Яков Геллер — генеральный директор АО «Агентство по государственному заказу РТ» Яков Геллер генеральный директор АО «Агентство по государственному заказу РТ»
— У меня взламывали «Телеграм». Просто я об этом не писал в «БИЗНЕС Online» и не докладывал президенту. Те люди, которые у меня в контактах, более разумны и не поддаются такому обману. Это во-первых. Во-вторых, я всегда говорю всем своим знакомым, особенно женщинам: «Если тебе позвонят и скажут, что Геллер велел раздеться, то ты сразу не раздевайся. Переспроси: до пояса раздеться, сверху, снизу? Не верь от моего имени никаким словам». Это самое главное.

У меня был простой способ обмана. Они (мошенники прим. ред.) от моего имени разослали всем контактам предложение перевести тысячу рублей на такой-то счет, потому что я попал в беду. Но ведь очевидно, что это обман! Любой мой, так сказать, корреспондент, который со мной в контакте, понимает, что не буду я ему писать: «Пошли мне тысячу рублей». Если он мне чужой, то я не буду писать ему, потому что чужой. А если близкий мне человек, позвоню, если не дай бог что случится. Ну это же глупость! Надо быть абсолютно глупым человеком, чтобы верить тому, что твой министр напишет: «Пошли мне тысячу рублей» или «Срочно возьми кредит на свое имя». Ну не может этого случиться, не должно быть таких глупых людей!
Рашит Низамов — ректор КГАСУ Рашит Низамов ректор КГАСУ
— Да, я слышал о таком способе обмана и то, что люди попадают в какие-то истории. Я всех своих предупредил, какие-то обращения к коллегам были. Предупредил коллег, преподавателей на ученом совете, на общем собрании, что, если мне что-то понадобится, я сам позвоню, поговорю. Я обычно обращаюсь с устными просьбами, не пишу всякие глупости.

Коллектив небольшой, я общаюсь с коллегами напрямую, поэтому не имею проблем, так скажем. Коллеги меня знают и, исходя из этого, реагируют нормально. Редко кто позвонит: «А это вы мне писали?» Мне приходили обращения, что мне нужно связаться с руководством нашего министерства образования и науки и так далее. Я знаю, что такой способ обмана есть, поэтому считаю, что я вооружен, предупрежден.
Наиль Магдеев — мэр Набережных Челнов Наиль Магдеев мэр Набережных Челнов
— К счастью, такие ситуации моих близких миновали. Пытались от моего имени в «Телеграме» разослать сообщения в прошлом году сотрудникам исполкома и депутатам городского совета. Те, кому поступили такие сообщения, мне оперативно сообщили. Я пояснил, что это обман. Поэтому смог обезопасить своих коллег от действий мошенников. Вывод: в случае получения сообщений лучше перепроверить. Перезвоните тому, от кого пришло сообщение.
Михаил Скоблионок — президент еврейской национально-культурной автономии РТ Михаил Скоблионок президент еврейской национально-культурной автономии РТ
— Пытались ли мошенники меня обмануть? Нет. Я просто ни с кем не разговариваю. Я все знаю, у меня все номера моих друзей записаны. Везде все есть. Поэтому я никогда не разговариваю с тем, кого я не знаю. Если звонят с номеров моих знакомых и друзей? Ну и пусть. Я хоть уже старый и глухой, но я же узнаю интонации в разговоре. Пока таких выходов на меня не было.
Евгений Минченко — президент «Минченко консалтинг» Евгений Минченко президент «Минченко консалтинг»
— Ровно та же самая технология была применена месяц назад. От моего имени написали с фейкового аккаунта в «Телеграм» моим сотрудникам, что сейчас с ними свяжется человек по вопросам безопасности. Но сотрудники сразу же мне отписались на реальный телефон, что вот такая ситуация. Так что ничего [страшного] не произошло. Но, конечно же, неприятно. Как я обезопасил своих сотрудников от таких атак? У меня служба безопасности проводит регулярные инструктажи.
Эльдар Муртазин — ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин ведущий аналитик Mobile Research Group
— Конечно, пытались обмануть. Это же как у всех. И совершенно разными способами. Из последнего, что можно вспомнить, — это, наверное, подделка голоса моего ребенка. Да, голос был полностью похож, другое дело, что он говорил такие вещи, которых мой ребенок не говорит и вряд ли скажет. Поэтому доверия этому звонку не было.

Как я пытаюсь себя и своих близких обезопасить от таких атак? Вы знаете, цифровую гигиену никто не отменял, и она работает всегда очень просто. Если вам кто-то звонит и представляется кем-то, даже вашим ребенком, не факт, что это так. Вы можете в разговоре узнать очень простые вещи, которые раскроют, что человек притворяется другим. Такие (заранее оговоренныеприм. ред.) вопросы и ответы есть. Другой момент, что использовать их в реальной жизни с мошенниками, наверное, не понадобится, потому что мошенники звонят не с настоящих номеров абонентов. Обычно они используют чужие номера. И, как правило, всегда есть понимание, что это не тот человек, за которого он себя выдает.
Айрат Фаррахов — депутат Госдумы Айрат Фаррахов депутат Госдумы
— Надо быть всегда настороже. У нас в Госдуме значительно раньше даже, чем в Казани, начались вот эти мошеннические звонки. И между коллегами, депутатами, у нас давно есть договор. Если приходит какое-то необычное сообщение — например, «Не хватает денег», «Попал в аварию» и далее в таком же ключе, — мы перезваниваем друг другу. И этот принцип, который мы установили уже полгода назад, работает.

Какой был самый изощренный способ обмануть? На самом деле это всегда очень неприятные вещи. И, как у депутата Госдумы, у меня есть несколько печальных дел. Люди, скрывая даже от своих родных, что они стали жертвами таких мошенников, просят оказать содействие. В основном, конечно, это финансовые вопросы. Конечно, это очень тяжелые ситуации, и в таких случаях надо быть максимально внимательными и быть начеку. Самое главное, не принимать звонки с незнакомых номеров, и, если какая-то просьба обращена к вам лично, надо перезванивать.

Что касается моей семьи, то, слава богу, нам пока везло и мы еще не оказывались в такой ситуации. Но мы тоже договорились всегда друг другу сразу же перезванивать. Дети ездят на такси самостоятельно, сами уходят в другой конец города по какой-то необходимости. И у нас есть договор: всегда брать трубку, быть на телефоне и перезванивать.
Евгений Богачев — президент БК «УНИКС» Евгений Богачев президент БК УНИКС
— [Если звонок с неизвестного номера], я просто не буду отвечать. Вот и все! Зачем это мне?
Максим Шевченко — журналист Максим Шевченко журналист
— Один раз со мной произошла такая вещь, меня обманули. Меня подловили на дружбе. У меня есть один товарищ, он тяжело переболел. У него был инсульт, уже немолодой человек. И вдруг с его номера ко мне приходит СМС: «Максим, одолжи такую-то сумму, буквально на день». В «Телеграме» это было. О друзьях я забочусь, на их просьбы, как правило, сразу реагирую. Тем более номер действительно его, зафиксирован у меня в телефонной книжке. Я перевел деньги. Мало ли, какие у человека бывают ситуации. Тем более он болел, может быть, ему там плохо. Потом перезваниваю, а он кричит: «Нет, это не я! Не я просил, мой аккаунт взломали!» Ну я, с одной стороны, пожалел, с другой — это была не совсем уж большая сумма. Мы с ним поговорили, я был рад, что он выздоравливает. Даже подумал, это такой знак, что надо было ему позвонить, чтобы удостовериться, что он жив-здоров. Но такое было только один раз в моей жизни.

А так я всем скажу, всем посоветую, что, когда вам приходит похожая эсэмэска с просьбой перевести деньги, все-таки нужно перезвонить человеку, уточнить. Много раз звонили «из банка», с этим все понятно. В таких случаях я просто не разговариваю, начинаю над ними издеваться. Потом взяли манеру звонить от имени следователей и оперативников. То из МВД, то из ФСБ… Я всем скажу, у вас должен быть только один ответ: «Если вы тот, за кого себя выдаете, вызывайте по повестке. Приду, будем беседовать». Не надо вступать с ними ни в какие разговоры, после этих слов вешайте трубку и прекращайте любой контакт. Если к вам на самом деле есть претензии правоохранительных органов, то они должны поступать в рамках Уголовно-процессуального кодекса: повестка, протокол и так далее. Надо всегда помнить, что, в принципе, все эти банки и правоохранительные органы действуют согласно закону или нормативу.
Азат Гайнутдинов — руководитель АНО «Центр социальной реабилитации и адаптации», член Общественной палаты РТ Азат Гайнутдинов руководитель АНО «Центр социальной реабилитации и адаптации», член Общественной палаты РТ
— Меня не пытались обмануть. Мы же не министры, простые люди. Я, если чувствую, что какой-то странный номер телефона или странный звонок, просто выключаю, и все. А так я со всех номеров беру: нам, общественникам, много ведь людей звонит. Бывает, с рекламными предложениями звонят, предлагают что-то купить, вложить деньги, взять кредит. Я их даже не слушаю, сразу же выключаю, и все. Так что пока таких случаев, хвала Аллаху, не было.
Радик Абдрахманов — совладелец национально-туристического комплекса «Туган Авылым» Радик Абдрахманов совладелец национально-туристического комплекса «Туган Авылым»
— Многие сталкиваются. Понятно, что с телефонными мошенниками нужно быть очень осторожным, защищаться от этого. Я, допустим, сразу понимаю, мошенник звонит или нет. Тут вопрос в доверчивости наших граждан. Надо быть очень наивным, чтобы сейчас верить этим звонкам мошенническим, потому что они уже на слуху. Мне кажется, время этих мошенников уже должно пройти, так как все люди уже должны быть осведомлены о том, что есть такие люди и нельзя быть наивными и доверять чужим людям. Об этом уже и правоохранительные органы говорят, и СМИ. Люди знают, что нельзя доверять каким-то случайным звонкам, когда просят коды твоих карт, когда тебе говорят, что твой сын попал в аварию.

Профилактика в этой области, мне кажется, уже большая идет. Конечно, нужно уберечь пенсионеров, пожилых людей от этого, они бывают наивными и очень доверчивыми. Здесь нужно вести разъяснительную работу, передачи по телевизору, радио. Да и вообще, звонки, где номера не определяются, нужно сразу в телефоне блокировать.
Рустэм Ямалеев — руководитель общественной организации «Национальный конгресс татар и тюркских народов» Рустэм Ямалеев руководитель общественной организации «Национальный конгресс татар и тюркских народов»
— Пытались обмануть, причем неоднократно. Судя по всему, из банков уходит информация к мошенникам. После того как совершаешь какую-нибудь операцию, они начинают тут же звонить и говорить, дескать, что ваш счет в опасности, нужно перекинуть деньги на другой счет, якобы с вами говорит служба безопасности банка. Почему-то именно после операций в ВТБ и Сбербанке. Поэтому нужно тут же перезвонить в Сбербанк и ВТБ, предупредить своих родственников, детей, друзей. Мошенники же поторапливают, мол, давай быстрей-быстрей, у них тембр голоса отточенный, они так мастерски все это подносят. Разговаривают с очень хорошей дикцией, они очень хорошие психологи, артисты. Общественность должна против них действовать, потому что телефоны, как правило, подставные, их потом не найдешь.
Мансур Джалялетдин — имам-хатыб мечети Аль-Марджани Мансур Джалялетдин имам-хатыб мечети Аль-Марджани
— В настоящее время мошенничество в сфере электронной связи, интернета развивается, ничего не поделаешь с этим. К сожалению, моих родственников тоже пытались обмануть, звонили от имени Сбербанка. Звонили, мол, кто-то там в аварию попал, нужно деньги перечислить. Не только родственники, но и знакомые подвергались атакам мошенников. Наверное, специальные службы должны быть, которые за этим следят. Но как за всем уследишь? В телеграм-каналах, например, чего только ни пишут.

Ведь преступники очень хорошо приспосабливаются. Появились сотовые телефоны, и они сразу же научились обманывать, так же и с интернетом. Просто жестче должно быть наказание за эти правонарушения, тогда, может, перестанут. Чтобы обезопасить людей, нужно больше с ними работать, объяснять им, чтобы были осторожны, если звонят, что, дескать, с вашим родственником беда. Возьми и перезвони ему, уточни, так ли на самом деле. Если из банка звонят, надо туда перезвонить, узнать. К примеру, научили же нас пристегиваться за рулем. А раньше, если помните, не все пристегивались, обманывали, специальный замочек ставили. Тут то же самое.