Рустем Умеров: «Мы делаем все возможное и невозможное для того, чтобы совершить прорыв. План-2024 уже есть» Рустем Умеров: «Мы делаем все возможное и невозможное для того, чтобы совершить прорыв. План-2024 уже есть» Фото: © Pool /Ukrainian Presidentia / Keystone Press Agency / www.globallookpress.com

Киев обещает новый контрнаступ, но оружия от США пока нет

Если в России годовщина начала специальной военной операции обошлась скорее без громких заявлений, то Украина и Запад попытались использовать дату по максимуму. США и союзники разродились очередными санкциями, а Киев пообещал ни много ни мало новое контрнаступление. «Есть четкий план, детали вам не могу сказать, не имею на это права. Этот план связан со сменой руководства, да, там есть определенные изменения», — заявил президент Украины Владимир Зеленский накануне на специальной пресс-конференции в Киеве. Он уточнил, что из-за утечки информации будет подготовлено несколько планов. Причем новое наступление Зеленский пообещал во второй раз за неделю, 23 февраля анонс операции ВСУ уже был в интервью Fox News.

В похожем ключе, но даже ярче украинского президента накануне выступил министр обороны Украины Рустем Умеров. «Мы делаем все возможное и невозможное для того, чтобы совершить прорыв. План-2024 уже есть. Мы публично о нем не говорим. Он мощный, сильный, он дает не только надежду, но и принесет результат в 2024 году», — пообещал руководитель минобороны, а еще связал потери территорий с тем, что западное оружие идет на Украину слишком медленно. 50% оружия не поступает вовремя, оценил Умеров. Впрочем, этот тезис из уст украинского руководства звучит далеко не впервые. А вот еще одно контрнаступление — это что-то новое.

Ни Зеленский, ни Умеров деталей плана не раскрывают. Не надо быть экспертом, чтобы понимать, что для масштабной наступательной операции Киеву потребуются люди и поставки западного оружия. И вот с последним пока не все ладно. Несмотря на все усилия администрации президента США Джо Байдена, конгресс все еще не согласовал законопроект о помощи Украине, Израилю и Тайваню в размере $95,34 миллиарда. И предпосылок к тому, чтобы позиция республиканцев, блокирующих помощь, изменилась, пока нет.

В офисе Зеленского в последние недели царит «мрачная атмосфера разочарования», но там все еще надеются на американскую помощь, рассказало в минувшие выходные издание Politico. «Почти все убеждены, что помощь придет в ближайшее время», — заявил близкий к офису президента Украины источник издания. А пока Киев работает над улучшением мобилизации и военного планирования, цель в том, чтобы «быть готовыми эффективно использовать помощь, как только она поступит», пояснил собеседник. Правда, откуда у него такой оптимистичный прогноз, не объяснил. В том же интервью Fox News Зеленский признал, что плана Б на случай, если помощь от США не придет, у Киева нет.

Несмотря на яркие обещания, текущая «реальность» для Киева не воодушевляющая. Ранее ВСУ потеряли Авдеевку, а последняя важная новость с фронта — подразделения Вооруженных сил РФ зашли в Работино Запорожской области. Село считается главным символом летнего контрнаступления ВСУ: в марте 2022 года российские войска заняли населенный пункт, но осенью 2023-го украинские силы временно вернули контроль над ним. К утру понедельника, 26 февраля, ВС РФ взяли под контроль южную часть села, утверждает член главного совета администрации Запорожской области Владимир Рогов.

Украина передает перехваты переговоров и другие данные, а США предоставляют разведданные для ракетных ударов и отслеживает передвижения российских войск Украина передает перехваты переговоров и другие данные, а США предоставляют разведданные для ракетных ударов и отслеживают передвижения российских войск Фото: © Станислав Красильников, РИА «Новости»

«Новое поколение украинских шпионов»

Власти США пока не могут предложить Киеву новую военную помощь, но при этом эффект поддержки Украины сохранять надо. Вероятно, потому американская газета The New York Times, известная симпатиями к Демократической партии, накануне опубликовала внушительный материал о том, как Вашингтон на протяжении более 10 лет поддерживает «секретное разведывательное партнерство с Украиной». Это партнерство теперь «имеет решающее значение» для Киева и Вашингтона, убеждает издание читателей в статье под названием «Шпионская война: как ЦРУ тайно помогает Украине бороться с Путиным».

Как следует из текста, на Украине, вдоль границы с Россией, при поддержке центрального разведывательного управления (ЦРУ) США создана сеть из 12 секретных баз. По словам источников NYT, с помощью таких баз Киев перехватил даже больше российских сообщений, чем собственная база ЦРУ в РФ. Украина передает перехваты переговоров и другие данные, а США предоставляют разведданные для ракетных ударов и отслеживают передвижения российских войск.

«Незаметный проход спускается в подземный бункер, где группы украинских солдат отслеживают российские шпионские спутники и подслушивают разговоры между российскими командирами. <…> Подземный бункер, построенный на месте разрушенного командного центра, <…> является секретным нервным центром украинской армии. Есть и еще один секрет: база практически полностью финансируется и частично оснащена ЦРУ», — описывает газета и настаивает, что сотрудничество разведок США и Украины — это «стержень способности» Киева защитить себя.

Сеть баз начали формировать 8 лет назад, в 2016 году, собирая ее «по частям» под руководством трех президентов США — Барака Обамы, Дональда Трампа и Джо Байдена, уточняет издание. По информации газеты, поначалу США неохотно шли на сотрудничество, опасаясь, что Киеву доверять нельзя, а реакция Москвы будет острой. Однако в 2015-м, как пишут авторы, на тот момент глава военной разведки Украины генерал Валерий Кондратюк без предупреждения передал стопку сверхсекретных файлов представителю резидентуры ЦРУ. После разведка Украины регулярно передавала секретную информацию для «создания условий доверия».

Едва ли не впервые в статье «официально» подтверждается, что американские военные согласовывают удары Украины по целям в России Едва ли не впервые в статье «официально» подтверждается, что американские военные согласовывают удары Украины по целям в России Фото: © Cover Images / Keystone Press Agency / www.globallookpress.com

«Посольство США в Киеве — наша база там для деятельности, которая велась с Украины, — стало лучшим источником информации, сигналов и всего остального о России», — описал бывший высокопоставленный чиновник США.

Еще NYT рассказывает, как Вашингтон помог подготовить «новое поколение украинских шпионов», которые действовали внутри России и в регионах, где «русские имеют большое присутствие». Кроме того, в тексте сказано, что президент РФ Владимир Путин уже в конце 2021 года обдумывал начало спецоперации. В ноябре 2021-го ЦРУ и МИ-6, как отмечает NYT, передали Киеву «единое послание» о том, что Россия готовится начать боевые действия. В начале СВО российское военное руководство планировало окружить Одессу, но штурм задержался из-за шторма, и взять город под контроль не удалось, пишет газета со ссылкой на разведданные ЦРУ.

Едва ли не впервые в статье «официально» подтверждается, что американские военные согласовывают удары Украины по целям в России. В материале описан эпизод: «Некоторые офицеры ЦРУ были направлены на украинские базы. Они просмотрели списки потенциальных российских целей, по которым украинцы готовились нанести удар, сравнив имевшуюся у украинцев информацию с разведывательными данными США, чтобы убедиться в ее точности».

В конце материала, видимо, главный тезис, ради которого и была публикация. Как отмечает NYT, для офицеров украинской разведки главный вопрос сейчас, пока не принято решение о военной помощи, бросит ли их ЦРУ. «Это случалось раньше в Афганистане, и теперь произойдет на Украине», — скептически настроен украинский собеседник газеты.

«Много людей, которые завербованы украинской разведкой, находится на территории России»

По просьбе «БИЗНЕС Online» эксперты прокомментировали данные из материала и порассуждали, новость ли это для российского командования.

Игорь Коротченко — главный редактор журнала «Национальная оборона»:

— Известно [было российским военным о сети секретных баз] или нет — этот вопрос надо задавать в центр общественных связей ФСБ России. Думаю, они должны официально прокомментировать, известно им или нет. С экспертной точки зрения могу сказать, что деятельность западных разведок на территории Украины — это предмет первостепенного внимания для российских спецслужб. И в данном плане очевидно, что нам понятны устремления ЦРУ на Украине и в других странах постсоветского пространства. Поэтому эта работа носит комплексный, многоплановый характер.

В нынешних геополитических условиях вновь актуален термин «главный противник», который был характерен для времен холодной войны, периода острого противоборства Советского Союза с Западом. И сегодня снова главным противником для России являются американские и британские спецслужбы. Я думаю, что отслеживание соответствующей информации, а также необходимые меры противодействия реализуются в деятельности как ФСБ, так и СВР (службы внешней разведкиприм. ред.).

Дмитрий Дрозденко — военный эксперт, заместитель главного редактора журнала «Арсенал Отечества»:

— Деятельность вражеских разведывательных служб всегда влияет на любую деятельность государства, не только на ход спецоперации, это во-первых. В-вторых, сеть разведывательных точек создавалась давно. Да, в принципе, и не секрет, что в здании СБУ (служба безопасности Украиныприм. ред.) целый этаж был закрытый для самих эсбэушников, где сидели и сидят американцы, скажем так. То есть это такой «секрет Полишинеля». Это в том числе было одной из причин спецоперации, как сказал Верховный главнокомандующий. Одна из причин — военное освоение территории Украины странами НАТО и США в частности.

Разведывательная деятельность — это тоже освоение территории. Между прочим, аналогичная деятельность наблюдается и в Армении, где находится крупнейшее посольство США. И как мы знаем, посольство это тоже один из участников разведывательной деятельности.

Василий Дандыкин — военный эксперт, капитан 1-го ранга запаса:

— Влияет ли работа этих секретных баз на ход спецоперации? Думаю, что да. Они (военные на базахприм. ред.) занимались агентурой вблизи российской границы. Я так понимаю, границы наши — это и Брянская, и Курская, и Белгородская области.

На мой взгляд, они (украинские военныеприм. ред.) занимались подобным гораздо раньше. Особенно если говорить о том же Севастополе, где базировался украинский гарнизон, в частности военно-морские силы Украины. Насколько известно мне (я в 1990-е годы вернулся сюда, второй раз служил, там же базировался на правах аренды Черноморский флот), те ребята были тогда там и, скорее всего, сотрудничали с СБУ, жили под прикрытием. Очевидно. Они просто пользовались такими моментами, тем более что при всех президентах (и [при экс-президенте Украины Викторе] Ющенко тоже, жена его — сотрудница одной из спецслужб американских) работа была поставлена.

Они (американские властиприм. ред.) сами сказали, что 5 миллиардов долларов потратили на работу с населением. И то, что они сейчас в Киеве сидят рядышком и подсказывают и [начальнику главного управления разведки минобороны Украины Кириллу] Буданову*, и эсбэушникам, это очевидно. Думаю, что здесь в какой-то степени англичане тоже работали, но по другой части. Они полноценно готовились к тому, что мы сейчас имеем, создавали анти-Россию.

Полагаю, наши тоже знали об этом, несомненно, и какие-то меры принимались. Но у нас было много других моментов в то время в стране: занимались тем, что поддерживали в том числе Запад, был Северный Кавказ, эти наши скрепы духовные и так далее. То есть у нас в стране имелось много своих забот, но, я думаю, конечно, знали.

Виктор Литовкин — военный обозреватель ТАСС, полковник в отставке:

— Думаю, в России точно известно об этих базах. Потому что у РФ осталось на Украине много людей, которые учились вместе с нашими разведчиками, оканчивали вместе с ними одни и те же академии, училища. И я полагаю, что, несмотря на специальную военную операцию, эта связь осталась. Но в каком виде, никто нам не скажет. Потому что одни люди настроены антироссийски, другие — пророссийски. Третьи никак не выражают свое мнение по этому поводу. Или, может быть, выражают его как антироссийское, а на самом деле являются российскими осведомителями. И так далее и тому подобное.

Я не думаю, что деятельность таких объектов сильно влияет на ход СВО, потому что данные разведывательные центры для глубинной разведки, агентурной. Это не войсковая разведка. Войсковая разведка — это немножко другое. Когда на поле боя разведка ведется с помощью дронов, оптических приборов, радиоприборов, инфракрасных приборов… Разные виды разведки есть. Есть войсковая разведка, а есть стратегическая, или, как говорят, агентурная.

Судя по всему, 12 баз, о которых пишет The New York Times, — это подготовка агентурной разведки. В том, что эти разведчики подготовлены и находятся на территории России, я не сомневаюсь. Потому что, во-первых, много людей, которые завербованы украинской разведкой, находится на территории РФ. Вы думаете, поджигают двери военкоматов, распределительные щиты на железнодорожных станциях или там поезд подожгли на БАМе — это что, делают несознательные граждане? Нет, это люди, которых разведчики, или диверсанты, или террористы, подготовленные в этих самых центрах, научили, подготовили, заплатили и даже снабдили необходимым материалом. Вы думаете, дроны, которые летают в Псковской, Ленинградской областях, запускаются с территории Украины? Я в этом сильно сомневаюсь, потому что расстояние слишком большое. Дроны летят с территории Российской Федерации. Все это поступает на территорию РФ через нелегальные каналы, которые могут подготовить профессионально подготовленные разведчики.

Когда наша ФСБ докладывает, что арестовали того или иного предателя, снабжавшего Украину какой-либо информацией, я не исключаю, что эти люди были завербованы теми агентами, которых подготовили на Украине. Так что фактов достаточно для того, чтобы поддержать публикацию The New York Times и согласиться, что американцы развивали на Украине очень активную деятельность. Подготовили достаточно много, десятки или сотни агентов, которые работают на Украину на территории Российской Федерации.