206-й день рождения Шигабутдина Марджани стал накануне поводом для проведения круглого стола в стенах казанской мечети, которая носит имя выдающегося татарского ученого-богослова и просветителя 206-й день рождения Шигабутдина Марджани стал накануне поводом для проведения круглого стола в стенах казанской мечети, которая носит имя выдающегося татарского ученого-богослова и просветителя Фото: Альфред Мухаметрахимов

«Наш пророк отмечал свой день рождения каждую неделю»

206-й день рождения Шигабутдина Марджани стал накануне поводом для проведения круглого стола в стенах казанской мечети, которая носит имя выдающегося татарского ученого-богослова и просветителя.

Полуденный намаз в «Аль-Марджани» в качестве имама провел муфтий Татарстана Камиль Самигуллин, после чего в своем выступлении затронул любопытную тему — дозволенности в исламе отмечать чьи-либо дни рождения. Ведь рьяные сторонники так называемого чистого ислама категорически отрицают проведение данного памятного дня, дескать, его нет в списках мусульманских праздников, он абсолютно светский.

«Мы все при рождении ребенка совершаем акыку (жертвоприношение в виде одного или двух баранов в знак благодарности Богу — прим. ред.), делимся радостью с родными, — напомнил Камиль хазрат. — Поэтому не запрещено радоваться рождению человека. Наш пророк отмечал свой день рождения каждую неделю по понедельникам, он говорил, что постится в этот день, так как родился в понедельник. В 33-м аяте суры Марьям Гайса или Иисус Христос говорит: „Мир мне в тот день, когда я родился, в тот день, когда я скончаюсь, и в тот день, когда я буду воскрешен к жизни“. Значит, отмечать день рождения, выделять его не запрещено. Единственное, что нам запрещено, — это проводить его с нарушением норм ислама, употребляя запретное».

Камиль Самигуллин: «Отмечать день рождения, выделять его не запрещено, единственное, что нам запрещено, — это проводить его с нарушением норм ислама, употребляя запретное» Камиль Самигуллин: «Отмечать день рождения, выделять его не запрещено. Единственное, что нам запрещено, — это проводить его с нарушением норм ислама, употребляя запретное» Фото: dumrt.ru

По словам председателя ДУМ РТ, например, Марджани не запрещал проводить дни рождения, да и сам в качестве общественного деятеля был погружен в светскую и национальную повестку. Скажем, знаменитый просветитель был даже одним из первых, кто настаивал на широком распространении татарского языка во всех сферах быта: «Марджани хазрат, когда проходил мимо магазинов и видел там вывеску только на русском языке, недоумевал и ругал владельцев, почему нет вывесок на татарском языке. Ведь государство не запрещает этого делать».

Муфтий Татарстана также с сожалением добавил, что многие труды Марджани все еще не изучены, хотя в течение ближайшего полугода должна быть издана книга ученого «Вафийат ал-аслаф ва тахийат ал-ахлаф», соответствующая рукопись хранится в КФУ. До сего дня опубликовано 6 томов трудов религиозного деятеля, ожидается 7-й по счету.

В работе круглого стола принимали участие также директор Института истории им. Ш. Марджани АН РТ Радик Салихов, ректор Болгарской исламской академии Фархат Хуснутдинов, префект Старо-Татарской слободы Айрат Фаизов, имамы казанских мечетей В работе круглого стола принимали участие также директор Института истории им. Марджани АН РТ Радик Салихов, ректор Болгарской исламской академии Фархат Хуснутдинов, префект Старо-Татарской слободы Айрат Фаизов, имамы казанских мечетей Фото: dumrt.ru

«Многие муллы не хотели преподавания русского языка в медресе»

В работе круглого стола принимали участие также директор Института истории им. Марджани АН РТ Радик Салихов, ректор Болгарской исламской академии Фархат Хуснутдинов, префект Старо-Татарской слободы Айрат Фаизов, имамы казанских мечетей.

Салихов призвал ученых, религиозных деятелей и интеллигенцию вместе участвовать в изучении творчества Марджани и способствовать сохранению объектов, связанных с его именем. «Для нас крайне важно помнить, что это был не просто большой ученый и специалист во многих отраслях знания, он выдающаяся личность, человек, который мужественно переносил все тяготы личной жизни, жизни этого великого человека, который известен всему исламскому миру, чье наследие сегодня актуально для каждого уголка нашей планеты, где живут мыслящие люди. — напомнил директор Института им. Марджани. — Его жизнь проходила здесь, в кварталах Старо-Татарской слободы, и, что очень важно, остались живые свидетели его жизни: мечеть Аль-Марджани, дом, где жил выдающийся хазрат, медресе Марджания, где ныне располагается БИА. Надо сказать, что в последние годы руководство нашей республики уделяет огромное внимание возрождению Старо-Татарской слободы, и нам, общественности, также надо активизировать работу по возрождению исторических мест».

Далее в основном брали слово сотрудники Института истории АН РТ, причем выступали на двух языках — русском и татарском. Любопытно, что сам Марджани, несмотря на то что всегда выступал в защиту родной речи, никогда не был противником изучения русского языка, в том числе в медресе.

Что касается родной культуры, то Марджани говорил, что есть три вещи, которые, хоть и не являются составляющими религии, но сохраняют ее, — это родной язык народа, национальная одежда и традиции Что касается родной культуры, то Марджани говорил, что есть три вещи, которые хоть и не являются составляющими религии, но сохраняют ее, — это родной язык народа, национальная одежда и традиции Фото: dumrt.ru

Об этом рассказала ведущий научный сотрудник Института им. Марджани Ляля Муртазина. «В 1870 году министерством образования были приняты правила, согласно им, во всех медресе, открывшихся после 1870-го, в обязательном порядке вводилось преподавание русского языка, — сообщила Муртазина. — Против этого нововведения выступило мусульманское духовенство, многие муллы не хотели преподавания русского языка в медресе. Марджани же, напротив, заявил, что изучение русского языка не противоречит исламскому вероучению. Он считал, что татары должны изучать как русский язык, так и светские предметы. Но, по его мнению, в этом случае на первом месте у ученика должна быть крепкая вера… Марджани говорил, что людям, живущим в стране, необходимо знать русский язык, писать на нем и знать законы. Это нужно в том числе и для того, чтобы защищать свои права».

Что касается родной культуры, то Марджани говорил, что есть три вещи, которые, хоть и не являются составляющими религии, но сохраняют ее, — это родной язык народа, национальная одежда и традиции.

Старший научный сотрудник института истории Айдар Гайнутдинов рассказал, в каком состоянии находятся памятники возле могил известных деятелей, так или иначе связанных с Марджани, на кладбище Ново-Татарской слободы. К сожалению, некоторые из них в плачевном состоянии, а иные успели разрушиться. Старший научный сотрудник музея им. Тукая Лена Тябина заметила, что еще недостаточно предпринято мер по увековечению памяти выдающегося ученого и вчерашнего именинника. «У нас на улице Тукая есть здание татарской учительской школы, там есть мемориальная доска, на которой указаны Хусаин Ямашев, Султан-Галиев и Шакирджан Тагиров. Почему бы там не поставить доску с указанием, что здесь работал Шигабутдин Марджани?» — задалась вопросом Тябина.

Прозвучала на круглом столе и любопытная подробность, связанная со смертью Марджани, скончавшегося в апреле 1889 года в возрасте 71 года. «Причиной его смерти в метрике назван «саратан», — сообщила старший научный сотрудник Института истории Эльмира Салахова Прозвучала на круглом столе и любопытная подробность, связанная со смертью Марджани, скончавшегося в апреле 1889 года в возрасте 71 года. «Причиной его смерти в метрике назван «саратан», — сообщила старший научный сотрудник Института истории Эльмира Салахова Фото: Альфред Мухаметрахимов

«Наши наставники, старые артисты, знали все о Марджани»

Прозвучала на круглом столе и любопытная подробность, связанная со смертью Марджани, скончавшегося в апреле 1889 года в возрасте 71 года. «Причиной его смерти в метрике назван „саратан“», — сообщила старший научный сотрудник института истории Эльмира Салахова, познакомившаяся со свидетельством о смерти выдающегося ученого и просветителя. «Саратан» по-арабски означает «рак». «По воспоминаниям современников, Марджани скончался от онкологии — рака желудка, — продолжила Салахова. — Имам его прихода почему-то причину смерти написал по-арабски — видимо, думал, что так будет авторитетнее. Хотя простым людям писали в этом случае: „Злокачественная опухоль“».

Среди гостей было и несколько актеров Камаловского театра старшего поколения. Оказалось, что легендарный Равиль Шарафеев единственный из них, кто сумел воплотить на сцене образ Марджани. «Это был спектакль о Каюме Насыри, его ставил Хусаин-абый Уразиков, тогда я был еще молод, — рассказал народный артист РСФСР „БИЗНЕС Online“. — Войти в образ было легко, так как наши наставники, старые артисты, знали все о Марджани, хотя в советские годы о нем особо и не писали. Они даже читали его труды. Я уже тогда понял, что это был великий человек, говоря по-русски, глыба».

На правах хозяина имам-хатыб мечети Аль-Марджани Мансур Джалялетдин поблагодарил собравшихся за участие в мероприятии, которое имеет не только познавательный, но и прикладной характер. «Тут были показаны слайды с уникальными материалами, относящимися к Марджани, прозвучали разные истории, — напомнил Мансур хазрат. — Их даже нашим хазратам, которые здесь собрались, можно использовать в своих проповедях. Про Шигабутдина хазрата можно много говорить, его труды — мирового масштаба. Я бы призвал всех изучать наследие Марджани. Это образец для подражания для современных имамов».