«В „Атласе новых профессий“ представлен перечень профессий, которые в ближайшем будущем скоро появятся и завоюют большинство наших профессиональных сфер. Рассматривая эти перечни сейчас, постфактум, можно отметить их нереалистичность и даже в некоторых вопросах фантазийность» «В «Атласе новых профессий» представлен перечень профессий, которые в ближайшем будущем завоюют большинство профессиональных сфер. Рассматривая эти перечни сейчас, можно отметить их нереалистичность и даже в некоторых вопросах фантазийность» Фото: ru.freepik.com

«Атлас новых профессий»

В последние годы часто появляются футуристические прогнозы развития различных сфер человеческой жизни. Наверное, самым известным продуктом из этой области в нашей стране можно назвать «Атлас новых профессий» (первая редакция появилась в 2014 году, но с тех пор атлас претерпел несколько новых изданий). В этом труде представлен перечень профессий, которые в ближайшем будущем должны, по мнению авторского коллектива, исчезнуть из нашей жизни, и так же, в хронологическом порядке, ряд новых специальностей, которые скоро появятся и завоюют большинство наших профессиональных сфер. Рассматривая эти перечни сейчас, постфактум, можно отметить их нереалистичность и даже в некоторых вопросах фантазийность.

При этом в тех направлениях, где тенденция развития техники и технологии была отмечена верно, наблюдается явный хронологический дисбаланс. Иными словами, новые профессии, указанные в издании, точно должны появиться, но будет это совершенно не в те сроки, которые были заявлены авторами форсайта. Почему же это произошло? Ведь авторский коллектив состоял из профессионалов в своей области, но тем не менее сейчас, по прошествии нескольких лет, мы можем рассматривать это издание не иначе как «Атлас несбывшихся надежд». Не берусь быть истиной в последней инстанции, но хотел бы предположить, что проблема большинства форсайтов лежит не в плоскости учета внешних условий развития тех или иных профессий. Упор в таких работах делается на некоторое идеальное развитие в благоприятных условиях. Но жизнь вносит свои коррективы. В качестве примера можно вспомнить как отечественную, так и зарубежную научную и околонаучную фантастику («Москва – Кассиопея», «Через тернии к звездам», «Назад в будущее»). И что же? Да ничего. Все абсолютно тривиально, т. к. ничего из заявленного и не сбылось.

Где-то очень близкая ситуация и со знаменитыми предсказаниями Нострадамуса. Ведь его катраны расшифровывались, а точнее, интерпретировались только после того, как предполагаемые события происходили на самом деле.

«К трендам образования можно отнести направления, связанные с расширением использования современных инфокоммуникационных технологий» «К трендам образования можно отнести направления, связанные с расширением использования современных инфокоммуникационных технологий» Фото: ru.freepik.com

Расширенная реальность, образование через хип-хоп

Но перейдем к основной теме сегодняшней статьи — предполагаемым трендам образования в 2024-м (а также тем, что были «актуальны» для 2022 и 2023 годов) и возможности их воплощения в реальность. В основе материала лежит исследование, ежегодно проводимое группой ученых Института образовательных технологий в Открытом университете (Великобритания, публичный доклад Innovative Pedagogy). В 2022, 2023 и 2024 годах исследования проводились совместно с сотрудниками лаборатории искусственного интеллекта и человеческих языков Института онлайн-образования (Пекин), Открытым университетом Каталонии (Испания) и центром инноваций в обучении и преподавании Университета Кейптауна (ЮАР). Для адаптации форсайта к российским условиям сотрудники лаборатории инноваций в образовании Высшей школы экономики совместно с партнерами проводили опросы ведущих специалистов отрасли (традиционное и онлайн-образование), студентов и даже школьников.

В результате проделанной работы авторы ежегодно получают перечень из 10 наиболее перспективных, по мнению респондентов, образовательных трендов, размещенных в порядке убывания их значимости. Для наглядности и информативности я решил объединить трехлетние результаты в одной таблице.

Наверное, самым спорным или даже нереальным можно назвать тренд, связанный с «Культурно-значимым обучением через хип-хоп». Тут необходимо отметить, что и эксперты, и обучающиеся из среды отечественной образовательной системы считают этот мировой тренд одним из наименее значимых (доля 3,7%). Аналогичная ситуация и с пунктами, касающимися изучения иностранного языка (п. 7 и 10). А вот пункт 8, касающийся равных возможностей доступа обучающихся к образованию, мне кажется, сильно недооценен экспертным сообществом.

Во-первых, все мы помним пандемию 2020 года с ее уроками, когда даже обычный непрерывный доступ в интернет оказался далеко не везде возможным в нашей стране. Что уж говорить о содержательной части онлайн-образования и информационных компетенциях значительной части наши педагогов.

Во-вторых, и сейчас можно отметить различный уровень оснащенности в наших учебных заведениях. Например, у нас в республике уже много лет новые школы вводятся в эксплуатацию уже полностью оснащенными передовым оборудованием. К сожалению, лишь небольшое часть нашей страны может похвастаться такими успехами.

И в-третьих, хоть нехватка педагогов и общая проблема нашей страны, все же в зависимости от благополучия региона она проявляется по-разному: где-то кадровый вопрос стоит критически остро, а где-то не так. Поэтому нельзя говорить, что кадровая ситуация везде одинаково плохая. Все относительно и в значительной степени зависит от уровня жизни в регионах.

Продолжая тему не вполне очевидных и понятных трендов, можно выделить еще два направления — «Работа с настроением ученика для более эффективного обучения» и «Благодарность как педагогический подход». Эти подходы вызывают неоднозначную реакцию у некоторой части профессионального сообщества. Вызывает большой вопрос нахождение этих трендов на второй и третьей позициях. Тем более данные тренды не получили какого-либо реального распространения в отечественной образовательной среде.

Но есть в этом перечне за 2022 год и те направления, которые, по моему мнению, достаточно активно используются в повседневном образовательном процессе как в школах, так и в вузах. К таким примерам можно отнести тренды, связанные с расширением использования современных инфокоммуникационных технологий в повседневной образовательной практике. Это такие направления, как «Расширенная реальность» (VR- и AR-технологии), «Использование чат-ботов для обучения» и «Педагогика, основанная на научных данных». При этом различными чат-ботами активно пользуются не только ученики и студенты, но и их педагоги, облегчая с их помощью себе жизнь при подготовки большого количества документов. При этом если первые два пункта уже достаточно распространены, то широкая имплементация третьего сталкивается прежде всего с проблемами нехватки финансовых и материальных ресурсов образовательных организаций. Хотя, с точки зрения развития качества образования, статистическая аналитика, базирующаяся на анализе big data, является наиболее перспективным направлением.

«За последние 5-7 лет как в нашей стране, так и зарубежом появилось достаточно большое количество образовательных стартапов, базирующихся на платформах социальных сетей» «За последние 5–7 лет как в нашей стране, так и за рубежом появилось достаточно большое количество образовательных стартапов, базирующихся на платформах социальных сетей» Фото: ru.freepik.com

Гибридное обучение, совмещение учебы с работой, обучение в соцсетях

Смотрим дальше. Что же изменилось в прогнозах на уже прошедший 2023 год по сравнению с 2022-м? А изменилось достаточное многое. При этом, если из перечня убрать последние три пункта, все остальное выглядит вполне реалистично. Смущают два момента. Во-первых, фактически отсутствует в явном виде преемственность в трендах 2023 года по сравнению с 2022-м. Складывается такое впечатление, что эксперты каждый год начинали работу с нуля. И во-вторых, среди наиболее реалистичных направлений, с 1-го по 7-й пункты, присутствуют тренды, которые были, что называется, «новыми» лет пять назад, а то и ранее. К такой «рыбе не первой свежести» можно отнести:

Гибридное обучение. Фактически речь идет о сочетании традиционного, очного или контактного обучения с онлайн-занятиями. В этом нет ничего нового. И, если верить статистике профильных федеральных министерств, мы уже в тяжелом пандемийном 2020 году успешно прошли формат не только гибридного, но и полностью дистанционного обучения.

Программы микроквалификации. Эта тема активно обсуждается и даже внедряется в некоторых вузах уже почти как 10 лет. Более того, с таким подходом уже давно справляется так называемое корпоративное обучение, реализуемое предприятиями самостоятельно, без участия формального образования (вузы, колледжи, техникумы). Причем в некоторых профессиональных областях микроквалификации настолько прочно вошли в повседневную жизнь, что даже успешно конкурируют с традиционным бакалавриатом и магистратурой. В качестве примера можно выделить, например, IТ-дизайн и даже в некоторой степени психологию. Поэтому данный тренд можно смело отнести к устаревшим, но при этом активно реализуемым во всем мире. Он характерен, как правило, для людей уже нешкольного возраста.

Совмещение учебы с практикой. Подход очень хорошо известен в нашей стране с середины ХХ века. Более того, в один момент эту практику переняла у нас германская промышленность. И если в нашей стране с 90-х годов мы уже ничего передового в методологии профессиональной подготовки не внедряли, то немцы не переставали совершенствовать и оттачивать связку «профессиональное образование – реальный сектор экономики». Это привело в начале 2010-х к тому, что мы всерьез занялись перениманием зарубежного опыта в области так называемого дуального обучения. Именно так оно стало называться, пройдя все метаморфозы превращения из советского интеллектуального подхода в передовой немецкий опыт. Вот так бывает, когда теряешь собственные наработки, а их находят соседи, развивают и совершенствуют, а потом передают обратно к нам под видом суперинноваций. В результате в 2013 году агентство стратегических инициатив объявило конкурс для пилотных регионов по внедрению лучших практик дуального обучения. Были даже победители, но, к сожалению, как и многие начинания, история с дуальным обучением постепенно сошла на нет и бесславно закончилась.

На самом деле за последние пару лет мы, сами того не вполне осознавая, наблюдаем всплеск совмещенного обучения. Взять хотя бы подготовку айтишников. Ведь уже стало обычной практикой, когда будущий специалист начиная со второго курса работает над вполне серьезными проектами. Кроме того, в последние два года в связи с быстром ростом промышленного производства обострилась ситуация на рынке труда. Фактически рынок труда на 100% стал рынком работника, а не работодателя. Предприятия пошли в колледжи и университеты. И вот уже в этом году мы наблюдаем достаточно серьезный рост временной и даже постоянной занятости студентов старших курсов. И сейчас речь идет о бакалаврах (т. к. магистранты и раньше повсеместно работали). Да, это не дуальное обучение в классическом его понимании (в дуальном обучении вуз или колледж германизирует учебный план и график учебной нагрузки под требования предприятия-партнера таким образом, чтобы студент мог спокойно работать, совмещая это с полноценным учебным процессом), но тем не менее это реакция системы «вуз, колледж – предприятие» на внешний вызов.

Образование в соцсетях. По сути, речь идет об использовании различного образовательного контента, размещенного в социальных сетях и на различных открытых коммуникационных площадках. Разумеется, это не может быть трендом 2023 года, т. к. уже с начала 2010-х идет активное обсуждение и даже большая работа по имплементации такого подхода в реальные образовательные практики. Более того, за последние 5–7 лет как в нашей стране, так и зарубежом появилось достаточно большое количество образовательных стартапов, базирующихся на платформах социальных сетей. Сейчас уже легче назвать те из существующих образовательных платформ, которые не обучают через социальные комьюнити, чем те, которые ими активно пользуются.

«В последние несколько лет мы наблюдаем настоящий бум домашнего обучения. Родители по разным и не всегда объективным причинам забирают детей из школы или вовсе их туда не отдают» «В последние несколько лет мы наблюдаем настоящий бум домашнего обучения. Родители по разным и не всегда объективным причинам забирают детей из школы или вовсе их туда не отдают» Фото: ru.freepik.com

Бум домашнего обучения

Завершая рассмотрение образовательных трендов 2023 года, хочется остановиться, как мне кажется, на еще одном недооцененном направлении — «Учет домашней образовательной среды». Не секрет, что в последние несколько лет мы наблюдаем настоящий бум домашнего обучения. Родители по разным и не всегда объективным причинам забирают детей из школы или вовсе их туда не отдают. Если следовать формальной логике, такие дети должны обучаться дома под присмотром родителей. На самом деле в подавляющем большинстве случаев дело обстоит не так. Дети не ходят в, что называется, «официальную школу», но при этом обучаются в «неофициальных школах». Таких уже немало в каждом городе-миллионнике в нашей стране. Не исключение и наша Казань. Внутри такие школы могут выглядеть как самые продвинутые столичные концептуальные общеобразовательные заведения — все очень современно, включая дизайн и оборудование. Чего нет в этих школах, так это излишней бюрократической нагрузки как на педагогов, так и на самих детей. Занятия идут, как правило, 3–4 дня в неделю.

Так за счет чего же достигается такой льготный график учебной нагрузки? Все очень просто: частично или даже полностью отсутствуют все дисциплины, касающиеся воспитательно-идеологической составляющей традиционного образовательного процесса. При этом с детьми занимаются и музыкой, и рисованием, и много еще чем, но делается это все на сугубо добровольной основе. Зато упор в таких школах делают на хорошую естественно-научную подготовку, русский и иностранные языки. По окончании таких школ дети сдают ЕГЭ в школах, за которыми они официально закреплены. При этом результаты единого экзамена таких детей особо не отличаются от тех, которые обучаются в традиционных школах.

Разговаривая с родителями, которые отправляют своих детей в подобные школы, я выяснил для себя несколько базовых причин, по которым делается столь неординарный выбор. Чаще всего речь идет о том, что дети либо значительно превосходят по своему развитию свой биологический возраст и школа не может, по мнению родителей, предложить им адекватный подход, либо, наоборот, у ребенка имеются некоторые особенности в поведении и опять же обычная школа не готова предложить какой-то нетиповой воспитательный подход. Значительно реже речь идет о каких-то религиозных убеждениях или социокультурных особенностях. Встречаются родители, которые принципиально не хотят, чтобы их ребенок воспитывался с каким-либо идеологическим подтекстом.

В любом случае на сегодняшний день такого рода неформальное общее образование не угрожает традиционным школам. Но это только пока, и что будет через 5–10 лет, предсказать просто невозможно. Убежден, что с этим явлением ни в коем случае не нужно бороться. Наоборот, надо изучать неформальные образовательные подходы и приемы, реализуемые в таких школах, для того чтобы в дальнейшем реализовывать их в традиционном формате. Ведь только лучшие практики позволяют двигаться вперед. Тогда, скорее всего, и родители «отреагируют ногами» и вернутся в школы.

Тренды 2024 года

Переходя к рассмотрению 2024-го, можно отметить, что тренды этого года более реалистичны, чем прошлогодние. А если, что называется, расшифровать специфичную терминологию, то станет понятно, что текущие тренды являются неким повторением или где-то более точной конкретизацией тех, что были в прошедшие два года.

Например, «Мультимодальная педагогика», по сути, подразумевает использование многоформатности в образовательном процессе. Иными словами, интеграцию в классические формы онлайн-формата или элементов электронного образования. Разумеется, в тех случаях, когда у обеих сторон образовательного процесса имеется такая возможность. К сожалению, необходимо отметить, что, по данным все того же исследования, этот тренд не очень поддерживает педагогическое сообщество в возрастной категории 50+ и связано это вполне с очевидным фактором — отсутствием необходимых цифровых компетенций.