Первое за три года собрание татарстанского отделения российского военно-исторического общества прошло в Присутственных местах Кремля Первое за три года собрание татарстанского отделения Российского военно-исторического общества прошло в Присутственных местах Кремля

Как Сафарова избирали главным по военно-историческому воспитанию в РТ

На общее собрание татарстанского отделения Российского военно-исторического общества (РВИО), которое проходит раз в три года, смогли приехать 72 члена из 115. Остальные отсутствовали «по уважительным причинам». Тем не менее, для того чтобы избрать его новым председателем Асгата Сафарова, кворум имелся.

Кандидатуру руководителя аппарата президента РТ рекомендовал лично глава РВИО Владимир Мединский. «Уважаемый руководитель, очень результативный», — характеризовала Сафарова Аяна Шойгу, директор департамента по взаимодействию с регионами РВИО. Видимо, с учетом статуса гостей нынешнего собрания проводили его в Присутственных местах Казанского кремля.

Все, кто смог доехать, проголосовали за Сафарова. Шойгу вручила Сафарову членский билет. И заметила, кстати, что теперь Сафаров, как член РВИО, участвует в программе лояльности — например, может посещать бесплатно все крупные федеральные музеи, в том числе Музей Победы на Поклонной горе, «Стрелецкие палаты» и многие-многие другие.

Аяна Шойгу вручила Сафарову членский билет Аяна Шойгу вручила Асгату Сафарову членский билет

«Честно признаюсь, когда предложение возглавить столь уважаемое общество ко мне поступило, я пытался сопротивляться, — заявил Сафаров. — Но мой друг и наш общий друг республики [заместитель председателя РВИО] Николай Павлович Овсиенко такие слова подобрал, что я с благодарностью согласился. Понятно, что в реалиях сегодняшнего дня, в условиях продолжающейся СВО, ни один нормальный, любящий свою Родину человек, когда такие предложения поступают, не имеет права отказываться».

Всех, кто в этот момент сидел в зале, Сафаров назвал большими патриотами страны и республики, которые чтят свою историю и никому «не дадут ее попирать». «Я с вами, — по-отечески добавил он. — Будем дальше заниматься восстановлением исторической справедливости и, самое главное, подготовкой нашей молодежи. Будем прививать любовь к своей Родине, учить патриотизму».

Сафаров стал четвертым по счету руководителем татарстанского РВИО за 8 лет. Первым эта честь выпала Василю Шайхразиеву, потом его сменила Лейла Фазлеева, а два года назад — Тимур Сулейманов, бывший «молодежный» министр, а ныне помощник Рустама Минниханова, возглавляющий молодежное «Движение Первых» в РТ. Сулейманов на заседание не пришел, ограничился письмом — просил досрочно прекратить его полномочия. «Добровольно?» — раздался скептический вопрос из зала. Все проголосовали за.

Всех, кто в этот момент сидел в зале, Сафаров назвал большими патриотами страны и республики, которые чтят свою историю, и никому «не дадут ее попирать» Всех, кто в этот момент сидел в зале, Сафаров назвал большими патриотами страны и республики, которые чтят свою историю и никому «не дадут ее попирать»

Что делает РВИО в РТ и за что раскритиковали казанскую школу

Чем занималось татарстанское отделение РВИО последний год? Основным «толчком работы», по словам исполнительного директора РВИО в РТ Александра Александрова, стал проект по установке мемориальных досок Героям СССР, полным кавалерам ордена Славы. Их устанавливают в школах, которые носят имена героев и где они учились.

По словам Александрова, этот проект РВИО начало еще в 2019 году. Но в Татарстане работа с табличками немного застопорилась — из-за того что, по законам республики, они должны были быть исполнены на двух языках, русском и татарском. «В этом году мы такую работу решили возобновить», — отчитался Александров, очевидно, имея в виду год прошлый.

История создания Российского военно-историческое общества уходит корнями в годы правления императора Николая II. В 1907 году указом императора было создано Императорское Русское военно-историческое общество. В его задачи входило объединение людей для изучения и сохранения сведений о военной истории, поиск и систематизация данных о сражениях, создание военно-исторических музеев, а также коллекционирование оружия и военной атрибутики.

Обществом руководил совет, во главе которого был генерал Дмитрий Антонович Скалон. В своем первоначальном виде ИРВИО просуществовало почти 7 лет — до начала Первой мировой войны, т. к. почти все участники общества отправились на службу.

В современном виде уже Российское военно-историческое общество было воссоздано указом Владимира Путина в 2012 году. Глобально его задачи не поменялись.«Мы должны сделать все, чтобы сегодняшние дети и вообще все наши граждане гордились тем, что они наследники, внуки, правнуки победителей. Знали героев своей страны и своей семьи, чтобы все понимали, что это часть нашей жизни», — такая цитата президента РФ приведена на официальном сайте организации.

Согласно данным с официального сайта РВИО, сейчас членами общества являются более 16 тыс. человек. При этом отделения общества открыты в 89 регионах.

В Татарстане региональное отделение Российского военно-исторического общества открыли в 2015 году. Официально протокол о создании организации подписали на тот момент еще премьер-министр Татарстана Ильдар Халиков и министр культуры России Владимир Мединский. «Ильдар Халиков отметил, что организация является серьезным ответом на вызовы времени и попытки фальсификации истории России. Он подчеркнул, что Татарстан также имеет богатое историческое прошлое», — сообщала тогда пресс-служба президента Татарстана.

«Мы всегда на страже правильной истории, верных исторических событий и большой военно-патриотической работы под патронатом президента РТ Рустама Минниханова, потому что первая задача, которую он ставит перед всеми министерствами и ведомствами, работающими с детьми и молодежью, — это воспитание, в том числе и прежде всего гражданско-патриотическое», — говорила о работе татарстанского отделения РВИО Лейла Фазлеева.

Всего, по его словам, в Татарстане изготовили 22 мемориальные таблички, в том числе за счет грантов президента РТ и минмолодежи. Установили из них всего 17. Больше всего — в Мензелинском районе, сразу пять штук. Причем установка проводилась с помпой, отчитывался Александров: заодно проводили выставки исторических документов, акцию «Марш в прошлое» — школьники переодевались в форму, проходили этакий «курс молодого бойца», а потом сами давали залп салюта, когда открывались мемориальные доски.

Осталось установить еще пять досок. В одной из школ уже давно установлена своя (т. е. не усилиями РВИО), так что, «наверное, не стоит лезть в чужой монастырь со своим уставом», рассуждал Александров. «Единственная доска, которая под большим вопросом, — это школа №121 (лицей №121 им. Героя Советского Союза Ахтямова — прим. ред.) в Казани, в которой дирекция школы, директор и завучи, второй год никаким образом не хочет участвовать в этом проекте! — отчитывал он на весь зал. — На последние два мои контакта просто не ответили, не перезвонили. Единственное, с кем могу пообщаться, — только с секретарем. То есть школа упорно делает все, чтобы в этом проекте не участвовать». В зале возник гул непонимания. «Странно, странно», — перешептывались между собой члены РВИО.

Еще одно направление работы — это участие в крупных военно-исторических фестивалях, указал Александров. В Татарстане самый крупный из них — военные игры «Элбэдэн», они проходят каждый год в июне в селе Альвидино — на родине последнего защитника Брестской крепости, Героя СССР Петра Гаврилова. А еще члены татарстанского РВИО второй год подряд ездят к «соседям» в Самару на парад памяти 7 ноября.

Всего в РВИО по всей России входят 25 тыс. человек (в Татарстане — 115, говорил Александров), отделения есть во всех регионах, в том числе и в ЛНР, и в ДНР Всего в РВИО по всей России входят 25 тыс. человек (в Татарстане — 115, говорил Александров), отделения есть во всех регионах, в том числе и в ЛНР, и в ДНР

Аяна Шойгу о работе татарстанского РВИО: «Мы готовы поддержать любую вашу инициативу»

Шойгу отчиталась за все регионы, на фоне которых Татарстан, кажется, выглядел немного не в форме. Всего в РВИО по всей России входят 25 тыс. человек (в Татарстане — 115, говорил Александров), отделения есть во всех регионах, в том числе и в ЛНР, и в ДНР. В 35 регионах попечительские советы возглавляют губернаторы, а главы Камчатки и Мурманской области лично возглавляют реготделения. В масштабах России поддержано 163 проекта, которые инициировало РВИО. «Мы готовы поддержать любую вашу инициативу, — с надеждой обращалась Шойгу в зал и сама предлагала хотя бы очертания идей. — Мы обозначали для себя ряд задач, которые мы для себя ставим [по Татарстану]. Возможно, это будет какой-нибудь фестиваль — или окружной, или в Республике Татарстан провести что-то такое интересное, мощное…»

Она не упустила возможности рассказать о масштабах достижений РВИО по всей России. Один из главных приоритетов общества — «защита и охранение исторической правды». Например, они восстанавливают «варварски разрушенные» мемориальные комплексы, памятники. В прошлом году через несколько месяцев после начала СВО занимались этим и в Донбассе. «Мы стараемся действовать комплексно, восстанавливать и возвращать не только сами монументы, но и общий исторический контекст, общую память, которую киевский режим тщательно старается стереть и перевернуть», — объясняла директор департамента по взаимодействию с регионами РВИО.

Одним из ключевых проектов она назвала открытие на днях «одного из самых пронзительных» мемориалов, который посвящен 80-летию полного освобождения Ленинграда от блокады. Открывал его лично Владимир Путин. «Для нас это большая честь, что практически все знаковые проекты РВИО удостоены внимания главы государства, осуществляются при его поддержке и по его поручению», — добавила Шойгу, напомнив, что в прошлом году Путин открывал первую очередь мемориала «Курская битва», а в 2022-м — памятник легендарному кубинскому лидеру Фиделю Кастро.

Докладчик все перечисляла и перечисляла, чем занимается РВИО по всей России, и отметила, что этого пока нет в Татарстане. «Я уверена, что с приходом Асгата Ахметовича мы сумеем реализовать такие масштабные проекты», — с надеждой добавила она.

В беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» Шойгу предложила «сконцентрироваться» на том, что с приходом Сафарова работа отделения «выйдет на совершенно другой качественный уровень». А как сейчас? «Хотелось бы желать лучшего, — не вдаваясь в подробности, сказала она и добавила: — Это объективная оценка. Мы всегда готовы помогать и поддерживать».

Всего в этом совете должно было быть пять членов, но Асгат Сафаров начал вводить новшества прямо на голосовании Всего в этом совете должно было быть пять членов, но Асгат Сафаров начал вводить новшества прямо на голосовании

Асгат Сафаров: «По большому счету работаем на нашу страну!»

Герой России, новоиспеченный член РВИО и доверенное лицо Путина на президентских выборах Расим Баксиков о работе общества говорит с оптимизмом: «Главное — начать!» «Патриотическое воспитание в Татарстане — на уровне. Я с большой ответственностью к этому отношусь и сам непосредственно участвую в этом. Сейчас еще этим займется и военно-историческое общество. Очень рад!» — не скрывал он своих эмоций в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online». Теперь, по словам Баксикова, он будет вовлекать в РВИО тех людей, которые, что называется, на одной волне. Это не только ветераны, но и, например, преподаватели истории. «Я выпускник билярской средней школы, моя учительница истории — мой классный руководитель, она действительно любит свой предмет. Я с большим удовольствием ей предложу вступить», — сказал Баксиков.

В Татарстане всегда уделяли много внимания патриотическому воспитанию, согласен с ним руководитель республиканского движения «Форпост» Тимур Камалетдинов. «Сейчас в связи с СВО и в целом с тем, что происходит в мире, усиливается работа по патриотическому воспитанию, в республике идет пересмотр тех программ и мероприятий, которые были, — сказал он. — Я бы не сказал, что это перезагрузка [работы РВИО], это будет усиление».

Работать над этим «усилением» придется и ему лично: Камалетдинова на этом собрании включили в совет татарстанского РВИО. Всего в этом совете должно было быть пять членов, но Сафаров начал вводить новшества прямо на голосовании.

«Пяти человек для республиканского совета, мне кажется, недостаточно, — заявил из зала председатель движения „Боевое братство Бугульмы“ Леонид Прошин. — В каждом районе должен быть лидер, который должен входить в совет».

Тут выяснилось, что местные отделения есть не во всех районах Татарстана — их всего 7. Александров быстро сориентировался: «План на будущее — создать в каждом районе местные отделения, где будет свой руководитель».

Евгений Варакин: «Если наши деды восстановили города после Великой Отечественной, то почему мы не сможем?»

Сафаров уже с полным правом нового председателя подытожил их беседу. «Мы с вами согласимся, — сказал он Прошину. — Отработаем. А пока 7 членов местных отделений будут членами совета». За то и проголосовали. Правда, не называя имен. «А от союза ветеранов?» — понеслись предложения из зала. Сафаров пообещал: рассмотрим, но потом.

А сейчас утвердили состав попечительского совета. Туда входят теперь вице-премьер РТ Фазлеева, министр культуры РТ Ирада Аюпова, глава минмолодежи РТ Ринат Садыков, гендиректор СИНХа Валерий Сорокин, ректор КФУ Ленар Сафин и руководитель татарстанского фонда «Защитники Отечества» Гузель Удачина. Кроме нее и Садыкова, из этого списка никто не пришел, но, как было зачитано, они дали свое предварительное согласие.

Еще быстрее приняли план работы на год. Его мелким шрифтом вывели на экран. Сафаров предложил взять его за основу пока что, а потом пересмотреть, что-то добавить. «Я сам в первый раз вижу [план], — признался он. — [Попозже] наполним план нормальной, хорошей работой».

«Задача — чтобы в каждом районе как минимум были наши отделения. Нашу работу будем показывать, пропагандировать» «Задача — чтобы в каждом районе как минимум были наши отделения. Нашу работу будем показывать, пропагандировать»

«151 (по словам Александрова, 115прим. ред.) член РВИО для республики — это вообще ничего! — заявил напоследок Сафаров. — То, что мы недоработали… Я и с себя тоже не снимаю [ответственности], с администрации раиса: мы практически за все отвечаем, в том числе и за эту работу». На следующий год он поставил задачу — собраться в зале, который будет «побольше в разы».

«Милости просим в наше общество. Задача — чтобы в каждом районе как минимум были наши отделения. Нашу работу будем показывать, пропагандировать. По большому счету работаем на нашу страну. Надеюсь, задача будет выполнена», — наставлял Сафаров. Закончили радостно — общим фото, сборы на которое длились дольше, чем все вместе взятые голосования.