Весной после выборов президента будет сформировано новое правительство, в составе которого может появиться отдельное министерство по национальной политике, говорит источник «БИЗНЕС Online». Возглавит ведомство, скорее всего, уже опытный глава федерального агентства по делам национальностей Игорь Баринов. Также в полномочиях министерства может оказаться миграционная политика, либо для этого также учредят отдельный орган. О том, почему назрела необходимость поднять статус структур, занимающихся национальной и миграционной политикой, — в нашем материале.
Глава федерального агентства по делам национальностей Игорь Баринов может возглавить министерство по делам национальностей
Депутаты вновь просят вернуть министерство
В составе нового правительства РФ после выборов президента могут возродить министерство по делам национальностей (или министерство национальной политики). Об этом «БИЗНЕС Online» рассказал источник, знакомый с ходом обсуждения. «Это подковерная история. Еще перед Новым годом об этом начали говорить», — рассказал он. Новое ведомство, скорее всего, может возглавить нынешний глава федерального агентства по делам национальностей (ФАДН) Игорь Баринов.
Справедливости ради отметим, что идеи возродить министерство, отвечающее за национальную политику, высказываются буквально перед каждым формированием нового правительства. Этот год не исключение. Например, такое предложение прописали в рекомендациях комитета Госдумы по делам национальностей по итогам парламентских слушаний (есть в распоряжении «БИЗНЕС Online»), которые прошли в начале декабря 2023 года. Еще раньше, в мае того же года, о том же самом говорилось в постановлении Госдумы после отчета Баринова перед депутатами. «О необходимости расширения полномочий ФАДН и создании полноценного министерства мы уже говорим давно. Кроме того, это предложение звучало из уст руководства большинства фракций в Государственной Думе, когда мы обсуждали доклад руководителя ФАДН на правительственном часе», — вспоминает глава комитета по делам национальностей Геннадий Семигин.
Валерий Тишков
Исторические перипетии в судьбе Миннаца
Национальным вопросом в России озаботились только после революции. До 1917 года во властных структурах не было ни одного органа, который отвечал бы за национальную проблематику. Первый Наркомат по делам национальностей РСФСР образовали 8 ноября (26 октября по старому стилю) 1917 года Декретом II Всероссийского съезда Советов. Его возглавил Иосиф Сталин. Тогда Наркомнац занимался не только возрождением национальной культуры и урегулированием межнациональных конфликтов, но также созданием на окраинах страны промышленной инфраструктуры. Также ведомство отвечало за создание новых автономных образований в РСФСР и уточнением грани между существующими. После этого основной задачей Наркомнаца стало экономическое, политическое и культурное развитие народов страны.
Но уже в 1924 году ведомство упразднили, а его функции передали Всероссийскому центральному исполнительному комитету, который заменил учрежденный в 1936 году Верховный Совет СССР, состоящий из Совета Союза и Совета национальностей.
Только к закату СССР, в конце 1980-х, было решено вновь воссоздать специальный орган, который отвечает за межнациональные отношения. Поэтому 15 ноября 1989 года был образован Госкомитет РСФСР по национальным вопросам, который уже в июле 1990-го переименовали в Госкомитет РСФСР по делам национальностей, а в ноябре 1991-го — в Госкомитет РСФСР по нацполитике (Госкомнац). Его в 1992 году возглавлял Валерий Тишков. Почти одновременно в СССР также появляется подобный орган — в марте 1990 года образован Госкомитет СССР по национальным вопросам, который просуществовал только до ноября 1991 года.
Сергей Шахрай
В новой России, в марте 1993-го, Госкомнац переименовали в госкомитет по делам федерации и национальностей, который возглавил Сергей Шахрай. А уже в начале 1994 года вместо Госкомфедерации и Госкомитета по социально-экономическому развитию севера (госкомсевер) создали министерство РФ по делам национальностей и региональной политике. Первые полгода его все так же возглавлял Шахрай, который передал эстафету Николаю Егорову. Но тот продержался чуть больше года — чиновника сняли после захвата заложников террористами в Буденновске.
В 1996 году ведомство переименовали в министерство по делам национальностей и федеративным отношениям, а в 1998-м — сначала в министерство региональной и национальной политики, а затем в правительстве Евгения Примакова разделили на два отдельных: министерство региональной политики и министерство национальной политики. Последнее возглавил Рамазан Абдулатипов, который позже станет главой Дагестана.
В мае 1999 года на базе министерства нацполитики появляется министерство по делам федерации и национальностей, уже через год оно снова меняет вывеску на министерство по делам федерации, национальной и миграционной политики. Новому органу добавили функции упраздняемой на тот момент федеральной миграционной службы и часть функции ликвидируемого госкомсевера.
Владимир Зорин
История реорганизаций завершилась 16 октября 2001 года, когда Владимир Путин своим указом упразднил министерство. Следующие три года, до 2004-го, нацполитику курировал министр «без портфеля» Владимир Зорин. После этого вопросы нацполитики, межнациональных отношений, коренных малочисленных народов кочевали от одного министерства к другому — от минрегиона до минкульта.
«Можно сказать, что государство на тот период ушло из сферы регулирования национальной политики, что характерно для неолиберальной модели, при которой государство минимизирует свое влияние и в других вопросах-социальной политики, экономики, образования, регулирования потребительского рынка и нацполитики», — считает Зорин, который сейчас является членом Общественной палаты РФ. По его словам, после 2004 года многие регионы последовали примеру Москвы, ликвидировав органы, а вместе с ними уволив специалистов, которые отвечали за нацполитику. «Справедливости ради необходимо отметить, что так поступили далеко не все руководители регионов. В Татарстане, например, сохранили костяк специалистов национальной политики и даже организовали обучение всех причастных к ней чиновников», — добавляет бывший министр по нацполитике.
Только в 2015 году появилось ФАДН, которое по настоящее время отвечает как за выработку и реализацию нацполитики, так и за социальную и культурную адаптацию мигрантов
«Такое министерство должно иметь «звездочку», то есть быть под патронажем президента»
Задуматься о ситуации в сфере межнациональных отношений вынудили беспорядки на Манежной площади в 2010 году. Кардинально ситуация стала меняться в 2012-м, когда вышла статья Путина «Россия: национальный вопрос». «Государство начало восстанавливать этнокультурный суверенитет и возвратилось в эту сферу», — отметил Зорин. Но только в 2015 году появилось ФАДН, которое по сегодняшний день отвечает как за выработку и реализацию нацполитики, так и за социальную и культурную адаптацию мигрантов.
«Сегодня масштаб задач, которые надо решать в национальной политике, растет, а вместе с ними должны расширяться и полномочия ведомства, — считает Семигин. — Так, в реализации национальной политики участвует более десятка ведомств, большинство — это министерства. Понятно, что и координация должна осуществляться на самом высоком уровне. Такого уровня не хватает агентству, как не хватает и штата, объема финансирования государственной программы».
Отметим, что в федеральном бюджете на 2024 год на программу реализации государственной нацполитики выделили всего лишь 2,8 млрд рублей, тогда как, например, на поддержку национальных кинопроектов тратят более 12 млрд ежегодно. ФАДН существует как отдельная структура в составе кабмина, не подчиняясь никаким министерствам напрямую. При этом региональных структур у агентства нет. Только в 2020 году учреждено подведомственное ФАДН бюджетное учреждение «Дом народов России», филиалы которого также стали появляться в новых регионах — ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях.
«Агентство сегодня активно пытается наращивать интенсивность работы, в том числе в новых субъектах. Такие подходы диктует время и сегодняшние вызовы. Однако вызовов становится слишком много, поэтому мы и говорим о министерстве», — отмечает Семигин.
С тем, что необходимость возрождения министерства назрела, также согласен Зорин. По его словам, обновление стратегии государственной национальной политики (новую редакцию документа все ждали еще в 2023 году — прим. ред.) потребует «определенных институциональных решений» и «новых акцентов в практической деятельности органов власти, гражданского общества и науки». Поэтому, по мнению Зорина, необходимо действовать в двух направлениях. Во-первых, решать вопросы координации национальной политики с национальной безопасностью. «Потому что на современном этапе главная цель — сохранить суверенитет нашей страны, причем этнокультурный суверенитет. Мы все помним, как нам пытались навязывать модели нацполитики, которые проповедовали в Совете Европы и ОБСЕ. А жизнь показала, что всем этим проповедям грош цена, потому что коллективный Запад ничего не сделал для защиты русскоязычного населения в Прибалтике. Он поддерживал те процессы, которые происходили на Украине и привели к формированию неонацистского режима с его русофобской политикой», — считает Зорин.
Во-вторых, возрастает фактор межведомственной координации государственной нацполитики. «Около 30 федеральных органов исполнительной власти имеют в своих полномочиях различные аспекты этой проблемы. А нацполитика — это не только фестивали и праздники, а сложная ежедневная работа большого отряда гражданских активистов по большому кругу государственных проблем. Поэтому вопрос координации, согласования этой деятельности имеет важное значение на федеральном и региональном уровне», — объясняет наш собеседник.
Поэтому Зорин уверен, что новое министерство должно охватывать не просто межнациональные отношения, а национальную политику в целом. «Такое министерство должно иметь „звездочку“, то есть быть под патронажем президента. Конечно, дело не столько в названии, сколько в наборе компетенций, который появится у этого органа, и уровне профессионализма людей, которые будут там работать. Создание министерства как возможное институциональное решение в моем понимании будет рассматриваться основательно, дискуссии еще идут», — уверен экс-министр по нацполитике.
В свою очередь, научный руководитель Института антропологии и этнологии им. Миклухо-Маклая Тишков, считает, что можно решить проблему и на базе существующей структуры. «ФАДН, в принципе, справляется со своими обязанностями, только бы добавить им ресурсов, потому что там низкие зарплаты, небольшой штат. Надо сделать агентство немного богаче и мощнее с точки зрения бюджета, штата, квалификации сотрудников. Может, какие-то региональные отделы открыть. Но мне кажется, что лучше усовершенствовать и усилить позиции ФАДН, чем на год или два выключать одно ведомство и открывать другое. Иначе опять будут эти переходные комиссии, которые по два года ничего не делают», — считает еще один бывший министр по делам национальностей.
Как отметил Тишков, нужна ФМС, которая не была бы частью МВД и занималась бы адаптацией мигрантов
ФМС: путь созданий и ликвидаций
Кроме того, в последние годы возрастает роль миграционной политики, т. к. в обществе накопилось много вопросов о необходимости ввозить в страну низкоквалифицированных мигрантов, а главное, об успешности их адаптации. Поэтому также среди обсуждаемых идей — воссоздание отдельной структуры, которая возьмет на себя решение проблем миграции. «Внутри силового блока идет борьба за то, каким будет агентство по миграции либо министерство», — утверждает источник.
По сути, это возвращение к тому, что ранее существовало. ФМС создана в 1992 году на базе комитета по делам миграции населения при министерстве труда и занятости населения РФ. В 1990-е деятельность ведомства была сконцентрирована на планировании миграционной политики и регулирования трудовой миграции. Выдавали паспорта и прочие документы, а также регистрировали население в паспортно-визовой службе МВД РФ.
В 2000 году ФМС вовсе упразднили, а ее функции передали в уже упомянутое министерство по делам федерации, национальной и миграционной политики. Еще через год это ведомство также ликвидируют, а функции миграционной политики переходят в МВД. Впрочем, уже в 2002 году вновь появляется ФМС, но в составе МВД, а в 2004-м как отдельное самостоятельное ведомство. Наконец, в 2016 году ФМС вновь упраздняют, а ее полномочия опять возвращают МВД, которое, по сути, занимается только техническими вопросами въезда, депортации и выдачи паспортов мигрантам. А уж как эти люди будут адаптироваться в России — это уже вопрос в компетенции того же ФАДН.
Как мы видим по истории, были периоды, когда национальную и миграционную политику курировало одно ведомство. Поэтому и сейчас рассматривается подобный вариант.
«В принципе, нужна ФМС, которая не была бы частью МВД и занималась бы адаптацией мигрантов. Или министерство по вопросам миграции и адаптации. Такой орган и или служба нам необходимы. В этом направлении я бы предпочел подумать тем, кто собирается обновлять правительство», — считает Тишков.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 423
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.