Территорию завода братьев Крестовников превратят в так называемый археологический парк Территорию завода братьев Крестовников превратят в так называемый археологический парк Презентация предоставлена архбюро Wall

«Ничего делать было нельзя»: как вдохнут жизнь в дом-погорелец на Кабане

Архитектурно-строительный форум «Казаныш», завершившийся вчера в Казани, отметился проектами реновации известных казанской публике памятников архитектуры. Такой, например, стала концепция московского архитектора и основателя бюро Wall Рубена Аракеляна по реновации здания конторы завода братьев Крестовниковых.

«Для нас работа над данным проектом — вызов. Как вдохнуть жизнь в это здание и одновременно сохранить его подлинную атмосферу и красоту?» — начал Аракелян.

Сейчас завод братьев Крестовниковых — городская декорация, стены без кровли и пола. При этом в нем есть своя особенная поэтика и красота. Объект фактически находится в целом параде зданий индустриального наследия и открывает реновацию этой локации, становится одной из его главных точек.
Рубен Аракелян Архитектор и руководитель московского архитектурного бюро WALL
Рубен Аракелян архитектор и руководитель московского архитектурного бюро Wall

Территорию превратят в своего рода археологический парк. «Земля станет неким горизонтальным музеем. В специальных шкафах в земле мы разместим артефакты, найденные здесь», — пояснил архитектор. В шкафы можно будет не только заглянуть, но и открыть их, потрогать экспонаты.

Экскурсия от Гущина: что грозит новым жильцам дома Киселева и туманное будущее фабрики Крестовниковых

«Нужно понимать, что мы работали с памятником культурного наследия, у которого довольно жесткий „паспорт“. Делать ничего с землей здесь нельзя: ни надстраивать, ни опускать. Поэтому мы и продумали музей под открытым небом», — объяснил такой подход Аракелян.


Сами стены 1853 года постройки трогать не будут — архитекторы предложили редкую для Казани концепцию «здание в здании». Решено построить внутри периметра красных кирпичных стен «новый организм», как поэтично назвал его Аракелян. «Так снаружи сохранится узнаваемый вид памятника архитектуры», — объяснил автор проекта. Даже кровлю вновь созданного внутри здания планируют из стекла, чтобы по максимуму сохранить существующий вид.

Сами стены 1853 года постройки трогать не будут — архитекторы предложили редкую для Казани концепцию «здание в здании» Сами стены 1853 года постройки трогать не будут — архитекторы предложили редкую для Казани концепцию «здание в здании» Фото: «БИЗНЕС Online»

Очень интересное решение и со стенами. По периметру — между существующими и новыми стенами — пространство заполнят неглубокой линией воды. «Это своеобразный стык между историческим зданием и новой интервенцией. Кроме того, это отсылка к сегодняшнему состоянию этого места — оно частично затоплено», — сказал Аракелян.

Получается, что приходящий сюда будет впитывать атмосферу, существовавшую с момента расцвета завода братьев Крестовниковых, проникаясь историей этих стен — ведь вопросы у посетителей возникнут непременно.

Здание фабрично-торгового товарищества братьев Крестовниковых было построено в 1853 году. Это двухэтажный корпус в промышленном стиле эклектики с восточными и классическими элементами, где находилась заводская контора.

С середины XIX века здание неоднократно перестраивалось. В 1930-е годы его начали приспосабливать под высшее учебное заведение, затем тут находился Казанский техникум жировой промышленности.

С тех пор планировочная структура сильно изменилась. Большую реконструкцию здания провели в 1950-е годы. Тогда железобетонными сделали перекрытия уровня подвалов и первого этажа. В 1990-е вокруг здания подняли уровень грунта более чем на 1 метр. В результате ухудшилось водоотведение, в земле оказались цоколь и часть первого этажа, визуально памятник оказался отрезанным от озера Кабан.

Объект культурного наследия середины XIX – начала XX веков сейчас находится в аварийном состоянии после пожара, который произошел в апреле 2017 года. Пока здание пустовало, неизвестные срезали чугунные колонны, были утрачены и чугунная лестница, и балконы.

Получить ответы на них можно на первом этаже — его целиком отдают под музей, у которого будут как закрытые, так и открытые части. Здесь же появятся пространства под небольшие рестораны и кафе с индивидуальными столиками, спа и бутики. «Все элементы в коммерческих пространствах тоже сделаем в виде музейных экспонатов», — дополнил Аракелян. Даже в магазинах, по словам архитектора, будут продавать исключительно предметы искусства, штучные изделия — никакого тебе масс-маркета.

На первом этаже появятся пространства под небольшие рестораны и кафе с индивидуальными столиками, спа и бутики На первом этаже появятся пространства под небольшие рестораны и кафе с индивидуальными столиками, спа и бутики Презентация предоставлена архбюро Wall 

На верхних этажах решили сделать апартаменты, комнаты которых частично опираются на существующее здание. В некоторых местах предусмотрены стеклянные полы. Цокольный этаж отдали под террасы и лоджии. «Жить здесь — это совершенно особенное и уникальное ощущение», — подытожил Аракелян.

Что касается других зданий-литер бывшего завода, Аракелян сообщил, что они находятся в собственности у других частных лиц.

На верхних этажах решили сделать апартаменты, комнаты которых частично опираются на существующее здание. В некоторых местах предусмотрены стеклянные полы На верхних этажах решили сделать апартаменты, комнаты которых частично опираются на существующее здание. В некоторых местах предусмотрены стеклянные полы Презентация предоставлена архбюро Wall 

«В какой-то момент эти объекты разобрали инвесторы. В одном из зданий уже что-то сделано, но нам кажется это очень сомнительным с эстетической точки зрения. Надеюсь, что наш объект станет примером и что другие собственники не смогут уже сделать хуже», — сказал в конце встречи архитектор.

«Многочисленные входы, под которые приспособят часть больших окон на первом этаже, сквозные пространства с выходом во двор, максимально свободная планировка и деление на зоны, запроектированная открытая трехмаршевая лестница, соединяющая этажи, — все это предполагает минимальное воздействие на строение» «Многочисленные входы, под которые приспособят часть больших окон на первом этаже, сквозные пространства с выходом во двор, максимально свободная планировка и деление на зоны, запроектированная открытая трехмаршевая лестница, соединяющая этажи, — все это предполагает минимальное воздействие на строение» Презентация предоставлена архбюро Wall 

Как ушла в прошлое идея сделать фуд-молл на Кабане

Для этого объекта ранее разрабатывали другие концепции. Пару лет назад активно обсуждали идею создателя ресторанного холдинга Bulldozer Group Александра Орлова. Здесь хотели сделать фуд-молл и даже представляли проект реновации общественности.

«Миллиард – минимум, а сколько уйдет на отделку?»: Bulldozer вдохнет жизнь в завод Крестовниковых

«Многочисленные входы, под которые приспособят часть больших окон на первом этаже, сквозные пространства с выходом во двор, максимально свободная планировка и деление на зоны, запроектированная открытая трехмаршевая лестница, соединяющая этажи, — все это предполагает минимальное воздействие на строение», — отмечали в комитете по охране культурного наследия.

Концепция обещала быть прибыльной, потому что здание «сидит» на набережной озера Кабан с большим потоком туристов и местных жителей.

Планировали инвестировать в новый фуд-молл 500–600 млн рублей, но и тогда эксперты «БИЗНЕС Online» высказывали опасения, что этих средств не хватит на все планы. «Сейчас необходимый минимум затрат на такие работы — 180–200 тысяч рублей на квадратный метр, — объяснял собеседник издания, знакомый с ситуацией. — Перемножьте на 5 тысяч „квадратов“ корпуса — получите 1 миллиард. Это необходимый минимум, а сколько еще уйдет на отделку?..»

Все остановилось на противоаварийных работах. Пространственный каркас укрепили металлическими балками, провели водопонижение, усилили фундамент и установили противофильтрационную завесу — конструкцию по периметру здания, предотвращающую поступление воды.

В итоге от таких планов отказались. «Это сложный для инвесторов проект. Инвестор отказался от него, потому что, видимо, не потянул. Туда уже закопано в прямом смысле этого слова много денег на укрепление здания и решение вопросов по воде на подвальных этажах», — рассказывал председатель комитета РТ по охране объектов культурного наследия Иван Гущин.

Отметим, что сейчас собственником здания является ООО «Подарки» — компанию контролирует гендиректор ГК «СМУ-88» Наиль Галеев.

Рубен Аракелян: «Скажу честно — проект такого уровня реализации в Москве редко где можно найти» Рубен Аракелян: «Скажу честно: проект такого уровня реализации в Москве редко где можно найти» Фото: «БИЗНЕС Online»

Рубен Аракелян станет первым куратором Института развития города

Добавим, что Аракелян станет первым куратором Института развития города — об этом сообщила главный архитектор Казани Ильсияр Тухватуллина.

«Мы приняли решение, что каждый год будем выбирать куратора для Института развития города — архитектора, который близок нам по духу. С ним мы станем совместно разрабатывать проекты и сотрудничать в течение года. С нового года этим человеком станет Рубен Аракелян», — объявила Тухватуллина.

Рубен Георгиевич Аракелян — архитектор, сооснователь и руководитель архитектурного бюро WALL, советник МАРШ, член правления союза архитекторов России, член архитектурного совета Белгорода и совета фонда «Культурное наследие».

Родился в 1985 году в Москве.

2001 — окончил художественную школу №1 им. Серова.

2005 — стажировался в Высшей школе архитектуры EAS в Страсбурге.

В 2005 году окончил Московский архитектурный институт (МАРХИ) с золотой медалью и красным дипломом, в 2011-м защитил кандидатскую диссертацию по теме «Повышение качеств жилой среды с учетом ценностей традиционных жилых образований».

С 2008 по 2011 год работал архитектором в бюро «Проект Меганом», 2011–2013 — главный архитектор.

В 2014-м вместе с Айком Навасардяном основал архитектурную студию WALL.

2015 — студия WALL признана лучшим молодым бюро России на «АРХ Москве – 2015».

В 2017 году Аракелян вошел в состав архитектурного совета города Белгорода, в 2018-м — в совет фонда «Культурное наследие».

В 2019-м вошел в состав президиума общероссийской творческой профессиональной общественной организации «Союз архитекторов России».

Спикер Moscow Urban Forum, фестиваля «Открытый город», выставки «АРХ Москва» и т. д. Выступал в качестве эксперта и члена жюри Lexus Design Award, фестиваля «Зодчество», конкурса «Архиграфика», Steel2Real, архитектурной биеннале в Казани и др.

Дважды лауреат архитектурной премии Москвы, входит в состав жюри архитектурной премии Москвы.

Бюро WALL существует уже почти 10 лет — с 2014-го. В Казани его команда одновременно работает над четырьмя проектами: ЖК на Портовой, детский сад рядом с первой очередью, благоустройство набережной Волги и здание комплекса завода братьев Крестовниковых.

Рубен Аракелян: «Казань сделала очень серьезную заявку, взявшись за редевелопмент «Новой Портовой»

«Когда Ильсияр Тухватуллина презентовала концепцию мастер-плана территории, стало понятно — между нами „химия“», — говорил в интервью «БИЗНЕС Online» Аракелян.

В Казани молодого архитектора восхищает качество реализации набережной озера Кабан. «Скажу честно: проект такого уровня реализации в Москве редко где можно найти», — отмечал он. Кроме того, Аракелян упоминал проект реновации территории речного порта, в котором сам принимает активное участие.