Конец «строительной вольницы» глав районов

Конец «строительной вольницы» глав районов

Градостроительный суверенитет муниципалитетов в прошлом — полномочия уходят на уровень республики. Госсовету осталось принять соответствующий закон. С 2024 года регулировать застройку, подготовку и утверждение генпланов Казанской, Камской и Альметьевской агломераций будут не местные власти, а новая межведомственная комиссия с президентом РТ Рустамом Миннихановым во главе. Исключением стали Казань и Набережные Челны — они сохранят самостоятельность, но только до 2025-го. Отметим, что Татарстан здесь идет в хвосте процесса: в 40 субъектах градостроительные полномочия в пользу региональной власти перераспределили еще 10 лет назад.

Взгляд сверху на проблемы агломерации остро нужен там, где спрос на жилье порождает массовую застройку, превращая деревни в города и закупоривая дороги. Например, Казанская агломерация обросла бессистемной застройкой с вереницей транспортных и социальных проблем. Из-за этого выдачу новых разрешений на строительство на территории «адового кольца», как принято называть казанскую субурбию, заморозили, но их уже навыдавали столько, что девелоперы продолжают строить и продавать. (Фото: «БИЗНЕС Online»)

М12 открыта. И не только она

М12 открыта. И не только она

21 декабря открыли движение на одной самых долгожданных в Татарстане дорог — платной трассе Казань – Москва М12 «Восток». Строительство начали в 2021 году и сдали раньше срока: сначала трассу хотели запустить в 2027-м, потом — летом 2024-го. Протяженность автобана — 811 км, цена проезда до Москвы — 4 481 рубль. В 2024 году М12 должна дотянуться до Екатеринбурга. Ее частью станет, например, кусочек М7 — строящийся обход Челнов и Нижнекамска. (Фото: «БИЗНЕС Online»)

Ликвидация «бутылочного горлышка» у Свияги

Ликвидация «бутылочного горлышка» у Свияги

В ноябре началось движение по реконструированному мосту через Свиягу. Объект, над которым работали пять лет, потратив 4,7 млрд рублей, принял поток машин на 757-м км трассы М7 «Волга» между Зеленодольским и Верхнеуслонским районами. Вместе с реконструкцией существовавшего моста построили еще один, тоже двухполосный. Они наконец разбили это транспортное «бутылочное горлышко» с его постоянными пробками. М7 в заволжской части Татарстана стала четырехполосной. (Фото: «БИЗНЕС Online»)

Дыхание БРИКС: ренессанс гостиничного строительства

Дыхание БРИКС: ренессанс гостиничного строительства

В октябре 2024 года Казани предстоит принять XVI саммит БРИКС, самый представительный и масштабный за всю историю. Президент РФ Владимир Путин объяснил выбор столицы РТ тем, что город хорошо развивается. Что ж, отлично! Одно только благоустройство на 26 маршрутах следования гостей в Казани обойдется более чем в 9 млрд рублей. Сфера гостеприимства столицы РТ к приему стольких высокопоставленных гостей не готова, поэтому дан зеленый свет ряду проектов в гостиничной сфере. И, кажется, саммит БРИКС буквально спас от сноса самострои у моста «Миллениум» — те самые 8 коттеджей, которые структуры владельца ПСО «Казань» Равиля Зиганшина начали строить еще в 2013 году. «Прокурорский меч», занесенный было над ними, отклонен — разрешение на строительство выдано. А на пустыре между мостом и «Ривьерой» Зиганшин строит еще и гостиничный комплекс. (Эскиз предоставлен архитектурным бюро Sergey Skuratov Аrchitects)

Новое место Соборной мечети и ее концепция

Новое место Соборной мечети и ее концепция

Наконец-то определились с местом строительства Соборной мечети — ее разместят в Адмиралтейской слободе. Сначала здание хотели разместить на месте парка аттракционов «Кырлай», заложили первый камень, но против высказалось сообщество градостроителей и архитекторов. Они указали, что масштабный объект будет конфликтовать с Кремлем и «Чашей», да и с дорогами возникнут проблемы… Обнародовали и саму концепцию мечети от архбюро «Цимайло Ляшенко и Партнеры». Оно, кстати, получило за проект диплом московского отделения Международной академии архитектуры. Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов заявил, что для столицы РТ это большой шаг на пути к городу с интересной современной архитектурой. Концепцию и выбор места обсуждали и с казанскими архитекторами, и с мусульманским духовенством. (Фото: «БИЗНЕС Online»)

200 тысяч за «квадрат» жилья и подорожавшая ипотека

200 тыс. за «квадрат» жилья и подорожавшая ипотека

Шок для покупателей и радость для девелоперов: цена на жилье в Казани приблизилась к отметке в 200 тыс. рублей. В чем причина? Во-первых, работает бренд Казани. Во-вторых, спрос стимулируется льготной ипотекой. На пыле граждан не особо сказался даже рост ключевой ставки, которую за год поднимали 5 раз (сейчас она составляет 16%). Словом, пока действует льготная ипотека, ждать серьезного падения цен не стоит. А ее, скорее всего, опять продлят: вице-премьер Марат Хуснуллин, например, считает, что без господдержки строительство рухнет, а Минниханов поддержал идею сделать поддержку ипотечников бессрочной. (Фото: «БИЗНЕС Online»)

Метро в генплане Казани: и в Куюки, и на Новую Портовую

Метро в генплане Казани: и в Куюки, и на «Новую Портовую»

Казанский генплан – 2040 утвердили еще в 2020 году, после 6 лет разработки, но жизнь вносит коррективы. В 2023-м его вновь доработали. В глаза бросается новая схема метро — теперь подземка одной веткой тянется аж в Куюки, а второй — в сторону РКБ. Пересмотрена трассировка линии метро от Квартала — теперь она заканчивается на берегу Волги. Но, поскольку стройка идет только за счет республиканской казны, первый участок новых линий появится лишь в 2027 году. (Фото: «БИЗНЕС Online»)

В «Большой Зеленодольск» прокладывают новую дорогу

В «Большой Зеленодольск» прокладывают новую дорогу

Ранее упомянутый запрет на выдачу разрешений на строительство в «адовом кольце» применили с пользой: между Казанью и Зеленодольским районом начали строить новую дорогу. Она станет первой, которую сделают с нуля для «Большого Зеленодольска» — проекта, который предполагает строительство жилых массивов вдоль трассы Казань – Зеленодольск. Дорога стартует от тупика на улице Садовой, проходит над М7, огибает Новую Туру и выходит к трассе Зеленодольск – Казань. На всё про всё — 5,4 млрд рублей. Закончить трассу намерены в 2025 году. (Фото: «БИЗНЕС Online»)

«Мусорный» коллапс и перезагрузка ПЖКХ

«Мусорный» коллапс и перезагрузка ПЖКХ

2023-й стал годом «мусорного» коллапса — мусором оказались завалены даже контейнерные площадки у кабмина РТ. Во все инстанции посыпался поток жалоб. УФАС по РТ создало «мусорный» штаб, где разбирало скандалы местных властей, бизнеса и населения с УК «ПЖКХ». В итоге владелец регоператора, «РТ-Инвест», решил поменять руководство: варяг Дмитрий Петров вернулся в Москву, а новым гендиректором стал хорошо знакомый татарстанским властям депутат Казгордумы Евгений Чекашов. Однако проблема с отходами не решена: да, достроили новую карту полигона «Восточный», но поток мусора захлестнет ее через три года. Так что надежды на мусоросжигательный завод по-прежнему в силе. Рядом должно появиться производство по сортировке, а также переработке полезных фракций отходов — республика заявила о концессии на 15 млрд рублей с Российским экологическим оператором. (Фото: «БИЗНЕС Online»)

Минниханов предложил искать деньги на садики и школы в карманах банкиров

Минниханов предложил искать деньги на садики и школы в карманах банкиров

В 2023 году Татарстан построил 11 школ — в Арском, Алексеевском, Высокогорском, Тукаевском, Мамадышском районах, Казани и Набережных Челнах. Но не станут ли они финальным аккордом возведения образовательных учреждений? Пока верстаются профильные планы на 2024 год, республиканские власти готовятся к сокращению данных расходов. Причина — сворачивание федеральных программ, а строить самим — цены кусаются: одна школа на 1,2 тыс. учеников стоит 2,4 млрд рублей. Уже решено экономить на квадратуре спортивных и актовых залов, инженерном и технологическом оборудовании. Параллельно Минниханов предложил поискать деньги в карманах банкиров. В конце концов застройщики платят немалые проценты и комиссии только за то, что банк гарантирует достройку через эскроу. По словам главы республики, если проекты домов обходятся в 50 млрд, то банки получают 5,5 млрд — на две школы хватит точно! Т. е. пусть девелоперы платят не банкам, а на те же деньги строят школы под контролем региональных властей. А гарантом для дольщиков от банкротства застройщика может выступить сам регион. Примут ли такой порядок, пока неясно, но только одной Казани требуется три десятка школ.