябре отдельное совещание по ценам на бензин, на котором негодовал, что, несмотря на запрещенный экспорт, цены все равно растут. Некоторые россияне ездят за более дешевым топливом в соседние регионы, недоумевал глава государства. В целом подорожание на уровне инфляции, но есть независимые АЗС, которые в «текущей ситуации» сильнее подняли стоимость, докладывал Новак и уточнял, что за последние два месяца стоимость бензина выросла на 15%, дизеля — на 30%. На фоне слабого рубля экспортировать нефть стало выгоднее, появилась «экономическая мотивация» для серого экспорта.
При этом Новак подчеркивал, что запрет экспорта помог снизить биржевые цены, за неделю после введения данной меры бензин подешевел в среднем на 20%. На совещании Путина с кабмином обсуждалась даже схема, при которой часть продукции поставляется на внутренний рынок по фиксированным ценам, а оставшаяся идет на экспорт, как в случае с производителями удобрений. Путину идея понравилась, но дальше дело, кажется, не пошло. В ноябре, сняв запрет, минэнерго отчиталось о его эффективности: за два месяца на внутреннем рынке был создан профицит топлива, а биржевая оптовая стоимость существенно снизилась.
Технически запрет экспорта не нужен, потому что производство автобензинов в России примерно на 10–12% превосходит объем внутреннего спроса. Однако мера кабмина гарантирует, что все объемы, которые шли на экспорт, «совершенно точно развернутся на внутренний рынок», объяснил логику эксперт информационно-аналитического центра «ИнфоТЭК» Александр Фролов. Он напомнил, что когда в начале года несколько НПЗ ушли на внеплановые ремонты, внутренний рынок «спасли» поставки, которые предназначались для экспорта. Биржевые цены на этом фоне поднялись, но это было не так страшно с учетом сезонного падения спроса.
«Запрет на экспорт дизельного топлива, судя по всему, не вводится, так как внеплановые ремонты не могли даже теоретически снизить надежности поставок. Производство в 2 раза превосходит внутренний спрос. Но, учитывая рост котировок дизельного топлива (примерно на 7 тыс. рублей за тонну) с начала февраля, полностью исключать введение запрета и на этот вид топлива не стоит», — также отметил Фролов.
«Мы, как нефтедобывающая страна, должны сначала обеспечить свои потребности, а потом уже поставлять в другие страны»
«Цены на топливо тихонечко пошли вверх, но сейчас остановятся, это 100 процентов»
По просьбе «БИЗНЕС Online» эксперты прокомментировали решение кабмина и порассуждали, поможет ли оно избежать дефицита весной и летом.
Александр Разуваев — экономист, член наблюдательного совета гильдии финансовых аналитиков и риск-менеджеров:
— Начинаются посевные работы. Эта мера нужна для того, чтобы не было взрывного роста цен, потому что для аграриев цена на горючее достаточно критична. Понятно, что есть очень богатые холдинги, которые это (рост цен — прим. ред.) переживут, но так или иначе для них это критично. Есть два сектора: аграрии и авиаперевозки. Правда, перевозчики в случае подорожания горючего повышают цены на билеты, а аграрии так не могут.
Мера достаточно стандартная, защитная. Уже было понятно, что нефтяники (та же «Татнефть») немножко проиграют, но в принципе там и так все хорошо с денежными потоками и дивидендами. Может быть, чуть-чуть снизятся котировки, однако на дивидендах и отчетности это не будет заметно. Это краткосрочный фактор, который особо ни на что не влияет. Да, доходов поменьше будет, но это все можно легко пережить.
Условно говоря, стандартное движение мировых цен на нефть влияет намного больше. Конечно, неприятно, но это не что-то серьезное, из-за чего стоит плакать.
Пока идет СВО, у нас в значительной степени ручное управление экономикой. Видимо, пока будет спецоперация, данный запретительный механизм будет достаточно часто применяться. Экономика относительно быстро растет, и это означает, что она больше потребляет энергоносителей. Соответственно, так обеспечивается больше, чем раньше, рост спроса на топливо. И правительство старается сдержать рост цен на фоне того, что борьба с инфляцией — идея фикс и для Центробанка, и для правительства.
Наиль Хуббатуллин — владелец АЗС «Наиком»:
— Решение-то положительное, но, единственный нюанс, оно ведь буквально сегодня вышло. И пока рано говорить, улучшится ситуация или нет, это только время покажет. А так действия правильные. Решение однозначно напрашивалось. Это же просто логика: если топливо идет за границу, то цена внутри растет, потому что увеличивается оптовая цена. За границей дороже все и, если экспорт закрывается, естественно, оптовая цена будет падать. Но тут ключевое слово — «если». Если будет падать оптовая цена, естественно, на всех заправках цена пойдет вниз.
Честно сказать, я удивлен, что это произошло, что они (власти — прим. ред.) сами так решили. Обычно это происходило таким образом, что топливозаправочные ассоциации писали письма о том, что положение вот такое, что происходит вот так, идет рост цен. А сейчас, видимо, они сами это увидели. Потому что в последние две недели пошел сильный оптовый рост цен.
Приведет ли это решение к снижению цен на бензин? В прошлый раз привело, в принципе, цена как бы двинулась [вниз, но] сейчас пошло вверх. Может быть, цена не упадет, но хотя бы останется на нынешнем уровне. Потому что если это (оптовый рост цен — прим. ред.) не остановить, цена начнет расти неизбежно. Цены на топливо тихонечко пошли вверх, но сейчас остановятся, это 100 процентов.
Сергей Автономов — владелец ООО «Мустанг Ойл»:
— Надеюсь, что эта мера поможет, если, конечно, большие компании не найдут какие-то лазейки, скажем так. Будем надеяться, что не повторится история прошлого года. Решение напрашивалось уже давно, потому что внутренний рынок первостепенен. Мы, как нефтедобывающая страна, должны сначала обеспечить свои потребности, а потом уже поставлять в другие страны.
Сейчас цены колеблются туда-сюда. Большая проблема с поставкой железнодорожных вагонов, поэтому небольшой рост произошел, скажем так, на прошлой неделе. Посмотрим, что эта неделя покажет. Железная дорога сильно перегружена, поэтому вагоны на месяц и более задерживаются.
Тамара Сафонова — генеральный директор ООО «Независимое аналитическое агентство нефтегазового сектора», доцент РАНХиГС:
— Решение о запрете экспорта бензина было прежде всего связано с аварийной остановкой нефтеперерабатывающего завода ООО «Лукойл-Нижегороднефтеогрсинтез» в январе 2024 года. До аварии завод занимал вторую позицию по объемам производства бензина после АО «Газпромнефть-Омский НПЗ». В 2023-м предприятие произвело 2 миллиона тонн бензина АИ-92; 2,7 миллиона тонн бензина АИ-95; 0,3 миллиона тонн бензина АИ-98. При общем объеме производства бензина в России в 43,8 миллиона тонн доля ООО «Лукойл-Нижегороднефтеогрсинтез» составила 11 процентов.
Объемы экспорта бензина из России ежемесячно менялись. В 2024 году выделена квота по индикативным балансам, исполнение которой может оцениваться оттоком с внутреннего рынка 2 процентов бензина российского производства. Пока не восстановится производство бензина на [нижегородском] заводе на уровне 2023 года, принятые на правительственном уровне меры могут исключить суммарный дисбаланс спроса и предложения на внутреннем рынке.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 26
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.