«Мы сделали рывок в привлечении зрителей в КЦ «Чулпан», — подвела итоги года художественный руководитель Казанской городской филармонии и ансамбля танца «Казань» Чулпан Закирова. За год посещаемость их концертов выросла в разы, а в планах на 2024-й — новая постановка по поэме Кул Гали и гастроли по России. В ходе интернет-конференции «БИЗНЕС Online» Закирова рассказала, как детская студия ансамбля оказалась на главной сцене России, чем ансамбль покорил турецкого зрителя, и раскрыла секрет, сколько костюмов требуется на один спектакль.
Чулпан Закирова: «Грех не работать с таким материалом!»
«Шанхайский орнамент» в Москве и «Рәхим итегез» в Анкаре
Этот год был насыщенным для ансамбля танца «Казань». Внесение в Книгу почета Казани, присуждение детской студии звания образцовой, выступление в Кремлевском дворце, а буквально в начале декабря образцово-хореографическая студия ансамбля приняла участие в VI всероссийском фестивале народно-сценического искусства «Танцуй и пой, моя Россия!», который проходил в Москве. «Огромное событие для студии и честь, что наш коллектив выбрали наряду с профессиональными образовательными заведениями», — отметила художественный руководитель танцевального коллектива и Казанской городской филармонии Чулпан Закирова в ходе интернет-конференции «БИЗНЕС Online». Поволжье представляла студия и три училища. 80 детей исполнили на одной из самых престижных площадок страны танец «Шанхайский орнамент». Коллектив завоевал специальный приз «Мечта».
Еще одним значимым событием в уходящем году для коллектива стало выступление на праздновании 100-летия Турецкой Республики в Анкаре, где в октябре проходил международный форум мэров, участие в котором принимал Ильсур Метшин. Ансамбль танца «Казань» в турецкой столице выступил на площадках в парках «Генчлик», «Алтынпарк», «Ататюрк Орман Цифтлиги», «Гази парк», в конгресс-центре АТО с татарскими танцами «Рәхим итегез», «Ярмәк вагы», «Гармун сайрый». В мероприятии также приняли участие солистка Казанской городской филармонии Саида Мухаметзянова, спевшая «Су буйлап», и баянист-виртуоз Ринат Валеев. «Все, кто был на наших мероприятиях, говорят мэру: „Какой у вас шикарный коллектив!“», — вспоминает Закирова.
Ансамбль танца «Казань» основан в 1997 году. Идея создания ансамбля принадлежит Чулпан Закировой. Единственная балетная труппа во всем Поволжье, которая работает сразу в трех направлениях: фолк, степ и модерн. В арсенале ансамбля — танцы более 70 народов мира. Труппа выступает с музыкальными спектаклями, в которых через танец рассказывает истории о татарском народе, его обычаях. Ансамбль выступает на городских и республиканских праздниках, сотрудничает с исполнительным комитетом всемирного конгресса татар, представляет Татарстан на международной арене. Побывал на гастролях на Мальте, Тайване, в Испании, Малайзии, Тунисе, Турции, Италии, Греции, Австралии, Франции и др.
Свои концерты с успехом презентует и Казанская городская филармония. Каждый год она представляет зрителям по одной-две сказки в музыкальной форме. Среди них «Золушка», «Аладдин. Новогодняя Love Is», спектакль на татарском языке «Мырау батыр» и др. В этом году филармония показала сказку «Три богатыря и танцы волшебного царства». Спектакли пользуются успехом у зрителей: за месяц были распроданы билеты на новогодние представления. «Мы не толкали билеты, просто выложили в сеть, во все кассы», — рассказала Закирова. Успехом пользуются и сольные концерты солистов Казанской городской филармонии: Алины Шарипжановой, Рустема Асаева, Рустема Насыбуллина, Саиды Мухаметзяновой и многих других.
Представления филармонии и спектакли ансамбля танца «Казань» помогли сделать рывок в привлечении зрителей в культурный центр «Чулпан», где базируется труппа
Представления филармонии и спектакли ансамбля танца «Казань» помогли сделать рывок в привлечении зрителей в культурный центр «Чулпан», где базируется труппа. «Открываешь статистику прошлого, позапрошлого, нынешнего годов — она в разы увеличилась! Вырос поток зрителя, объемы просмотров», — поделилась статистикой худрук.
Культурный центр «Чулпан» на проспекте Победы в Казани открылся после реставрации в 2020 году. Здесь появились комфортные репетиционные зоны, оснащенные по последнему слову техники, современный зрительный зал на 450 человек, четыре хореографических класса, самый большой из них занимает площадь в 220 «квадратов». С самого начала здание, построенное под кинотеатр, стало репетиционной базой танцевального ансамбля. После нескольких лет активной культурной жизни резервы помещений себя исчерпали. В 2005 году за счет федеральных средств сделали пристрой для закулисного пространства, кабинетов, гримерок, а кинозал переформатировали в полноценный концертный зал. Однако объект по-прежнему полностью не функционировал.
После реконструкции в обновленном культурном учреждении соседствуют репетиционная база ансамбля танца и основная площадка Казанской городской филармонии, оркестр народных инструментов «Казан нуры», 30 солистов-вокалистов, ВИА «Веселые Волгари», детская филармония с детской школой-студией при ансамбле танца «Казань», театр мюзиклов, вокальные коллективы. В КЦ действительно хочется находиться: современный минималистичный интерьер с татарскими национальными орнаментами. «Это была моя идея фикс: чтобы было уютно и с национальной ноткой», — признается Закирова.
Хореографические постановки «Казани» уже давно полюбились зрителям
Хореографический спектакль по Кул Гали и мюзикл на татарском
Активная работа продолжится и в следующем году. Ансамбль танца представит спектакль по мотивам поэмы татарского поэта Кул Гали «Кысса-и Йусуф» («Сказание о Юсуфе»). «Разработала [сценарий] полностью. Сейчас приступаю к сценическому воплощению», — рассказала Закирова. Премьера спектакля запланирована на апрель 2024-го.
Хореографические постановки «Казани» уже давно полюбились зрителям. Первый такой спектакль — «Казанское сокровище» — презентовали в 2016 году в театре им. Камала. «Когда мы выпустили одноактный балет, на этот спектакль за месяц были распроданы билеты. Мы тогда уже поняли, что это успех», — вспоминает художественный руководитель. Сейчас в репертуаре ансамбля — шоу-мюзикл «Голливуд», постановки «Голубая шаль», «Великий шелковый путь» и «Казанское сокровище», ирландское степ-шоу и программа «Танцы народов мира». Выбиваться в ряды ведущих концертных площадок города непросто: постановка танцевального спектакля обходится очень дорого. Помощь приходит из республиканского и городских бюджетов. Итоговая цифра складывается из пошива костюмов, обуви, приглашения балетмейстера: «На один номер [необходимо] минимум 20 костюмов. Номеров в среднем в одном отделении около 10–12, значит, 24 номера в среднем умножаем на 20–450 костюмов».
Сейчас в репертуаре ансамбля — шоу-мюзикл «Голливуд», постановки «Голубая шаль», «Великий шелковый путь» и «Казанское сокровище», ирландское степ-шоу и программа «Танцы народов мира».
Но одной постановкой Закирова не планирует ограничиваться. В планах на следующий год — мюзикл с вокалистами, причем одна из постановок должна быть на татарском языке. «У нас столько солистов, начиная от народных, эстрадников, диапазон от сопрано до басов. Грех не работать с таким материалом!» — подчеркнула она. Также труппа идет по пути развития музыкального театра — особого сценического жанра, в котором сочетаются драматическое искусство, хореография, музыка и вокал.
Кроме того, есть надежды отправиться в гастрольный тур по России. Соответствующую заявку ансамбль планирует подать в «Росконцерт» — федеральное концертно-гастрольное агентство. Концерт в Кремлевском дворце показал, что ансамбль «Казань» — профессиональный коллектив общероссийского уровня, а не городского.
Танцевальный коллектив за время своего существования успел покорить не только зрителей со всей России, но и за рубежом
«У нас не получалось попасть по программе, потому что мы муниципальным коллективом называемся официально, а сначала они идут по государственным коллективам. Теперь выяснилось, что мы профессиональный государственный коллектив, сидим просто на муниципальном бюджете», — пояснила Закирова. В «Росконцерте» пообещали принять заявку.
Танцевальный коллектив за время своего существования успел покорить не только зрителей со всей России, но и за рубежом. До пандемии ансамбль «Казань» принимал участие в мероприятиях, организованных CIOFF (международный совет организаций фольклорных фестивалей и народного искусства, партнер ЮНЕСКО), и объездил всю Юго-Восточную Азию и Европу. Также планировалось провести коммерческие гастроли в Польше, Франции, однако обстоятельства изменились.
Полная версия разговора будет опубликована позже.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 22
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.