Новая политическая интрига в России возникла неожиданно — скоропостижно скончался председатель Верховного суда РФ Вячеслав Лебедев. Российской Фемидой он правил 34 года, назначен был еще Горбачевым и поработал со всеми президентами страны. О том, что было залогом его успеха, какой политический и юридический след он оставил в России и есть ли ему готовая замена, — в материале «БИЗНЕС Online».
Лебедев возглавлял Верховный суд России при четырех руководителях страны — начиная с Михаила Горбачева и Бориса Ельцина, заканчивая эпохой Владимира Путина
Как слесарь из Москвы бессменно руководил судебной системой страны и стал почетным профессором иезуитского университета
Вячеслава Лебедева по праву можно считать легендой судебной системы России. Он возглавлял Верховный суд России при четырех руководителях страны — начиная с Михаила Горбачева (при нем он руководил ВС РСФСР) и Бориса Ельцина, заканчивая эпохой Владимира Путина. Верховный суд новой современной России Вячеслав Михайлович бессменно возглавлял с декабря 1991 года, т. е. более 32 лет.
Впрочем, начинал свое карьерное восхождение будущий мастодонт отечественной юриспруденции, как это часто бывало в советский период, совсем не с этого. Первым местом работы в трудовой книжке Лебедева указана московская типография, а также московский завод железобетонных труб, где Вячеслав Михайлович почти 10 лет трудился рядовым слесарем. Первоначальное юридическое образование он получил лишь в 1968 году, окончив вечернее отделение юрфака МГУ. После этого (хоть и не сразу, год проработав в одном из управлений минпромстроя СССР) Лебедев устроился уже на государственную службу, став народным судьей Ленинградского районного народного суда Москвы. Через 7 лет он дослужился до председателя суда в Железнодорожном районе столицы. Еще через 7 лет он уже один из заместителей председателя Московского горсуда.
За время работы в составе главного столичного суда Лебедев заработал себе репутацию одного из борцов с нарастающей активностью в середине 80-х годов антисоветских деятелей. На его счету имелось несколько знаковых и громких обвинительных приговоров по данной квалификации. Например, он приговорил к 6-летней ссылке писателя Феликса Светова. Впоследствии Горбачев реабилитировал последнего, а Лебедева в 1989 году сделал председателем Верховного суда РСФСР. В таком качестве Вячеслав Михайлович весьма благополучно пережил перестроечные времена, продолжив трудиться в том же статусе уже при Ельцине.
В конце 90-х Лебедев защитил свою кандидатскую диссертацию, которую посвятил вопросам защиты конституционных прав граждан на свободу и личную неприкосновенность в уголовном процессе. Через еще два года он уже защитил докторскую, став в 58 лет профессором. Следует отметить, что на счету Лебедева более 50 научных и печатных работ по проблемам судебной власти в России, также он автор нескольких научно-методических разработок в этой области и книг, ставших в некоем смысле бестселлерами для академического сообщества.
Научный авторитет Вячеслава Михайловича всегда пользовался спросом в судебном сообществе страны и за ее пределами. Он почетный доктор Университета Санто-Томас на Филиппинах, Софийского университета в Болгарии. А еще Лебедев — почетный профессор Иберо-Американского университета в Мексике, известного своей иезуитской направленностью. Под редакцией Лебедева не раз издавались комментарии к Уголовному и Уголовно-процессуальному кодексам РФ. Вячеслав Михайлович всегда ратовал за расширение компетенций суда присяжных, декриминализацию преступлений небольшой тяжести, ужесточение наказаний за коррупцию.
Лебедев несколько раз уверенно переизбирался на должность председателя Верховного суда России, у руля которого он, можно сказать, стоял дольше, чем Путин был президентом. Первый раз Вячеслава Михайловича переназначил Ельцин в 1999 году, причем, что интересно, на неограниченный срок. Правда, в 2001-м это решение «оспорил» Путин, когда при нем в закон «О статусе судей в РФ» внесли поправки, которые предусматривали избрание руководителя Верховного суда только на конкурсной основе сроком на 6 лет. На судьбе Лебедева, однако, это сильно не отразилось — в лучших российских традициях при изменении основополагающих законов его срок обнулился.
Следующее переизбрание состоялось уже в 2007 году — по личному представлению Путина он продолжил руководить ВС РФ, хотя работать пришлось уже в четырехлетнее президентство Дмитрия Медведева.
Лебедева вновь переизбрали при Владимире Владимировиче в 2012-м, даже несмотря на то что ему подходил предельный возраст для судьи — на носу было уже 70-летие. Этот нюанс, правда, быстро решили, когда президент РФ подписал очередные поправки, отменяющие возрастной ценз и позволяющие отныне председателям ВС и его замам занимать свои должности более двух сроков подряд. Через два года, в 2014-м, Лебедеву вновь повезло — он снова попал под «обнуление» сроков. Произошло это в связи с упразднением Высшего арбитражного суда, чьи полномочия передавались объединенному ВС РФ. Только к концу этого срока, к 2020 году, пошли разговоры о возможном уходе Лебедева на заслуженную пенсию, которые, однако, не подтвердились, и тот с легкой протекции Путина пошел на очередной срок. Он, к слову, должен был завершиться в 2025-м.
Главным секретом политического и судебного «долголетия» Вячеслава Михайловича всегда считали его равноудаленность от кремлевских башен. Его кандидатура устраивала всех: он не пытался играть ни в какие подковерные игры, не лез не в свои дела, профессионально исполнял обязанности и имел практически безупречную репутацию. По крайней мере, в крупных скандалах, в отличие от ряда его коллег по цеху, он особо замечен никогда не был. По памяти разве что вспоминается инцидент в Гане в 2013-м, когда Лебедев попал в ДТП.
Разговоры о том, что 81-летний Лебедев собирается все-таки оставлять дела в Верховном суде РФ, активно муссировались в конце прошлого года. Тогда было вброшено несколько сигналов и предпосылок. Например, на последней в 2023-м ВККС руководителя секретариата Лебедева рекомендовали на должность председателя Арбитражного суда Московской области, а его помощник стал судьей Верховного суда.
Но о болезни Лебедева широкая публика не знала. Две с половиной недели назад он встречался с Путиным, отчитывался о цифровизации судебной системы, но выглядел хуже обычного. По данным «112», последние дни Лебедев находился в больнице. По одной из версий, которую приводит «Ъ», причиной смерти стало онкологическое заболевание.
Кто теперь возглавил Верховный суд России — одна из политических интриг. Например, еще год назад в кулуарах судебной системы обсуждали, что Лебедева может сменить Медведев — бывший президент и премьер еще и известный юрист, был преподавателем в СПБГУ. В пуле кандидатов и председатель Мосгорсуда Михаил Птицын и председатель комитета Госдумы по государственному строительству Павел Крашенинников. Но это пока лишь расклады инсайдеров.
«В целом можно сказать, что Лебедев был одним из государственных деятелей России, участвующих в формировании ее правовой системы»
«Судебная система сейчас меняться не будет. В условиях СВО эти процессы заморожены»
Мы попросили экспертов оценить политический и юридический вклад Лебедева в историю современной России, назвать его потенциальных преемников, а также ответить на вопрос, как скоропостижная смерть скажется на судебной системе Татарстана — в республике остается вакантным кресло председателя ВС РТ, а в начале февраля ВККС отказалась выбирать претендента на должность главы Арбитражного суда республики.
Александр Добровинский — управляющий партнер московской коллегии адвокатов «Александр Добровинский и партнеры»:
— Он был бессменным и очень осторожничал на самом деле. И он укрепил позицию Верховного суда. Потому что в свое время было такое двоевластие — были Верховный суд и Высший Арбитражный суд, а потом они слились. И структура, которую выстроил он, довольно вертикальна. Это его главная заслуга, главное деяние — выстроить вертикаль судебной власти.
Я не думаю, что нам сейчас надо что-то перезагружать. Система довольно четко выстроена и неплохо работает на самом деле, не считаю, что что-то изменится с приходом кого-то, кто будет ее наследником. Полагаю, кресло председателя мог бы занять кто-то из замов. Я не люблю гадать, это довольно серьезный пост в стране, и назначение будет согласовано с президентом.
Думаю, что его смерть никак не скажется на судебной системе Татарстана. Я не вижу, почему она должна каким-то образом отразиться.
Сергей Марков — политолог, общественный деятель, кандидат политических наук, директор Института политических исследований:
— Трудно оценить [вклад], юридическая система очень профессиональная, и с этой точки зрения закрытая от внешнего взора. Но в целом можно сказать, что Лебедев был одним из государственных деятелей России, участвующих в формировании ее правовой системы. И поскольку он работал очень долго — притом что президенты Путин и Медведев тоже юристы, то они могли оценивать его именно с профессиональной точки зрения. Раз они его держали на этом посту, с высокой долей вероятности можно сказать, что он весьма соответствовал их профессиональным оценкам, каким должен быть глава Верховного суда. Мы можем не прямо оценивать его работу, а косвенно — через Путина и Медведева. Эта оценка очень высокая.
Сейчас судебная система никак меняться не будет. В условиях СВО все эти процессы заморожены. Там довольно много профессиональных людей, они профессиональные юристы. Скамейка запасных очень большая. Наиболее известные — Дмитрий Медведев, предположим, Андрей Клишас…
[Лебедева долго держали на посту, несмотря на его болезнь], потому что система неплохо сделана, и она продолжала функционировать и без его активного участия, что тоже является результатом его хорошей работы. Если команда неплохо работает с болеющим начальником, это говорит о том, что начальник хорошо построил эту команду. Такая ситуация была с Алексеем Миллером — главой «Газпрома», который несколько месяцев болел тяжело, но команда продолжала работать.
Константин Калачев — руководитель Политической экспертной группы:
— Лебедев застал все исторические эпохи. Надо отдать ему должное, каждый раз он соответствовал духу и требованиям времени. Что касается Лебедева как юриста, ученого, правоведа, думаю, что он, безусловно, сыграл большую роль в становлении судебной системы. Он проявил принципиальность в отношении к полномочному праву, выступал за декриминализацию преступлений небольшой тяжести, за расширение компетенций суда присяжных. У него есть серьезные заслуги, но оценивать нужно по результатам. Да, Верховный суд России неоднократно занимал принципиальную позицию, иногда даже спорил с исполнительной властью, вспомним 90-е годы. Но понятно, что политическое долголетие в наших условиях — это производное от компромиссов. И кто-то может сказать, что компромиссов было слишком много, и хотелось бы, чтобы судебная власть была более независимой, чтобы все было как в странах развитой демократии, но человек действовал в рамках возможностей, которые у него имелись, и с теми красными линиями, которые были.
Лебедев находился на своем посту так долго, потому был человеком-символом. Он иногда демонстрировал принципиальность, основанную на профессионализме. Его уважали как правоведа, профессионала. Он был уважаем всеми.
«Трудно сказать, кто теперь возглавит ВС РФ. Скажу одно — хотелось бы, чтобы пришло более молодое поколение к руководству Верховным судом»
«Если в 90-е люди, грубо говоря, обращались к бандитам за решением проблем, то сейчас они обращаются в суд»
Евгений Минченко — президент «Минченко консалтинг»:
— Это действительно был весьма авторитетный человек в юридической среде, к которому относились с очень большим уважением. Человек, которому всецело доверял Владимир Путин. Я думаю, что, конечно, будет довольно сложно найти ему равноценную замену.
Полагаю, тренд, который есть сейчас, сохранится. А именно — плотное взаимодействие судов с правоохранительными органами. Объективно, к сожалению, не только у нас за последнее время уровень независимости судебной системы снижался.
Пока я не вижу никаких тенденций, чтобы эта ситуация менялась. Я думаю, что тренд на увеличение зависимости судебной системы от исполнительной власти будет только нарастать, чему способствует, в общем-то, очень серьезное внешнеполитическое давление. Логика власти такая, что все ветви власти надо консолидировать, и судебная власть не является исключением.
Кто теперь может возглавить ВС РФ, не знаю, не моя сфера экспертизы. Я в каком-то анонимном канале видел сегодня топ-5 кандидатов, но не знаю, как к этому относиться.
Руслан Нагиев — адвокат:
— Можно сказать, что ушла целая эпоха. Я работаю с 2001 года — он все время был во главе Верховного суда. Были взаимоотношения и с Европейским судом по правам человека, потом уже уход от данной системы. Все это было при нем. Я должен сказать, что не все было идеально, но доверие населения к судебной системе налицо. Мы знаем, как работали суды в 1990-е годы и в 2000-е. Конечно, доверие населения к судебной системе сильно возросло. Если в 1990-е люди, грубо говоря, обращались к бандитам за решением проблем, то сейчас они обращаются в суд. Я считаю, что вклад Лебедева в это есть.
Хотелось бы побольше реформ. Судебная система все-таки требует преобразований и улучшения работы. Трудно сказать, кто теперь возглавит ВС РФ. Скажу одно — желательно, чтобы пришло более молодое поколение к руководству Верховным судом. Я считаю, что это пойдет на пользу.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 23
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.