Свой творческий вечер автор книги о «казанском феномене» организовал в день официального выхода последней, восьмой серии скандально-популярного сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте» Свой творческий вечер автор книги о «казанском феномене» организовал в день официального выхода последней, 8-й серии скандально популярного сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте» Фото: Андрей Титов

Кто пришел на встречу: психологи, «пацаны» и подписчики «Казанского феномена»

«Я боялась за его жизнь. Вначале не хотелось, чтобы он этой историей занимался», — говорила Ася, мама Роберта Гараева, за час до начала его творческой встречи. Женщина не выпускала телефон из рук и с нескрываемым волнением ждала сына. Она пришла на встречу в строгом костюме и ярких часах, ремешком и циферблатом напоминающих культовые Rolex Daytona.

Свой творческий вечер автор книги о «казанском феномене» организовал в день официального выхода последней, 8-й серии скандально популярного сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте». Собственно говоря, встреча должна была начаться совместным просмотром серии, а продолжиться — дискуссией со зрителями в формате «вопрос – ответ».

За те два месяца, в которые выходил сериал, Гараев из местечкового автора превратился в настоящую знаменитость. В течение нескольких месяцев он работал консультантом съемочной группы Жоры Крыжовникова, общался и фотографировался с актерами.

«Я боялась за его жизнь. Вначале не хотелось, чтобы он этой историей занимался», — говорила Ася, мама Роберта ГараеваФото: Андрей Титов

Выступление Гараева прошло в «Адмиральском зале» отеля «Ривьера» вместимостью до 200 человек. Вход на мероприятие был платным — 1,2 тыс. рублей за билет.

Первые зрители начали подтягиваться к залу примерно за час до начала. Среди них мы встретили Даниила Короткова — адвоката, а в прошлом сценариста нескольких серий культового сериала «Улицы разбитых фонарей»: «Я активный комментатор группы „Казанский феномен“. Я был наблюдателем подобных [криминальных] процессов, к счастью, меня это никак не коснулось, ума хватило быть в стороне».

Татуированный лысый мужчина, одетый в олимпийку и «восьмиклинку» (модная в 80-е и 90-е мужская кепка), представившийся Дмитрием, пришел высказать несколько претензий: «Есть фильмы хорошие: „Меня зовут Арлекино“, „Маленькая Вера“ — это из моего детства, вот там правда. В „Маленькой Вере“ вообще были сняты ребята, которые реально в уличных группировках участвовали. А здесь кастинг… Неправдоподобно все. Тогда пацаны другие были, лица другие. Нужно было брать ребят из детдомов, с „малолеток“».

Еще одна претензия от Дмитрия: в сериале неверно была показана повседневная одежда пацанов. «Там пацаны в телогрейках. Вот — „широчи“ (показывает на ноги прим. ред.), вот в чем ходили», — показывал он. К слову, на вопрос, специально ли Дмитрий так оделся на встречу, он ответил, что ходит в такой одежде всегда.

«Того же Кощея избивают на улице — это неправда. Старших никто никогда не тронул бы, это бред. Если бы и тронули, то сами старшие между собой бы разбирались. Старшим в глаза боялись посмотреть. Это неправда, зачем ее показывать? Одно дело, если бы они просто сняли какой-то абстрактный город, но вы же Казань показываете, должно быть то, как по-настоящему было», — добавил Дмитрий.

Пришедшего на встречу Сергея также коснулись события тех времен, правда, каким образом, он объяснять корреспонденту не стал. «В сериале все изображено абсолютно правдиво, я даже писал рецензию, что это абсолютно „трушно“», — подчеркивал СергейФото: Андрей Титов

Зато психолог Анастасия, тоже приехавшая на встречу, рассказала, что сериал и книга ее сильно захватили, потому что эти события, в частности, коснулись ее семьи: «Моего отца затронуло, дядю. Они входили в группировку либо „Аделька“, либо „Комбинат“…Потому что они жили где-то там. Все это продолжалось достаточно долго и не так хорошо закончилось. Все живы-здоровы, но в семье потом были проблемы, в том числе финансовые».

Пришедшего на встречу Сергея также коснулись события тех времен, правда, каким образом, он объяснять корреспонденту не стал. «В сериале все изображено абсолютно правдиво, я даже писал рецензию, что это абсолютно „трушно“», — подчеркивал Сергей. Удивительно, но он тоже психолог.

После совместного просмотра восьмой серии Гараев занял свое место перед собравшимися, которых по оценке корреспондента к времени начала Public talk-а было почти сто человек После совместного просмотра 8-й серии Гараев занял свое место перед собравшимися, которых, по оценке корреспондента, ко времени начала public talk было почти 100 человек Фото: Андрей Титов

Об Ирине Волынец и сходстве с Хогвартсом

После совместного просмотра 8-й серии Гараев занял свое место перед собравшимися, которых, по оценке корреспондента, ко времени начала public talk было почти 100 человек.

«Скажите, какая вам версия понравилась больше? Первая (слитаяприм. ред.) или вторая?» — обратился он к людям и начал размышлять вслух. «В первой версии [Вову Адидаса] убивал какой-то цыган, который появился пару раз на экране, а тут убивает Ильдар. Тут как бы столкновение главных, взрослых мужчин, оставшихся…» — рассуждал он.

«Скажите, какая вам версия понравилась больше? Первая (слитая — прим. ред.) или вторая?» — обратился Гараев к людям и начал размышлять вслухФото: Андрей Титов

Но не все поклонники его творчества согласились с автором. Например, мужчина, которому на вид было лет 50, заявил, что слитый вариант был гораздо правдоподобнее: «Там бандит убивает бандита. А в этой версии милиционер убивает бандита. Как мне кажется, первый вариант лучше отражает то, что происходило в нашем городе».

Буквально первый вопрос, который прозвучал в адрес писателя из зрительского зала, был посвящен тому, была ли кампания «отмены» сериала из-за обвинений в романтизации образа бандита неким маркетинговым ходом съемочной группы и продюсеров? «Да, Ирина Волынец была рекламным агентом „Слова пацана“. Ей тайно платили, и она поэтому рекламировала его задолго», — иронизировал в ответ Гараев.

«Да, Ирина Волынец была рекламным агентом „Слова пацана“. Ей тайно платили, и она поэтому рекламировала его задолго», — иронизировал Гараев «Да, Ирина Волынец была рекламным агентом «Слова пацана». Ей тайно платили, и она поэтому рекламировала его задолго», — иронизировал Гараев Фото: «БИЗНЕС Online»

Но если серьезно, то, по его словам, «отмена» — это действительно хороший маркетинговый ход: «Ведь это первоначальный интерес, нерв, который задает отношение публики. Это эффект Барбры Стрейзанд, когда она пыталась запретить что-то там, прикрыть какую-то информацию, но, наоборот, привлекла к этому внимание», — подчеркивал Гараев.

А еще рассказал, в чем принципиальная разница между его творением и сериалом Крыжовникова: книга рассказывала о криминальной субкультуре, а фильм превратил этот мир в условный мир Гарри Поттера и Хогвартса: «Язык, не похожий на что-то, фольклор в виде музыки, определенная одежда и, самое главное, странные правила, правила чести».

Прототипы «Слова пацана» и их надгробия: что стало с лицами «казанского феномена» 40 лет спустя?

«Для многих подростков из московских школ, которые вообще не знают, что такое группировки, слово „ОПГ“ ни разу не слышали, это что-то типа Спайдермена», — добавил спикер.

«„Слово пацана“ Жоры Крыжовникова вызвало общественную дискуссию. Что-то сдетонировало в обществе. Значит, у общества был запрос. Какой-то такой глубокий разговор с самим собой и окружающими. Вот что я чувствую и думаю об этом фильме», — говорил писатель.

Немало времени на встрече уделили обсуждению книги, которая и принесла Гараеву известностьФото: Андрей Титов

На книге заработал 1 миллион

Немало времени на встрече уделили обсуждению книги, которая и принесла Гараеву известность. Слушатели вновь разделились, теперь уже на тех, кто смог прочитать книгу, и тех, кто не смог из-за травмирующих воспоминаний. Была и третья категория — тех, кто не может купить книгу, потому что ее нет в наличии.

«Я тоже не смогу купить, если сейчас захочу… В понедельник обещают запустить новый тираж. А после Нового года еще новая обложка будет. Я не навязываю ее в чтении ни в коем случае, она действительно страшнее даже этого фильма. Но человек так устроен, что ему нужен сувенир после того, как он посмотрел что-то», — рассуждал Гараев.

Продолжая тему продажи всего тиража книги, корреспондент «БИЗНЕС Online» задала логичный вопрос: сколько она принесла автору? На него Гараев ответил обтекаемо: «Пока, скажем так, роялти с продаж — копеечки. Я кое-какие права продавал, это будет более ощутимо. Суммы от предзаказа, которые я еще не получил, уже будут каким-то образом ощущаться. Пока копеечка к копеечке, честно говоря. Сейчас даются вот так интервью, а порой стрелял денег в „Инстаграме“* на сигареты».

Но чуть позже все-таки «раскололся»: за три года с момента публикации книги он заработал больше 1 млн рублей. Вероятно, мог заработать еще больше, только вот издательство оказалось не готово к наплыву интересующихся после выхода сериала. Отыграется ли после Нового года?

Спросили у Гараева и о том, что он испытал после того, как был отшит из группировки «Низы». «Страх. Ни одного нематерного слова у меня не вырвется, если я начну это вспоминать. Я желал смерти тому человеку, который все это затеял. Мое отшивание было по беспределу», — делился Гараев Спросили у Гараева и о том, что он испытал после того, как был «отшит» из группировки «Низы». «Страх. Ни одного нематерного слова у меня не вырвется, если я начну это вспоминать. Я желал смерти тому человеку, который все это затеял. Мое «отшивание» было по беспределу», — делился Гараев Фото: Андрей Титов

Как Гараева «отшивали» из ОПГ

Спросили у Гараева и о том, что он испытал после того, как был «отшит» из группировки «Низы». «Страх. Ни одного нематерного слова у меня не вырвется, если я начну это вспоминать. Я желал смерти тому человеку, который все это затеял. Мое „отшивание“ было по беспределу», — делился Гараев и дал понять, что эта тема для него остается до сих пор болезненной.

Асфальт, за который они лили кровь: ОПГ Казани 80-х на картах

Но не будь такого прошлого, не появилась бы и книга, а потом и режиссерский проект Крыжовникова. С ним, по словам Роберта, он познакомился в Москве, а потом даже попал с ним за один праздничный стол: «Был в караоке на его дне рождения. Там был [актер Александр] Петров, [Сергей] Бурунов, Монеточка** пела».

Внезапно разговор ушел в другое русло. С места встала девушка-психолог и рассказала о своей клиентке, которая прорабатывает психологические травмы со времен «казанского феномена». По словам психолога, ее клиентка тогда подвергалась психологическому насилию, потому что не отвечала взаимностью группировщику, — чем-то напомнила киношную Айгуль.

«Насилие никуда никогда не денется. Это часть нашего мира. Если мы говорим о насилии и говорим о кино, о страшном времени, о том, что насилия было много, вообще-то его и сейчас много. Просто оно перетекает в другие формы», — размышлял Гараев.

В общей сложности мероприятие длилось около двух часов, а закончилось раздачей автографов и фотосессией с писателем. Еще около 10 минут после встречи Гараев провел, общаясь с суровым Дмитрием, тем самым, у кого были претензии к авторскому взгляду на детали из сериала. Однако, чем закончился разговор, Дмитрий рассказывать отказался. В своих «широчах» и «восьмиклинке» мужчина отдалялся от «Ривьеры» куда-то вглубь Ново-Савиновского района.