Один из проектов — зеркальный куб, подготовленный руководителем архитектурного бюро Bespoke Architects и арт-галереи ES gallery Элиной Сафаровой Один из проектов — зеркальный куб, подготовленный руководителем архитектурного бюро Bespoke Architects и арт-галереи ES gallery Элиной Сафаровой

Два моста для Кабана

В экспозиции форума «Казаныш», завершившегося накануне, одним из открытий стали концепции мостов на озере Кабан. Искусственные острова, подсветка, фонтаны — то ли мечта, то ли фантазия, то ли будущая реальность.

Один из проектов — зеркальный куб, подготовленный руководителем архитектурного бюро Bespoke Architects и арт-галереи ES gallery Элиной Сафаровой. За черной ширмой — мост «Сокровище нации», перекинутый над озером Кабан от Старо-Татарской слободы к парку Тысячелетия в районе «Школы 21» и ТЦ «Алтын». Гостей поражало воплощение идеи — внутри куба макет в разрезе, который подчеркивает 19-метровую глубину озера, словно 9-этажный дом. И это не все — презентацию сопровождает мощное аудио- и видеооформление.

Заглянули в зеркальный куб после открытия форума мэр Казани Ильсур Метшин, вице-мэр Денис Калинкин в компании с другими городскими чиновниками и главным архитектором Москвы Сергеем Кузнецовым. В числе гостей был замечен и глава аппарата президента РТ Асгат Сафаров.


Полчаса шло обсуждение концепции — с творцом высокие гости не только делились впечатлениями, но и размышляли о перспективе такого проекта. Неподалеку китайское архбюро Atelier Alter Architects предложило собственное видение моста. Первое, что, пожалуй, бросается в глаза, — он перекрывает гораздо бо́льшую часть площади водной глади.

Но вернемся к проекту Bespoke Architects. Как отметила в разговоре с «БИЗНЕС Online» Сафарова, ее проект об уникальной истории Татарстана и чистых чувствах нашей сильной души. Авторы вдохновлялись национальным татарским орнаментом — это заметно при взгляде сверху. «Нить кружева формирует новую пешеходную связь, наполненную национальным духом», — рассказала Сафарова.

По ее словам, важно сохранять аутентичность города и внести вклад в его развитие.

«Мечтая о будущем, мы перенесли дух легенд и историй в образ моста, соединяющего „татарский“ и „русский“ берега озера Кабан, — говорит Сафарова. — Это уникальная композиция, образующая новое и открытое для горожан пространство, позволяющее по-новому взглянуть на знакомый ландшафт и ощутить новые уникальные эмоции от озера Кабан. С моста жители смогут наблюдать невероятное шоу фонтанов, оно сможет стать одной из главных достопримечательностей города, предлагая всегда меняющееся зрелище».

«Нить кружева формирует новую пешеходную связь, наполненную национальным духом» «Нить кружева формирует новую пешеходную связь, наполненную национальным духом»

Пластичная форма уважительно относится к историческому контексту и не доминирует над силуэтом Старо-Татарской слободы, объяснила Сафарова. Фасад переливается на солнце, создавая необычную игру текстур и отсылая к Зиланту, оберегающему Казань и сокровища озера. Остров на Кабане может стать новым любимым местом для горожан, здесь можно будет спрятаться от городской суеты и насладиться спектаклями на открытом воздухе. Благодаря фонтанам, окружающим мост, шум города будет полностью подавлен, создавая островок умиротворения.

Градоначальник, комментируя в ходе дискуссии эскиз, отметил, что, безусловно, концепция нуждается в общественном обсуждении. Но, в принципе, судя по оценкам экспертов, шансы на реализацию задумки довольно высокие. Не зря же городские чиновники на полчаса задержались именно у этого проекта.

Концепция глянулась столичным архитекторам — идею одобрил главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов Концепция глянулась столичным архитекторам — идею одобрил главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов

«Это интересно и станет новой достопримечательностью Казани»

«БИЗНЕС Online» предложил урбанистам и архитекторам оценить идею пешеходного моста в целом и концепцию Bespoke Architects в частности. Отметим, что концепция глянулась столичным архитекторам — идею одобрил главный архитектор Москвы Кузнецов. «Очень красиво!» — прокомментировал сооснователь известного архбюро WALL Рубен Аракелян.

«О строительстве моста через Кабан давно ведутся разговоры, — говорит руководитель казанского архбюро „Аксиом“ Олег Маклаков. — Идея мне нравится, я сам даже рисовал мост для этой локации в свое время». По его словам, обходить Нижний Кабан довольно долго, так что пешеходный мост сблизит два берега между собой. «Всегда возникало ощущение, что вечером-ночью сама гладь озера слишком мрачная и пустая. Я точно за проект, потому что это просто-напросто интересно и станет новой достопримечательностью Казани», — считает архитектор.

«Идея — дополнительная связь двух берегов», — так увидел проект один из руководителей казанского архбюро C4U Фаиль Гильманов (компании вручили один из дипломов «Казаныша»). В том месте нет активного судоходного движения, поэтому мост точно помехой не будет. «Мы видим, что по проекту Элина предусмотрела проход маломерных судов со стороны Марджани», — добавил архитектор.

«Впрочем, дело не только в плане дополнительной связи между берегами — сейчас вроде бы от этого казанцы не страдают, — заметила архитектор Алина Пагода. — Проект мне нравится по части исполнения — мост коррелирует с окружающим его благоустройством. Формы немного, скажем, „текучие“, как и оформление всей набережной Кабана».

Будет ли мост создавать визуальный шум? Пагода отмечает, что панорама озера сейчас представляет собой гладь воды, которая контрастирует с плотной застройкой по двум берегам. Но концепция Bespoke не перегружена деталями и выглядят довольно лаконично, поэтому в случае воплощения хорошо впишется в ландшафт.

Как отметил в разговоре с «БИЗНЕС Online» один из специалистов ландшафтного дизайна, зимой люди обычно пробивают тропу прямо по озерному льду. Но необходимо точно дать ответ на вопрос — а какое у моста назначение? Как отметил в разговоре с «БИЗНЕС Online» один из специалистов ландшафтного дизайна, зимой люди обычно пробивают тропу прямо по озерному льду. Но необходимо точно дать ответ на вопрос: какое у моста назначение?

Кабан исторически проницаемая для взгляда граница между двумя территориями города. Нужен ли тут мост в принципе?

Вместе с тем мост — это то, чего никогда не было с точки зрения истории места. Как отметил в разговоре с «БИЗНЕС Online» один из специалистов ландшафтного дизайна, зимой люди обычно пробивают тропу прямо по озерному льду. Но необходимо точно дать ответ на вопрос: какое у моста назначение? Не будет ли мост, как чужеродный этому месту объект, нарушать уже сложившиеся виды?

Руководитель архбюро «Сансара» архитектор Алексей Кузьминых, работы которого также отмечены дипломами «Казаныша», сомневается как в выбранной локации, так и в целесообразности этой пешеходной связи. То расстояние, которое соединяет мост, можно пройти минут за 15, тогда как всю благоустроенную набережную обойдешь за час.

«Мост выводит на „Баскет-холл“, который не несет никакой ценности, кроме центра притяжения во время спортивных мероприятий», — полагает он. Кроме того, строить мост именно сейчас не совсем целесообразно — лучше вложиться в завершение благоустройства набережной, которую надо наконец закольцевать и продлить променад до Центра гребных видов спорта. «Эта часть Казани постоянно обновляется — Старо-Татарскую слободу, например, ждет реновация. Все силы нужно бросить туда», — считает Кузьминых.

Кабан — важная часть городской идентичности наряду с реками Казанкой и Волгой, протокой Булак. Когда-то озеро было границей между двумя территориями старой Казани, напоминает Марья Леонтьева, градозащитник и социолог, учредитель института городских исследований «Тамга».

«Важно, что в Казани много воды, она пахнет, переливается на солнце и мы можем видеть не только урбанизированную среду и благоустроенные зеленые территории, но и „живую“ воду — это сообщает горожанам постоянную изначальную связь с природой, с чем-то вечным. Зеркало озера Кабан — одно из видимых проявлений ключевого качества казанской идентичности, связанное с пограничностью. С той границей, создающей барьер, чтобы разные по свойству субстанции не перемешивались и как место контакта этих разных сущностей. Здесь мы сначала говорим о природной пограничности земли и воды, культурной пограничности между русскими Дегтярной и Суконной слободами с Татарской слободой, а также религиозной пограничности. С точки зрения градостроительства и культуры важно, как люди перемещаются, а озеро всегда создавало проницаемую завесу, но все же давало возможность смотреть с одного берега на другой. Мы знаем, что люди ходят по Кабану зимой по льду. Знаем, что исторически это было место, где на Масленицу встречались русские и татарские парни для того, чтобы проявить свою удаль и поучаствовать в кулачных боях. Тем не менее озеро создавало и разделение между ними», — говорит Леонтьева.

По ее словам, ни на одной карте, начиная со средневековых, не встречается задумок соединить мостами эти территории. Нигде не было гипотез о том, что нужно создавать дополнительные связи поперек озера.

«Даже если задумываться о том, что есть потребность сейчас, то как социолог и организатор по вовлечению горожан в обсуждение каких-то процессов скажу, что запросов на этот пешеходный транзит не было. Потому идея моста кажется мне скорее чьей-то мечтой, чем культурно, исторически и архитектурно обоснованной необходимостью», — добавила урбанист.

Она считает, что в случае реальных строительных намерений необходимо широкое обсуждение проекта с профессионалами. «Отдельное беспокойство вызывает то, каким образом его строительство и возможная засыпка островов могут оказать влияние на экологическое состояние озера и систему водных садов, фильтрация которых создана на берегу со стороны улицы Салимжанова», — заключила Леонтьева.