Президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Алексей Подщеколдин озвучил немало интересной информации об итогах и перспективах российского авторетейла Президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Алексей Подщеколдин озвучил немало интересной информации об итогах и перспективах российского авторетейла Фото: Алексей Белкин

Что представляет из себя рынок автомобилей сегодня?

На прошедшей накануне в Москве пресс-конференции президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Алексей Подщеколдин озвучил немало интересной информации об итогах и перспективах российского авторетейла, в том числе он поделился и небезынтересной статистикой по автомобилям китайского происхождения.

Согласно данным РОАД (он свел все числовые данные, полученные от «Автостата», «Автомаркетолога», АЕВ и НАПИ), в 2023 году по всей стране было продано 8,3 млн автомобилей, из которых 7,1 млн сделок, или 86%, пришлось на вторичный рынок. В среднем за прошедшие 10 лет физическими и юридическими лицами ежегодно приобреталось 7,5 млн авто. В 2022 году после начала СВО рынок «сдулся» до 6,6 млн сделок. После того как государство ввело определенные меры для стабилизации ситуации на автомобильном рынке, количество проданных авто в 2023-м увеличилось на четверть. При этом доля приобретаемых новых автомобилей продолжила снижение.

Если в максимальном 2013 году из всех приобретенных автомобилей 33% приходилось на новые авто (т. е. каждая третья машина была новой), то по итогам 2023-го этот показатель снизился в 2,4 раза до 14%. По словам Подщеколдина, причина высокого спроса на автомобили на вторичном рынке проста и связана только с экономическими факторами: цены на новые машины сильно выросли за последнее время, а населению не хватает денег на покупку. После повышения ключевой ставки и утилизационного сбора, а также отказа от определенных мер рынок новых авто продолжил «затухать».

И если в количественных показателях продажи авто выглядят более-менее равномерно, то объем рынка в денежном исчислении показывает планомерный рост только с 2013-го по 2020 год. К 2023-му прирост денежной массы, оборачивающейся на автомобильном рынке, вырос в 1,5 раза.

По данным РОАД, в 2023 году 12,6 трлн рублей «ушло» на рынок, из которых 3,4 трлн пришлось на покупку новых автомобилей, а 9,3 трлн — на машины с пробегом. За 10 лет автомобильный рынок вырос в денежном выражении в 2,8 раза, тогда как в количественном — показал снижение на 2,3%.

Сокращение спроса на новые авто привело к тому, что автомобильный парк страны стремительно стал стареть. Из 50 млн легковых и LCV-автомобилей (без учета грузовых) 68% приходится на машины возрастом старше 10 лет. Только 6%, или 3,2 млн авто, можно считать «свежими» — их возраст не достигает трех лет. Спикер отметил, что раньше предельный возраст автомобиля составлял 10 лет, что говорит о том, что автопарк страны не только старый, но и представляет собой угрозу с точки зрения безопасности.

Санкционный занавес развернул отечественный авторынок в восточном направлении Санкционный занавес развернул отечественный авторынок в восточном направлении Фото: © Рамиль Ситдиков, РИА «Новости»

Китай взял половину рынка

Российский авторынок по итогам 2023 года сильно ускорился, с одним «но». Рынок вырос в 1,7 раза только по сравнению с 2022-м. Безусловно, текущий скачок продаж автомобилей в России в первую очередь связан с низкой базой прошлого года. Для сравнения: за последние 10 лет продажи новых автомобилей в РФ не опускались ниже отметки в 1,4 млн единиц, а в рекордном для отрасли 2013 году продажи составили 2,8 млн машин. Медианное значение рынка новых автомобилей за 10 лет составило 1,86 млн авто в год.

В прошлом году было продано 1,15 млн авто, что не дотягивает до средних значений почти 40%, или 700 тыс. единиц. Если по сравнению с 2021-м падение составило 30%, то с 2013 годом — продажи упали почти в 2,5 раза!

Санкционный занавес развернул отечественный авторынок, как и многие другие сферы российской экономики, в восточном направлении. Всего в 2023 году было продано свыше 548 тыс. китайских авто, что, например, больше в 18 раз, чем было продано в 2016-м (год с самыми минимальными значениями). Таким образом, почти наполовину, или на 48%, российский автомобильный рынок состоит из машин китайских брендов. По итогам 2023 года 38% досталось автомобилям отечественного происхождения, а 15% — машинам других стран. По сравнению с 2021-м доля российских автомобилей на рынке увеличилась с 26 до 38%. Произошло это за счет снижения общего объема продаж: продажи отечественных автомобилей год к году остались без изменений. Если брать 2021-й, когда 7% рынка приходилось на Китай, 67% занимали иностранные бренды. Таким образом, уже в 2021 году, до китайской экспансии, автопром давно был не российским — с точки зрения преобладания зарубежных марок.

Всего, по словам главы РОАД, в Китае сосредоточено более 100 автомобильных брендов. На сегодняшний день в России представлено уже около 60 «китайцев», а их дилерская сеть насчитывает 2,1 тыс. работающих автосалонов. Ключевой вопрос дальнейшего усиления китайских позиций на авторынке РФ: насколько быстро китайские компании будут приходить в нашу страну с локализацией своего производства?

Лидер российского автопрома АвтоВАЗ пока сопротивляется нашествию китайских автомобилей. Всего в 2023 году таких машин было продано больше 330 тысяч. Следом идет Chery, на который пришлось 120 тыс. продаж. Замыкает тройку Haval — он кратно увеличил свое производство на заводе в Туле.

Всего в первую десятку самых популярных автомобилей попало 6 китайских брендов и 3 российских (АвтоВАЗ, GAZ и UAZ). Самый динамичный рост показали такие марки, как OMODA (в 34 раза), Changan (в 19 раз), Dongfeng (в 13 раз), Evolute (в 8 раз) и GAC (в 6,5 раза).

Что касается прогнозных значений, то РОАД рассматривает два пути. Продажи новых автомобилей в РФ в 2024 году, согласно оптимистичному прогнозу, могут составить 1,3 млн штук, по пессимистичному прогнозу — 1,1 млн штук.

«Судя по январю, если ничего не будет сделано (ставка ЦБ будет сохранена на таких позициях, как сейчас, если утильсбор будет опять непродуманно повышаться или не будет, по крайней мере, реализовываться утилизационная программа, если курс рубля по-прежнему будет отвязанным от чего-либо), то, к сожалению, нас ждет пессимистичный прогноз — 1,1 миллиона. Но если ставку или хотя бы какой-то из этих элементов [ослабить], то, скорее всего, рынок будет двигаться к 1,3 миллиона», — пояснил Подщеколдин.

Вторичный рынок более доступен по ценовым параметрам для покупателей. Но рост внутри 2023 года был неравномерным Вторичный рынок более доступен по ценовым параметрам для покупателей. Но рост внутри 2023 года был неравномерным Фото: © Илья Наймушин, РИА «Новости»

Классические марки держат вторичный рынок

С 86%, или 7,1 млн автомобилей, в 2023 году были совершены сделки на вторичном рынке. Это на 10% выше 2021-го и на 20% — 2022-го. Причина роста проста: вторичный рынок более доступен по ценовым параметрам для покупателей. Но рост внутри 2023 года был неравномерным. С января по август рынок показывал динамичный рост, но после внесения изменений в расчет утилизационного сбора, а также повышения ключевой ставки и роста курса доллара рынок стал показывать снижение. Также на это повлияли ограничения, связанные с доставкой автомобилей по параллельному импорту.

В пятерку лидеров продаж на рынке авто с пробегом вошли АвтоВАЗ (1,6 млн), Toyota (750 тыс.), Kia (390 тыс.), Nissan (345 тыс.) и Hyundai (345 тыс.).

Средняя цена на автомобили с 2021 года выросла на 47% и составила 2,9 млн рублей Средняя цена на автомобили с 2021 года выросла на 47% и составила 2,9 млн рублей Фото: © Кирилл Брага, РИА «Новости»

Цена как одна из причин падения рынка

По подсчетам РОАД, средняя стоимость новых автомобилей отечественных марок за год (с 1 января 2023-го по 1 января 2024 года) выросла на 44% до 1,25 млн рублей, а китайских — на 30% до 3,25 млн рублей. Средняя цена на авто с 2021 года выросла на 47% и составила 2,9 млн рублей.

Говоря о причинах роста цен, глава РОАД пояснил, что китайцы повышали их в основном из-за изменения курса валют, а цены на отечественные авто поднялись из-за удорожания ряда российских и импортных автокомпонентов, колебаний курса валют и изменения стоимости финансовых инструментов.

Средняя цена на вторичном рынке росла быстрее, чем на первичном. Так, стоимость автомобиля с пробегом в 2023 году выросла по сравнению с 2021-м на 65% и составила 1,3 млн рублей.

В целом за три года произошли кардинальные изменения в разбивке по ценовым сегментам. Так, доля автомобилей стоимостью до 2 млн рублей снизилась с 70 до 36%, авто с ценой до 3 млн заняли уже 33% рынка, премиальный класс (свыше 3 млн рублей) вырос с 14 до 31%.

Основная причина того, что автомобили из категории приемлемых попадают в категорию дорогих, — серьезные логистические затраты, а также различные сборы, которые влияют на конечную стоимость машин. Глава РОАД привел пример: стоимость Jetta VA3 в Китае составляет 930 тыс. рублей при пересчете валюты. В России же машины стоят от 2,2 млн, что выше оптовой цены на 238%, или в 2,3 раза. При этом маржа дилера составляет всего 6,5%, остальные расходы — это сборы, растаможка, акцизы, НДС, ОТТС, ЭРА-ГЛОНАСС и доставка.