Сегодня США объявили о запуске операции «Страж процветания» (Prosperity Guardian), чтобы обеспечить свободу судоходства в Красном море Сегодня США объявили о запуске операции «Страж процветания» (Prosperity Guardian), чтобы обеспечить свободу судоходства в Красном море Фото: Chris Kleponis — Pool via CNP/Keystone Press Agency/ www.globallookpress.com

США и союзники на защите «процветания»

На карте мира в ближайшее время может появиться еще одна горячая точка. Минувшей ночью США объявили о начале военной операции «Страж процветания» (Prosperity Guardian), чтобы обеспечить свободу судоходства в Красном море. Причина — нападения хуситов из Йемена на торговые суда. Еще в середине ноября они заявили о намерении атаковать любые израильские (или направляющиеся в Израиль) суда в море, пока операция в палестинском анклаве не будет прекращена. Свои действия они назвали ответом на «отвратительную израильско-американскую агрессию в секторе Газа».

Как заявил глава Пентагона Ллойд Остин, «недавняя эскалация безрассудных нападений хуситов, исходящих из Йемена, угрожает свободному движению торговли, ставит под угрозу невинных моряков и нарушает международное право». «Красное море — это важнейший водный путь, необходимый для свободы судоходства, а также крупный торговый коридор, облегчающий международную торговлю», — указал он.

Остин также призвал объединиться страны, «которые стремятся поддержать основополагающий принцип свободы судоходства». Уже известно, что в операции примут участие Великобритания, Бахрейн, Канада, Франция, Италия, Нидерланды, Норвегия, Сейшельские Острова и Испания. Они должны «совместно решать проблемы безопасности в южной части Красного моря и Аденского залива».

Из заявления Остина не совсем ясно, как именно страны планируют решать «проблемы безопасности». Днем ранее, выступая на брифинге в Тель-Авиве, он пообещал созвать виртуальное совещание коллег-министров, чтобы «обсудить способы защиты судов». «США консультируются с союзниками Персидского залива о потенциальных военных действиях против хуситов в ответ на их все более наглые атаки», — пишет Bloomberg. При этом на юге Красного моря на патрулировании уже находятся эсминцы ВМС США, британского Королевского флота и фрегат ВМС Франции. Кроме того, по данным Politico, в район Аденского залива прибыла авианосная ударная группа ВМС США. По словам источника, Пентагон предоставил возможность командованию группы нанести удары по йеменским хуситам.

Этой ночью власти США объявили о начале операции «Страж процветания» в Красном море, направленной против Йемена Этой ночью власти США объявили о начале операции «Страж процветания» в Красном море, направленной против Йемена Фото: Hani Al-Ansi/dpa/ www.globallookpress.com

Что важно понимать? С 2014-го в Йемене идет гражданская война. Тогда хуситы (относятся к мусульманам-шиитам) взяли под контроль столицу Сану, в следующем году объявили о захвате власти. При этом суннитские партии из Южного Йемена не признают власть хуситов.

Йемен находится на побережье Красного, Аравийского морей и Аденского залива. Через Баб-эль-Мандебский пролив, который соединяет Красное море и Аденский залив, проходит примерно 10% всей нефти, продаваемой морским путем. Кроме того, Красное море связано со средиземным Суэцким каналом — самый короткий судоходный маршрут между Европой и Азией.

Из-за нападений хуситов крупнейшие перевозчики стали отказываться от перевозки грузов в Красном море. Так, о приостановлении движения через Суэцкий канал объявили четыре из пяти крупнейших мировых контейнерных линий. На них, как пишет Alphaliner, приходится 54% всей контейнерной вместимости. Это французская CMA CGM, MSC, датская Maersk и Hapag-Lloyd. Также от перевозок по Красному морю отказались американская компания по производству удобрений Mosaic и нефтегазовый гигант BP. Всего с 14 ноября зарегистрированы нападения на 10 коммерческих судов. А накануне хуситы нанесли удары по танкеру Swan Atlantic и контейнеровозу Clara. При этом список «уязвимых» судов оказался значительно шире, чем просто израильские. Только одно судно, атакованное в декабре, имело связь с Израилем, и то крайне отдаленную (до 2021 года оно находилось в чартере у израильской ZIM), пишет «Коммерсантъ».

The Washington Post вспоминает ситуацию с контейнеровозом Ever Given, который в 2021 году застрял в Суэцком канале. Эксперты тогда оценили общий ущерб мировой экономики от недельной блокировки канала в $10 миллиардов.

Кремль во вторник отказался комментировать планы США и союзников. «Мы не принимаем участие в данной операции, это единственное, что я могу сказать», — сказал пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. Северный морской путь становится более эффективным, чем Суэцкий канал, экономика перемещения грузов по нему увеличивается «в разы», отметил накануне президент России Владимир Путин.

Из-за нападений хуситов крупнейшие перевозчики стали отказываться от перевозки грузов в Красном море Из-за нападений хуситов крупнейшие перевозчики стали отказываться от перевозки грузов в Красном море Фото: Fang Zhe/XinHua/ www.globallookpress.com

«Для Байдена — это не победоносная война, а еще одна проблема на долгие месяцы»

Операция в Красном море уж точно не добавит стабильности ближневосточному региону, который с октября живет в фактически военных условиях. Война Израиля против сектора Газа продолжается с 7 октября, а окончания конфликта не видно и близко. Сегодня совбез ООН планирует рассмотреть резолюцию арабских стран, которые просят облегчить поступление гуманитарной помощи в сектор Газа и снабжение анклава топливом. По последним официальным подсчетам, в Газе уже погибли 18,7 тыс. человек и ранены более 50 тысяч. В минувшие выходные израильская армия разрушила больницу на севере Газы, жертвами стали 8 пациентов. Сухопутная операция ЦАХАЛ продолжается.

Поможет ли новая операция американцев и их союзников прекратить нападения хуситов — большой вопрос. Деталей операции нет, и, как именно планируют действовать военные, еще предстоит узнать. Франция и Великобритания ранее уже использовали свое вооружение в Красном море, но атаки на суда не прекратились. К примеру, 10 декабря фрегат ВМС Франции Languedoc, патрулирующий Красное море, отразил атаку двух дронов, запущенных против него с подконтрольной хуситам территории на севере Йемена.

Для властей США это будет не «маленькая победоносная война», а «еще одна проблема на долгие месяцы», считает политолог Марат Баширов. «Штаты втягиваются в операцию против хуситов, которые атакуют суда в Красном море, и военные, и торговые. Атаки не столь вредоносные — их (хуситовприм. ред.) ракеты сбиваются американскими кораблями, а торговых судов обстреляно единицы, — сколько создают потенциальные риски и заставляют судовладельцев дороже страховать грузы или вообще не плыть через Суэцкий канал. <…> Выставят морские корабли как охранение около Йемена, к ним присоединятся корабли Британии, Франции и Германии. Разбомбят какие-то наземные объекты в Йемене. А вот насчет наземной операции — вопрос. Гоняться за племенами по пустыне — дело непростое», — пишет Баширов в своем телеграм-канале «Политджойстик».

«Тактика „тысячи порезов“ США (втягивание в военные конфликты в разных частях света) вынуждает их разрываться, и не везде можно найти прокси-воинов, как на Украине. Против хуситов придется воевать самим. И чем больше точек напряжения, тем меньше внимания киевскому режиму», — добавил политолог.

Начало операции в Красном море было вопросом времени, отмечает телеграм-канал «Медиатехнолог». «Просто сначала казалось, что все эти силы будут использованы против Ирана, который неминуемо вмешается в конфликт в секторе Газа. Но Иран на провокацию не пошел, а вот хуситы пошли. Заодно США помогут Саудовской Аравии завершить „законную и справедливую“ войну против Йемена, которую арабы безуспешно ведут уже почти 10 лет», — пишет автор.

«Попробовать побомбить хуситов с моря и/или воздуха, конечно, можно. Результат никак не гарантирован: опыт успешных действий против господствующего в воздухе противника у хуситов многолетний. И в любом, даже лучшем, случае угроза судоходству (помним, что средства разведки и целеуказания на море у хуситов иранские, то есть вполне адекватные) будет сохраняться не недели, а месяцы, — рассуждает телеграм-канал „Адекват Z“. — И серьезный риск для западных корабельных группировок в акватории. И не менее серьезный риск эскалации и по кругу целей, и по географии, до Ормузского пролива включительно. И абсолютная гарантия, что, чуть что пойдет не так, республиканцы опять-таки сожрут живьем».

Наземная интервенция в Йемен вряд ли возможна, потому что на развертывание группировки и перестройку логистики уйдут недели, если не месяцы, продолжает «Адекват Z». «А других решений у бывшего гегемона, пожалуй, уже и нет. Можно, конечно, позвонить Путину и попросить что-нибудь придумать, и мы придумаем, и работать это будет — с опытом беспристрастного развязывания самых тяжелых международных узлов у нас все хорошо со времен Косыгина. Но выпороть самих себя еще сильнее американцам было бы невозможно даже при желании», — добавляет канал.

«Попробовать побомбить хуситов с моря и/или воздуха, конечно, можно. Результат никак не гарантирован: опыт успешных действий против господствующего в воздухе противника у хуситов многолетний» «Попробовать побомбить хуситов с моря и/или воздуха, конечно, можно. Результат никак не гарантирован: опыт успешных действий против господствующего в воздухе противника у хуситов многолетний» Фото: IMAGO/ANTONIN VINCENT/ www.globallookpress.com

«Это можно считать еще и очередным актом ирано-американского противостояния»

По просьбе «БИЗНЕС Online» эксперты прокомментировали объявленную военную операцию против хуситов и порассуждали о возможных последствиях.

Евгений Сатановский — президент Института Ближнего Востока:

— Поможет ли военная операция прекратить атаки хуситов? Я не очень понимаю, как можно заранее предсказывать такого рода вещи. Почему Вашингтон решился на эту операцию? Да им деваться некуда. Прерывается сообщение пассажирское и торговое по одной из главных артерий мирового судоходства.

За этим (атаками на суда в Красном мореприм. ред.) стоит, безусловно, главный спонсор и покровитель хуситов — Иран. Самим им это совершенно не интересно. Так что это можно считать еще и очередным актом ирано-американского противостояния. Что касается деталей операции, то по этому вопросому звонить надо в комитет начальников штабов Соединенных Штатов Америки или министру обороны США господину Остину. Я такого рода предположений никогда не делаю. И никогда не слушаю людей, которые начинают с очень умными лицами на эту тему рассуждать. Если, разумеется, это не руководство российской внешней разведки или военной разведки, которое вряд ли будет давать подобные комментарии.


Дмитрий Дробницкий — политолог, американист:

— Проблем это прибавит, несомненно. Потому что в общем чисто морская операция вряд ли что-нибудь решит. Они будут бомбить, так получается? Если конфликт пройдет очень быстро и они заявят о том, что свобода судоходства восстановлена, тогда вроде все нормально. А если это будет конфликт, который продлится хотя бы 2–3 месяца, да еще с применением авиации, то это станет еще одним фактором раздражения. И потребует дополнительных денег в и так уже перегруженный билль о дополнительных расходах на нацбезопасность, который, напомню, с 106 миллиардов долларов подрос до 111. А сейчас он до чего дорастет? До 125 миллиардов? В конгрессе и так проблема с выделением денег администрации [президента США Джо] Байдена.

И, конечно, подключится Иран. Не напрямую. Иран сам воевать не будет, но хуситы — его прокси, и надо понимать, что что-то они попытаются сделать. А если хуситы вдруг подобьют один из кораблей Соединенных Штатов? Что тогда делать? Полностью выбомбить пусковые установки противокорабельных ракет? Значит, придется кораблями как-то сопровождать? В общем, ситуация неоднозначная.

Я думаю, люди, которые приносили Байдену на подпись эту бумагу [о начале военной операции], объясняли ему всю проблемность этой операции. С другой стороны, деваться тоже некуда. Потому что, как бы ни давили Соединенные Штаты на Израиль, он продолжает операцию в Газе, на Западном берегу реки Иордан. И это вызывает бешеное раздражение у всех. Соответственно, хуситы делают то, что они грозились сделать. А именно — существенным образом мешать судоходству через Баб-эль-Мандебский пролив и дальше через Суэцкий канал. А поскольку Соединенные Штаты пока еще гегемон, как они думают, то обеспечивать безопасность судоходства — их прямая задача.


Анатолий Несмиян (Эль-Мюрид) — политолог, блогер и востоковед:

— На самом деле это не конфликт. Это просто противопиратская операция, которую проводили также и против сомалийских пиратов. И достаточно успешно. Это вполне дежурная вещь. Ее назвать конфликтом пока точно нельзя. И вряд ли Иран играет в этом достаточно значимую роль. Хуситская «Ансар Алла» — достаточно независимая группировка, примерно как «Талибан»*. И Иран выступает там в роли союзника, но никак не в роли спонсора или хозяина этой группировки.

Йемен сейчас вообще довольно самодостаточный. Так что Иран в этом конфликте с США если и замешан, то очень опосредованно.