В Москве найдено тело режиссера московских Сабантуев Радифа Яваева В Москве найдено тело режиссера московских Сабантуев Радифа Яваева, пропавшего еще 3 февраля. Обстоятельства смерти пока не ясны Фото: avtonomiya.tatar

«Нашли его в два часа ночи довольно далеко от дома»

Трагические новости пришли сегодня из Москвы. Ночью здесь было найдено тело 71-летнего руководителя московского татарского танцевального коллектива «Ильдан» заслуженного работника культуры РТ Радифа Яваева, пропавшего еще 3 февраля. Известного хореографа и активиста татарской общины искали в том числе и волонтеры поискового отряда «ЛизаАлерт», а информация о произошедшем была размещена в группе организации во «ВКонтакте».

Председатель татарской национально-культурной автономии Москвы Фарит Фарисов в разговоре с «БИЗНЕС Online» поблагодарил волонтеров, которые «работали всю ночь», нашли тело и вызвали полицию. Между тем обстоятельства смерти Яваева пока не ясны, хотя, говорит Фарисов, «на первый взгляд вроде ничего такого насильственного не было». Но есть и странные обстоятельства. Вечером 3 февраля он вышел из дома, по традиции в этот день руководитель «Ильдана» ходил в баню. После этого Яваев несколько раз попадал на камеры наблюдения.

«В той бане, куда он ходил обычно, не было его банщика, он пошел в другую, — продолжает Фарисов. — Вышел в 21:00 и уже странно себя вел, рассеянно. Пошел, сел на остановку, никуда не поехал, потом один раз упал, видимо, плохо стало. Затем пошел, похоже, погреться в метро. Потом вроде бы опять вышел на улицу. Нашли его в два часа ночи довольно далеко от дома». По словам собеседника газеты, пока правоохранители по понятным причинам неохотно делятся информацией.

«В субботу утром, 3-го числа, он был на занятии, а потом ушел, — поделился с нашим корреспондентом худрук татарского культурного центра в Москве заслуженный артист РФ Ильдар Шигапов. — На следующий день утром мне звонили, спрашивали, нет ли его в культурном центре, я ответил, что меня там нет, но у Радифа сегодня, в воскресенье, нет занятий. А вечером позвонила жена, говорит, вчера Радиф ушел в 19:00 и до сих пор его нет, не звонил ли он. Я говорю, что нет, мы по работе только созваниваемся обычно или видимся на работе».

Дата и время прощания и похорон Яваева пока неизвестны, это зависит в том числе от правоохранительных органов.

Лидеры татарской общины в один голос говорят о том, какую потерю понес татарский мир российской столицы Фото: vk.com

«Яваев всегда отвечал: если будут татары, он готов поработать за какие-то символические деньги»

Яваеву был 71 год. Он окончил режиссерский факультет Таджикского государственного института искусств им. Турсун-заде. Был солистом балета государственного заслуженного ансамбля танца Таджикистана «Лола», затем директором этого же ансамбля. В «Лоле» осуществлял постановки татарских танцев и танцев других народов.

В начале 1990-х переехал в Хабаровск, где работал старшим преподавателем кафедры хореографии Хабаровского государственного института искусств. В 1994 году переехал в Каменку Пензенской области, где создал ансамбль русского народного танца «Радуница» и татарский вокально-хореографический ансамбль «Байрам».


В 2000-м переехал в Москву. В 2007 году основал ансамбль «Ильдан», который базировался в доме Асадуллаева — здании татарского культурного центра.

Лидеры татарской общины в один голос говорят о том, какую потерю понес татарский мир российской столицы.

«Он воспитал тысячи людей, организовывал для детей танцевальные кружки, выводил их на сцену, ездил с ними на конкурсы» Фото: vk.com

«Он воспитал тысячи людей, организовывал для детей танцевальные кружки, выводил их на сцену, ездил с ними на конкурсы, — рассказал „БИЗНЕС Online“ полпред РТ в РФ, вице-премьер Татарстана Равиль Ахметшин. — Его смерть стала для нас полной неожиданностью. У нас с Яваевым были очень хорошие отношения, да и вообще у него не было врагов, так как он со всеми состоял в хороших отношениях, улыбка никогда не сходила с его уст, он улыбался всем — и малым, и большим. Он был человек милли җанлы (с татарской душой — тат. — прим. ред.), и дети его были воспитаны в таком духе, обе дочери танцевали в его ансамбле „Ильдан“».

Ахметшин отдельно подчеркнул роль Яваева в проведении Сабантуев в столице. «Ни один Сабантуй в Москве не проходил без его участия, он был в оргкомитете, являлся режиссером, ставил всю концертную программу. Его режиссура была очень мощной», — говорит полпред РТ в РФ.

«Он был наш близкий друг, 20 лет мы звали его на свадьбы, юбилеи, но честно говорили, что бедные. А Яваев всегда отвечал: если будут татары, он готов поработать за какие-то символические деньги, — рассказал нашему корреспонденту Рустэм Ямалеев — президент общественной организации „Национальный конгресс татар и тюркских народов“. — У нас организовалась новая группа „Яшьләр“ — это 600 человек, и он неделю назад для них специально бесплатно провел мастер-класс. У Яваева всегда было хорошее настроение, он был всегда позитивный. Он приглашал меня на свадьбу своей дочери, там был такой татарский колорит, он в своих танцах передавал татарский моң. Уникальный был человек, это большая потеря для татар Москвы, его заменить невозможно».

В 2007 году Яваев основал ансамбль «Ильдан», который базировался в доме Асадуллаева — здании татарского культурного центра Фото: avtonomiya.tatar

«Создал ансамбль «Ильдан», в этом году собирались отмечать юбилей»

Коллеги по артистическому цеху также с теплотой вспоминают Яваева.

Наиля Фатехова — заслуженная артистка РФ, народная артистка РТ:

— Хочу сказать, что человек был очень хороший, светлый. Столько детей научил, столько взрослых. Для меня очень важным является и религиозный аспект. Я сама читаю намаз давно, Радиф тоже был таким человеком, намаз читал, искренне жил жизнью мусульманина. Он был примером для всех как в общественной жизни, так и в профессии, а также примером для мусульман. Но никогда этим не бравировал.

Когда читаю интервью о его жизни, мне кажется, что знаю его всю жизнь, хотя он приехал в Москву в 2007 году, наверное, а я в столице родилась. Очень светлый, добродушный, коммуникабельный, желающий всем добра, справедливый. На конкурсах детского татарского творчества (московский конкурс) он всегда был в жюри и оценивал хореографию. Очень всегда честно и принципиально ко всему относился, никогда не заигрывал, профессионал своего дела. На все профессиональные и непрофессиональные праздники всегда с удовольствием приглашали коллектив «Ильдан». То есть он из неумелых юношей и девушек делал профессиональных танцоров. И на свадьбы их приглашали. На свадьбах татарских очень приятно было увидеть всем настоящую татарскую культуру.

Как он трепетно относился к семье. Любил всех… Дочки — умницы, красавицы, вышли замуж. И внуки… Был настоящим семьянином.

Много людей узнавало татарскую культуру через танец. Знаю, что очень много нетатар приходило к нему в коллектив, мы удивлялись, ребята русские, знали песни и пели весь мой репертуар, говорили, что им нравится. Представляете, это специально не сделаешь, а в коллективе у Радифа это было естественным. Пусть Аллах наградит его наивысшим раем.


Ильдар Шигапов — заслуженный артист РТ:

— Знаю Яваева с 1985 года. Я работал в Москонцерте, у нас была татарская группа «Мечта», поехали на гастроли по Средней Азии: Узбекистан, Таджикистан. К нам на концерт он пришел, познакомились. Он там работал танцором в таджикском ансамбле. С этого момента мы общались, повторно приезжали на гастроли. Когда в Средней Азии начались передряги, они переехали в Хабаровск. Потом решили переехать в Москву, квартиру стали снимать.

У него жена, две дочери и сын. Дочери талантливые, танцуют. У меня сестра работала директором Дома культуры «Спутник», и я предложил ему организовать танцевальный коллектив, мы вместе там работали, у меня была вокальная группа. Несколько лет поработали. Потом татарский культурный центр его пригласил. Там создал ансамбль «Ильдан», в этом году собирались отмечать юбилей, в декабре вроде бы. Он прекрасный организатор и балетмейстер, постановщик. Программы у него были на целый концерт, на 2–2,5 часа. Если человек талантлив, он талантлив во всем. Костюмы шил сам. Я был художественным руководителем в татарском центре, а он возглавлял свой ансамбль. Естественно, всегда советовался, когда хотел ставить номера, предлагал идеи, критиковал, хвалил.

«С ним было очень комфортно. Всех своих ребят защищал. За ним как за каменной стеной были и семья, и коллектив, и Сабантуй. Сейчас такого руководителя не будет» Фото: avtonomiya.tatar

Роза Хабибуллина — заслуженная артистка РТ:

— Мне очень трудно говорить сейчас. Я понимаю, что ему никто никогда не помогал, он всего сам добился, все делал сам, проблемы свои решал сам, один. Он мог тюками возить материалы, ткани, для того чтобы шить костюмы, сам их шил. Обшивал свой коллектив: взрослых танцоров, а потом у него детский (коллектив) появился. Изумительной души человек, всегда готов прийти на помощь. Никогда ни о ком ни сплетничал, ничего плохого никому не желал никогда. Мы много с ним гастролировали. У меня был молодежный коллектив «Айкай», постоянно вместе ездили. Мои ребятки «айкайцы» были вокалистами, а у него хореографический коллектив «Ильдан». Мы дополняли друг друга, много ездили по стране, даже за рубеж вместе ездили.

С ним было очень комфортно. Всегда. Никаких проблем. Только позитив шел от человека, таких людей просто не бывает, ему замены нет. Говорят, что незаменимых людей не бывает, а вот это тот случай, когда замены нет точно. У него прекрасная семья: красавица-жена, дочери-красавицы, прекрасные внуки, он их обожал. Радиф светился, как солнце, когда говорил о внуках. Всех своих ребят защищал, если кто-то обижал. За ним как за каменной стеной были и семья, и коллектив, и Сабантуй тоже. Что я еще могу сказать? Только пожелать терпения и сил его родным и коллективу. Вот сейчас такого руководителя, как он, не будет. Наша культура потеряла очень много.