КРАСНОЯРСК «ПОДСЕЛ» НА ЗЕЛЕНОДОЛЬСК

В начале июня приобретение в Зеленодольске теплоходов проекта А45-90.2 стало темой общественных слушаний (!) в министерстве транспорта Красноярского края. Глава ведомства Сергей Еремин был конкретен: «Через три-пять лет мы потеряем имеющиеся сегодня суда из-за давности их постройки. И тогда остро возникнет проблема перевозки пассажиров, от этого мы никуда не уйдем», - процитировала чиновника газета «Речник Енисея».

Три теплохода А45-90.2 (автор проекта – петербургское ООО «Агат Дизайн Бюро») планируют поставить на линию «Красноярск – Дудинка» (2 тыс. км), где сегодня ходят построенные в 1953 - 1958 годах (то есть ресурс превышен на 14 - 19 лет) суда «Чкалов», «Матросов» и «Лермонтов». За навигацию (четыре месяца) они перевозят 12 тыс. пассажиров. Головной А45-90.2 завод им. Горького готов сдать в 2014 году. Заявленная стоимость одного теплохода - 541 млн. рублей (для сравнения: спущенный недавно на воду А145 – 270 млн.). А45-90.2 – двухпалубный катамаран, материал корпуса – алюминий. Ширина теплохода – 11, 6 м, длина – 55 м, осадка – 1,74 метра. Скорость – 40 км/час. Пассажировместимость – 108 человек, экипаж – 22 человека, багаж – 7 тонн.

Суда предназначаются для красноярского ОАО «ПассажирРечТранс» (единственный на Енисее пассажирский перевозчик; 100% акций принадлежит государственному предприятию Красноярского края - «Центр транспортной логистики»), которое уже эксплуатирует четыре новых теплохода (проект А45-1) постройки завода им. Горького: с 2009 года - «Енисейск» и «Красноярск», с 2010-го - «Михаил Годенко» и «Иван Назаров». Для сравнения приведем характеристики проекта А45-1. Судно проекта А45-1 - глиссирующего типа. Длина - 32 м, ширина – 6 м, осадка в водоизмещающем режиме - 0,76 м, в глиссирующем - 0,6 метра. Экипаж - 5 человек. Скорость – 70 км/ч. Пассажировместимость - 100 человек. Дальность плавания – 650 километров. Стоимость – 150 млн. рублей.

Можно заметить, что связка «Агат Дизайн Бюро» - зеленодольский завод им. Горького становится все прочнее. Напомним, что в 2006 году для ОАО «Ленское объединенное речное пароходство» был сдан предшественник А45-1 – теплоход проекта А45. В конце мая на воду был спущен второй теплоход проекта А145. На сайте завода среди перспективных проектов значатся А45-4 (переговоры о его строительстве ведутся с Туркменистаном) и А151-1…

Таким образом, если дело с А45-90.2 пойдет нормально, речь идет о беспрецедентном (и по количеству судов, и по деньгам, и по срокам, и по постоянству) сотрудничестве речного пассажирского перевозчика с судостроительным заводом – столько пассажирских теплоходов такого класса в новейшей истории России не строил никто.

2.jpg
Автор проекта теплохода А45-90.2– петербургское ООО «Агат Дизайн Бюро»

ПОСТОЯННЫЙ КЛИЕНТ НАДЕЕТСЯ НА СКИДКИ

Газета «БИЗНЕС Online» попросила заинтересованные стороны прокомментировать движения по А45-90.2.

Ренат Мистахов – генеральный директор ОАО «Зеленодольский завод им. Горького»:

- Завод ведет обсуждение проекта А45-90.2 уже второй год. В 2011-м мы презентовали его на экономическом форуме в Санкт-Петербурге, в 2012-м – на экономическом форуме в Красноярске. Пришли к тому, что в этом году с учетом ранее взятых губернатором Красноярского края обязательств запускаем проектные работы - их будет вести «Агат Дизайн Бюро» на деньги завода. Думаю, в 2013 году будет принято решение о строительстве трех судов А45-90. Договоренности достаточно серьезные, переговоры были проведены на уровне президента Татарстана.

Андрей Сорокин – заместитель генерального директора ООО «Агат Дизайн Бюро»:

- «ПассажирРечТрансу» понадобился пароход на линию «Красноярск – Дудинка». У А45-1 – дальность маленькая, кают нет – не сажать же людей на несколько суток в кресла. А на судне нового проекта и ресторан есть. Рассматривались разные схемы - однокорпусник, катамаран. Остановились на последнем – больше площадей для жилых и общественных помещений. В России у А45-90.2 аналогов нет, но такие теплоходы - обычное дело для, к примеру, Австралии и Норвегии… Ничего общего с А45-1 нет – судно нового проекта длиннее, шире. В отличие от А45-1 это не глиссирующее судно, хотя тоже скоростное. А вот электроника такая же: российская, но на импортной элементной базе. А45-90.2 в зависимости от потребности может служить как туристическим, так и линейным пассажирским судном.

Сегодня мы находимся на стадии разработки технического проекта.

Леонид Федоров - генеральный директор ОАО «ПассажирРечТранс»:

- Да, мы договариваемся с зеленодольским заводом о строительстве теплоходов. В частности, этот вопрос обсуждался на днях на Санкт-Петербургском экономическом форуме нашим губернатором и генеральным директором «Ак Барс Холдинга» Иваном Егоровым (зеленодольский завод им. Горького входит в ОАО «Холдинговая компания «Ак Барс» - авт.).

Изначально мы рассматривали несколько вариантов. Первый - модернизация трех действующих на линии «Красноярск – Дудинка» теплоходов. Она обойдется в миллиард рублей и займет шесть лет. Не подходит. К тому же после катастрофы «Булгарии» идет ужесточение требований к пассажирским судам. Второй вариант – строить новые вместительные комфортабельные теплоходы. Но каждый из них обойдется в 1,2 - 1,5 миллиардов рублей. Так что нашли третий, как видится, оптимальный вариант: количество пассажиров уменьшить, но выиграть за счет скорости, оборота. Предполагаем, что тремя теплоходами закроем весь пассажиропоток… Перевозки на этом направлении дотируются из бюджета края, можно так сказать: нам не дают увеличить тариф до себестоимости, а разницу между доходами и расходами край субсидирует. Средняя цена билета на маршруте «Красноярск – Дудинка» – 12 тысяч рублей. Перевозки там, где ходят А45-1, тоже дотируются, там у нас самая загруженная линия «Енисейск – Бор»: расстояние – 479 километров, в навигацию перевозим около 18 тысяч человек, стоимость билета - 2 тысячи 300 рублей.

Почему выбрали завод имени Горького и «Агат Дизайн Бюро»? Давно дружим с ними, четыре их теплохода сейчас у нас работают. Не все гладко – у А45-1 есть ряд минусов, которые выявились в процессе эксплуатации, проектант о них знает, завод тоже в курсе. Но мы настроены еще лет 30 на них поработать и решили продолжить партнерство, так и родился А45-90.2. Сейчас «Агат Дизайн Бюро» хочет оформить займ под поручительство зеленодольского завода и разработать технический проект… Да, конечно, думаю, за такое постоянство скидка нам полагается. Когда будем контракт с заводом обсуждать, об этом поговорим в первую очередь.

Что касается ценовых вопросов. Сейчас рассматриваем вариант лизинга. Лизингодатель пока не определен - предложения разослали всем (отметим, что при строительстве А145 лизингодателем выступила лизинговая компания «АК БАРС» Банка - ОАО «Финансовая экономическая группа» - авт.). Красноярский край надеется, что с приобретением теплоходов поможет федеральный центр – 50 на 50, как по дорогам и мостам… Если все будет нормально, контракт заключим в первом квартале 2013 года.