«Ничего не имею против мотоциклов. Но они зачастую не соблюдают звуковой режим, другие правила. Надо с этим бороться», — заявил Рустам Минниханов на заседании в кабмине, где обсуждали ситуацию с ДТП в этом году «Ничего не имею против мотоциклов. Но они зачастую не соблюдают звуковой режим, другие правила. Надо с этим бороться», — заявил Рустам Минниханов на заседании в кабмине, где обсуждали ситуацию с ДТП в этом году Фото: rais.tatarstan.ru

Хохорин: погибших на дорогах стало меньше, но 11 районов недорабатывают

С 2019 года, когда начал действовать нацпроект «Безопасные качественные дороги», только четырем регионам России удается выполнить поставленные задачи: это Татарстан, Москва и Московская область, а также Ханты-Мансийский автономный округ. Об этом сообщил премьер-министр Татарстана Алексей Песошин на заседании кабмина РТ, где обсуждали меры по повышению безопасности дорожного движения в республике. На заседание, которое стало фактически подведением итогов года по этой теме, собрались главы министерств, ведомств, депутаты Госсовета, руководители разных общественных организаций — в общем, все, кто так или иначе причастен к работе по снижению аварийности в Татарстане.

Впрочем, по словам главы МВД по РТ Артема Хохорина, в 11 районах Татарстана ситуация «далеко не такая благополучная», как в целом по республике, — в этих районах цели нацпроекта не достигнуты. В Агрызском, Актанышском, Высокогорском, Зеленодольском, Лениногорском и Менделеевском районах вообще отмечен рост всех трех показателей аварийности. «Обращаюсь в адрес руководителей территориальных ОВД — здесь есть и ваша недоработка, коллеги. Масштаб профилактических мероприятий не отвечает реальному положению дел», — указал Хохорин.

По словам главы МВД по РТ Артема Хохорина, в 11 районах Татарстана ситуация «далеко не такая благополучная», как в целом по республике — в этих районах цели нацпроекта не достигнуты По словам главы МВД по РТ Артема Хохорина, в 11 районах Татарстана ситуация «далеко не такая благополучная», как в целом по республике, — в этих районах цели нацпроекта не достигнуты Фото: rais.tatarstan.ru

В целом же динамика по сокращению смертности на дорогах в Татарстане сохранилась. «Тем не менее цифра в 250 погибших за 11 месяцев, а на сегодня уже 258 [погибших] — это цифра весьма впечатляющая», — заявил министр. Это сопоставимо с числом погибших от «криминальных посягательств» в Татарстане, сравнил Хохорин (331 погибший за 11 месяцев). К слову, во время совещания пресс-служба МВД сообщила о ДТП сразу с тремя погибшими, которое произошло сегодня около 7:00 на дороге Шали – Сорочьи Горы: там 24-летний водитель Kia выехал на встречку и врезался в Hyundai. В результате аварии погибли водитель Kia и его 48-летний пассажир, а 60-летний водитель второй иномарки скончался уже в больнице.

Причины гибели людей на дорогах остаются прежними. Это выезд на встречную полосу, ДТП с участием пешеходов, аварии по вине пьяных водителей и еще одна сопутствующая причина — в том, что пассажиры и водители не пристегиваются ремнями безопасности. К слову, по «пьяным» ДТП результаты по травматизму улучшились, указал Хохорин. «Но цифры — почти 13 тысяч пьяных за рулем — сами за себя говорят, что проблема, к сожалению, в республике никуда не ушла», — констатировал министр.

Кстати, отметил он, скоро планируют полностью открыть трассу М12 из Москвы — это теперь тоже надо учитывать. По словам Хохорина, со своей стороны министерство решило разместить на трассе отдельный батальон ДПС на 25 единиц, чтобы контролировать безопасность на дороге.

Причины гибели людей на дорогах остаются прежними. Это выезд на «встречку», ДТП с участием пешеходов, аварии по вине пьяных водителей, и еще одна сопутствующая причина — в том, что пассажиры и водители не пристегиваются ремнями безопасности Причины гибели людей на дорогах остаются прежними. Это выезд на встречку, ДТП с участием пешеходов, аварии по вине пьяных водителей и еще одна сопутствующая причина — в том, что пассажиры и водители не пристегиваются ремнями безопасности Фото: «БИЗНЕС Online»

Гарипов: водители чаще бьются там, где обгон разрешен, — они слишком уверены в себе

С основным докладом выступал начальник УГИБДД МВД по РТ Рустем Гарипов. По его словам, на федеральных дорогах аварий в основном стало меньше, а вот на местных, наоборот, случилось на 11 ДТП больше и погибших больше — на два человека. Самая «аварийная» в этом плане — дорога Набережные Челны – Заинск – Альметьевск. Погибших в этом году стало больше в Нижнекамском районе (130 аварий, 11 жертв), Казани (1,2 тыс. ДТП, 30 погибших), Агрызском, Алексеевском, Тетюшском и Дрожжановском районах (везде — по два погибших). «Уважаемые коллеги, местные дороги — это прямая ответственность муниципальных образований!» — обратился он к главам районов.

Что делает ГИБДД для уменьшения аварийности? По словам Гарипова, они все так же используют дрон и аэростат на федеральных трассах, выявляют нарушения правил обгона. На аварийных участках выставили 70 стационарных камер, которые настроили на фиксацию нарушений правил обгона. На 70 участках, где были аварии на встречке, выставили передвижные и мобильные комплексы. Но, по словам Гарипова, самая, пожалуй, действенная мера — это разделение встречных потоков. А еще, например, шумовая разметка: в этом году ее нанесли на 28 участках — там не случилось ни одной аварии.

Есть проблемы с установкой дублирующих знаков «Обгон запрещен», указал Гарипов. С 2020 года в Татарстане установили почти 5 тыс. таких знаков на региональных дорогах, надо установить еще почти 1 тыс. штук. «При этом в местах, где их по-прежнему нет, продолжают совершаться ДТП», — заявил глава УГИБДД. Например, в августе на трассе Челны – Заинск – Альметьевск водитель иномарки выехал на встречку и врезался в фуру. Благо отделался травмами, выжил. Обгон там был запрещен, но дублирующие знаки выставили только спустя месяц после аварии. Гарипов попросил миндортранс установить недостающие знаки до 1 июля 2024-го.

При этом, по словам Гарипова, большинство аварий лоб в лоб случается в местах, где обгон разрешен. «По вине водителей, которые не проявили должного внимания и оказались слишком уверенными в своем мастерстве, происходят смертельные ДТП», — подчеркнул спикер. Здесь вывод только один: надо активнее работать над профилактикой, доносить до людей, что обгон — это всегда большой риск.

Пьяных аварий в этом году стало меньше, число погибших по вине выпивших водителей сократилось с 2020-го почти в 3 раза до 30 человек. Сотрудники ГИБДД также выявили за рулем 12 тыс. пьяных водителей, в том числе по анонимным сообщениям через телеграм-канал. Глав районов Гарипов попросил активнее пиарить этот способ связи, чтобы люди знали, куда сообщать о нарушениях.

По словам Гарипова, большинство аварий «лоб в лоб» случаются в местах, где обгон разрешен По словам Гарипова, большинство аварий лоб в лоб случается в местах, где обгон разрешен Фото: rais.tatarstan.ru

О пешеходах, перелезающих через заборы, и авариях с самокатами

Еще одна причина аварий — в том, что водители не соблюдают дистанцию: в этом году так погибли 18 человек. Так, в конце августа на М7 (подъезд к Ижевску и Перми) водитель «ГАЗа» въехал в Isuzu, который ехал впереди него. В результате «ГАЗ» загорелся, а его водитель погиб. Для профилактики таких аварий Гарипов предложил наносить на трассы новую экспериментальную разметку — в виде стрелок, галочек. «Чтобы объяснить водителям принцип оценки дистанции перед впереди движущимся транспортным средством», — пояснил свою инициативу начальник ГИБДД. И предложил начальнику ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» в следующем году эту разметку нанести.

Почти четверть всех погибших в этом году (67 человек) — это пешеходы, причем чаще всего они гибнут из-за того, что сами нарушают ПДД. 51 пешеход погиб вообще вне пешеходного перехода, т. е. они просто перебегали дорогу не по правилам. Эту проблему решают установкой ограждений, отметил Гарипов. Но действует не всегда: например, в мае этого года на улице Залесной сбили пешехода, который перебегал сразу 6 полос дороги и даже перелез через ограждения. После аварии там установили «дополнительные повышенные» ограждения, заявил спикер. В ноябре пешехода сбили на М7 — здесь тоже надо установить высокие барьеры, указал Гарипов. А еще нужно обратить внимание на «народные тропы»: например, в Челнах недавно сбили пешехода, а после выяснилось, что на этом участке вообще постоянный поток людей переходит дорогу. «Надо создать безопасные пешеходные переходы на востребованных участках дорог или принять такие меры, чтобы они переходили проезжую часть только в положенных для этого местах», — обратился Гарипов к председателям муниципальных комиссий в районах.

По словам начальника УГИБДД, до всех пешеходов надо донести, чтобы они следовали одному простому правилу: «Меня никто не видит». В этом случае, по его словам, будет срабатывать инстинкт самосохранения и пешеход сделает все, чтобы перейти дорогу осторожно.

Рустем Гарипов, ГИБДД: «Есть автобусы, на которые взглянешь и удивляешься, как они вообще доехали…»

Есть еще одна актуальная проблема: ДТП с участием самокатов. По словам Гарипова, если по итогам 2022-го была «стабилизация» аварийности, то в этом году их число выросло. Так, по данным УГИБДД, за 11 месяцев случилось 43 аварии с самокатами (плюс 26 к прошлому году), в которых пострадали 44 человека (плюс 27 к прошлому году). Обошлось, благо, без погибших. По мнению Гарипова, одна из объективных причин роста ДТП с самокатами — банально в том, что их стало больше в 2 раза (с 3 тыс. до 6,4 тыс.). Правительство РФ в этом году разработало дорожную карту по регулированию развития СИМ, и, по словам Гарипова, миндортранс РТ и минстрой РТ по мере реализации этой карты должны создавать в городе инфраструктуру для самокатов, интегрировать ее в систему городского транспорта.

По словам начальника УГИБДД, до всех пешеходов надо донести, чтобы они следовали одному простому правилу: «Меня никто не видит» По словам начальника УГИБДД, до всех пешеходов надо донести, чтобы они следовали одному простому правилу: «Меня никто не видит» Фото: «БИЗНЕС Online»

Не самокатами едиными: в 2 раза больше стало аварий с мотоциклами (219) и в 2,5 раза больше погибших (15 человек, еще 235 получили травмы). Причины — в том, что мотосезон стал дольше (с апреля по октябрь). А еще потому, что теперь стало больше мототранспортных средств на 4%, в том числе и тех, которые не надо даже ставить на учет.

К сожалению, увеличился детский травматизм: 16 погибших в этом году, из них 11 были пассажирами (в прошлом году — 6), пострадали 177 детей. «По профилактике детского травматизма мы скатились к уровню 2021 года. За каждой цифрой стоит детская жизнь, и мы должны сделать все возможное для их сохранения», — обратился к залу Гарипов и попросил министров образования и науки и молодежи РТ усилить профилактику.

«Призываю все министерства, ведомства, муниципальные образования включиться в эту особо важную работу. Нам необходимо стремиться к нулевой смертности», — заключил Гарипов.

«Большое количество претензий имеется по проводимой работе в Агрызском, Актанышском, Зеленодольском, Нижнекамском, Менделеевском районах, где по итогам года допущено наибольшее ухудшение показателей аварийности, — констатировал Песошин и обратился к Рустаму Минниханову: — Предлагаю за неудовлетворительную работу по обеспечению безопасности дорожного движения рассмотреть возможность привлечения глав названных районов к дисциплинарной ответственности».

В два раза больше стало аварий с мотоциклами (219) и в 2,5 раза больше погибших (15 человек, еще 235 получили травмы) В 2 раза больше стало аварий с мотоциклами (219) и в 2,5 раза больше погибших (15 человек, еще 235 получили травмы) Фото: пресс-служба ГИБДД

Рустам Минниханов о погибших в авариях: «Они должны еще жить и жить!»

После того как о работе с безопасностью на дорогах рассказал министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Фарит Ханифов, о профилактике детского травматизма — министр образования и науки РТ Ильсур Хадиуллин, о работе с населением — руководитель «Татмедиа» Айдар Салимгараев, к трибуне пригласили Радмира Беляева, который объяснялся за высокую аварийность в Менделеевском районе. По словам Песошина, в этом году в районе случилось 15 ДТП, в которых погибли 9 человек, тогда как в прошлом году был один погибший. Показатель в этом плане по нацпроекту превышен сразу в 2,5 раза.

Беляев рассказал, что протяженность местных дорог в районе — 218 км, а вообще, район находится меж двух крупных артерий — М7 (подъезд к Ижевску и Перми) и региональной дорогой Челны – Агрыз – Ижевск. Трафик на всех дорогах с годами растет вслед за экономикой Татарстана, по федеральной трассе в сутки проезжает 13 тыс. машин, по региональной дороге — больше 5 тысяч. По словам Беляева, в районе постоянно проводят заседания комиссий по БДД, как плановые, так и вне, анализируют причины аварий, пытаются устранять какие-то внешние факторы. «Но статистика — это не просто цифры, а жизни и здоровье людей — показывает, что предпринимаемые меры недостаточны. Мы в текущем году „приросли“ по количеству ДТП и смертности на дорогах. И неважно, что практически все из них произошли не на муниципальных дорогах, а на федеральных и муниципальных трассах…» — объяснял Беляев, добавив, что аварий из-за плохого качества дорог практически не было, а основные причины ДТП — превышение скорости, выезд на встречку и пьяное вождение.

Минниханов в конце попросил показать таблицу, как изменилось число погибших в авариях в Татарстане за 10 лет. И если в 2013-м было 709 погибших, то в прошлом году — 306. И это притом что машин за эти 10 лет стало только больше. «Динамика у нас, конечно, позитивная. Это говорит о том, что [ведется] системная работа», — отметил глава Татарстана. По его словам, он уже обсуждал с Хохориным, что по итогам года надо премировать сотрудников ГИБДД. «Начальник знает, кого [премировать]», — обратился он к Гарипову, добавив, что этот вопрос обязательно рассмотрят и примут решение.

Рустам Минниханов – главам: «Что, я должен с Хохориным приехать разбираться?!»

Он попросил обратить внимание на две ситуации. Первая — аварии с выездом на встречку. «Нужно максимально смотреть, где можно сделать разделительную полосу. Пока мы ее не сделаем, [будут оставаться] опасные участки», — указал Минниханов.

«Динамика у нас, конечно, позитивная. Это говорит о том, что [ведется] системная работа», — отметил глава Татарстана «Динамика у нас, конечно, позитивная. Это говорит о том, что [ведется] системная работа», — отметил глава Татарстана Фото: rais.tatarstan.ru

Второй момент — освещенность населенных пунктов, о которой докладывал Ханифов. По его словам, в этом году установили фонари почти на 70 км дорог, но надо еще на 800 км в особо опасных местах и на 1,5 тыс. км — в целом. Часто случается, что пешеходы гибнут как раз в неосвещенных местах, указал министр: программу установки фонарей он предложил реализовать за счет оптимизации других видов работ. «Сколько пешеходов мы теряем, сколько пешеходов!..» — сокрушался Минниханов. Да и в целом — сотни погибших в результате аварий — это очень много: «306 человек погибли в прошлом году — они еще должны жить и жить! А сколько увечий!»

По его словам, надо усилить работу с населением. «Культуры водителя и пешеходов у нас еще пока недостаточно», — констатировал Минниханов.

Призвал он обратить внимание и на аварии с мотоциклами. «Ничего не имею против мотоциклов, — сказал он. — Но мотоциклисты зачастую не соблюдают звуковой режим, другие правила. Надо с этим бороться».

«Реализация системных мер позволила снизить дорожно-транспортную аварийность в республике, — добавил Минниханов. — Я бы хотел поблагодарить сотрудников ГИБДД, комиссии по БДД в районах. А те районы, в которых аварийность выросла, должны понять, что они недорабатывают».