Президент РТ Рустам Минниханов передал пассажирским предприятиям городов и районов 40 новых автобусов Президент РТ Рустам Минниханов передал пассажирским предприятиям городов и районов 40 новых автобусов Фото: Сергей Елагин

Главный нерв коллегии: общественный транспорт

Накануне дорожные строители и транспортники Татарстана подводили в «Казань Экспо» итоги 2023 года. И громкая новость о коммерческой судьбе второго отрезка Вознесенского тракта только часть минувшего заседания. Главным нервом коллегии стал общественный транспорт. С него и началась деловая программа — президент РТ Рустам Минниханов передал пассажирским предприятиям городов и районов 40 новых автобусов. Это первые из 119 машин, купленных республикой за 1,4 млрд рублей на специальный казначейский кредит. Еще 79 автобусов передадут в течение месяца.

Новые машины среднего и малого класса уехали в следующие города:

  • Нижнекамск (закуплено 7 «Лотосов»).
  • Зеленодольск (пять «Лотосов» из 10 запланированных).
  • Альметьевск (9 «НЕФАЗов»).
  • Елабуга (6 «газелей»).
  • Бавлы (одна «газель»).
  • Лениногорск (7 «газелей» из 14 запланированных к покупке). В последнее время город жил без полноценного общественного транспорта. Для поездок жители преимущественно использовали такси или попутки.
  • Нурлат (одна «газель»).
  • Заинск (один «пазик»).
  • Мензелинск (один «пазик»).
  • Бугульма (два «пазика» из 14 запланированных). С 2020 года 80-тысячная Бугульма тоже живет без общественного транспорта — местные пазики растерзали на металл после проверок правоохранительных органов. Как и в Лениногорске, для поездок жители использовали такси или попутки.

На газомоторном топливе работают «НЕФАЗы», «пазики» и «Лотосы», на дизельном — «газели». «Как иномарка!», «В восторге», — сказали о впечатлениях от новых «НЕФАЗов» водители из Альметьевска. Радовался передаче первых пяти автобусов и руководитель группы компаний Зеленодольского ПАТП Дмитрий Грузков. Машины обновят подвижной состав зеленодольского предприятия на 10%. «А надо обновлять каждый год по 10 процентов», — сразу подчеркнул Грузков необходимость системного подхода, которого, увы, пока нет.


«Это же не одним годом будет заканчиваться — и закупка автобусов, и передача этих автобусов перевозчикам», — обещает министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Фарит Ханифов в интервью «БИЗНЕС Online». Верим и ждем, но пока закупка выглядит единовременной акцией и латанием дыр перед предстоящими выборами.

Новые автобусы передают не бесплатно, а в аренду. Спецкредит республика оформила на 20 лет под 3% годовых. Купленные машины передали муниципалитетам, дальше — перевозчикам. Первые два года плату за аренду взимать не будут, а дальше, видимо, хоть трава не расти.

В каждом автобусе имеется следующее оборудование:

  • бескондукторная система оплаты проезда;
  • счетчики пассажиропотока;
  • видеокамеры.

«У этого „облака“, которое сейчас выстраивается, будет возможность в действительности посмотреть, как наши маршруты пошли», — рассказывал министр транспорта и дорожного хозяйства РТ.

Автоград получил часть автобусов еще в прошлом году, но Казань продолжает ждать — в 2023 году по понятным причинам оказались перегружены производственные мощности поставщиков, в первую очередь КАМАЗа, на который рассчитывали в столице РТ Автоград получил часть автобусов еще в прошлом году, но Казань продолжает ждать — в 2023 году по понятным причинам оказались перегружены производственные мощности поставщиков, в первую очередь КАМАЗа, на который рассчитывали в столице РТ Фото: «БИЗНЕС Online»

«Машинам по 12 лет, ресурс исчерпан»: а где автобусы для Казани и Челнов?

В 2023–2024 годах в республике планировали закупить 419 новых автобусов, из которых 253 для Казани и 90 для Челнов. Автоград получил часть автобусов еще в прошлом году, но Казань продолжает ждать — в 2023 году по понятным причинам оказались перегружены производственные мощности поставщиков, в первую очередь КАМАЗа, на который рассчитывали в столице РТ. Как выяснил «БИЗНЕС Online», 253 новых автобуса появятся на столичных дорогах не раньше июня 2024-го — этого ждут с 2022 года. Для этого казанские перевозчики оформят льготный лизинг без первоначального взноса под 6% годовых. Такие условия предлагает Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК).

«Машинам по 12 лет, ресурс исчерпан, — подчеркнул необходимость закупки новых автобусов замруководителя исполкома Казани Ильдар Шакиров в разговоре с „БИЗНЕС Online“. — Но принципиальный момент — помочь перевозчикам стоит не только в технике, но и в текущей деятельности. Только за счет билетной выручки окупать все это невозможно. Ждем и таких решений».

Госкомитет РТ по тарифам с 1 января установил в общественном транспорте Казани такие тарифы:

  • 42 рубля за наличный расчет (было 36);
  • 38 рублей при оплате банковской или транспортной картами (было 35);
  • 28 рублей по проездному на 100 поездок. Изначально предлагали повысить до 30 рублей.

Экономически обоснованная цена проезда в общественном транспорте в странах с российским уровнем ВВП на душу населения составляет $1,5, говорил в 2021 году директор Института экономики транспорта Высшей школы экономики Михаил Блинкин. Тогда это было 100 рублей, а сегодня уже 135.

«Перевозчики не могут платить водителям меньше, чем принято в регионе, и покупать солярку дешевле, чем на автозаправке, — говорил Блинкин. — Есть и другие затраты, которые не перепрыгнешь. С другой стороны, отсутствует возможность поднять тариф до выгодного рубежа, потому что люди не поедут за эту цену. Возникает тарифная вилка между экономически обоснованной ценой и той, которую готов платить пассажир. Ни один город мира не придумал ничего иного, кроме выплат компенсаций».

На субсидии автотранспортной отрасли РТ в 2023 году направили 1,9 млрд рублей, говорил глава миндортранса с трибуны «Казань Экспо». Эти деньги из бюджета РТ потратили на следующие цели:

  • Частичные компенсации за поездки льготников — 1,3 млрд рублей. Напомним, с 1 января 2024 года перевозчикам Казани увеличили компенсацию за одну поездку льготника на 3 рубля до 28 рублей. Пассажирские предприятия просили кабмин РТ увеличить сумму хотя бы до 30 рублей.
  • Субсидирование сельских маршрутов — 205,4 млн рублей.
  • Покрытие лизинговых платежей транспортным предприятиям Казани — 95 млн рублей.
  • Покрытие лизинговых платежей МУП «Метроэлектротранс» — 327,5 млн рублей.

Скромно на фоне объемов дорожных работ, которые за 2023 год выросли на 3% до 248,7 млрд рублей, из которых лишь 93,3 млрд рублей обеспечила открытая в декабре платная автотрасса М12 «Восток». Цена татарстанского участка длиной 142 км — 226,6 млрд рублей.

Глава РТ призвал министерство усилить работу с муниципалитетами, подобрать хороший водительский персонал, организовать хорошее техобслуживание общественного транспорта Глава РТ призвал министерство усилить работу с муниципалитетами, подобрать хороший водительский персонал, организовать хорошее техобслуживание общественного транспорта Фото: Сергей Елагин

Общественный транспорт и не только: за что еще критиковали министерство

«Транспортом общественным вы плохо занимаетесь. Все любят дороги строить, там видно, что сделано. Здесь-то ничего не видно, кроме проблем», — нажал на болевую точку миндортранса республики Минниханов.

Глава РТ призвал ведомство усилить работу с муниципалитетами, подобрать хороший водительский персонал, организовать хорошее техобслуживание общественного транспорта. «40 минут автобуса ждут — это же вообще безобразие!» — возмутился президент.

Всем мерзнущим на остановках посвящается: как в Татарстане продолжают гробить общественный транспорт

«Я считаю, что в работе министерства самый большой провал — по общественному транспорту. Отдельно эти вопросы рассмотрите — отдельно по каждому району, по каждому городу. Купили автобусы и думали, что все это мы разрешили — это далеко не так», — подчеркнул Минниханов.

Президент РТ добавил, что для Казани наладить работу общественного транспорта — это единственный путь. Иначе для такого потока машин «никаких дорог не хватит», заявил Минниханов.

Критиковали транспортников не только за работу с общественным транспортом. Другие поводы:

  • Низкая инновационная активность предприятий дорожно-транспортной отрасли, разрушение автодорог тяжеловесным транспортом. На это обратил внимание президент Академии наук РТ Рифкат Минниханов.
  • Отписки на жалобы в «Народном контроле». Например, жители просят сделать освещение вдоль дороги, а им отвечают про светофор. Часть обращений висят годами: есть жалобы от 2014, 2017 годов. Впрочем, уполномоченный по правам человека РТ Сария Сабурская отметила незначительное снижение жалоб в сфере транспорта и дорожного хозяйства. Или стали меньше обращаться?
  • Плохо занимаемся снегозадержанием, к распространенным способам которого относят посадку лесополос; образование снежных валов и расстановка искусственных преград вдоль дорог. На это обратил внимание президент РТ.

Из позитивного — на дорогах Татарстана снизилась аварийность. Количество ДТП сократилось на 1% до 3 314, число погибших — на 9% до 279 человек, раненых — на 3,8% до 3,9 тыс. человек. На это обратил внимание начальник ГИБДД по РТ Рустем Гарипов.

Крупные дорожные проекты на территории Татарстана продолжат воплощать и в 2024 году Крупные дорожные проекты на территории Татарстана продолжат воплощать и в 2024 году Фото: rais.tatarstan.ru

Показатели отрасли и масштабные проекты – 2024

Вклад строителей дорог в валовой региональный продукт за прошлый год вырос вдвое до 1,5%. Доля сферы транспортировки и хранения в ВРП тоже выросла — на 1,3% до 5,3%. Присмотримся к другим параметрам:

  • Средняя зарплата в дорожно-строительном комплексе выросла на 21% до 82,7 тыс. рублей. В транспортном комплексе — на 26% до 66,8 тыс. рублей.
  • Число работников в дорожной сфере выросло на 1 тыс. человек до 61,3 тыс., в транспортной сфере — на 2 тыс. человек до 14 тысяч.
  • Налоговая задолженность предприятий дорожно-транспортной отрасли сократилась на 16% до 694,4 млн рублей.

Крупные дорожные проекты на территории Татарстана продолжат воплощать и в 2024 году. В этом списке значатся следующие:

  • Платная автодорога Алексеевское – Альметьевск. Длина — 145 км, цена — 102,5 млрд рублей. Сдадут в этом году.
  • М7 «Волга» с обходом Нижнекамска и Набережных Челнов до границы с Башкортостаном. Длина обхода — 81,1 км, из которых 1,3 км — мост через Каму. Протяженность участка реконструкции — 96,5 километра. Цена — 164,5 млрд рублей. Срок сдачи — 2025 год.
  • «Большой Зеленодольск» — новая дорога от Осиново до Новой Туры. Длина — 6,6 км, цена — 5,2 млрд рублей. Срок сдачи — 2024 год.

А что в сфере транспорта, помимо закупок новых автобусов? Приглядимся к этим планам:

  • В аэропорту Казани до 1 октября к саммиту БРИКС построят перрон на 33 широкофюзеляжных самолета. Об этом на коллегии сообщил замминистра транспорта РФ Василий Десятков. Стоянка воздушных судов станет частью третьего терминала аэропорта столицы РТ им. Тукая, архитектурную концепцию которого АО «„Казанский Гипронииавиапром“ им. Б.И. Тихомирова» показал Минниханову на выставке коллегии. Облик нового здания олицетворяет листы открытой книги. Объект рассчитан на прием 4 млн пассажиров в год.
  • В третьем квартале 2024 года АО «Флот Республики Татарстан» получит два новых скоростных судна «Метеор-2020», которые заложили накануне на Зеленодольском заводе им. Горького.
  • Совместно с ОАО «РЖД» запланировано строительство четырех железнодорожных платформ, в том числе двух на маршруте Казань – Аэропорт: Госархив и Тихорецкая.
  • Выполнить комплексное моделирование Нижнекамского железнодорожного узла и создать институт единого логистического оператора: железнодорожные, автомобильные и речные грузовые перевозки.
  • Провести аудит и анализ грузовых портов, чтобы использовать потенциал рек. «Особенно в летний период, когда железнодорожные пути и автодороги ремонтируются и пропускная способность уменьшается», — сказал Ханифов.
  • Развитие трамвайного движения в Набережных Челнах и Нижнекамске. Среди идей — модернизация трамваев с заменой кузовов первой комплектности. Это сэкономит деньги: модернизация одного вагона стоит 36,6 млн рублей, а покупка нового обойдется в 90 млн рублей.

Коллегия подходила к концу. «В целом я считаю, что отрасль поработала серьезно, сделаны большие объекты, вложения. Но пассажирский транспорт <…>. Но в целом работу оцениваем положительно», — сказал под конец коллегии Минниханов и перешел к церемонии награждения отличившихся работников.