Тагиру Сунгатуллину 44 года, он родился в Набережных Челнах. Самый крупный дорожник Закамья пришел в отрасль в 2006-м, возглавив организацию «Ремонт и строительство дорог», образованную на базе «Камгэсэнергостроя» Тагиру Сунгатуллину 44 года, он родился в Набережных Челнах. Самый крупный дорожник Закамья пришел в отрасль в 2006-м, возглавив организацию «Ремонт и строительство дорог», образованную на базе «Камгэсэнергостроя» Фото: Олег Спиридонов

О герое

Тагиру Сунгатуллину 44 года, он родился в Набережных Челнах. Самый крупный дорожник Закамья пришел в отрасль в 2006-м, возглавив организацию «Ремонт и строительство дорог», образованную на базе «Камгэсэнергостроя». Спустя 8 лет предприятие преобразовалось в «РБР 16». Сейчас компания выполняет все госзаказы по дорожным работам в Набережных Челнах и работает на объектах КАМАЗа, СИБУРа и ОЭЗ «Алабуга». В декабре 2022 года за 300 млн рублей Сунгатуллин приобрел активы крупнейшего строительного треста Татарстана «Камдорстроя», вытащив предприятие из банкротства. У него два высших образования, он депутат горсовета автограда.

«Камдорстрою» — федеральные проекты, «РБР 16» — дороги в автограде

  • Для нас 2023 год ознаменован началом совместной работы с «Камдорстроем». Размер «РБР 16» был меньше самого «Камдорстроя», теперь мы стали одной большой компанией. Важно было не поперхнуться, и мы не поперхнулись. Трасса Шали — Бавлы — первый объект, на который мы вышли совместно. До этого «РБР 16» не работал на таких больших объектах. Этот проект стал для нас большой удачей. У нас были ответственные объекты в Челнах, но, когда идет речь о большой протяженности, надо менять масштаб мышления и подходы в ежедневной работе.
  • Если бы «Камдрострой» влился в текущую работу «РБР 16» раньше, нам было бы нечего делать. Берясь за урегулирование ситуации с «Камдорстроем», мы понимали, что сейчас вокруг Челнов и в самом Татарстане сосредоточены самые масштабные стройки инфраструктуры в стране и нам будет где применить эти возможности. Наша задача была не пропустить их и заслужить доверие. Мы воспользовались шансом — в 2023 году произошел заметный рывок, в 2024-м такого не ожидаем, но прирост будет виден.
  • «Камдорстрой» и «РБР 16» — это не слияние двух компаний, а два предприятия с разными стратегическими задачами. «РБР 16» — это работа в Челнах и в радиусе 150 км от города, дороги местного и регионального значения, у «Камдорстроя» — задачи по строительству дорог федерального значения. Теперь «РБР 16» ему помогает.
  • В нашем распоряжении появилась круглопольская база с тупиком на 30 вагонов с хранением цемента. Грех было бы нам не настроить логистику и заготовку материалов через Круглое Поле, и грех было бы потом жаловаться, что мы остались без сырья посреди строительного сезона. Тут бы мы пеняли только на себя.
  • Становление крупным производственным объединением требует от нас перегруппировки для налаживания управляемости и эффективности. Это момент переосмысления. Для всех изменения происходят где-то снаружи, связанные с санкциями, СВО, мы же сосредоточены на себе. Нам нужно выстроить внутренние процессы, провести реструктуризацию. У нас нет времени оглядываться по сторонам.

О санкциях и китайских самосвалах

  • На дорогах появилось очень много огромных «китайских динозавров». Эти самосвалы идут с диким перегрузом. Нас это меньше коснулось, мы покупаем только необходимое или принципиально новое. Правда, в прошлом году купили два 80-тонных крана, задействованных на монтаже мостов. Они оба из Китая, но мы взвешенно их приобретали и специально взяли разных брендов. На случай, если один плохо себя покажет.
  • У нас большая нехватка водителей. Появилась новая тенденция: водители хотят работать на самосвалах с кондиционером и в серьезных кабинах. Все это они находят в новых китайских самосвалах. Произошел серьезный отток потенциальных сотрудников на эти машины.
  • Мы в своей работе четко держим патриотический выбор и не покупаем машины, кроме «КАМАЗа». У нас в группе компаний есть 20 самосвалов Scania, но они нам достались по наследству. Поскольку мы живем в Набережных Челнах, внутренние установки не позволяют мне покупать машины китайского производства.
  • Ощутили курсовую разницу, когда в 2023-м году покупали укладчик немецкого производства с большой шириной укладки.
  • Дорожная отрасль в любом случае ощутила санкции, но мы почувствовали это намного раньше, чем другие сферы. Первые моменты с санкционными ограничениями начались до 2022 года, сейчас же они приобрели конкретные очертания. Мы понимаем, что срок поставки запчастей сильно увеличился, но мы приспособились к этому.

Сейчас по всей России идут масштабные стройки, и решения стали более смелыми. Особенно это видно по строительству искусственных сооружений, их перестали бояться «Сейчас по всей России идут масштабные стройки, и решения стали более смелыми. Особенно это видно по строительству искусственных сооружений, их перестали бояться» Фото: «БИЗНЕС Online»

О дорожной отрасли в России

  • Сейчас по всей России идут масштабные стройки, и решения стали более смелыми. Особенно это видно по строительству искусственных сооружений, их перестали бояться. Есть задача пройти из точки «А» в точку «Б», какие при этом нужно построить коммуникации, мосты и путепроводы по пути — сколько надо, столько и строим. Это новая тенденция.
  • Открытие в 2023 году трассы М12 — знаковый момент для [вице-премьера РФ] Марата Хуснуллина. Фактически его слово было на кону. Когда он это говорил, люди вне отрасли не верили, что так быстро появится трасса Москва — Казань длиной 850 километров. Могли сомневаться и люди из дорожной отрасли. Оказалось, что мы можем сработать слаженно. Мы хоть и не принимали в работе на этой трассе никакого участия, но понимаем, насколько много она значила для отрасли. После этого объекта появилась вера в дорожников. Еще на середине строительства трассы Москва — Казань начали говорить о том, что тогда-то дойдем до Екатеринбурга, тогда-то — до Тюмени. Это сильно изменило восприятие возможностей отрасли.
  • В 2026–2027 годах планируется завершение реконструкции трассы Казань — Екатеринбург до границы с Башкортостаном. Уфа к нам станет намного ближе в часах, что приведет к развитию внутреннего туризма. Когда появится комфортная дорога, поедут не только легкие на подъем, но и те, кого раньше было трудно оторвать от дивана.
  • В Татарстане по субъектам объем не сильно упал, но и не вырос. Зато значительно увеличились объемы дорожного строительства федеральных трасс. Если будет стоять такая задача, то сейчас лучшее время пройти нормальными трассами с запада до самых восточных регионов России. Также хорошая возможность построить новые направления севернее и южнее. Нужно увеличивать самообеспеченность дорогами в стране, сейчас для этого есть реальные производственные возможности.
  • Хочется, чтобы машиностроение в области дорожных машин вышло на тот этап, когда мы бы покупали технику не просто из патриотических соображений, а исходя из инженерного сопоставления. Когда ты просто сравниваешь две машины, не оглядываясь на цену и страну происхождения, а просто как механик говоришь: «Эта машина нам нравится больше». Дай бог, чтобы когда-то это оказалась российская дорожная техника.
  • В 2024 году, кроме новых дорог, каких-то серьезных изменений в отрасли ждать не стоит.

Наш любимый объект — завершение первой очереди продолжения Московского проспекта. Бывают проекты, когда понимаешь значимость. Это не просто ремонт очередного проспекта, а новое направление и развитие микрорайона «Наш любимый объект — завершение первой очереди продолжения Московского проспекта. Бывают проекты, когда понимаешь значимость. Это не просто ремонт очередного проспекта, а новое направление и развитие микрорайона» Фото: «БИЗНЕС Online»

О проектах в Челнах, частных заказах и любви к своему городу

  • Город, в котором мы живем, для нас был, есть и будет в центре нашей производственной программы. Когда ты работаешь внутри города, то одновременно смотришь на близлежащие территории и поднимаются вопросы о необходимости ремонта прилегающих улиц или озеленения. Это становится частью твоего объекта, хотя на этапе проектирования благоустройство в планы не входило.
  • Если говорить о крупных объектах в Челнах в ушедшем году, то это завершение ремонта улицы Гидростроителей. У нас есть план выполнить там благоустройство за средства компании. Мы планируем сделать это в 2024 году весной, потому что грядет 60-летие «Камгэсэнергостроя», а эта улица непосредственно ведет к зданию управления производственного объединения.
  • Начали работу на проспекте Автозаводском от Мира до Московского. Нужно завершить задуманное и дойти до проспекта Сююмбике. Этот участок будет сложнее в плане появления новых дорожных покрытий, есть расширяемые части.
  • Наш любимый объект — завершение первой очереди продолжения Московского проспекта. Бывают проекты, когда понимаешь значимость. Это не просто ремонт очередного проспекта, а новое направление и развитие микрорайона. Мы, как дорожники, понимаем значимость второй очереди реконструкции: когда это наконец случится, проспект соединится с улицей Хади Такташа. Это рождает новый маршрут с одного конца города до другого, можно будет разгрузить узкие места и перераспределить транспортные потоки. Через три года водители в Челнах будут выстраивать движение иначе, чем сейчас.
  • Среди любимых частных заказчиков — ПАО «КАМАЗ». В минувшем году мы работали с ними на новом производстве карьерных самосвалов, сейчас работаем на расширении КИП «Мастер», где будет строиться «Техногород».
  • Мы всегда стараемся опираться на три точки — Челны, Нижнекамск и ОЭЗ «Алабуга». В Нижнекамске у нас с ТАНЕКО и «Нижнекамскнефтехимом» серьезные взаимоотношения. Несмотря на то что пришел СИБУР, отношения сохраняются. Мы взяли паузу годовую и не обивали пороги компании. Скромно отошли в сторону, чтобы новый собственник мог разобраться со списком подрядчиков. В итоге СИБУР пригласил нас для участия в торгах.

Дороги прокладываем, мосты начали строить, а вот аэропортов не было. Надеюсь, и они появятся. Я по образованию инженер по строительству дорог и аэродромов. Мы будем рады взяться за аэродромы, если предоставится возможность «Дороги прокладываем, мосты начали строить, а вот аэропортов не было. Надеюсь, и они появятся. Я по образованию инженер по строительству дорог и аэродромов. Мы будем рады взяться за аэродромы, если предоставится возможность» Фото: Олег Спиридонов

О планах на будущее

  • В 2023 году мы хорошо поработали в районе поселка совхоза Татарстан на М7. Там мы реконструируем участок в 5 километров. В новом году продолжим работу, мы на субподряде у «Самары Трансстроя» реконструируем 8 километров. На обходе Нижнекамска и Челнов — несколько пересечений с региональными дорогами, в нашем случае это Челны — Сарманово. В конце прошлого года подписали договор, в этом году будем строить большую развязку — «клеверный лист».
  • Дороги прокладываем, мосты начали строить, а вот аэропортов не было. Надеюсь, и они появятся. Я по образованию инженер по строительству дорог и аэродромов. Мы будем рады взяться за аэродромы, если предоставится возможность.
  • Мы знаем свою производственную программу на 2024 год. В ней есть два серьезных и крутых объекта, которые мне на производственном пути еще не встречались. Я пока говорить о них не буду. Думаю, новый год будет с ростом и в физическом выражении, и в финансовом. В 2023 году оборот составил 7–8 млрд рублей. По крайней мере, физический объем работ на 8 млрд мы выполнили. В 2024 году надеемся, что преодолеем отметку по выручке в 10 млрд рублей.

Совет предпринимателям

  • Верить. Кто-то будет верить в себя, кто-то — в страну, другие — просто во все хорошее. Когда в этой вере каждый найдет что-то свое, у него появятся ответы на вопросы.