Сегодня в театре им. Джалиля ждут Валерия Гергиева, знаменитый руководитель ныне Большого и Мариинского театров продирижирует премьерой оперы «Жизнь за царя» Глинки в постановке Юрия Александрова. Однако к визиту дирижера, вернее, к политике руководства ТГАТОиБ, возникают серьезные этические вопросы. Ради хайпа с приездом Гергиева от премьеры отодвинули музыкального руководителя постановки Андрея Аниханова, которому предложено завтра продирижировать вторым составом солистов. О том, что думают о таком решении профессиональные критики, чего ждать на 42-м Шаляпинском фестивале от звезды Maxim и где послушать татарскую солистку, поющую в Лондоне и Берлине, — в материале «БИЗНЕС Online».
Буквально за несколько дней до события пришла неожиданная новость, что премьерой спектакля 2 февраля будет дирижировать один из главных людей в современной отечественной культуре, ныне руководитель Большого и Мариинского театров Валерий Гергиев
«Жизнь за царя», а честь за Гергиева?
42-й Шаляпинский фестиваль сегодня стартует с двух премьерных показов (2 и 3 февраля) оперы Михаила Глинки «Жизнь за царя», приурочено это событие к 150-летию первого оперного представления в Казани. Тогда труппа антрепренера Медведева также давала историю костромского крестьянина Ивана Сусанина. А сегодня юбилейная дата красиво легла еще и на общий патриотический тренд в отечественном искусстве. Все последние недели над постановкой работал тандем из Санкт-Петербурга — режиссер Юрий Александров и музыкальный руководитель, дирижер Андрей Аниханов.
И вот буквально за несколько дней до события пришла неожиданная новость, что премьерой спектакля 2 февраля будет дирижировать один из главных людей в современной отечественной культуре, ныне руководитель Большого и Мариинского театров Валерий Гергиев. Конечно, видеть знаменитого 70-летнего маэстро в Казани всегда приятно, однако в данном случае ситуация выглядит очень некрасиво. Руководство театра им. Джалиля, желая повысить «чиновный» вес мероприятия, отодвинуло от премьеры спектакля его музыкального руководителя Аниханова, предложив ему продирижировать лишь во второй вечер вторым составом солистов. Притом, что именно этот дирижер несет ответственность за музыкальную часть казанской «Жизни за царя», знает режиссерскую концепцию и все мизансцены…
Более того, непонятно даже, когда Гергиев прибудет в столицу Татарстана, в министерстве культуры РТ нашей газете не ответили на вопросы о сроках и программе пребывания Валерия Абисаловича. И, конечно, будет любопытно, если Гергиев станет дирижировать «Жизнью за царя» без репетиций, даже не зная «картинки» спектакля. Да, маэстро прекрасно знает эту оперу, но для тех солистов, которые не работают с ним регулярно (например примы театра им. Джалиля Гульноры Гатиной, которая поет сегодня Антониду), это будет испытанием.
Мнение самого 59-летнего Аниханова неизвестно, но, видимо, он согласился с таким раскладом. Человек он довольно скромный, если судить по заработкам в Казани. «БИЗНЕС Online» уже писал, что, к примеру, осенью 2023 года за проведение спектаклей «Любовь поэта» и «Аида» в качестве дирижера итальянец Марко Боэми получил 1,1 млн рублей, а маэстро Аниханов за две оперы «Евгений Онегин» — всего 122 тысячи.
Появление в проекте Гергиева наверняка стало сюрпризом для мэтра отечественной оперной режиссуры 73-летнего Юрия Александрова (на фото)
Гергиев и Александров когда-то чудовищно поссорились
Есть у сегодняшнего мероприятия и еще один любопытный подтекст. Дело в том, что появление в проекте Гергиева наверняка стало сюрпризом для мэтра отечественной оперной режиссуры 73-летнего Александрова. В свое время, прежде всего в 1990-е – начале 2000-х, они вместе и очень плодотворно работали в Мариинке, которая сделала дирижера мировой звездой, а за постановщиком закрепила славу одного из пионеров режиссерского оперного театра в России. Взять хотя бы их совместную знаменитую постановку «Семена Котко» Прокофьева.
Гергиев и Александров плотно работали вместе до 2005 года, но затем, как говорят, на постановке «Царской невесты» в Мариинке чудовищно поссорились. Что самое интересное, в 2006-м им пришлось выпускать вместе «Мазепу» в Метрополитен-опере, поскольку все контракты были подписаны, но там тоже, по словам источников, знакомых с той историей, «был адский скандал».
С явной обидой говорил Александров о Гергиеве и в интервью «БИЗНЕС Online» в 2014 году, рассказывая, что у него с ним теперь «опосредованный контакт». А еще режиссер выпускал пророческие стрелы в адрес дирижера: «Гергиев назначил туда Сохиева [главным дирижером в Большой театр]… Значит, он прибирает к рукам Большой театр». Прошло без малого 10 лет, и Валерий Абисалович действительно стал гендиректором в здании на Театральной площади в Москве.
Интересно, каким получится сегодняшнее во многом спонтанное сотрудничество двух заслуженных ветеранов оперной сцены?
Новости из театра им. Джалиля немало удивили экспертов «БИЗНЕС Online»
«Вряд ли такое желание привлечь публику «на звезду» играет на качество спектакля»
Надо сказать, что новости из театра им. Джалиля немало удивили экспертов «БИЗНЕС Online».
«Такое бывает крайне редко и по объективным причинам, например, если кто-то заболевает или происходит скандал, — сказал нашему корреспонденту музыкальный критик Сергей Буланов. — Например, Владимир Федосеев когда-то в Большом театре из-за недостаточного количества репетиций отказался дирижировать премьерой новой постановки „Иоланты“ Чайковского. Недавно в Европе был скандал с дирижером Гардинером, который ударил певца, его экстренно заменили на Максима Емельянычева».
По мнению Буланова, приглашение Гергиева исключительно «для афиши и статуса мероприятия» вызывает большие вопросы. «Все же спектакль готовил другой музыкальный руководитель, премьера — это его результат работы и личная ответственность, — констатирует собеседник „БИЗНЕС Online“. — Такое решение руководства театра мне кажется странным, оно неприемлемо этически, а также обеспечивает риски относительно качества спектакля. Одно дело, когда приглашенный дирижер приезжает на репертуарный спектакль и ему выделяется энное количество репетиций: сейчас ситуация другая. Все знают, что Гергиев может провести всего одну репетицию или выйти на сцену вообще без репетиций. Кстати, иногда это работает, но именно с коллективом самого Гергиева, музыканты которого знают своего дирижера, круглосуточно играют под его руководством. Но что будет с оркестром театра имени Джалиля, когда перед ним встанет Гергиев с его требованиями и наверняка концептуально другим видением партитуры? Ноты, конечно, профессиональные музыканты сыграют, а вот вопросы этики останутся».
Называет практику подобных замен «странной и невразумительной» балетный критик, автор «Российской газеты» Лейла Гучмазова. «Я не думаю, что это решение пойдет на пользу премьере, — считает она. — Вряд ли такое совершенно коммерческое желание привлечь публику „на звезду“ играет на качество спектакля и на имидж татарского театра оперы и балета. Конечно, каждый волен сам выбирать способ своего заработка, но если это именно заработок, то история довольно простая и примитивная. Если ситуация связана с назначением [Гергиева в Большой театр] (а я так не думаю), то это просто забавно и смешно. Давайте будем гуманными и не будем разрывать знаменитого маэстро, который и так занят кругом и везде, на тысячу мелких медвежат».
При этом в воссоединении Гергиева и Александрова наш эксперт не видит «сюжета». «Личные приязни-неприязни между художниками — нормальная жизнь театра, люди сходятся и расходятся, это неважно, — констатирует Гучмазова. — Мне больше кажется странной ситуация, когда музыкальный руководитель доводит спектакль до премьеры, а в последний момент все переигрывается. Конкретных аналогичных примеров сейчас не вспомню, но такие истории бывают. Как правило, это просто коммерческая история, когда театр хочет привлечь „на звезду“ больше внимания и публики. Другой разговор, как руководство при этом ведет себя с дирижером, который реально подготовил премьеру. Если все решается по-человечески — мягко и с извинениями, то, наверное, можно как-то с этим мириться».
Интересно, что сразу несколько музыкальных критиков отказались комментировать появление Гергиева за дирижерским пультом в Казани, а кто-то даже честно сказал, что его уволят с нынешнего места работы, если он искренне выскажет мнение. Видимо, все дело в нынешнем статусе руководителя Большого и Мариинского театров. Хотя к Валерию Абисаловичу и нет никаких вопросов. Его пригласили, а он приехал, несмотря на собственную предельную загруженность.
Еще один собеседник газеты, автор ClassicalMusicNews.Ru. Сергей Евдокимов, услышав вопрос о казанской премьере, только отшутился: «Жители Казани должны, фигурально выражаясь, на люстры запрыгивать от счастья, раз сам маэстро соблаговолил снизойти к ним и одарить своим божественным искусством».
Впрочем, у решения руководства театра им. Джалиля среди экспертов «БИЗНЕС Online» нашелся и защитник — это известный театровед и музыкальный критик Алексей Парин. «Валерий Абисалович — уникальный дирижер, — говорит Парин. — Неделю назад Гергиев исполнил „Тоску“ в „Зарядье“, вернувшись в день концерта с гастролей балета Большого театра в ОАЭ, и его работа была совершенно феноменальна. Оркестр [Мариинского театра] впитывает его уникальную жестикуляцию, которая не похожа на жест ни одного другого дирижера».
Собеседник газеты напомнил, что «Жизнь за царя» Гергиев ставил вместе с Дмитрием Черняковым в Мариинке в 2004 году, а сам Парин был драматургом того спектакля. «Эту оперу он знает хорошо, много раз ей дирижировал, а значит, она у него внутри. Андрей Аниханов — прекрасный дирижер, но, если театр идет на такой шаг, может быть, оно и правильно и принесет особое впечатление для всей казанской публики и тех, кто приезжает на премьеру», — считает эксперт. Кстати, черняковская «Жизнь за царя» до сих пор есть в репертуаре, правда, сам титулованный режиссер еще в 2016 году в интервью «БИЗНЕС Online» советовал не ходить на свои спектакли в Мариинском театре, поскольку они там идут в «безобразном виде».
Судя по всему, как большое достижение организаторы Шаляпинского форума будут подавать участие Светланы Касьян
Знакомая папы римского и звезда Maxim
Если же анализировать в целом афишу 42-го Шаляпинского фестиваля, то, пожалуй, меломана она оставляет с холодным носом, каких-то сенсаций и выдающихся солистов она не предлагает.
Откровенно говоря, с учетом пафоса «Жизни за царя» и масштаба 150-летия оперы в Казани можно было рассчитывать на более звездный каст. В итоге же оба вечера Ивана Сусанина поет палочка-выручалочка Казанской оперы Михаил Казаков, который еще предстанет на Шаляпинском в качестве Бориса Годунова, Рамфиса и Гремина и Дона Базилио. Интересно, что репетировавший с ним вместе Сусанина бас из Мариинки Юрий Власов, судя по информации на сайте ТГАТОиБ, не получил ни одного спектакля.
Стоит порадоваться, что в этот раз в афише сразу два новых названия для театра им. Джалиля последних лет, второе — это «Богема» Пуччини. Ее концертную версию представит оркестр Большого театра и дирижер Антон Гришанин. Причем «Богему» будут давать два вечера, и можно будет сравнить солистов Большого театра (они поют 6 февраля) и местных певцов (7 февраля). Правда, состав 6 февраля, откровенно говоря, разочаровывает. Первоначально в партии Мюзетты была заявлена прима Большого Анна Аглатова, но теперь она исчезла из состава исполнителей, где сейчас нет ни одного яркого вокалиста. В главном оперном театре страны даже не нашлось своего штатного Рудольфа, эту партию исполнит хорошо известный казанской публике тенор Алексей Татаринцев из «Новой оперы».
Вполне мог стать главной звездой форума известный баритон из Мариинки Алексей Марков, заявленный на титульную партию в «Евгении Онегине», но сейчас его имя с сайта театра пропало. Зато другой превосходный баритон из Петербурга Владислав Сулимский споет Амонасро в «Аиде».
Судя по всему, как большое достижение организаторы Шаляпинского форума будут подавать участие Светланы Касьян, которая споет Аиду и Тоску, а также примет участие в вечере камерной музыки. О певице дежурно пишут, что она «поет на лучших сценах мира», хотя в этом сезоне у нее ангажементы в скромных театрах Белфаста и Бонна.
«Я давно не слышал Светлану и не знаю, как сейчас выражается ее вокал, — говорит критик Парин, которому сопрано Касьян очень импонировало на заре карьеры. — Одно время с ним у Светланы были сложности, в частности, когда она репетировала „Чародейку“ Чайковского в Большом театре и в итоге не спела ни одного спектакля — считалось, что Светлана вокально не справляется с партией. Но, повторюсь, я не слышал ее в последние месяцы и убедительно ответить не могу».
Зато у Касьян очень заметная биография, которая включает съемки для журнала Maxim, что нетипично для оперной певицы, а также примечательного мужа — Леонида Севостьянова, председателя всемирного союза староверов. Супруг певицы близок к папе римскому Франциску, более того, говорят, что Севостьянов участвует в подготовке Ватиканом своего проекта мирного урегулирования конфликта между Россией и Украиной. Сама Касьян не раз встречалась с папой и даже удостоена ватиканского ордена святого Сильвестра.
Билетов в кассах на спектакли Шаляпинского фестиваля привычно нет, но есть несколько лекций в Нацбиблиотеке РТ и камерные концерты в ГБКЗ им. Сайдашева. Стоит обратить внимание на тот, который пройдет 5 февраля, где вместе с Артуром и Эльзой Исламовой выступит уроженка Челнов и выпускница Казанской консерватории Айгуль Хисматуллина. Сегодня солистка Мариинского театра делает серьезную карьеру на Западе, среди ее последних выступлений — Царица ночи в Ковент-Гардене и Лючия в Немецкой опере в Берлине. Учитывая состав солистов, наверняка прозвучит и татарская музыка, та же Хисматуллина пела национальный репертуар даже на конкурсе им. Чайковского, когда становилась его лауреатом.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 62
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.