1. Накануне в Казани вновь показали тяжкий труд городского снегоуборочного комбайна — свидетелями его работы стали и корреспонденты «БИЗНЕС Online». Переждав час пик, к 12-й городской больнице на улице Лечебной в 22:00 начала стягиваться тяжелая техника. Дорога заиграла оранжевыми всполохами спецовок рабочих, вооружившихся пластиковыми лопатами, — так подчищают все то, что выпадает из ковша погрузчика или тракторного отвала. Начиналась еще одна бесконечная ночь борьбы с последствиями мощнейшего за последние годы снегопада, из-за которого властям пришлось объявить план «Буран», а затем продлить его на всю неделю.

  2. За 6 дней, с 17 по 22 января, в Казани выпало столько снега, сколько не бывает за весь месяц, — 49 мм осадков, что эквивалентно полуметровому сугробу. На дороги, по некоторым подсчетам, выпало более 1 млн т осадков — и это без учета дорог в поселках и дворах. Всего с начала месяца небесная канцелярия расщедрилась на полуторакратную январскую норму.

  3. На фото — Алексей. Молодой дорожный рабочий рассказывает, что работы сейчас полно, однако жаловаться не на что — привычка! Смена начинается в 7 вечера, когда людей на улице становится меньше, а заканчивается к 4 утра. По словам Алексея, сейчас особенно заметна нехватка кадров: бывает, что на участке трудятся два-три человека, а хорошо бы десяток — все шло бы куда быстрее.

  4. «Кадровая проблема есть. Мы это не скрываем. Есть нехватка дорожных рабочих, водителей и механизаторов», — объяснил журналистам зампред комитета по внешнему благоустройству Марсель Ахметзянов. По его словам, все дело в городском бюджете, в котором отпускаемых по республиканским нормативам средств недостаточно. В итоге конкурировать по зарплатам с подрядчиками той же трассы М12 (а ее теперь тянут до Екатеринбурга) крайне сложно, специалисты же ищут, где лучше. Остается предлагать комфортные условия труда, комнаты отдыха, обучение и бесплатную униформу.

  5. На фото — чья-то машина, всеми четырьмя колесами «спасающая» очередной сугроб. Понятно, что бросают автомобили на более-менее расчищенной улице не от хорошей жизни — во дворах тоже сугробное царство. Но такое автохамство, вольное или невольное, — это еще одна проблема, из-за которой буксует городской снегоуборочный комбайн. «Машины мешают уборке снега, — говорит Ахметзянов. — Технике тяжело лавировать между ними». Конечно, при препятствии работе дорожники могут вызывать наряд ГИБДД, который оформит эвакуацию транспортного средства на штрафстоянку. Но авто столько, что это как булавочный укол для слона.

  6. Тем не менее наиболее напряженно работающие городские магистрали расчистили. И теперь коммунальную рать постепенно перебрасывают с магистралей на дороги II и III категорий, т. е. те, что имеют меньший поток автомобилей.

  7. Среди рабочих хватает женщин. «Да вы что! Мне нравится тут трудиться, не тяжело! — улыбается ноткам сочувствия энергичная Рамзия. — Наравне с мужчинами работу выполняю». На не слишком корректный вопрос о том, сколько же ей лет, она отвечает со смехом: «Три года до пенсии осталось!»

  8. Мы на улице Беломорской. Она относится к I категории дорог. Однако сейчас ее ширина ничем не больше улицы Лечебной. Минувшей ночью здесь прошли работы по сбору и погрузке снега.

  9. Наиль Камалиев называет себя оператором погрузчика JCB. «Кучкую снег, гружу в „КАМАЗ“», — скупо описывает он процесс. Смены длятся по полсуток: «11,5 часа я работаю. Еще полчаса проводим проверку бульдозера. Потом домой». Говорит, что к такому темпу уже привык: мол, мне же 25 лет, а не 60, чтобы жаловаться на условия.

  10. Снег идет — это погода. А если водители машину оставили на дороге — куда им деваться, они во двор заехать не могут, философски замечает рулевой погрузчика. Насколько транспортные средства мешают уборке? По оценкам Наиля, на участок дороги в 100 м с такими автопрепятствиями может уйти полтора часа — на пустой дороге хватило бы и часа.

  11. Мастера, которые руководят очисткой снега, рассказывают, что еще ни одна машина не пострадала от действий какого-нибудь зазевавшегося тракториста или водителя самосвала. На вопрос о том, кто будет виноват, если бульдозер зацепит неправильно припаркованный автомобиль, они ответить не смогли: «ДПС вызывать надо! Но пока такого не было».

  12. Путешествие сугробов заканчивается либо на 8 снегоплавильных станциях, либо на снежных свалках. Свалки — мера вынужденная, расплавить результаты залповых снегопадов просто невозможно. Самая свежая площадка открылась перед бураном на улице Тэцевской. Еще три находятся на Путейской, Осиновской и Васильченко.

  13. «Снег здесь не растает до июня», — показывает площадку со снежной горой заместитель директора МУП «ДРЭУ Кировского района Казани» Артур Кулешов. Общая площадь снежной свалки — 12 тыс. кв. м, т. е. примерно два футбольных поля. Замдиректора рассказывает, что с начала бурана сюда привезли порядка 10 тыс. т снега. Для понимания: это около 500 «КАМАЗов».

  14. По словам Кулешова, необходимости в открытии дополнительных свалок пока не наблюдается. Тем более что организовать их несложно, куда труднее согласовать такое с министерством экологии РТ. У снежных свалок имеются свои обязательные регламенты, это не может быть просто какой-то овраг на окраине города. Так, например, одним из условий является асфальтированная поверхность приемника. Кроме того, необходима возможность подключения свалки к канализации — для стока талых вод весной.

  15. За 10 минут на снежную свалку успели приехать и разгрузиться четыре самосвала. Помимо «КАМАЗов» от муниципальных предприятий, ситуацию спасают и китайские FAW от частников. На вопрос в духе «Чьих будешь?» один из водителей лишь отшутился, намекнув на «Волгадорстрой». Оценивая удобства машины в перевозке снега, молодой шофер ответил так: «Китайские подходят, но лучше уж на новом „КАМАЗе“. Комфортнее, надежнее и привычнее».

  16. За период действия плана «Буран» (с 17 по 25 января) в Казани вывезли более 273 тыс. т снега. Заместитель председателя комитета по внешнему благоустройству добавил, что называть точную дату ликвидации последствий бурана в столице РТ пока рано. Однако он все же прикинул: «Постараемся за неделю, максимум две». Одних только дорог надо разгрести 554 километра. Ахметзянов попросил граждан отнестись к проблеме с пониманием и терпением. Работникам же он пожелал сил и выносливости в борьбе со стихией.