В Казани завершается действие плана «Буран» В Казани завершается действие плана «Буран» Фото: kzn.ru

«При плане «Буран» город вынужден тратить дополнительно до 30 миллионов рублей»

В Казани завершается действие плана «Буран», введенного 17 января. Его итоги сегодня подвели в мэрии города в ходе штаба по устранению последствий аномального снегопада. «Такие события, как последний снежный шторм, всегда становятся поворотными для системы, потому что показывают нам узкие места», — обозначил мэр столицы РТ Ильсур Метшин.

Он напомнил, как в 2010 году за 10 дней выпала двухмесячная норма снега. «Результатом работы над ошибками» стала разработка комплексной программы по внедрению новых технологий содержания дорог. Однако с тех пор увеличились убираемая площадь и количество личного автотранспорта, появились новые социальные учреждения и торговые объекты, возникли новые экономические факторы (дефицит кадров, инфляция, рост цен на ГСМ). Сейчас, по словам градоначальника, следует провести анализ работы подрядчиков, распределения техники, рабочих и других ресурсов и учесть новые вводные в комплексной программе.

Ильсур Метшин: «Не хватает тяжелой техники. «Барсики» оказались котятами»

Детальную оценку текущей ситуации дал замруководителя исполкома города Игорь Куляжев. «Если в обычный зимний день на уборку улично-дорожной сети бюджет расходует 6,5 миллиона рублей, то при плане „Буран“ город вынужден тратить еще до 30 миллионов рублей для привлечения дополнительной техники», — отметил он.

  • За весь январь в Казани выпало 83,5 мм осадков, а с 17-го по 22-е число — 49 мм, или 109% от месячной нормы. Высота снежного покрова составила 82 см при средней многолетней высоте 50 сантиметров.
  • За всю зиму вывезли уже более 1 млн т снега, в том числе 600 тыс. т с 17 января. «Нормализовано транспортное сообщение на магистральных улицах, сейчас делается упор на второстепенные улицы и внутриквартальные проезды», — обозначил Куляжев.
  • Среднесуточный выход техники составил 1,1 тыс. единиц. Ежедневно на дорогах работают 750–770 рабочих.
  • Снегоплавильные станции работают с превышением проектной мощности, на них завозится свыше 12 тыс. т снега в сутки при штатной производительность 8 тыс. тонн. Две трети вывозимого снега отправляется на 12 пунктов временного складирования.
  • Ведется и противогололедная обработка дорог и тротуаров. За две недели было использовано 12 тыс. т реагента и песко-соляной смеси, а с начала зимы — 22 тыс. тонн.

По словам Куляжева, в работе дорожных служб «имеются серьезные проблемы», в первую очередь проблема обеспечения кадрами. «Сегодня на 595 единиц техники приходится 570 водителей и механизаторов. Эти люди, как и все, нуждаются в отдыхе и нормативном рабочем дне, они тоже могут болеть. Поэтому иногда техника просто простаивает из-за нехватки водительского состава», — сказал он.

По словам Куляжева, в работе дорожных служб «имеются серьезные проблемы» По словам Куляжева, в работе дорожных служб «имеются серьезные проблемы» Фото: kzn.ru

Такая ситуация сложилась из-за значительного недофинансирования отрасли за последние 10 лет, отметил Куляжев. С 2014 по 2024 год площадь улично-дорожной сети города увеличилась на 13%, стоимость литра дизельного топлива выросла почти на 77%, зарплата механизаторов — почти в 2 раза. При этом финансирование расходов по уборке увеличилось всего на 39%.

Кроме того, в 2023 году средняя зарплата в дорожно-строительном комплексе составила 83 тыс. рублей, а на муниципальных предприятиях, задействованных в содержании улично-дорожной сети, всего 56 тыс. рублей. «То есть на 48 процентов меньше! Хотя условия труда у них не легче, а порой даже тяжелее, чем у дорожных строителей», — отметил замруководителя исполкома.

Куляжев добавил: «Сейчас предприятия с зарплатой водителей в 70 тысяч рублей неконкурентоспособны на рынке труда, так как в организациях дорожно-строительной отрасли зарплата водителей с таким же напряженным графиком работы (до 12 часов в день) варьируется от 100 тысяч до 150 тысяч рублей. При этом средний возраст работников МУПов составляет 54–56 лет, многие старожилы начинают выходить на пенсию, а пополнение молодыми кадрами происходит единично».

Дороже оценивается и работа по содержанию федеральных дорог. Например, содержание 1 км трассы М7 стоит 2,5 млн рублей в год, а уборка 1 км дорог в Казани — 1,5 миллиона. При этом на уборку 1 км трассы М7 уходит два часа работы, в то время как на очистку дороги такой же протяженности в городе требуется 10 часов для работы спецтехники и 50 часов занятости сотрудников дорожных служб. Ведь работа в городе ведется более ювелирная. Если на федеральной трассе проводят лишь разметание снега и посыпку песко-соляной смесью, то на городских улицах осуществляют поджим снега, погрузку, вывоз, его утилизацию, уборку внутриквартальных проездов, а также расчистку остановочных площадок ручным трудом.

Для решения проблем Куляжев предложил довести уровень зарплаты до конкурентоспособного, компенсировать растущие затраты на ГСМ и обеспечить МУПы недостающей техникой.

Ильсур Метшин рассказал, что количество обращений от жителей в дни аномальных снегопадов выросло в 8−10 раз Ильсур Метшин рассказал, что количество обращений от жителей в дни аномальных снегопадов выросло в 8−10 раз Фото: kzn.ru

«Мы должны иметь свою ударную армию тяжелой снегоуборочной техники»

Подрядным организациям и МУПам не хватает крупногабаритной техники, согласился Метшин. По его словам, муниципальные власти намерены добиваться ее приобретения на средства правительства, для этого готовят соответствующее обращение. План «Буран» позволяет оплачивать привлеченную технику, но частники, как отметил мэр, «пользуясь случаем, хорошо заработали в эти дни» — подняли цену аренды спецтехники до 10 тыс. рублей в час. «Мы должны иметь свою ударную армию тяжелой снегоуборочной техники, поэтому работу над ошибками нужно провести», — отметил он.

Градоначальник также рассказал, что количество обращений от жителей в дни аномальных снегопадов выросло в 8−10 раз. «Безусловно, было бы неправдой сказать, что работы не было. Огромная работа проводилась, титаническая! За миллион тонн мы не вывозили никогда с дорог Казани», — подчеркнул он.

Метшин также предложил разработать исполкому и ГИБДД совместную тактику по освобождению улиц города от фур. «[Нужно место], где должны пережидать буран большое количество фур, но точно не на городских улицах», — отметил мэр. Один из примеров решения вопроса позже в своем докладе привел глава администрации Вахитовского и Приволжского районов Альберт Салихов. «Для очистки улицы Тихорецкой, которая всегда заставлена фурами, была достигнута договоренность с торговым центром „Метро“. Мешающие уборке грузовые автомобили были переставлены на ночное время на парковку данного центра», — поделился он.

Только за два последних дня 35 машин застряли на придомовых территориях, 6 стали участниками ДТП Только за два последних дня 35 машин застряли на придомовых территориях, 6 стали участниками ДТП Фото: kzn.ru

Бюджет теряет на заваленных парковках, а мусоровозы застревают в снежной каше

Работа общественного транспорта сегодня стабилизируется и выходит на уровень «до снегопада», продолжил глава комитета по транспорту Алексей Сидоров. Растет количество выполняемых рейсов (7,7 тыс. рейсов в сутки), увеличивается скорость движения (17 км/ч при плане 18 км/ч), в сутки перевозится уже 717 тыс. человек, а метрополитен вернулся к обычному режиму работы.

Однако, по его словам, остается актуальным вопрос очистки остановок, в том числе трамвайных, где снег «приводит к поломкам дверей и выбытию подвижного состава с линии». Еще один острый момент — состояние муниципальных парковок. 62% из них не очищено и завалено снегом, автомобилисты вынуждены бросать машины на полосах движения.

Пока погода не дает довести вывоз отходов до планового уровня, обозначил заместитель гендиректора УК «ПЖКХ» Альмир Курбанов. Кроме того, нынешнее потепление привело к образованию снежной каши во дворах и колеям. Только за два последних дня 35 машин застряли на придомовых территориях, 6 стали участниками ДТП. Также он рассказал, что в обычные дни задействовали 30–32 малых мусоровоза, а в последнее время на рейс выходят 38 машин. «Мы задействовали весь резерв, который у нас имелся с учетом ремонта», — отметил он. В 2024 году планируется закупить 10 мусоровозов, три самосвала, один ломовоз и одну машину с функцией мойки контейнеров.

Штат дворников Казани должен составлять более 3,3 тыс. человек, сейчас городу не хватает 600 рабочих. Кроме того, их средняя зарплата — 30 тыс. рублей, а на рынке столицы РТ на эту работу и за такие деньги «найти людей невозможно»Фото: «БИЗНЕС Online»

Дворникам — арендное жилье, а школьникам — бесплатное обучение на тракториста

Председатель комитета ЖКХ Василий Лысачкин доложил, что за последние дни 1,6 тыс. дворников расчистили более 4 тыс. дворов многоквартирных домов, помогали им 162 единицы техники. Масштаб работы «впечатляющий», однако результат «нельзя назвать удовлетворительным», заметил он. Не были выдержаны нормативы по срокам уборки, толщина снежного покрова на скатных крышах превышала 40 сантиметров.

Все задачи, по его словам, могли бы быть решены при условии нормативной комплектации подрядчиков и УК людьми и техникой. Так, штат дворников Казани должен составлять более 3,3 тыс. человек, сейчас городу не хватает 600 рабочих. Кроме того, их средняя зарплата — 30 тыс. рублей, а на рынке столицы РТ на эту работу и за такие деньги «найти людей невозможно». Чтобы зарплата была привлекательной (около 45 тыс. рублей), тариф должен вырасти на 34%, но на подобный рост платы за ЖКХ «горожане пойти не готовы». Поэтому Лысачкин выдвинул идею строительства арендного жилья, благодаря которому можно будет укомплектовать предприятия необходимым персоналом.

Вторая проблема — нехватка и низкая квалификация механизаторов и трактористов. За две недели уволились порядка 10% дворников и трактористов. Лысачкин предложил вернуться к «старой практике» бесплатного обучения школьников старших классов этим профессиям, чтобы по достижении 18 лет они могли получить права на управление техникой и пополнить ряды работников отрасли. Что же касается обновления собственного парка жилищных организаций, то можно обратиться к практике субсидирования процентной ставки по кредитам управляющих организаций. Татлизинг также предлагает аренду уборочной техники для организаций, этот вопрос планируют изучить.

Активным жителям, которые выходили помогать с уборкой снега, он предложил дополнительное благоустройство — высадить в их дворах зеленые насаждения весной и установить малые архитектурные формы. Позже подробнее о вариантах вознаграждения рассказали в своих докладах главы районов Казани. Например, администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов планирует организовать конкурс «Самый чистый двор» — победителю вручат снегоуборочную машину.

Резюмируя, Метшин поручил проработать вопрос об организации городского субботника и создать рабочую группу, чтобы подготовить предложения по совершенствованию подходов к уборке города и предусмотреть различные сценарии, как ежедневный при обычном количестве снега, так и на случай аномальных снегопадов.