Этим летом минкульт РТ проводил очередной конкурс на госсубсидии, полагающиеся кинопроектам. Всего планировалось поддержать 9 фильмов различных жанров, на что было выделено 7 млн рублей, а самая «жирная» сумма на полнометражный игровой фильм составляла 2 миллиона Этим летом минкульт РТ проводил очередной конкурс на госсубсидии, полагающиеся кинопроектам. Всего планировалось поддержать 9 фильмов различных жанров, на что было выделено 7 млн рублей, а самая жирная сумма на полнометражный игровой фильм составляла 2 миллиона Фото: «БИЗНЕС Online»

«Важнейшим из искусств для нас является…»

«Важнейшим из искусств для нас является кино и цирк», — именно так, как известно, полностью звучит хрестоматийная фраза экс-студента Казанского университета Владимира Ленина. При этом если обычно принято забывать в этой цитате про «цирк», то в Татарстане все последние годы было скорее принято игнорировать «кино». С цирком как раз все более или менее: несколько лет назад казанскую «летающую тарелку» капитально отремонтировали за 1 млрд рублей.

А вот о большом кинематографе в Татарстане словно бы забыли. Отдельные режиссеры, успевшие поймать где-нибудь в коридоре первое лицо республики, умудрялись выбивать средства на свои проекты, но подобной системной работы в республике не ведется. Этим летом минкульт РТ проводил очередной конкурс на госсубсидии, полагающиеся кинопроектам. Всего планировалось поддержать 9 фильмов различных жанров, на что было выделено 7 млн рублей, а самая жирная сумма на полнометражный игровой фильм составляла 2 миллиона. Конечно, серьезное кино на такие деньги снять невозможно.

«Казань дю Синема»: возьмутся ли Сафаров и Ахметов за татарстанское кино?

Глава союза кинематографистов РТ Ильдар Ягафаров давно носится с идеей республиканского фонда кино, где бы могли аккумулироваться серьезные средства, но власти смотрят на это предложение довольно равнодушно, при этом особо не скрывая скептического отношения к татарстанским режиссерам.

Но последние события показывают, что татарстанское кино все же живет, благодаря или вопреки. Героями 2023 года стали молодые режиссеры Ильшат Рахимбай и Байбулат Батуллин, чьи фильмы «Микулай» и «Бери да помни» прошли в российском прокате, да, не собрав большой кассы, но все же оказавшись заметным событием на общефедеральном фоне.

А если сюда добавить также присутствовавшие в прокате казахстано-татарстанский «Тарлан», продюсерский проект Миляуши Айтугановой, и документально-художественную трилогию «Заступница», «Осанна», «Святитель» Александра Барыкина, то ситуация не выглядит такой уж удручающей. Кстати, недавно по итогам питчинга в Москве финансовую поддержку министерства культуры России получила уже снимающаяся картина «Гора влюбленных» Салавата Юзеева.

«Я не осуждаю Марата: у него фактически не было выбора. К чушпанам в эпоху перестройки было особое отношение — с ними не здоровались за руку, их грабили, избивали, считали пустым местом», — говорил Минекаев в интервью «БИЗНЕС Online» «Я не осуждаю Марата — у него фактически не было выбора. К чушпанам в эпоху перестройки было особое отношение — с ними не здоровались за руку, их грабили, избивали, считали пустым местом», — говорил Минекаев в интервью «БИЗНЕС Online» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Я за 10 минут выучил текст, прочитал и услышал в ответ: «А давай попробуем Марата!»

Силу же «важнейшего из искусств» показывает тот общественный резонанс, который получил сериал «Слово пацана. Кровь на асфальте», ставший колоссальным событием даже до окончания официального показа на онлайн-сервисах. Учитывая, что 8-серийная картина имела непосредственное отношение к столице РТ, логично, что человека года в культуре Татарстана в 2023-м нужно было искать именно там.

Но шоураннер Жора Крыжовников все же не имеет отношения к республике, а съемки в итоге проходили в Ярославле, да и неумение найти общий язык с властями Татарстана тоже можно отнести к провалам авторов проекта.

«Вымарали из титров сериала»: как мир «шазамит» татарское техно от дуэта «Аигел»

Еще один очевидный герой «Слова пацана» — музыкальный электронный дуэт «Аигел». Голос коллектива Айгель Гайсина уже была нашим человеком года в культуре 2017 года. И феноменальный взлет трека «Пыяла» из саундтрека к фильму Крыжовникова, когда по всему миру слушают песню на татарском языке, по-своему уникален. Но все же Гайсиной нет в нашем списке: как известно, она уехала из России после начала СВО, а недавно наговорила много чего в интервью популярному блогеру-релоканту — например, о перспективах «независимости Татарстана», что может помешать работать здесь тем, кто продолжает, несмотря на проблемы, продвигать национальную культуру на родине.

Рузиль Минекаев учился в татарской группе, был ведущим на «Шаян-ТВ», принимал участие в проектах лагеря для одареннных детей «Сәләт» Рузиль Минекаев учился в татарской группе, был ведущим на «Шаян ТВ», принимал участие в проектах лагеря для одаренных детей «Сәләт» Фото: «БИЗНЕС Online»

Но все же у нашего человека года в культуре будет татарское лицо из «Слова пацана». Речь об актере Рузиле Минекаеве, сыгравшем в сериале одну из главных ролей — «пацана» Марата. 24-летний уроженец Нурлата оказался удивительно органичным в этой роли, те, кто застал в Казани 1980-е – начало 1990-х, видели таких «пацанчиков» в своих дворах. Даже удивительно, как правдоподобно существует в кадре Минекаев, родившийся всего лишь за год до миллениума.

«Я не осуждаю Марата — у него фактически не было выбора. К чушпанам в эпоху перестройки было особое отношение — с ними не здоровались за руку, их грабили, избивали, считали пустым местом. Думаю, Марат вступил в группировку, чтобы элементарно выжить в социуме. Поддержки от родителей, занятых работой, у него не было. Да и в целом идеология группировок тогда цепляла молодежь», — говорил Минекаев в интервью «БИЗНЕС Online», которое мы взяли до выхода фильма, понимая, что «Слово пацана» может сделать артиста знаменитым.

«Каждого героя сериала ждет свое возмездие»: актер из Нурлата о том, как сыграл в «Слове пацана»

Рассказывал выпускник Казанского театрального училища и ГИТИСа также о том, как получил роль Марата. «Я пришел в августе прошлого года на „Амедиа Продакшн“ пробоваться на роль Вовы, брата Марата (он подходил мне по возрасту), — вспоминал Минекаев. — Но кастинг-директор взглянула на меня, сказала, что я вообще не похож на Вову, и предложила попробоваться на роль Андрея. Я за 10 минут выучил текст, прочитал и услышал в ответ: „А давай попробуем Марата!“ Еще через 10 минут я перевоплотился в Марата, и всем понравилось. Запись моей пробы отправили Крыжовникову, а чуть позже пригласили познакомиться с Андреем Николаевичем (Жора Крыжовников — это сценический псевдоним Андрея Николаевича Першинаприм. ред.). Мы пообщались, попробовали несколько сцен, и после этого я полгода ходил на ансамблевые пробы. Потом меня утвердили».

При всей свалившейся на него славе Минекаев все еще молодой и начинающий актер, «Слово пацана» — это первый его большой кинопроект, а в столичном театре на Трубной он в основном играет роли второго плана. При этом артист не чужд татарской культуре, в КТУ он учился в татарской группе, был ведущим на «Шаян ТВ», принимал участие в проектах лагеря для одаренных детей «Сәләт». Чем не герой для большого татарского фильма?


«Это первый случай на татарском актерском отделении нашего училища»

Самому Минекаеву не разрешено общаться с прессой до выхода последней серии «Слова пацана». Но мы поговорили о молодом артисте с мастером его курса в Казанском театральном училище, заслуженным артистом РФ, народным артистом РТ, одной из живых легенд театра им. Камала Ильдаром Хайруллиным.

— Ильдар Зиннурович, помните, каким был Рузиль Минекаев в годы обучения в Казанском театральном училище?

— Он приехал из Нурлата маленьким мальчиком, в училище его привела сестра. Глядя на подростков 15–16 лет, никогда не знаешь, кто кем будет. Рузиль полностью отвечал нашим требованиям: был симпатичным, старательным, скромным и даже стеснительным мальчиком. Я старался воспитать в нем интеллигентность, как и в остальных своих студентах. Рузиль был очень обаятельным — ему симпатизировали педагоги, а девочки в него влюблялись. Это сильный, трудолюбивый и требовательный к себе актер.

Еще в училище Минекаев говорил, что уедет учиться в Москву, и, как только поступил в ГИТИС, сразу получил главную роль в спектакле театра «Школа современной пьесы» (ныне Театр на Трубной прим. ред.) с участием Татьяны Васильевой. Также во время учебы Рузиль работал в чайном магазине, чтобы обеспечить себя в Москве. Он не ленился, сразу пошел по правильному пути. То, что он сейчас добился успехов, о многом говорит.

— Удивляют ли вас успехи Минекаева?

— Узнать, что Рузиль будет играть в театре вместе с Васильевой, было неожиданно, но очень приятно, я так вдохновился! А о «Слове пацана» он писал мне еще во время подготовки к съемкам. Рузиль с такой любовью рассказывал, как их водили в тренажерный зал, учили драться в кадре. Он горел идеей, как и всегда в актерской работе. Я всегда знал, что Минекаев — хороший мальчик, а то, что его карьера так успешно развивается, очень радует.

Это первый случай на татарском актерском отделении нашего училища. Из выпускников русского курса в столице больших успехов добилась Чулпан Хаматова, а Рузиль первый, кто закончил татарское отделение училища и в Москве так здорово рванул.

— Как думаете, тяжелым для него будет испытание славой?

— В работе Минекаев уже себя показал, но испытание славой — опасная вещь, на ней погорели многие актеры. В это время важно быть скромным и слишком не высовываться. У Рузиля сейчас начинается срок испытаний. Дай бог, чтобы он его пережил, не зазвездился и остался таким же стеснительным человеком.

— Не можем вас не спросить о впечатлениях от «Слова пацана». Как вам нашумевший сериал?

— Сериал мощнейший — эмоциональный, трогательный и очень нужный. Кто-то говорит, что его не стоит показывать, но ведь гопники конца 80-х воспитывались на пионерских песнях (это я, кстати, прочитал в «БИЗНЕС Online»). Я считаю, «Слово пацана» надо показывать, чтобы знать о том, что было, и для того, чтобы этого не повторилось. Очень талантливая работа режиссера и потрясающая игра актеров. Я в восторге от фильма.

Топ-12 деятелей культуры Татарстана в 2023 году по версии «БИЗНЕС Online»

Байбулат Батуллин

Байбулат Батуллин

режиссер

30-летний Байбулат Батуллин, который давно работает в Москве и набил режиссерскую руку на известных сериальных проектах вроде «Большой игры» и «Чумы», в этом году добился уникального результата. Московские продюсеры поверили в его дебютный полный метр, комедию «Бери да помни», полную татарского колорита. Даже министр культуры РТ Ирада Аюпова на днях похвалилась, что «Бери да помни» собрал в российском прокате 17,5 млн рублей. Деньги очень скромные, но все равно делающие эту добрую и светлую картину, где на 9-м десятке дебютировал в кино отец режиссера, Рабит Батулла, самым кассовым в истории татарстанским фильмом. Ну а сцена, где именитая Роза Хайруллина изображает робота, кажется, одна из самых смешных в отечественном кинематографе за последние годы. (Фото: «БИЗНЕС Online»)

Фарид Бикчантаев

Фарид Бикчантаев

главный режиссер театра им. Камала

Для 61-летнего лидера современного татарского театра год получился необычайно насыщенным на события. Важная для Фарида Бикчантаева премьера, спектакль «Муть. Мухаджиры», получила аж 9 номинаций на «Золотую маску – 2024», а сам режиссер осенью в Анкаре в Турецком государственном театре выпустил премьеру — «Убийство Гонзаго», своеобразное продолжение шекспировского «Гамлета» по пьесе болгарского драматурга Недялко Йорданова. Наконец, даже награждение Нобелевской премией по литературе норвежского драматурга Юна Фоссе Бикчантаев может считать своей победой, поскольку одним из первых в России обратился к его творчеству в своем театре. Череду успехов омрачила смерть матери главного режиссера театра им. Камала, легендарной актрисы Наили Гараевой. Все, кто общался с Бикчантаевым после случившегося, говорят, что он очень тяжело переживает личную потерю. Остается только пожелать Фариду Рафкатовичу здоровья и душевных сил. (Фото: «БИЗНЕС Online»)

Эльмира Булатова

Эльмира Булатова

директор Казанского государственного цирка

Эльмира Булатова, которая в середине 2022-го неожиданно была назначена директором Казанского цирка, в этом году показала себя менеджером с сильным характером. Она уверенно, пусть и при поддержке минкульта РТ, отразила медийные атаки Эдгарда Запашного после того, как здание цирка на одну ночь было арендовано под большую молодежную вечеринку. В процессе этой перепалки выяснилось, что Казанский цирк ведет самостоятельную репертуарную политику, не оглядываясь на желания руководителя Большого Московского цирка на Вернадского Запашного и Росгосцирка, что, видимо, и раздражает столичных деятелей. Между тем возглавляемое Булатовой учреждение является самым зарабатывающим в структуре министерства культуры Татарстана, а у самого директора есть масса разных идей. Последняя по времени — проект «неЦирк», по нему отобранные через кастинг представители самых разных профессий полгода будут заниматься под руководством опытных артистов, а затем публично представят свои номера в различных жанрах. (Фото: «БИЗНЕС Online»)

Олег Ивенко

Олег Ивенко

танцовщик, премьер балета театра им. Джалиля

27-летний любимец балетной Казани продолжает упрямо идти дорогой, перпендикулярной той, которой идет его родной театр. В этом году Олег Ивенко, несмотря на странные прошлогодние протесты «неравнодушной общественности», все же довел до полноценной реализации свой амбициозный проект — двухактный балет «Билли Миллиган» на музыку Эльмира Низамова в хореографии Олега Габышева. Случилось это на ежегодном фестивале современного танца #StagePlatforma и в стенах ТАГТОиБ им. Джалиля, что само по себе выглядит победой. Кроме того, в мировой прокат вышел новый фильм с Ивенко — картина новозеландского режиссера Джеймса Напьера Робертсона «Джойка», которая посвящена реально существующей американской балерине Джой Вомак, окончившей хореографическое училище в Москве и принятой в балетную труппу Большого театра. Правда, до российского проката в нынешних условиях «Джойка» вряд ли доберется. (Фото: «БИЗНЕС Online»)

Эмир Кустурица

Эмир Кустурица

режиссер и музыкант (Сербия)

Возможно, кого-то сильно удивит присутствие в списке знаменитого сербского кинорежиссера. Но 69-летний Эмир Кустурица в этом году действительно украсил парой ярких мазков не самую богатую культурную палитру Татарстана. А зрителям фестиваля «Летние вечера в Елабуге» и вовсе повезло, они стали свидетелями одного из последних концертов музыкального коллектива Кустурицы The No Smoking Orchestra — режиссер объявил о распаде группы. Более того, фолк-рокеры с Балкан во главе с автором «Времени цыган» и «Андеграунда» устроили такое шоу на родине художника Шишкина, что едва не превратили благообразные «Летние вечера» в небольшой татарский Вудсток. Приезжал Кустурица и в Казань, где встретился с поклонниками и даже поучаствовал в загадочной встрече в Кремле президента РТ Рустама Минниханова с авторами «Слова пацана», видимо, способствуя своим присутствием снятию излишнего напряжения. (Фото: «БИЗНЕС Online»)

Альбина Латипова

Альбина Латипова

оперная певица, солистка Большого театра

Альбина Латипова родилась, выросла и получила первое музыкальное образование в Казани, после чего поступила в Московскую консерваторию и начала пробивать себе дорогу на оперный Олимп. В родном городе на это посматривали свысока, во всяком случае на прослушивании в театре им. Джалиля Латиповой когда-то не удалось впечатлить казанских «экзаменаторов». Но прошло всего несколько лет, и певица приехала с первым сольным концертом в столицу РТ в качестве одной из ведущих солисток Большого театра, где она запомнилась, к примеру, в таких сложнейших партиях, как Коринна в «Путешествии в Реймс» Россини и Гиневра в «Ариоданте» Генделя. В родном городе в ГБКЗ им. Сайдашева на открытии фестиваля «Рахманинов. Грани» в ее исполнении вокальные сочинения Рахманинова и Стравинского выглядели практически как триумфальная победа над теми, кто не верил в ее успех. (Фото: «БИЗНЕС Online»)

Рузиль Минекаев

Рузиль Минекаев

актер театра и кино

До ноября 2023 года о 24-летнем актере столичного «Театра на Трубной» бывшая Школа современной пьесы), уроженце татарстанского Нурлата Минекаеве, мало кто знал. Но все изменил сериал «Слово пацана», сделавший актеров, снявшихся у Крыжовникова, настоящими звездами. И вот уже у Минекаева больше 1 млн подписчиков в одной из запрещенных соцсетей, а в другой, разрешенной, он периодически рандомно выбирает подписчика, которому «скидывает 10 тысяч рублей». Артист и правда хорош в «Слове пацана», его герой Марат — абсолютный «пришелец» из казанской эпохи «пацанов» и «чушпанов» конца 1980-х – начала 1990-х. Интересно, как новая надежда татарского народа воспользуется той славой, которая на него внезапно свалилась. Пока известно, что Минекаев вскоре снимется в сериале «Подслушано в Рыбинске» с такими именитыми партнерами, как Тимофей Трибунцев и Юлия Хлынина(Фото: «БИЗНЕС Online»)

Ильшат Рахимбай

Ильшат Рахимбай

режиссер и продюсер

35-летний Ильшат Рахимбай в этом году все же добрался со своим «Микулаем» до российского проката. У этнотриллера по мотивам пьесы Мансура Гилязова, события которого происходят в кряшенской деревне, оказалось немало поклонников. А на финише работы над фильмом, которому деньгами помогли «Татнефть» и краудфандинговые сборы, в его титрах среди продюсеров появились такие тяжеловесы, как один из руководителей Росмолодежи Дамир Фаттахов и театральный режиссер Диана Сафарова. При этом скандал, когда активисты кряшенских организаций вдруг заговорили о необходимости запрета фильма, кажется, только пошел на пользу его популярности. Кстати, посоветовал Рахимбаю превратить драматическую историю жителя исчезающей деревни в триллер с Виктором Сухоруковым в главной роли небезызвестный Тимур Бекмамбетов(Фото: «БИЗНЕС Online»)

Раиль Садриев

Раиль Садриев

худрук – директор Буинского государственного драматического театра

Раиль Садриев — редкий пример визионера среди руководителей культурных учреждений Татарстана. Еще пару лет назад он мечтал о том, чтобы сделать из фестиваля «БУА: пространство диалога» настоящий татарстанский Авиньон. По понятным причинам от этой идеи пока пришлось отказаться. Но 57-летний актер и менеджер не унывает, к тому же его театр буквально на днях получил новое современное здание. Жаль только, что в 20-тысячном Буинске объективно не так много театральной публики. Что же касается Садриева, то его в этом году подстерегал еще один, теперь уже творческий, успех. Моноспектакль режиссера Тимура Кулова «Дервиш» Буинского театра с его худруком в главной и единственной роли получил две номинации на «Золотую маску», включая актерскую. Также немаловажно, что данная работа посвящена уроженцу этих мест, знаменитому богослову Нургали Хасанову. (Фото: «БИЗНЕС Online»)

Ришат Тухватуллин

Ришат Тухватуллин

эстрадный певец

Одна из главных звезд татарской эстрады, Ришат Тухватуллин, в этом году наконец-то женился на своей давней избраннице, певице Алие Карачуриной. Но попал он в наш список не по этой причине. В феврале Тухватуллин на необычной для эстрадного артиста площадке, в ГБКЗ им. Сайдашева, провел мероприятие, которое назвал «Классический концерт», выступив на нем с живым оркестром. А после этого, повторив эту программу и в «Пирамиде», 34-летний Тухватуллин и так считался одним из немногих в нашей массовой музыкальной культуре наследников высоких песенных традиций, восходящих к Ильгаму Шакирову и Альфие Авзаловой, а новый проект окончательно закрепил за ним этот высокий и почетный статус. (Фото: «БИЗНЕС Online»)

Миляуша Хайруллина

Миляуша Хайруллина

композитор

Премьера оперы «Кави – Сарвар» молодого татарского композитора Миляуши Хайруллиной стала одним из главных музыкальных событий 2023 года в республике. Проект, реализованный усилиями ГАСО РТ, открыл яркого автора, которого один из участников проекта называет «нашим Чайковским». Сегодня Хайруллина учится в магистратуре Московской консерватории, но планирует продолжать двигать вперед национальную музыкальную традицию. Недавняя казанская премьера ее симфонической поэмы «Поэт» («Шагыйрь») для оркестра и хора, по мнению профессионалов, только доказывает претензии композитора на большую и серьезную карьеру. А кто-то и вовсе, говоря о Хайруллиной, тихо произносит: «Гений». (Фото: «БИЗНЕС Online»)

Елена Ямпольская

Елена Ямпольская

председатель комитета Госдумы по культуре

Опытный парламентарий, волею судеб в нынешней Госдуме представляющая Татарстан, — это своего рода серый кардинал республиканской культурной сферы. Даже президент Минниханов публично подтверждал, что такой поддержки на федеральном уровне культурных проектов РТ, как сейчас, не было никогда. Очевидно, что роль Елены Ямпольской, вечно присутствующей в шорт-листах потенциальных министров культуры России, здесь одна из важнейших. Ямпольская стала депутатом от Татарстана в 2021 году, уже на следующий год гендиректору Елабужского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника Гульзаде Руденко присудили госпремию РФ в области литературы и искусства, а в 2023-м Айдар Заббаров получил премию президента России молодым деятелям культуры. Председатель профильного комитета Госдумы не так часто бывает в Казани, что не мешает ей рассказывать об успехах региона на различных площадках. (Фото: «БИЗНЕС Online»)