Люди столпились на парадной лестнице и в узких проходах возле зрительного зала — там в прямом смысле негде было упасть яблоку Люди столпились на парадной лестнице и в узких проходах возле зрительного зала — там в прямом смысле негде было упасть яблоку

«Залило правую сторону, а левая сухая»

То, что в театре какие-то проблемы, корреспонденту «БИЗНЕС Online», собиравшемуся писать рецензию на спектакль «Турандот», накануне стало понятно уже после сдачи одежды в гардероб. Люди столпились на парадной лестнице и в узких проходах возле зрительного зала — там в прямом смысле негде было упасть яблоку. Первая мысль — фестивальный спектакль собрал мегааншлаг и зал ТАГТОиБ просто не вместил всех желающих. Однако вскоре выяснилось, что гостям банально некуда деться, т. к. основное фойе закрыто. Свет в вестибюле погашен, а вход преграждают красные банкетки, через которые с любопытством перекидывались неравнодушные, желая узнать, в чем дело.

Последовав их примеру, наш корреспондент увидела… дождь. В центре зала расположилась огромная лужа, отодвинув к окну выставку, посвященную 150-летию Казанской оперы. Странно, что в театре даже не удосужились поставить на место аварии какую-то тару: вода с потолка капала прямо на пол. Впрочем, это не мешало официантам, которых «забыли» в протекшем фойе, старательно охранять бокалы с шампанским. Для полноты картины не хватало только вечного скрипача Захара Штейнберга, музицирующего в пустом зале, тогда происходящее точно бы напоминало сцену из фильма «Титаник».

В центре залы расположилась огромная лужа, отодвинув к окну выставку, посвященную 150-летию казанской оперы В центре зала расположилась огромная лужа, отодвинув к окну выставку, посвященную 150-летию Казанской оперы

Впрочем, персоналу театра им. Джалиля было не до смеха. Между гостями лавировали дежурные, капельдинеры и другие сотрудники театра, включая конферансье ТАГТОиБ Эдуарда Трескина. Им приходилось буквально протискиваться сквозь толпу, желающую поскорее занять свои места в зале. По регламенту, публику должны были запустить в зал в 17:45, но даже в 18:00 его двери оставались закрытыми.

В 18:02 по громкой связи объявили, что по техническим причинам спектакль отменен, и капельдинеры стали деловито выпроваживать растерянных меломанов в гардероб. Как оказалось, своевременно — к 18:10 потоп уже достиг первого этажа, и работникам, не дождавшись ухода гостей, пришлось убирать воду швабрами. А зрители, спускавшиеся с ярусов, могли снять эффектные видео, на которых вода лилась потоками на лестницы и даже стекала с люстры в том самом злополучном фойе.

Персонал театра им. Джалиля быстро устранял следы потопа Персонал театра им. Джалиля быстро устранял следы потопа

На вопросы о случившемся сотрудники реагировали неохотно. Одна из них лаконично ответила, что в зале «залило правую сторону, а левая сухая».

В своих соцсетях театр им. Джалиля отреагировал также довольно оперативно: «В связи с техническими неполадками спектакль „Турандот“ 18.02.24 отменяется. Возврат билетов осуществляется по месту приобретения в течение 10 рабочих дней». Правда, на вопросы отдельных зрителей о том, кто будет возвращать 10-процентный сервисный сбор за покупку электронного билета на kassir.ru в группе во «ВКонтакте», представители ТАГТОиБ никак не отреагировали.

Но, что самое важное, театр еще вчера поздно вечером объявил, что дальнейшие спектакли Шаляпинского фестиваля, включая ближайший — «Евгений Онегин» 21 февраля, состоятся.

В 18:02 по громкой связи объявили, что по техническим причинам спектакль отменен, и капельдинеры стали деловито выпроваживать растерянных меломанов в гардероб В 18:02 по громкой связи объявили, что по техническим причинам спектакль отменен, и капельдинеры стали деловито выпроваживать растерянных меломанов в гардероб

«На голову не упадет ничего, люстра если только»

Сегодня, пройдясь вокруг Казанской оперы, корреспондент «БИЗНЕС Online» не нашел особых видимых свидетельств произошедшего, хотя вчера очевидцы говорили, что вытекшая вода даже растопила снег вокруг здания. А возле билетной кассы сотрудница призывала нашего журналиста, представившегося зрителем, размышляющим о том, чтобы сдать в кассу билеты на «Онегина», этого не делать.

«Мы работаем, вчера была трагедия, но в панику не впадайте пока, мы надеемся, что все будет хорошо, — сказала наша собеседница. — У нас же, в принципе, ни гримерки, ни сцена не пострадали, есть два дня запаса. Пострадал определенный блок, который влияет на многое. Электричество есть, вчера могли провести спектакль, но мы не знали, как сработает электричество, ведь такое количество народа в зале, то есть правая сторона вышла из строя. Если бы „коротнуло“, были бы последствия».

Но безопасно ли будет зрителям в помещениях, которые испытали такое воздействие воды? «На голову не упадет ничего, люстра если только», — пошутила сотрудница театра им. Джалиля. «Билеты сдавать не надо, зачем? Дай бог, все будет. Воду убрали, сейчас посмотрим, как паркет, как что. Может, вход в паркетную часть будет закрыт, но это не принципиально, на сцене нормально, не переживайте», — резюмировала она.

Что касается причин произошедшего, то еще вчера среди разговоров в самом театре можно было услышать о прорыве водопровода, лопнувшей батарее и проблемах с крышей. Собеседник газеты, знакомый с ситуацией, рассказал, что происшествий на наружных сетях не было, аварийные городские службы предлагали свою помощь, на это руководство театра им. Джалиля ответило, что справится своими силами. По информации источников газеты, или на чердаке замерз и лопнул пожарный водопровод, а в результате потепления оттаял, или где-то лопнуло отопление.

В министерстве культуры РТ отказались от комментариев о причине потопа в здании подведомственного учреждения, ограничившись утверждением, что «в настоящее время идет оценка последствий произошедшего».

На театр оперы и балеты в рамках контракта было заложено 127 млн рублей На театр оперы и балеты в рамках контракта было заложено 127 млн рублей

Ремонтные работы от Казилова и Шигапова

Между тем, к примеру, еще в 2022 году «Татинвестгражданпроект» проверил состояние крыши театра и определил его как ограниченно работоспособное — т. е. дефекты имеются, но риска внезапного разрушения нет, и при условии контроля эксплуатация возможна. Однако кровельное покрытие оказалось аварийным — обследование выявило многочисленные следы протечек, пробоины и сквозные щели в кровельных листах, коррозию и плохую герметизацию швов. В связи с этим было принято решение сделать капитальный ремонт кровельного покрытия на площади 800 кв. метров. В марте 2023 года ГИСУ РТ выделило 127 млн рублей на ремонт. Победителем тендера стало ООО «СК „Алтын Групп“» Анаса Шигапова, входящего в список королей исполнителей госзаказов.

Напомним, что нынешнее здание театра им. Джалиля было построено в 1956 году, а в 2005-м открылось после масштабной реставрации. И уже после этого на ремонт здания государство выделяло внушительные суммы.

Помимо тендера 2023 года, в августе 2018-го ГИСУ РТ публиковало тендер на проведение ремонтно-реставрационных работ на сумму 130,8 млн рублей. В процедуру были включены два объекта: театр оперы и балета им. Джалиля и театр драмы и комедии им. Тинчурина. За закупку «боролись» два участника — это ООО «Евростройхолдинг+» Владимира Казилова и ООО «Сайяр» Ольги Гатиной. Еще один король госзаказов Казилов предложил цену на 600 тыс. меньше, чем Гатина, что автоматически сделало его победителем закупки.

На театр оперы и балеты в рамках контракта было заложено 127 млн рублей. В список работ, помимо ремонта и устройства слаботочных сетей, демонтажных и отделочных работ, входили также работы по ремонту на площади 2 082 кв. м сетей инженерно-технического обеспечения, которые включали в себя полную замену систем автоматизации отопления.

Через год, в июле 2019-го, ООО «Евростройхолдинг+» выигрывает уже тендер на 137 млн рублей, предусматривающий выполнение строительно-монтажных работ в театре. Список работ был огромный: от острожки и циклевки паркетных полов и ремонта колонн до реставрации лепнины и позолоты на балконах, в амфитеатре и кулуарах. Но, кроме декоративных отделочных, были и «грязные» работы — это демонтаж и монтаж отопительных блоков кассетного типа, а также присоединение к приборам трубных проводок. К слову, за каждые ремонтно-восстановительные работы отвечало ГУП «Татинвестгражданпроект», которое, помимо разработки проектной документации (стоимость одного проекта — 3,7 млн рублей), также осуществляло и авторский надзор.