Примерно каждый 6-й россиянин находится в процессе или посмотрел сериал «Слово пацана. Кровь на асфальте». К такому выводу пришел всероссийский центр изучения общественного мнения Фото: афиша сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте» / Пресс-служба START и Wink

Сериал посмотрел каждый 6-й россиянин

К объяснению феномена сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте» подключилась и отечественная социология. Примерно каждый 6-й россиянин находится в процессе или посмотрел сериал «Слово пацана. Кровь на асфальте». К такому выводу пришел всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), который сегодня опубликовал результаты собственного исследования, посвященного нашумевшему проекту Жоры Крыжовникова, последняя серия которого вышла неделю назад.

Стоит отметить, что ВЦИОМ хоть и не часто, но проводит опросы по итогам выхода популярных сериалов. Например, в 2019 году похожее исследование приурочили к финальному сезону сериала «Игра престолов», а в 2021-м — к «Игре в кальмара». Так, историю Дейенерис Таргариен и Джона Сноу тогда смотрел каждый 10-й россиянин (12%), а 71% респондентов и вовсе заявили, что не смотрели и не планируют этого делать. О южнокорейском сериале на момент опроса слышали менее половины респондентов (47%), 43% — не смотрели и не собирались.

Фото: ВЦИОМ. Новости: «Слово пацана»: послесловие

Что касается истории Вовы Адидаса, Марата и Андрея Пальто, то о ней слышали 8 из 10 россиян (83%), а посмотрели или находились в процессе 18%. «Иными словами, о сериале больше говорят, чем смотрят», — указывается в исследовании.

Фото: ВЦИОМ. Новости: «Слово пацана»: послесловие

Какие данные еще приводит ВЦИОМ о «Слове пацана»:

  • Впервые услышали название сериала в ходе опроса 17% респондентов, большинство из них — представители старшего поколения и активные телезрители.
  • Наибольший интерес к сериалу демонстрирует молодежь до 25 лет. Среди них 97% (!) знают о сериале и 40% смотрели. Повышенный интерес сохраняется и в группе 25–44 лет (смотрели — 27–28%, знают — 90%). После 45 лет доля смотревших «Слово пацана» снижается до 13% в группе 45–59 лет и до 3% в группе старше 60 лет. Вероятно, это связано с тем, что сериал не был показан по традиционному телевидению, НТВ планирует эфир весной 2024-го.
  • Популярность сериала выше среди активных пользователей интернета — 93% знают о нем, 25% смотрели или смотрят сейчас. Среди тех, кто предпочитает телевидение, сериал смотрели всего 2%, а знают о нем чуть больше половины респондентов.
  • Среди столичных жителей и жителей городов-миллионников уровень известности сериала составил 90%, 77% на селе. Лично смотрели его 22–28% против 11% на селе.

8 из 10 (82%) респондентов, которые посмотрели сериал, выступили против его запрета Фото: кадр со съемок сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте» / Пресс-служба START и Wink

13% россиян считают, что «Слово пацана» надо запретить

Узнал ВЦИОМ и мнение россиян по поводу запрета сериала, к которому еще даже до начала его выхода призывали ряд общественных деятелей. Так, 8 из 10 (82%) респондентов, которые посмотрели сериал, выступили против его запрета. 13% считают, что он может пагубно влиять на молодежь и лучше его запретить. Также 71% опрошенных отмечают, что сериал достоверно отражает события тех лет. Чаще так говорят те зрители, кто взрослел или был молодым в конце 80-х годов. А вот зрители до 25 лет в 24% случаев не верят, что такие события могли происходить на самом деле.

Фото: ВЦИОМ. Новости: «Слово пацана»: послесловие

Те, кто не смотрел, но слышал о сериале, в 46% случаев выступают против его запрета. «Феномен сериала „Слово пацана. Кровь на асфальте“ не уникален, история отечественного кинематографа насчитывает не менее десятка фильмов в жанре криминал („Бригада“, „Брат“, „Бандитский Петербург“ и прочие), которые в свое время вызывали волну критики и возмущений. Но сегодня мы считаем их культовыми», — резюмируют авторы исследования.

Фото: ВЦИОМ. Новости: «Слово пацана»: послесловие

«В последнее время мы все чаще фиксируем запрос к возвращению воспитательной политики и осмыслению обществом тех культурных кодов, традиций, которые мы хотели бы передавать нашим детям. Кто те герои, на кого должно ориентироваться современное поколение молодых людей? А главный запрос молодого и более старших поколений к ЛОМам и культурным произведениям — на честность», — рассуждает гендиректор фонда ВЦИОМ Константин Абрамов. Его комментарий также прилагается к исследованию.

Фото: ВЦИОМ. Новости: «Слово пацана»: послесловие

По словам Абрамова, сериал воспринимается как реальное отражение действительности. Также он рекомендовал его к просмотру с подрастающим поколением, «которое родилось в благополучные 2000-е и часто критически воспринимает информацию от старших поколений о тотальном безверии и беспределе эпохи второй половины 80-х и начала 90-х годов».

А его коллега, директор «ВЦИОМ-Консалтинга» Алексей Верижников напоминает, что история «казанского феномена» отнюдь не уникальна. «Казанская история 1980-х — вариант гипертрофированный. В „лайтовом“ варианте такое происходило по всей стране, — говорит Верижников. — Например, в Москве в 1970-е „зюзинские“ дрались с „чертановскими“ за невидимую межу, проходившую через Битцевский лесопарк. С каждой стороны собирались „на стрелке“ в лесопарке человек по 100. Иногда это было „стоянием на Угре“, когда стороны ограничивались выкрикиванием оскорблений и киданием друг в друга камней и комьев сухой глины. После чего довольные собой расходились, сочинив каждый свою версию победы. А иногда был вполне себе реальный массовый кулачный бой — стенка на стенку, деревня на деревню, „деревня Зюзино vs деревня Чертаново“».

Константин Абрамов: «Кто те герои, на кого должно ориентироваться современное поколение молодых людей? А главный запрос молодого и более старших поколений к ЛОМам и культурным произведениям — на честность»Фото: © Александр Натрускин, РИА «Новости»

«Мне кажется, произошел всплеск энергии, люди где-то очистились»

Верят ли наши эксперты, что 2 из 5 россиян в возрасте до 25 лет уже посмотрели «Слово пацана», а 8 из 10 наших соотечественников знают о его существовании?

«Я думаю, здесь секрет очень прост. Если даже убрать цифры и говорить о психологии происходящего, то несколько поколений людей, начиная с 1980-х и до 2010 года, которые основную часть своей жизни проводили в школе (9–11 лет), так или иначе проходят сквозь призму понятия „улица“, — говорит режиссер и продюсер Ильшат Рахимбай. — Мне кажется, у людей было огромное напряжение по этому поводу — кто-то выговаривал, кто-то недоговаривал, но боялись все. Я разговаривал с друзьями, и они постоянно жили в страхе, что где-то есть гопники, улица со своими законами, и это продолжалось долгое время и создало какой-то избыточный энергетический потенциал, о котором мало кто говорил в таком качестве».

Автор «Слова пацана»: «Рекламным агентом сериала была Ирина Волынец!»

Рахимбай считает, что сериал Крыжовникова — это своего рода сеанс массовой психотерапии. «Люди просто разрешили себе об этом подумать, какие-то травмы вынести, кого-то пожалеть, пережить катарсис, — продолжает собеседник газеты. — Потому что произведения создаются ради катарсиса, ради ощущения сопричастности героям. Мне кажется, произошел всплеск энергии, люди где-то очистились, где-то признались, что это было, что это было страшно, и заново это пережили. Цифры с этой точки зрения могут быть вполне настоящие».

«В такие цифры я верю. Недавно приехала из Узбекистана и услышала, что все страны СНГ смотрят этот сериал, — говорит директор „Татаркино“ Миляуша Айтуганова. — Я объясняю это тем, что есть общая история у всех стран в СССР, это был не только „казанский феномен“. Это было повсеместно, а не только в Татарстане. Соответственно, людей, которые были связаны с этим, тоже очень много. Кроме того, хорошо передается атмосфера того времени. Надо отдать должное режиссеру и постановщикам. Как человек, который работает в сфере кино, я вижу, что это сделано очень достойно с профессиональной точки зрения. Но я считаю, что, как бы мы ни хотели вернуться в прошлое, как это делают страны СНГ, сейчас неуместна героизация, которая присутствует в сериале. Однако многие люди смотрят без привязки к этому, они смотрят историю. С точки зрения кино все сделано очень правильно. Жоре Крыжовникову стоит отдать должное. Но я считаю, нужно заглядывать глубже».