В стенах редакции «БИЗНЕС Online» прошел первый круглый, посвященный туротрасли В стенах редакции «БИЗНЕС Online» прошел первый круглый стол, посвященный туротрасли

О круглом столе и его участниках

Туристический поток в Татарстан по итогам 2023-го пробьет планку в 4 млн человек. Такой оптимистичный прогноз дал в ходе прошедшего накануне Дня республики на выставке-форуме «Россия» в Москве председатель госкомитета РТ по туризму Сергей Иванов. Если расчеты не подведут, республика нарастила турпоток на 300 тыс., и такой цифры по году Татарстан еще никогда не достигал, даже в допандемийные времена. Однако динамика не так радует, как хотелось бы. В 2021-м у РТ был приток аж в 400 тыс. туристов. А в сладкие времена после Универсиады динамика била все рекорды, увеличившись с 2013-го сразу на 1 млн человек за год.

Все упирается в дефицит номерного фонда, который перед саммитом БРИКС ощущается в Казани все острее. Но это вопрос времени. В ближайшие 3−5 лет в столице РТ появится еще как минимум 10 новых отелей, пять из которых — высокого уровня, заявил на днях мэр Казани Ильсур Метшин. Впрочем, и без всяких мероприятий высокого уровня динамика роста внутреннего туризма России в целом на фоне санкций потрясающая, и Татарстан традиционно в пятерке самых популярных локаций. Если еще в пандемию путешественников стимулировали кешбэками, то теперь и без них желающих более чем достаточно, что инфраструктура регионов уже не справляется.

За круглым столом «БИЗНЕС Online» участники порассуждали о том, как Казань представлена на карте внутреннего туризма России и как позиционирует себя, почему мы уперлись в потолок по турпотоку, что не дает развиваться дальше и какие ожидания у участников отрасли от предстоящего Нового года, традиционно «жирного» в плане выручке сезона.

В числе гостей:

  • Сергей Иванов — председатель госкомитета РТ по туризму.
  • Артем Прокофьев — депутат Госдумы РФ.
  • Инга Гадзаова — президент ассоциации отелей Казани и РТ, управляющая отелем «Островский».
  • Любовь Ковалева — директор ООО «Туристско-информационный центр».
  • Гульнара Сафина — эксперт гостиничного бизнеса, экс-управляющая отелем «Релита».
  • Игорь Воронов — председатель гильдии экскурсоводов РТ.
  • Эльза Ахметханова — генеральный директор гостиничной сети «Регина».
  • Тимур Хайбулин — генеральный управляющий отеля «Ибис Казань Центр».
  • Елена Илькун — гендиректор ООО «Бюро путешествий Казань-тур».

Модераторы: Рашид Галямов издатель «БИЗНЕС Online»; Анна Городнова руководитель отдела потребительской жизни и услуг, ретейла и туризма «БИЗНЕС Online».

Инга Гадзаова: «Загрузка отелей в Казани на данный момент порядка 70 процентов у отельеров, по большей части это туристические группы» Инга Гадзаова: «Загрузка отелей в Казани на данный момент порядка 70 процентов у отельеров, по большей части это туристические группы»

«Увеличение номерного фонда для отелей в несезон, когда они будут пустовать — это затратно»

Модератор: Прежде чем перейти к важным стратегическим вопросам, хотелось бы обсудить подготовку к Новому году. Это, наверное, один из лакомых месяцев для вашего бизнеса. Каковы ваши ожидания и прогнозы?

Гадзаова: И городу, и туристическим организациям, всем необходимо готовиться к приезду туристов. Отельеры также активно готовятся — это и новогоднее оформление, и банкеты в новогоднюю ночь. Загрузка отелей в Казани на данный момент порядка 70 процентов у отельеров, по большей части это туристические группы. Если говорить об индивидуальных бронированиях, они есть, но на данном этапе уже сейчас происходят отмены. Не в таком грандиозном количестве, но у людей все еще сохраняется неизвестность, что-то отменяется, причины могут быть различными.

— 70 процентов загрузки — это неплохо.

— Да, но она не гарантированная.

— В предыдущие новогодние праздники Татарстан, по официальным данным, посетили 160 тысяч человек. Это на 13 процентов больше туристов, чем в 2021-м. Однако смущает динамика. В 2019 году было 150 тысяч, в 2020-м — 152 тысячи, в 2021-м — 140 тысяч. Что мешает Казани взять следующие цифры, на ваш взгляд?

— Необходимо увеличение номерного фонда. Но не стоит забывать, что нехватка ощущается все-таки на период высокого спроса. Потому что если говорить о низком сезоне, то номеров достаточно и они вполне удовлетворяют потребности наших гостей, туристов.

Плюс 3–5% турпотока, но не больше: Казань уперлась в новогодний потолок?

Модератор: Любовь Анатольевна, вы также видите причины в нехватке номеров?

Ковалева: По большей части мы загружены с апреля по сентябрь – октябрь, плюс ноябрьские праздники. И оставшийся период достаточно точечный — в виде Нового года, новогодних праздников. Соответственно, увеличение номерного фонда для отелей в несезон, когда они будут пустовать — это затратно. Основная проблема, с которой мы в этом году столкнулись, — это отсутствие распределения мероприятий по сезонности. Общегородские события очень часто накладываются на самые ходовые даты турсезона. Соответственно, спрос есть, который мы не в состоянии удовлетворить, но предложить мы клиенту уже не можем практически ничего.

— Какие мероприятия наложились?

— С 10 по 12 июня в Казани пройдут Игры БРИКС. Прекрасное международное мероприятие, но турист не приедет, потому что весь город на данный момент закрыт под бронирование. Это самые ходовые даты у туристов в летний сезон после майских праздников. В мае также огромное количество мероприятий. Например, международный KazanSummit. Но это май, это самый туристический сезон в нашей сфере. И в определенные даты Казань не принимает обычного туриста.

— Что скажете по Новому году? Что нам нужно, чтобы увеличить турпоток?

— Мы упираемся в отельный фонд и в транспорт, которого не хватает. Речь о больших автобусах на 45–50 мест. Не хватает также хороших экскурсоводов.

— А так, вы считаете, есть что смотреть в Казани? Город потенциально способен переварить по своим впечатлениям еще больше туристов?

— Туристско-информационный центр работает 365 дней в году. Вы бы видели поток туристов в Новый год, который хочет здесь в моменте индивидуальную экскурсию! Или приходят с вопросом: «Мы не можем найти, где расселиться, помогите нам, пожалуйста, хотя бы квартиру». Это входящий поток людей, которые просто приехали. Отсюда же вытекает проблема отсутствия ж/д билетов для групп, которые люди уже не могут купить в преддверии праздников. Ехать в разных вагонах, по верхним полкам, разделять группу никто не будет.

Елена Илькун: «У нас огромный черный рынок по обслуживанию экскурсоводов, которые не зарегистрированы, которые не работают через туристические компании, а напрямую с туристами» Елена Илькун: «У нас огромный черный рынок по обслуживанию экскурсоводов, которые не зарегистрированы, которые не работают через туристические компании, а напрямую с туристами»

Модератор: Елена Владимировна, а на ваш взгляд, что мешает нам взять барьер следующих цифр по притоку туристов?

Илькун: Мы столкнулись с тем, что гостиницы очень долго не давали цены в новогодние праздники. Железнодорожные билеты продаются за 90 дней. На 1 ноября у нас было всего две гостиницы, которые нам предоставили цены. То есть за два месяца до начала сезона цен не было. Гостиницы что-то выжидают, я думаю, индивидуальных туристов, на которых они сейчас очень активно работают. Туристическим компаниям сокращается квота мест, как правило, не только на новогодние праздники, но и на весь сезон следующего, 2024 года. Можно было бы уже сейчас продавать до июня следующий год, есть запросы, но нет продаж. Продажи есть только по тем 2–3 гостиницам, которые дали цены и которые можно продавать. Вот это блок.

Также у нас огромный черный рынок по обслуживанию экскурсоводов, которые не зарегистрированы, которые не работают через туристические компании, а напрямую с туристами.

— Да, это проблема, но как она влияет на новогодний поток?

— Влияет. Она на все влияет, на все наши показатели. Ведь эти туристы не проходят никак, нигде. У нас, скорее всего, поток гораздо больше, чем пишется во всех статистических данных,

— Ваш прогноз — каким будет поток в эти праздники?

— 2023 год, мы, наверное, немножечко обгоним, но не только через туристические показатели. Скорее всего, больше через показатели загрузки гостиниц от индивидуальных туристов, от мероприятий, которые проходят. А туристический сектор больше будет загружаться в межсезонье.

Модератор: Хочется дополнить картину с точки зрения гидов. Игорь Аркадьевич, вам слово. Действительно ли их не хватает экскурсоводов?

Воронов: У нас есть две пиковые даты, когда абсолютно все экскурсоводы заняты — это майские каникулы и Новый год. В праздники за любые деньги буквально готовы взять экскурсоводов! И тут мы сразу упираемся в ситуацию нехватки, хотя, в общем-то, сейчас только ленивый вуз, по-моему, экскурсоводов не готовит. В огромных количествах идет подготовка. Но одно дело подготовить, другое — чтобы человек прошел все эти аттестации. Экскурсоводов много на самом деле, хороших не так много.

— А сколько всего экскурсоводов в вашей гильдии по РТ?

— По моим последним данным, где-то 328 человек. Что касается экскурсоводов вообще, здесь очень сложная ситуация. Потому что есть люди, кто редко выходит. Есть те, кто официально остается экскурсоводом, но уже не работают по ряду причин: возраст, болезни и так далее. Есть совместители, которые — ой, попробовал, надоело, а аттестации у него остаются, и он так и продолжает быть во всех списках. Всего же в Татарстане где-то более 650 экскурсоводов.

«Сююмбике путают с Нурсултаном!»: как в Татарстане «обелят» экскурсоводов?

«Отели в центре рассчитывают на индивидуального туриста — он дороже»

Модератор: Эльза Зуфаровна, сеть «Регина» не только в Казани находится, как у вас с загрузкой на праздники?

Ахметханова: Да, у нас есть загородные отели и в городах республики — всего 7 гостиниц по Татарстану. В этом году мы запустили турпакеты, и на сегодня загрузка у нас 75 процентов. Еще одно из направлений — дети, мы проводим детские каникулы.

Эльза Ахметханова: «У нас совпадают все массовые мероприятия именно с детскими каникулами. И получается, что поток и событий, и детский поток, и туристический поток совпадают. И естественно, получается, что у нас заполняемость и востребованность номерного фонда именно в эти сроки, а после — спад»

— Предстоящий Новый год отличается от предыдущих чем-то?

— Активность была более ранней непосредственно у нас, продажи мы начали уже в сентябре по турпакетам. Пока больших отказов и возвратов нет.

— У вас есть версия, почему Казань уперлась в потолок по турпотоку в новогодние?

— Я соглашусь с Любовью Анатольевной, что, действительно, у нас совпадают все массовые мероприятия именно с детскими каникулами. И получается, что поток и событий, и детский поток, и туристический поток совпадают. Естественно, получается, что у нас заполняемость и востребованность номерного фонда именно в эти сроки, а после — спад.

Модератор: Гульнара Маратовна, вы бы как оценили спрос на Казань в Новый год?

Сафина: У нас традиционно новогодние праздники — это высокий сезон. И я не думаю, что у нас очень сильно будет отличаться ситуация в наших гостиницах. Начиная с 2021 года традиционная загрузка гостиниц на этот период — 70–75 процентов. Отели действительно пересмотрели сегментацию внутри себя. Особенно это касается отелей в центре города. Они в первую очередь рассчитывают на индивидуального туриста. Потому что он дороже и отчасти стабильнее, потому что все используют гарантированное бронирование.

По данным портала TravelLine, который консолидирует данные всех отелей в России, на декабрь у них сейчас такой расклад. Москва — первое место по броням (23 процента), на втором — Санкт-Петербург (14,5 процента), Краснодарский край — третье место (13,54 процента), Московская область — 6,1 процента, и вот на пятом месте Татарстан — 2,63 процента. Это от общего бронирования по России. Если посмотреть данные TravelLine за июнь, июль, август, мы, Татарстан, где-то вертимся в топ-3-5 в числе этих бронирований. И это ежемесячно происходит. О чем говорит? То есть тут какая-то есть граница этого спроса, то есть дальше он не растет.

Модератор: Что нужно делать Казани, чтобы двигаться дальше? Артем Вячеславович, как считаете?

Прокофьев: У Татарстана и у Казани как столицы хороший потенциал и хорошие показатели в настоящий момент. Это признается всеми, в том числе на федеральных площадках. Но проблема республики не отличается от тех проблем, которые есть в целом у нашей страны. Это прежде всего дефицит номерного фонда — это главная проблема. Потом, конечно, идут проблемы, связанные с транспортной доступностью. Посмотрим на такую страну, как Япония, которая не ориентирована на развитие туризма — у них население меньше на 15 процентов, а номерной фонд в 1,7 раза больше. Доля туризма в ВВП России составляет 2,6 процента — это очень мало, у нас самый низкий показатель среди стран «Большой двадцатки». В Китае, стране с самой развитой и многопрофильной экономикой до пандемии, вклад туристической отрасли в ВВП был 11 процентов! Поэтому нам, конечно, есть куда расти. И в этом смысле министерство экономического развития, как куратор направления, перестроило подход. Вы помните, еще недавно были кешбэки? Мы поощряли внутренний туризм. Теперь подход ключевой — это поддержка, развитие мест размещения.

— То есть мы инфраструктуру развиваем?

— Да, это места размещения, а также модульные объекты. В этом году бюджетное софинансирование — почти 20 миллиардов рублей, его специально распределили на два года вперед, чтобы мы быстрее получили 13,5 тысячи номеров в модульных средствах размещения по России. Идет поддержка строительства и реконструкции крупных гостиниц и санаториев по 141-му постановлению правительства — ранее прошел первый отбор на 29 тысяч номеров, второй отбор будет еще на 20 тысяч номеров. Плюс новые и реконструированные отели освободили от уплаты НДС. Это тоже было для того, чтобы поддержать развитие номерного фонда нашей страны.

Модератор: Неужели все упирается в дефицит номеров? Тимур Шагардинович, что скажете?

Хайбулин: Да, и в транспортную доступность. Если мы сейчас попробуем купить билет, например, из Москвы на 30–31-е числа в Казань, там не осталось мест. И с точки зрения цены на авиабилеты они высокие. Но для нас, как отеля в центре, мы ожидаем традиционно загрузку в 90 процентов. Выше прыгнуть мы не можем.

— А почему не 100 процентов?

— 31 декабря мы как отель не проводим банкетные мероприятия. А у гостиниц, которые проводят их в новогоднюю ночь, загрузка намного выше. Поэтому в среднем 90 процентов. Но я вам скажу, что места есть и найти можно. Если мы говорим о гарантированном бронировании, да, в нашем отеле, если мы включаем тариф, который требует предоплаты, бронирование останавливается. То есть люди не готовы платить заранее даже в Новый год.

Сергей Иванов: «Туристический поток даже на новогодние каникулы в Татарстан растет ежегодно, причем растет за счет размещения людей в частные квартиры» Сергей Иванов: «Туристический поток даже на новогодние каникулы в Татарстан растет ежегодно, причем растет за счет размещения людей в частные квартиры»

«Официальной статистики, сколько за новогодние праздники приехало в любой регион Российской Федерации, просто нет»

Модератор: Сергей Евгеньевич, почему мы остановились по новогоднему турпотоку и, по сути, за четыре года смогли нарастить всего 10 тысяч? Это притом, что вроде огромное внимание отрасли уделяется и в России, и в республике. И инвестиции идут и вроде после санкций и закрытия границ пошло развитие внутреннего туризма…

Иванов: Спасибо за хорошую поднятую тему. Во-первых, благодарность коллегам, всем, кто работает в отрасли, за их действительно тяжелую работу. И конечно, если бы не было такого развития, не было бы и проблем. Поэтому проблемы с автобусами, с экскурсоводами, с тем, что гостиницы не дают заранее цены и ориентированы на индивидуальных туристов, — это следствие, скажем, роста и следствие, наверное, нехватки номерного фонда.

Развивая ваш тезис: «Казань уперлась, дальше не растем», — я бы не в этом ракурсе смотрел на этот вопрос, потому что мы, как государственный орган, можем оперировать какими-то более или менее проверенными данными. Да, от того, что я сейчас скажу, что, условно, Казань посетили не 160 тысяч, а 300 тысяч туристов, что, собственно, изменится? Если их приехало в 2 раза больше, то где эти люди? Где они разместились, где они жили, где они ели, где они показали в музеях двукратный прирост? Поэтому мы в своих оценках туристического потока исходим из понимания объема номерного фонда, понимания средней загрузки номерного фонда за новогодние каникулы, средней продолжительности пребывания туристов и нашей оценки, сколько туристов живет в неклассифицированных средствах размещения, а живет, по сути, на съемных квартирах. И поэтому мы эту цифру выводим, исходя из этих наших подсчетов.

Хочу подчеркнуть, что официальной статистики, которая бы показывала, сколько за новогодние праздники приехало в любой регион Российской Федерации, просто нет. Вот все, что вы читаете в средствах массовой информации, — это заявления руководителей отрасли или еще каких-то других представителей отрасли на местах. У них точно так же нет в руках никаких официальных данных, которые могли бы подтвердить нам двукратный, 30-процентный прирост в новогодние каникулы и так далее.

Мы сейчас работаем с двумя компаниями по анализу турпотока с использованием big data. Честно скажу, там цифры выше, безусловно. Но мы ведем калибровку, настройку этих моделей, для того чтобы действительно быть уверенными, что туда, в эту цифру, не попадает нецелевой поток. И опять же это будут данные, основанные на неких моделях, фиксирующих цифровой след приезжающих к нам гостей. Поэтому туристический поток даже на новогодние каникулы в Татарстан растет ежегодно, причем растет за счет размещения людей в частные квартиры. Но еще раз повторяюсь, мы не занимаемся гаданием на кофейной гуще, мы выдаем те цифры, которые можно обосновать. Поэтому действительно проблема, в которую мы уперлись, — это проблема недостаточного номерного фонда. И получить 30- или 40-процентный прирост по новогодним каникулам или даже в целом по году мы сейчас просто не можем, потому что этим людям негде будет жить.

— Серый рынок — сколько он занимает по вашим оценкам?

— В этом году мы провели достаточно большой опрос прибывающих к нам гостей, туристов в основных туристических точках города Казани. Выборка составила 10 тысяч человек — это достаточно репрезентативная выборка. Из общего числа туристов 60 процентов живут в гостиницах и хостелах, 27 процентов — на квартирах, 13 процентов — у друзей и знакомых.

Ильсур Метшин: «Украшен будет не только центр города»

— На Новый год достаточно ли мероприятий и впечатлений в Казани, Татарстане, чтобы ради этого приехать? Или все-таки едут, потому что больше ехать некуда? Или первый раз только приезжают?

— Знаете, это классическое ощущение человека, который живет в своем родном городе. Кажется, что в городе мало что происходит, но это следствие того, что человек особо не интересуется этим. У нас очень большое количество различных мероприятий проходит и в новогодние каникулы, и не только. Казань на Новый год оформляется как сказочный город! Красивейшая иллюминация, прекрасная везде инфраструктура, все работает, все туристические центры начиная с 1 января открыты, принимают гостей и туристов. Вся сфера общественного питания просто гудит все эти дни. Люди ходят и посещают музеи, выставки, парки.

По опросу, 94 процента людей готовы вернуться в Казань, им очень понравилось. То есть процент людей, которым не понравилось пребывание в Казани, минимальный. Поэтому едут к нам не потому, что больше некуда ехать, а едут к нам действительно потому, что у нас красиво, у нас интересно, у нас гостеприимно, у нас вкусно! Да, у нас есть проблемы, которые коллеги озвучили, но мы стараемся развивать те сервисы, которые позволяют людям самостоятельно в том числе находиться в нашей республике и пользоваться всеми услугами.

— Возвращаясь к статистике. Все-таки до конца непонятно, что мешает через сотовые компании посчитать, сколько человек приехало с 31 декабря по 10 января? Не пробовали по этому пути пойти?

— Мы сейчас с двумя компаниями как раз и занимаемся калибровкой этих моделей. Они, честно скажу, с моей точки зрения и с точки зрения нашей команды, не идеальны, там очень много помех, которые попадают в общую статистику. Я думаю, что мы к середине года калибровку закончим и тогда сможем уже озвучить данные, в которых мы, скажем так, вместе с этими агрегаторами будем более-менее уверены.


«Нехватка персонала на языках тотальная, процентов на 70»

Модератор: Подведем итоги летнего турсезона и предварительные итоги года. Инга Сергеевна, как Казань позиционирует себя на карте внутреннего туризма? Какие тренды наметились?

Гадзаова: Сезон в этом году прошел неплохо, даже есть небольшой прирост касаемо загрузки. У нас высокая доля возвратного туриста. Причем возвращаются к нам не то, что даже второй раз, некоторые и 7-й раз приезжают! Также есть такая тенденция: если в прошлом году период проживания был порядка 7 дней, то в этом году больше было тех, кто на сутки-двое остаются. Увеличился турпоток на личных автомобилях.

Что касается накладки мероприятий на турсезон, о которой говорили ранее, в этом году май все-таки постарались разгрузить — форум «Исламский мир» отодвинули от майских праздников. Город нас слышит, предпринимают какие-то шаги, для того чтобы не было такого рода накладок.

В плане исторических мест, экскурсий в Казани все здорово. Но все-таки не стоит забывать и национальную кухню. К сожалению, мне тяжело отметить такие рестораны, которые бы отели могли порекомендовать. Если раньше, например, был Дом татарской кулинарии, славилась кухня, то сейчас у нас есть только какие-то попытки представления о нашей национальной кухне, и они очень слабые.

— А «Татарская усадьба» не выполняет эту функцию?

— Ну, она единственная. Представьте там туристический поток в сезон!

— А «Тюбетей» — такой модный татарский фастфуд?

— Это все равно немножко не то.

— Почему?

— Мы понимаем, что статус у гостей тоже бывает разный. И нужно больше разнообразной татарской кухни.

Любовь Ковалева: «Восприятие туриста, путешествующего в республику, — это хиджаб, это мусульманский регион. И оно действительно сохраняется. Это на самом деле было для меня откровением года, что немножечко осталось такое закостенелое восприятие нашего города» Любовь Ковалева: «Восприятие туриста, путешествующего в республику, — это хиджаб, это мусульманский регион. И оно действительно сохраняется. Это на самом деле было для меня откровением года, что немножечко осталось такое закостенелое восприятие нашего города»

Модератор: Любовь Анатольевна, какое вообще представление у туристов о Казани?

Ковалева. Когда смотришь, например, «Яндекс.Метрику» в самые ходовые летние месяцы сезона — по 7 тысяч запрос на статью «Как одеваться в Казани». Восприятие туриста, путешествующего в республику, — это хиджаб, это мусульманский регион. И оно действительно сохраняется. Это на самом деле было для меня откровением года, что немножечко осталось такое закостенелое восприятие нашего города. И гость действительно думает: а как я должен ходить? Я могу надеть шорты?

— Ну, это же хорошее, так сказать, восприятие человека. Что плохого здесь?

— Ассоциация очень четкая именно с религией по-прежнему, как, собственно, город и позиционировался до и по сей день, что это все-таки город двух религий, это контраст, это православие, это ислам. Но мы все забываем, что у нас больше 100 национальностей. Это безумно выгодный микс, который можно подарить гостю.

Сейчас очень большой запрос идет на гастрономию. И правда, ресторан «Татарская усадьба» фактически сохраняет свою главенствующую позицию. Но представьте себе, 150 тысяч туристов и один ресторан! Почему я, например, без предзаказа не порекомендую поехать в этот ресторан? Половины меню нет — закончилось, сервис не справляется, официантов недостаточно. Потому что весь этот поток в этом ресторане. И они борются с этой проблемой, стараются оказать определенные услуги. У нас остается ресторан «Чирэм», «Туган Авылым», «Тюбетей»… Кроме шуток, половина туристов, статусных и нестатусных, ходят в «Дом чая» за их исключительными мучными изделиями и мучниками, которые там по сей день одни из лучших в городе!

Летний сезон же был безумно насыщенным! Мы не могли обеспечить очень часто какие-то позиции. Например, в город Иннополис к нам приехали очень статусные инвесторы и искали экскурсовода. Но в самую ходовую дату не найти человека хорошего. Благо у меня стаж — 12 лет (смеется). А теперь представьте, что нас ждет в следующем году — игры стран БРИКС и саммит. Нехватка персонала на языках тотальная, процентов на 70. Мы будем просто их готовить, видимо, к мероприятиям БРИКС. Потому что англоговорящих толковых в городе от силы 50 человек — это те, кто говорит.

— Экскурсоводов?

— Это те, кто говорит, что они водят экскурсии. По факту часть будет сидеть с бумажкой и читать с диким акцентом. И я молчу про остальные языки — испанский, китайский. В сентябре состоялся российско-китайский форум в Казани. Это было очень тяжело — мы готовили людей буквально в моменте, сажали к своим экскурсоводам, просто экспресс за два дня, восстановление памяти далекого чемпионата мира по футболу.

— А в плане туристического потенциала Казани — как его раскрыть?

— Региональный туризм был всегда сильным, но на него никогда не было особого внимания. В этом году мы первыми запустили региональные турпродукты Казань – Чебоксары и Чебоксары – Казань. Вопрос: что удивит казанцев в Чебоксарах, зачем они туда поедут? Там была изюминка — билеты на «Валдай», то есть мы прибывали в Чебоксары на водном судне. И казанец любит путешествовать даже в малый город — он поедет и в Йошкар-Олу, и в Чебоксары, независимо от уровня развития туристического потенциала, если дать какую-то «конфету» этому туристу.

Душновато, но быстро: как Лизалин отправил в плавание новый «Метеор»

«У меня дважды спрашивали: а какая у вас валюта в Татарстане?»

Модератор: Елена Владимировна, вы также возите туристов. Откуда в основном в РТ приезжают?

— По федеральной президентской программе «Россия — страна возможностей» к нам приезжало огромное количество гостей со всей России, они были в восторге от Татарстана. Недавно группа была — она проехала через Казань, Чебоксары, Йошкар-Олу. И два последних города оставили огромные впечатления об их этнике, том, чего нет у нас.

— Вот так? То есть татарам учиться и учиться?

— Татарам учиться и учиться. Да, у нас нет такого, скажем так, загородного или пригородного комплекса туристического, который мог бы показать этнику во всей ее красе.

— А там что есть?

— Там есть комплекс «Ясна», комплекс в Козьмодемьянске. Причем это национальный комплекс, этнографический, который уже работает очень давно, более 25 лет. Там все работники представляют свои национальные программы. А у нас такого нет.

— То есть они знакомят с культурой своей нации?

— Они знакомят со своими национальными традициями на уровне двух-трехчасовых программ.

— Это все частное или государственное?

— Марийское — это государственное, в Чебоксарах — частное, на гранты.

— А у нас такого нет?

— Под Свияжском есть комплекс «Татар авылы», это этнографическая деревня под открытым небом, где представлены татарские домики, мельница, сараи. Проект развивает один человек, любитель, показывает татарскую национальную тематику. Он вложил свою душу в проект. Но он один, ему нужна поддержка. Есть также музей Каюма Насыри в Очасырах Зеленодольского района — он государственный, и там также интересно, туда водим группы. Но только этих комплексов для республики недостаточно.

— Есть главные события этого года, которые привлекали туристов в РТ?

— Это все-таки праздники — майские праздники, детские традиционно. Возвратных туристов в Казани очень много.

— А ради чего приезжают? Что является магнитом?

— Здесь они уже просто приезжают отдохнуть — погулять, посмотреть, походить по ресторанам.

— А до этого они не отдыхали, работали?

— А до этого они были на экскурсиях, познавательных программах. Потом для души приезжают: погулять по набережной, прокатиться на теплоходе, просто прогуляться по улицам.

— На фоне других городов-миллионников как мы выглядим?

— Начну с того, что я являюсь экспертом всероссийского конкурса «Маршрут года» и выезжаю на конкурсы, финалы, куда съезжаются регионы со своей программой и со своими презентациями. И мы в этом конкурсе практически не участвуем, хотя 5–6 лет назад участвовали некоторыми компаниями. А сейчас многие регионы выезжают целыми бригадами, по 30–40 человек. Например, тот же самый Нижний Новгород представляет большое количество своих программ. Очень ярко сейчас начинают работать Башкортостан, Ижевск, Кузбасс, Самара, Белгород, Уфа.

— А почему мы не участвуем в этом конкурсе?

— Я думаю, что наши компании считают, что им и так всего достаточно, у них и так все хорошо, «мы крутые ребята». А Нижний Новгород очень активно продвигает себя последние пять лет.

— И по потоку за прошлый год он обогнал Казань — 3,9 миллиона против 3,7 миллиона туристов.

— Результат есть, да. Потом, они ближе к Москве, у них ездит «Ласточка», у них большое количество гостиниц, причем хорошего пятизвездочного уровня.

Игорь Воронов: «Вообще, действительно, чем берет Казань, очень многих поражает центральное положение — Восток-Запад. И когда на одной улице с одной стороны действующая мечеть, с другой — церковь» Игорь Воронов: «Вообще, действительно, чем берет Казань, очень многих поражает центральное положение — Восток – Запад. И когда на одной улице с одной стороны действующая мечеть, с другой — церковь»

Модератор: Игорь Аркадьевич, а на вашей практике, какой Казань видят туристы?

Воронов: Подтверждаю, что туристы спрашивают: «Как одеваться в Татарстане, какая у вас валюта?» Причем на полном серьезе. Нас часто путают — Татарстан, Узбекистан, Казахстан и так далее. Вот этот «-стан» очень даже сбивает. А вообще, действительно, чем берет Казань, очень многих поражает центральное положение — Восток – Запад. И когда на одной улице с одной стороны действующая мечеть, с другой — церковь. И никто не воюет, совершенно спокойно, для многих это культурный шок настоящий! Причем очень часто вот этот культурный шок встречается у жителей столиц.

— Реальный какой поток этого года по сравнению с прошлыми? Как вы ощущаете?

— Более выровненный — раз. И у меня ощущение, что больше индивидуалов стало, меньше групп. И стало больше иногородних автобусов. Причем они даже не берут экскурсоводов порой, сами со всем справляются. Там супербюджет, они селятся где-то в отдалении. Еще одно наблюдение: раньше как-то был спрос на экскурсии «Казань литературная», «Казань театральная». Все, ушло, конвейер.

— А сейчас дайте нам рестораны?

— А сейчас да, дайте вот так вот быстренько, оперативненько! За два часика Казань проведете? Нет, не проведу. И за три не проведу на самом деле. Закладывайте четыре минимум.

— Какие-то главные события года были, которые привлекали туристов?

— Сложно сказать. Я помню еще, когда была та же самая Универсиада, например, то у нас работы почти не было. А когда проходит тот же самый марафон наш в Казани или триатлон, весь центр города перекрывается, и мы не знаем, как вести экскурсии, нам не проехать, не пройти. Мы не пойми где бросаем автобусы и короткими перебежками буквально вынуждены вести программу.

— А ради чего приезжают в Казань? Кремль и аквапарк раньше были одними из фишек, а сейчас?

— И сейчас. В Богородицкий монастырь едут также, новый город и исторический центр посмотреть. Но это очень традиционные объекты, джентльменский набор, так сказать. Также это дневная и вечерняя Казань, остров-град Свияжск. Кто как-то на большее рассчитывает, то уже выбирают Болгар, иногда Елабугу.

Гульнара Сафина: «Что касается летнего сезона, он в этом году, действительно, прекрасный. 90 процентов загрузки — это, наверное, у всех коллег. По выручке — она выше в этом году. Но, с другой стороны, есть инфляция, и ее тоже со счетов сбрасывать нельзя» Гульнара Сафина: «Что касается летнего сезона, он в этом году действительно прекрасный. 90 процентов загрузки — это, наверное, у всех коллег. По выручке — она выше в этом году. Но, с другой стороны, есть инфляция, и ее тоже со счетов сбрасывать нельзя»

«Не всегда нам удается убедить все органы власти, что надо вкладывать туда, где все развивается»

Модератор: Гульнара Маратовна, как эксперт по гостиничному бизнесу, расскажите, что с динамикой по турпотоку и как это отражается на выручке отелей?

Сафина: Что касается летнего сезона, он в этом году действительно прекрасный. 90 процентов загрузки — это, наверное, у всех коллег. По выручке — она выше в этом году. Но, с другой стороны, есть инфляция, и ее тоже со счетов сбрасывать нельзя. Напомню, что у нас еще в 2017–2018 годах загрузка гостиничного рынка была 54–56 процентов. И мы были счастливы, радовались. Сейчас у нас загрузка уже годовая — 80–85 процентов.

— То есть тренд на нарастание турпотока есть?

— Есть, и мы рынок развитый, но не развивающийся. По сравнению с тем же Нижним Новгородом, Самарой, они развивающиеся рынки. Лет 5–7 назад, вспомните, коллеги, как мы на выставках, на всех фестивалях, участвовали во всем! Потому что нам нужно было денег зарабатывать, поэтому мы крутились-вертелись и все сегменты рынка показывали вот эту заинтересованность. А сейчас наша задача — хорошо хотя бы отдать. Потому что есть дефицит персонала, причем во всех направлениях туристического рынка. Мы не завод. Это там на 10 тысяч «квадратов» ты можешь, условно, поставить несколько операторов. А наши 10 тысяч в отеле — ты там обязан упаковать его в 100 человек персонала. И мы не можем их роботами заменить, к сожалению.

— Пока еще.

— Да. И опять же, туристический бизнес низкомаржинален по доходу. Но у нас есть и вектор развития. Мы вышли на топовый уровень мероприятий, как Москва и Санкт-Петербург. Будущий саммит стран БРИКС — это даже не исламский саммит, который у нас был. Это огромный плюс, потому что мы прирастаем солидностью, и для отеля это тоже хорошо. И это повод, чтобы развивать нашу инфраструктуру.

Артем Прокофьев: «Гостеприимство — это комплексная услуга, включающая в себя и безопасность» Артем Прокофьев: «Гостеприимство — это комплексная услуга, включающая в себя и безопасность»

Модератор: Артем Вячеславович, вы бы как предварительные итоги сезона оценили?

Прокофьев: Успешный летний сезон — это, конечно, во многом восстановительный рост после пандемии. А сейчас, когда прежний уровень восстановился, мы упираемся в пределы, барьеры, которые нам надо преодолеть. При этом растет конкуренция между регионами, мы видим, какими темпами растет турпоток в целом по России. У Татарстана, конечно, есть преимущества, я считаю, они очень большие. Несмотря на то что транспортная инфраструктура в России имеет свои проблемы, а в особенно пиковые моменты она перегружена, в нашей республике все-таки очень развиты все ее составляющие: использование различных видов транспорта, придорожная инфраструктура и так далее. Большую роль играет и сама туристическая индустрия в целом. В Татарстане большой размер номерного фонда на фоне других регионов, а самое главное — постоянно идет его развитие. Высокого качества общественные пространства и объекты общепита.

Гостеприимство — это комплексная услуга, включающая в себя и безопасность. Мы же увидели в этом году вызовы в новых регионах, на том же Кавказе, где туризм активно развивался, какие есть проблемы, в том числе с безопасностью даже аэропортов. А турист приезжает, он хочет, чтобы в целом гостеприимство было на высоком уровне по всем составляющим. В Татарстане, спасибо всем, кто в этой отрасли работает, у нас в этом плане большая работа проделана. Мы умеем это делать на хорошем уровне, и этому многим надо учиться.

К сожалению, не всегда нам удается убедить все федеральные органы власти, что надо вкладывать туда, где это действительно развивается туризм и есть отдача по турпотоку. Потому что у нас до сих пор по некоторым направлениям «всем сестрам по серьгам» пытаются сделать. Например, сейчас есть проект по единой субсидии на вспомогательную инфраструктуру туристическую. Краснодарский край, Татарстан и Челябинск, — одна сумма планируется. Ну как так? Колоссальная разница в турпотоке. Поэтому мы над этим тоже работаем и в том числе в комитете по туризму в Госдуме планируем отдельное обсуждение провести, чтобы делать акценты там, где действительно мы видим экономический эффект от вложений.

— На фоне остальных миллионников как выглядит Казань? Почему Нижний так динамично развивается и даже буквально нас обогнал?

— Здесь вопрос, как это учитывать и как считать. Само даже министерство экономического развития сейчас хочет корректировать, обсуждать варианты того, как учитывать туристические потоки. Казань, безусловно, впереди. Мы первые в Поволжье реализовали стратегию развития туризма. Здесь надо отдать должное и руководству республики, кабинету министров, госкомитету по туризму, мэрии Казани, и, конечно, всему сообществу, которое в этой сфере трудится. Казань быстро осуществила восстановление допандемийного уровня турпотока, но теперь надо понимать, что, если мы планируем развиваться дальше, надо делать следующие шаги, в том числе это касается и решения главной проблемы — преодоление дефицита мест размещения.

Тимур Хайбуллин: «Удачное экономическое и геополитическое расположение Казани, удобная транспортная доступность — в низкий сезон играют очень большую роль» Тимур Хайбулин: «Удачное экономическое и геополитическое расположение Казани, удобная транспортная доступность — в низкий сезон играют очень большую роль»

Модератор: Тимур Шагардинович, вы какие тенденции заметили в последнее время?

Хайбулин: Кроме туристов еще есть люди, которые приезжают к нам в командировку. И их в последний год заметно-заметно прибавилось. Удачное экономическое и геополитическое расположение Казани, удобная транспортная доступность — в низкий сезон играют очень большую роль. Потому что мы проводим и мероприятия внутри гостиниц, на конференц-площадках. Соответственно, эти гости приезжают, конечно, как туристы, которые бронируются на каких-то сайтах. Мы их считаем индивидуальными туристами, хотя понимаем, что они приезжают именно в командировку. Таких гостей у нас за этот год прибавилось на 15 процентов.

«Национальный турмаршрут мы планируем сделать неким аналогом «Золотого кольца»

Модератор: Сергей Евгеньевич, какие предварительные итоги турсезона в Татарстане можете подвести?

Иванов: По данным Росстата и количеству размещенных гостей в гостиницах за 9 месяцев, к сожалению, есть небольшое снижение на 2 процента — нас посетило 3,1 миллиона человек. Но мы с Росстатом разбирались. У них методика, которая анализирует три последних года, и на основе этого они делают некую модель экстраполяции по лицам, размещающимся в КСР (коллективные средства размещения — прим. ред.). И такая ситуация произошла по всем регионам, у которых был высокий туристический поток, до пандемии. Соответственно, в 2020-м, когда мы действительно сильно упали, практически вполовину, как и все, собственно, эти показатели фактически влияют и на модель, которую рассчитывает Росстат уже по 2023 году. Они сейчас ее пересматривают, корректируют, но я думаю, что по итогам года цифра уже будет скорректирована.

У нас есть оперативные данные по количеству посетителей наших музеев-заповедников. Там идет прирост — от 12 до 22 процентов. Так, за 10 месяцев этого года в турцентрах побывали 7,5 миллиона человек против 6,2 миллиона посещений в 2022-м. То же самое могу сказать по выручке и коллективных средств размещения, и по оказанным услугам — прирост примерно 25 процентов по отношению к прошлому году. То есть это в абсолютном выражении к деньгам.

Хотелось бы сказать, что действительно, конкуренция растет, и Артем Вячеславович правильно говорит — города взялись за развитие туризма. Это очень здорово. И, для того чтобы использовать весь синергетический потенциал, в этом году мы прошли официальную модерацию и рассмотрение на экспертном совете и защитили национальный туристический маршрут «Великий Волжский путь». Он уже объединяет три региона Приволжского федерального округа — Чувашию, Марий Эл и Татарстан. Имея статус национального турмаршрута, мы имеем доступ к механизму поддержки федерального уровня, который нацелен как раз таки на развитие инфраструктуры национального маршрута. Наша стратегия в том, чтобы Татарстан стал таким неким хабом на Средней Волге, куда бы приезжали люди и путешествовали не только внутри нашей республики, но и путешествовали по другим регионам ПФО.

— Какие события вы бы еще отметили?

— Безусловно, это появление четвертого объекта Татарстана — Казанской обсерватории — во Всемирном списке ЮНЕСКО. Это стратегическое событие, которое дает нам еще одно мощнейшее конкурентное преимущество на длительную перспективу. Национальный турмаршрут мы планируем и дальше развивать, включать в него новые регионы, сделать неким аналогом «Золотого кольца», которое существует вокруг Москвы, чтобы люди путешествовали, захватывали несколько регионов за одну поездку. Ну и третье важное событие, — это появление скоростных судов класса «Метеор» в Татарстане и обкатки маршрута Казань — Чебоксары и Казань — Ульяновск. Вот те заделы, которые принципиально меняют туристическое предложение нашей республики на российском и, в принципе, на зарубежном рынке.

Выстроив сеть межрегиональных маршрутов по реке на скоростных судах, мы получаем совершенно новый туристический продукт, который позволяет нам растягивать национальный турмаршрут «Великий Волжский путь» вниз по Волге и дальше вверх по Волге. Идея такая, чтобы люди путешествовали между всеми регионами от Нижегородской области до Саратовской области на «Метеорах» как по принципу метро: в любом городе зашел, в любом городе вышел.

— А что у нас с национальной кухней, о проблемах которой говорили участники круглого стола?

— Здесь у нас есть пробел в плане того, что нам надо попросить нашу ассоциацию рестораторов приглашать в гостиницы на такие национальные завтраки, презентовать национальную кухню. На нашем сайте Visit Tatarstan есть отдельная статья — предлагается 15 заведений с национальной кухней, из них 8 ресторанов и 7, соответственно, кафе. Это такие рестораны, как не только «Татарская усадьба», это «Чирэм», это ресторан «Милли» (гостиница «Мираж»), «Туган Авылым», ресторан «Гусь», даже в кафе «Сказка» на Баумана тоже есть татарская кухня. Также это «Тюбетей», «Кыстыбый» и все остальное. Выбор сейчас большой и в формате экономсегмента, и в формате премиум-питания.

Если говорить о продвижении республики, мы действительно этому большое внимание уделяем, продвигаем ее за пределами республики. Я знаю, что вы неравнодушны к нашим баннерам, которые расположены в московском аэропорту.

«Жуткий баннер»: Сергей Иванов повесил в аэропорту Москвы новую рекламу Татарстана

— Они просто нас поразили! Елабуга, например, ассоциируется со смертью Цветаевой, ну это просто ножом по сердцу…

— Я вам честно скажу, Цветаева в экскурсионной программе Елабуги занимает одно из центральных мест. Да, этот факт рассказывают. Но на нашем баннере не было ни слова про этот контекст, это просто домыслы людей, с моей точки зрения. Пушкин умер в Санкт-Петербурге, и что?

— Ну, они же не говорят: «Приезжайте, потому что он здесь умер». Они говорят: «Приезжайте, потому что он здесь творил».

— Вы знаете, Цветаева не приехала умереть в Елабугу, Цветаева приехала жить в Елабугу. Просто так сложилось, что ее жизнь там оборвалась. Поэтому причина приезда совсем другая. Я специально сегодня, вы видите, надел вашу любимую футболку (Иванов принимает участие в круглом столе по видеосвязи — прим. ред.). И у нас начнется сейчас очень активная кампания в интернете. Мы действительно пытаемся дойти до всех наших потенциальных туристов. В Татарстан приезжают и с Камчатки, и из Калининградской и Мурманской областей. То есть география — это вся наша страна. Поэтому нам надо идти дальше, нам надо действительно создавать условия для развития номерного фонда, для развития межрегиональных речных перевозок, для появления большего количества экскурсоводов с хорошими, качественными сервисами.

— А как позиционируется Казань, Татарстан на карте внутреннего туризма России? Есть базовые вещи?

— Несколько смыслов, конечно же, есть. Это регион, в котором проживают мирно две основные мировые религии — православие и ислам. И это видно на каждом шагу, начиная с Кремля, в традициях, культуре и так далее. Действительно, это некое пересечение восточного и западного мира. Второе — это город с богатейшей историей, город, которому тысяча лет, и объекты, которые у нас находятся, — Великий Болгар и остров-град Свияжск — самого высокого качества, что подтверждается вхождением в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Третье — это, конечно, наша национальная кухня. Это наша гордость, это то, чем мы отличаемся, то, что люди действительно отмечают в своих комментариях. Четвертое — это река Волга. Это река, которая имеет глубокий смысл для всей нашей страны. Как я уже сказал, с появлением скоростных судов начинает уже по-настоящему раскрываться собственно смысл этой реки в туристическом обороте.

Ну и, конечно, пятое — это наши люди, это наше гостеприимство. Девушка, которая на баннере с чак-чаком, приглашающая на чак-чак-питие в Татарстан, — это символ того, что мы очень рады гостям, встречаем их очень тепло и стараемся сделать так, чтобы человек получил тысячу и одно удовольствие от посещения нашей республики. Вот это пять базовых смыслов, которые мы продвигаем. Да, есть нюансы, есть разные спортивные, культурные события и фестивали, есть какие-то нишевые продукты, но глобально вот эти пять направлений, которые мы двигаем.

— Возвращаясь к национальной кухне. Да, какие-то ее элементы представлены в наших ресторанах. Но для властей и республики, мне кажется, нужно осознать, что у нас такого знакового места с татарской кухней нет. Это огромная недоработка.

— Ресторан «Чирэм» в Кремле в этом году стал по версии Wheretoeat лучшим рестораном национальной кухни. Это действительно очень классное место, оно не очень большое, но очень выдержанное. Потом, ресторан «Милли» на первом этаже гостиницы «Мираж» — с прекрасным видом на Казанский кремль, с отличной татарской кухней. Ресторан «Пир», в котором есть эчпочмаки.

— Вспомните Дом татарской кулинарии, это же было такое место, где тотально все блюда представлены. Хоть бычьи хвосты, хоть эчпочмак, хоть лапша. Человеку, когда он приезжает в Татарстан, реально хочется погрузиться в атмосферу…

— Да, я согласен, это потеря — Дом татарской кулинарии, но так объективно произошло. Наша задача — развивать места не хуже, с такими же традициями.

— Спасибо, Сергей Евгеньевич!

Продолжение следует.