IMG_0711.jpg

Из-за долгов прежнего руководства худфонда художники чуть не лишились своих мастерских и выставочного зала

«НАМ ЧТО, КАРТИНЫ СЖИГАТЬ?»

Скандальная история вокруг комплекса зданий на Большой Красной, находившихся в собственности художественного фонда, тянется уже лет пять. Одна из кульминаций ее случилась в январе 2009 года, были назначены торги, на которых собирались продать за долги мастерские союза художников РТ - два здания на Большой Красной. Одно из них, пятиэтажное, площадью 1937 кв. м, оценили в 60 млн. рублей, второе, трехэтажное, площадью 1750,5 кв. м - в 80 миллионов. С молотка здания решил пустить внешний управляющий худфондом РТ. Причиной стало то, что прежнее руководство худфонда (ныне он не существует, будучи признанным банкротомред.) накопило гигантские долги перед кредиторами - в первую очередь перед Энергобанком. Впрочем, поначалу желающих выложить гигантские суммы не нашлось, и торги были перенесены.

Зуфар Гимаев - председатель правления союза художников РТ, тогда рассказал газете «БИЗНЕС Online» про историю, начавшуюся в 2006 году. Тогда прежний руководитель худфонда союза художников РТ Рустем Гимранов взял кредит у Энергобанка в 10 млн. рублей на свои нужды, заложив здание выставочного зала. Первые шесть месяцев долг выплачивался, затем выплаты прекратились, начали расти пени. Кроме того, снежным комом начали расти долги по другим текущим расходам организации.

В итоге в отношении Гимранова возбудили уголовное дело. К 2007 году долги союза художников значительно увеличились. Впервые начались разговоры о том, что художники могут потерять выставочный зал. Вахитовская прокуратура Казани завела на Гимранова уголовное дело - правда, по фактам невыплаты зарплаты и злоупотребления полномочиями. Но даже она не смогла установить, на что Гимранов потратил взятые кредиты.

В феврале 2008-го Энергобанк, которому худфонд оказался должен уже более 20 млн. рублей, инициировал банкротство должника. Далее в отношении худфонда Татарстана было введено внешнее управление, а здания пристроев выставлены на торги.

Осенью 2008 года зданием выставочного зала заинтересовалось министерство земельных и имущественных отношений РТ, оформило документы и забрало его себе. А здания мастерских остались на балансе обанкротившегося худфонда.

МУЗЕЙ ПОСТАВИЛ НОВЫЕ ЗАМКИ И ДВЕРИ

История получила громкий резонанс, и в конце января 2009-го стало известно, что правительство РТ решило погасить долги худфонда в 30 млн. рублей (20 из них, напоминаем, - долг Энергобанку), обещая сохранить выставочный зал и мастерские для художников республики.

Тогда же, в январе 2009-го, на комплекс зданий союза художников в центре Казани стали претендовать муниципалитет столицы РТ, а также республика в лице минземимущества и союз художников РФ. Понятно, чьи аргументы оказались весомее, в итоге минземимущество передало выставочный зал с баланса минкульта на баланс музея изобразительных искусств. В марте 2009-го музей поставил там новые замки и двери во внутренних переходах.

Иск Энергобанка о признании незаконным распоряжения минземимущества РТ о включении здания выставочного зала в реестр госсобственности Арбитражный суд РТ удовлетворить отказался.

И вот в июне 2012 года музею ИЗО переданы и два остальных спорных здания с мастерскими художников.

IMG_0707.jpg
Правительство РТ погасило долги худфонда в 30 млн. рублей и передало здания на баланс музею ИЗО

ЕДИНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Подробности о будущем выставочного зала и двух зданий, где расположены мастерские художников, в ходе интернет-конференции с читателями «БИЗНЕС Online» рассказала директор госмузея изобразительных искусств РТ Розалия Нургалеева:

- Я очень благодарна руководителям нашей республики, что все-таки было принято такое решение. Хотя, думаю, не надо со счетов сбрасывать и то, как мы работаем, наш коллектив. И то, что практически мы остались единственными, кто может взять эти здания… Я подписала акты, и сейчас ведутся уже переговоры по бюджету, по штатам, по затратам… Там были долги, в том числе по коммунальным услугам, и долги эти покрывает государство, за что огромная благодарность.

Собственно, мы выиграли этот проект. Потому что для любого предпринимателя купить за такую цену комплекс зданий - да, это было бы просто. И убрать оттуда всех художников, и сделать там нечто офисное, внизу - магазины, как это и предполагалось в выставочном зале. Но таких офисов у нас, вы знаете, миллион!..

- То есть эти здания полностью переходят музею?

- Все три здания. Выставочный зал, он уже был у нас, а теперь и мастерские в двух зданиях. Я еще год назад разработала схему, как бы схему раздумий, бизнес-план, как все это может работать. Передала в министерство культуры. Думаю, это может работать по кластерному типу. Полагаю, мы просто должны объединить все в единое художественное пространство…

При этом предстоит очень большая работа - чтобы и сохранить мастерские художников, но и создать некий контент, некое пространство, где есть мастерские и для любого горожанина, который придет и может здесь поработать. Он может пройти в любую мастерскую - теперь это будет не закрытое, твое только, пространство, а художник должен будет показывать его людям, должен дать возможность посетить мастерскую. А для этого там немножко иной уровень должен быть…

ЭТО ОЧЕНЬ БОЛЬШИЕ ДЕНЬГИ

- Два здания были выставлены в 2009 году на торги, оценены в 60 и 80 миллионов рублей. Долгов тогда накопилось на 30 миллионов. А о какой сумме долгов идет речь сегодня? И какова сейчас стоимость двух зданий?

- Это большие деньги, но я, честно говоря, не уполномочена пока называть конкретные цифры. Это очень большие деньги. Тем не менее надо сохранить вот этот контент, где много чего, много составляющих, надо его развить. Это даже просто уголок казанской жизни - там напротив памятник Баки Урманче, рядом художественная школа, рядом музей. Во многих странах мира сегодня активно создают такие вот художественные пространства. И разрушить такое пространство в Казани - это было бы преступление.

- Когда было принято решение передать вам здания с мастерскими?

- Решение было буквально две недели назад. В минземимуществе с первым замминистра Айратом Нурутдиновым у меня была серьезная встреча, я его знаю очень хорошо по городу, еще когда работала главным художником Казани. И он был очень рад, что нам отдали эти здания, он тоже считает, что это правильное решение.

Сейчас надо все обговаривать, делать следующие шаги для того, чтобы получить какие-то средства на реконструкцию. И потом вложиться государству, а дальше уже нам работать по самоокупаемости, создавать какие-то продукты и продавать их. И дать возможность жить художникам, и продвигать какие-то наши продукты. Там же целую инфраструктуру можно создать. Вот у нас нет нормальной реставрационной столярки, чтобы делать раздвижные рамы. Такая столярка очень дорого стоит. Мастеров буквально трое в нашем городе, которые могут это сделать из хорошего сухого материала. Потом на эту столярку натягивается старое полотно. Сейчас нам необходимы семь-восемь таких рам - мы делаем реставрацию, это отдельная работа, и нам нужна основа, чтобы еще сто лет это держалось, чтобы благодаря такой основе красочный слой оставался в покое.

НАМ БУДЕТ ТЯЖЕЛО РАЗБИРАТЬСЯ

- Сколько художников сейчас в мастерских?

- Порядка пятидесяти. Предполагаю, что нам будет очень тяжело разбираться с ними. Но было решение минземимущества, центрального депозитария, что они расторгают договор со всеми художниками, для нас это очень хорошо. И покрывают коммунальные долги. Но ведь кто-то платил, а кто-то нет. По тем, кто не платил, мы будем принимать решение, но и это решение будет нежесткое. Надо идти, как говорится, шаг за шагом, надо просто понимать, может, человек не имел возможности платить? Надо предоставить ему альтернативу. Вот у нас есть выставочный зал, есть продажа - вы отдаете картину и потом за счет продажи этой картины компенсируете свои долги. Это очень такая сложная модель, но…

- То есть индивидуально будете решать по каждому художнику?

- Конечно. Хотя все профессии очень важны и ценны, но художественный мир, творческий мир, он очень индивидуален.

- А основное большое здание, выставочный центр, он как будет работать? Примерно так же, как сейчас, или что-то изменится?

- Дело в том, что ведь у нас есть еще одна выставочная площадка - галерея «Хазине» в Казанском кремле. И практически мы уже давно взяли на себя роль пропагандиста национального искусства - в «Хазине» проходит в год 40 выставок художников Татарстана, хотя имеются, конечно, и международные проекты…

И поэтому выставочный зал хотелось бы позиционировать как галерею современного искусства. Поэтому мы там открыли и галерею фотографии - по клубному принципу работает, у нас там молодежи очень много. Работает там клуб «Андеграунд», уличное искусство. Работают ребята, которые занимаются реконструкцией военных игр…

Вообще, мы изучаем все, что сейчас происходит в художественном мире Москвы, Петербурга, за рубежом. Мы хотим быть интересными, хотим быть востребованными. Хотим через свою работу и пропагандировать наше искусство, и способствовать его развитию, продвижению в мировое пространство…

На самом деле, задач очень много. И как мы называем: территория творчества - это очень важный аспект, центр города…

А в других, теперь тоже наших, зданиях на первом этаже раньше были общие мастерские, где создавались большие проекты, большие скульптуры. Там были печи, и гончарное искусство находилось на очень высоком уровне в свое время. Там была совершенно потрясающая мастерская графики, то есть это гравюра, литография, линогравюры… Эти мастерские мы хотим воссоздать.

Планируем также более системно и более серьезно работать над выставкой-продажей, чтобы не просто мусор там был выставлен абы какой.

Мы будем популяризировать наших художников, высокое искусство. Продажи будут и через интернет-магазин, конечно же, чтобы и художникам, и покупателям было удобно. И чтобы наши художники не уезжали из Казани!..

16048.jpg
Зуфар Гимаев: "Если здания опять будут использоваться в корыстных целях, порядка никакого не будет"

«ВОЙНА НЕИЗБЕЖНА»

Однако в союзе художников РТ (именно его члены базируются в мастерских) весьма неоднозначно воспринимают очередные перемены. Факт передачи выставочного зала и мастерских союза художников РТ в оперативное управление госмузея изобразительных искусств газете «БИЗНЕС Online» прокомментировал председатель союза художников РТ Зуфар Гимаев:

- Министерство культуры ведь так эти здания художникам и не вернуло, хотя они нами построены для нас же самих. Оказывается, здания нельзя передавать общественным организациям, которой мы и являемся. А музей ИЗО - подведомственная организация минкульта, поэтому им передали здания в оперативное управление.

Мы ведь тоже хотим, чтобы художники оформляли родной город, чтобы у нас был свой монументальный цех. Эта идея Розалии Нургалеевой очень мне импонирует. Будет здорово, если свой план ей удастся осуществить хотя бы в этом моменте. Но если здания опять будут использоваться в корыстных целях, порядка никакого не будет. Полностью отдавать в управление музею зал и мастерские тоже нельзя, министерство обязательно должно все курировать. При всем моем уважении к Розалии Нургалеевой мне кажется, что она почему-то все равно против художников воюет. У ней образовался свой круг художников, которых она любит или не любит. У нас такого быть не должно, у нас один союз, мы делаем одну работу, и поэтому должны дружно жить. У нас ведь уже был опыт, когда фонд владел зданиями, а потом люди стали преследовать свои интересы. Мне бы очень не хотелось повторения ситуации.

Считаю, что выставочный зал должен быть именно для художников, а не для фотохудожников. Розалия Нургалеева уже сделала фотогалерею, когда ей отдали выставочный зал. Я понимаю, что фотохудожники тоже нужны, но можно ведь вместе все делать, не убирая одних и ставя других. Это ведь уже минус, потому что она изначально вступает с художниками в некое противоборство. Если часть художников лишатся мастерских (пока по непонятно каким критериям), война неизбежна. Розалия Нургалеева уже сейчас воюет против нашего правления (союза художников РТред.), хотя у нас 11 человек в правлении, выбранных съездом. У нас не какая-то компашка, как они считают, мы занимаемся выставочной деятельностью, у нас есть устав. Сам факт того, что они пытались на внеочередном съезде нас убрать, уже не говорит ни о чем хорошем.

Розалия Нургалеева сильно начала командовать уже в выставочном зале, поэтому я подозреваю, что она уберет многих художников. А куда уберет, если они худо-бедно, но работают?

К сожалению, сегодня вокруг зала тоже образовалась некая группа, ряд членов который думает в первую очередь о себе, а это уже может вылиться во второго Гимранова. Гимранова, кстати, даже не посадили. Я удивляюсь: некоторых людей сажают за копейки, а тут были украдены миллионы. Очень боюсь, что если управлять начнут нечестно, то через несколько лет ситуация повторится...

«ДЕЛАТЬ БИЗНЕС НА ХУДОЖНИКАХ ОЧЕНЬ ТЯЖЕЛО»

Перемены в судьбе комплекса зданий на Большой Красной оценили эксперты «БИЗНЕС Online».

Владимир Синицын - руководитель проекта «500 дней» (группа ASG):

- В любом случае хорошей новостью является то, что здания не стали распродавать на аукционах и что у всех зданий появился один собственник – ГМИИ РТ.

Только в таком случае можно системно подойти к реконцепции выставочного зала и мастерских. Существует множество примеров, когда у одного комплекса зданий есть несколько сособственников, и тогда, учитывая разные интересы и финансовые возможности, выработать единую концепцию использования здания не представляется возможным. Это приводит к тому, что объект теряется как для общества, так и для города. Поэтому отказ от различного рода аукционов и продажи комплекса по частям выглядит оправданным решением.

Если к созданию галереи современного искусства привлекут специалистов и подойдут к проблеме с учетом опыта создания аналогичных культурных объектов как в России (Москва, Санкт-Петербург, Пермь), так и в мире, то реконцепция выставочного зала окажется удачной. В Казани современное искусство практически не представлено, и необходимо продумать, как грамотно вписать новую площадку в общее культурное пространство, возможно, создать некий творческий кластер. Сегодня в городе идет активная работа по реставрации памятников архитектуры и воссозданию всего исторического центра. В том числе и на улице Карла Маркса наша компания восстанавливает четыре здания, объединенные принципом квартальной реконструкции.

В дальнейшем, когда все здания получат вторую жизнь, улица обретет свое уникальное лицо и станет одной из главных достопримечательностей города.

Артур Мустаев - председатель комитета по сувенирной продукции и товарам народных художественных промыслов при ТПП РТ:

- Считаю, что то, что выставочный зал и мастерские под свое крыло взяло министерство культуры, – положительный фактор. Как бы ни было, даже если будут войны, здорово, что зданием теперь будут заниматься. Во время судебных процессов у художников ведь абсолютно не было условий для творчества. Здание полностью находится в ветхом состоянии. Было отключено электричество. Если мастерские будут приведены в порядок, будут очень хорошие условия для творчества. Художники от этого точно не проиграют. А если здание на торгах бы выкупили частники, для художников было бы намного хуже. Частники уж точно с ними не стали бы церемониться. Ну на художниках делать бизнес очень тяжело, он убыточный. Частник бы наверняка разогнал всех...

Из кризисной ситуации нужно выходить, залы союза художников должны работать, они должны наполняться людьми. А картины должны рисоваться. Причем должны рисоваться картины, которые должны продаваться. Но это уже головная боль Розалии Нургалеевой. Посмотрим, как она будет выходить из ситуации. Изменения неизбежны в любом случае. Конфликты с художниками наверняка будут, но будем надеяться, что они найдут общий язык.

Булат Гильванов – художник:

- Было бы, на мой взгляд, идеально, если бы все решения принимались совместно с правлением союза художников. Важно, чтобы сами художники принимали участие в своей судьбе. Тогда можно было бы избежать войн, если начнется дележка мастерских. Хотя и так наверняка возмущение возникнет… Никто просто так не соберет свои краски, рамы и не уйдет, поэтому Розалии Нургалеевой нужно быть к этому готовой.