Впрочем, едва ли не главный вопрос Радию Хабирову был задан уже на старте без малого 4-часового политического шоу, проходившего в местный вечерний телевизионный прайм-тайм, «Прямая линия» началась в 19.00 по Уфе Впрочем, едва ли не главный вопрос Радию Хабирову был задан уже на старте без малого четырехчасового политического шоу, проходившего в местный вечерний телевизионный прайм-тайм. Прямая линия началась в 19:00 по Уфе Фото: bashkortostan.ru

«Я всегда говорю, что стерильных выборов не бывает»

Впрочем, едва ли не главный вопрос Радию Хабирову был задан уже на старте без малого четырехчасового политического шоу, проходившего в местный вечерний телевизионный прайм-тайм. Прямая линия началась в 19:00 по Уфе. «В сентябре 2024 года выборы главы РБ. Радий Фаритович, вы будете баллотироваться на второй срок?» — спросил один из местных журналистов.

«Я говорил, что я все-таки член команды Путина, и решение будет приниматься Владимиром Владимировичем. Если Владимир Владимирович сочтет возможным и скажет: „Иди еще поработай“, — я пойду на выборы. Если будут иные решения, значит, примем иные решения и будем работать где-то в другом месте», — ответил Хабиров.

Тогда другой корреспондент уточнил, если последнее слово за Путиным, то, соответственно, предполагается переизбрание весной 2024-го и президента РФ на очередной срок. «В этом нет никакой интриги. Мы бываем политкорректными, когда предсказываем какие-то выборы. Но мы же взрослые люди — посмотрите, какой рейтинг, какое одобрение его работы. Оценивая ситуацию, могу сказать, что соперников у нашего действующего президента нет, — прокомментировал Хабиров, а потом добавил: — Мы надеемся на это, сколько дел еще надо сделать». Последнее прозвучало, когда его переспросили, известно ли ему о намерении Владимира Путина идти на новый срок.

Глава РБ понимает, что в период выборов могут быть различного рода провокации, и потому власти максимально внимательно следят за ситуацией. Однако сами выборы угрозы не несут, хотя это всегда активизация общественной жизни из-за дебатов и иных процедур, поэтому где-то будет резкость, обвинения и черный пиар. «Я всегда говорю, что стерильных выборов не бывает. Потому что это борьба интересов, борьба за власть. А власть никто просто так не отдает», — уверенно заявил Радий Фаритович.

Если Хабиров все же пойдет на второй срок, то ему нужна своя команда, часть которой он растерял, из-за чего и возникли сомнения в его политическом будущем. К примеру, министр ЖКХ Борис Беляев и министр строительства Рамзиль Кучарбаев летом получили тюремные сроки за служебный подлог и превышение должностных полномочий из-за чего бюджету региона был причинен ущерб в 95 млн рублей. Уголовное дело тянулось с 2021 года, но с должностей они были уволены на днях. Данное решение спикер объяснил тем, что ждал вступления приговора в силу, а также ему «до сих пор никто не объяснил, положили они себе в карман что-нибудь и была ли корысть». Сначала Ленинский районный суд Уфы приговорил Беляева и Кучарбаева к 6 годам колонии общего режима каждого, но в середине ноября Верховный суд РБ серьезно сократил срок наказания — Кучарбаеву до 3 лет, Беляеву до 2 лет и 2 месяцев лишения свободы, причем отбывать наказание им теперь предстоит в колонии-поселении.

Примечательно, что «своих людей» Хабиров бросать не собирается и, как только бывшие министры отмотают сроки, предложит им работу, пусть и не на государственных должностях. Преступление доказано, но не надо «людей за Можай» загонять, подчеркнул глава субъекта, особенно, если речь о профессионалах своего дела, пусть и оступившихся.

«Кому еще из своих подчиненных готовы дать второй шанс?» — поинтересовались у него. «Вы на Мурзагулова* намекаете, — с ухмылкой уточнил Хабиров. — Там проблема в чем? К сожалению, он перешел, а это будет устанавливать суд, точку невозврата, связанную с нарушением закона». Так что индульгенции от бывшего шефа опальному экс-председателю совета директоров «Башинформа» и бывшему главе Общественной палаты РБ Ростиславу Мурзагулову*, уехавшему из страны после начала СВО и ставшему резким критиком российских порядков, в случае чего, ждать не приходится.

«Путь самурая» Ростислава Мурзагулова*: как бывший пиарщик Хабирова стал иноагентом

При этом глава Башкортостана оставил зазор в этом вопросе, сказав, что раньше был очень категоричен и «рвал концы» после плохого поступка. Но жизнь намного сложнее, поэтому нужно быть мудрее — в каждом деле есть нюансы, и люди могут ошибаться.

А еще от Хабирова слегка досталось еще одному уехавшему, правда, не за границу, а в Москву. У него уточнили, есть ли в его команде «башкир с папочкой» (так Радий Фаритович называет тех, кто вхож в высокие столичные кабинеты), который мог бы выбить у федеральной власти деньги на республиканские проекты. Глава РБ вспомнил, что в свое время «башкиром с папочкой» был руководитель его администрации Александр Сидякин, ныне возглавляющий ЦИК «Единой России». «Он [затратил] много энергии… не получилось у него», — подытожил оратор.

«Если вы меня спросите, в чем суть работы главы. Суть моей работы — дожимать. Я должен все время поддавливать, чтобы люди работали и был реальный эффект. Сейчас сформирована дееспособная команда, потому что она доказала себя в ЧС — ковид, СВО», — философствовал Хабиров уже ближе к концу прямой линии и добавил, что не выбирает себе соратников по принципу «ишимбайские» и «красногорские». Напомним, глава РБ родом из Ишимбая, а в подмосковном Красногорске работал мэром.

Предсказуемо множество вопросов касалось темы СВО, Хабиров даже в какой-то момент признался, что эта проблематика занимает так много времени в его работе, что его не хватает на решение иных вопросов, касающихся повседневной жизни региона Предсказуемо множество вопросов касалось темы СВО, Хабиров даже в какой-то момент признался, что эта проблематика занимает так много времени в его работе, что его не хватает на решение иных вопросов, касающихся повседневной жизни региона Фото: bashkortostan.ru

«Самое большое количество информационных атак сейчас идет на Башкортостан»

Предсказуемо множество вопросов касалось темы СВО, Хабиров даже в какой-то момент признался, что эта проблематика занимает так много времени в его работе, что его не хватает на решение иных вопросов, касающихся повседневной жизни региона. В частности, он объяснил, почему республика сформировала аж 17 именных подразделений, участвующих в спецоперации. Есть возможность выделять региональные меры поддержки; важно знать, кто будет командовать бойцами из РБ; есть взаимовыручка между бойцами как земляками; логистически удобно доставлять помощь в одно место», — перечислил он. Также руководитель региона заверил: гуманитарка и адресные посылки от родных военным доходит в полном объеме, а на Новый год детей участников СВО порадуют подарками от Деда Мороза.

При этом было отмечено, в самой республике излишне агрессивная военная тематика не проповедуется, но из-за СВО против страны работает целая армия провокаторов, диверсантов, шпионов и террористов, и с этим нужно считаться. Со слов Хабирова, правоохранителями за это время в регионе был предотвращен ряд террористических действий, хоть это и не афишировалось. Но даже в таких условиях с властей никто не снимал обязанности развивать республику. «Мы за то, чтобы развивать экономику, чтобы люди ходили в театры и рестораны, ничего плохого в этом нет. Не надо переходить к излишней агрессии и военщине, мы живем в тылу, здесь все должно быть по-человечески», — заметил Хабиров.

Еще одной горячей темой стала Палестина, откуда РБ готовится принять беженцев. Учитывая недавние антиизраильские беспорядки в аэропорту Махачкалы, главу справедливо спросили, не стоит ли бояться подобных ситуаций и в республике. Хабиров не стал утверждать, что такой инцидент невозможен, а потому нужно готовиться ко всему. По его словам, там преступление совершила группа неумных людей, но их действия никак не характеризуют весь Дагестан.

«В этом вопросе надо постоянно работать и уши держать как у немецкой овчарки — торчком, — сообщил Хабиров. — По данным ФАДН, самое большое количество информационных атак сейчас идет на Башкортостан и меня как руководителя. На той стороне сидят неглупые люди, их нельзя недооценивать. Вы же читали, наверное, письмо бывшего министра обороны Украины Резникова? Не поленился, написал „За что воюют башкиры“. Постоянно вбивают клин между башкирами, между башкирами и русскими, между башкирами и татарами. У нас так интересно сложилось, что в целом ряде государств сидят „пельмени“, называют себя лидерами башкирского народа и вещают от имени башкир. Один „пельмень“ сидит в Страсбурге, один — в Канаде, в Америке. Они все на зарплате сидят».

Конечно, было интересно, прозвучит ли в ходе общения тема отношений с Татарстаном, а также болевых точек в этом вопросе. Хабиров, как и год назад, обошелся без этого Конечно, было интересно, прозвучит ли в ходе общения тема отношений с Татарстаном, а также болевых точек в этом вопросе. Хабиров, как и год назад, обошелся без этого Фото: bashkortostan.ru

Спа-отель «рядом с мавзолеем Турахана»

Конечно, было интересно, прозвучит ли в ходе общения тема отношений с Татарстаном, а также болевых точек в этом вопросе. Хабиров, как и год назад, обошелся без этого. Имена, названия и прочее, связанное с РТ, прозвучали лишь несколько раз. Например, говоря о повсеместном кадровом голоде, глава РБ напомнил, что эти проблемы испытывают и гиганты вроде КАМАЗа в Набережных Челнах.

Вспомнил он и о президенте РТ. В самом конце Хабирова спросили, с кем из коллег – региональных лидеров у него сложились самые теплые и дружеские отношения. Тот выделил Рустама Минниханова, губернатора Челябинской области Алексея Текслера, губернатора Оренбургской области Дениса Паслера, губернатора Санкт-Петербурга Александра Беглова, главу Калмыкии Бату Хасикова и чуть погодя, после напоминания, добавил губернатора Московской области Андрея Воробьева.

Не обошлось без знакомых имен и во время обсуждения тех проблем, которые создает строительство платной трассы М12. «По нашей территории пройдет очень большой участок — 140 километров. Представьте, что мы из Дюртюлей залетаем на эту трассу, и влево полетели в сторону Москвы. Считайте, дальше Санкт-Петербург. А вправо сейчас летим до Екатеринбурга, а потом еще до Тюмени, — напомнил Хабиров. — Это будет прекрасная дорога, которая создаст интересные условия. Но что происходит? Объемы работ просто катастрофически большие. Дорога должна быть сдана в конце следующего года. Поэтому интенсивно работы ведутся. И практически все близлежайшие дороги сейчас очень сильно пострадали. Меня уже самого „оборвали“ в социальных сетях».

Но глава РБ заверил, что все эти дороги будут отремонтированы за счет федеральных средств, об этом он договорился с вице-премьером России Маратом Хуснуллиным: «Хуснуллин говорит: „Только не рисуйте ерунду! Дайте то, что реально пострадало, и мы эти деньги вернем“».

И только к середине четвертого часа мероприятия Хабирова все же спросили о будущем открытии Евразийского музея кочевых цивилизаций, некоторые обстоятельства вокруг которого вдруг вызвали довольно жесткую дискуссию, правда, пока только историков и археологов двух республик. Оратор касаться конфликтных вопросов не стал, хотя заметил, что проект музея полностью еще не готов, в том числе есть «концептуальные вопросы».

Наш ответ Чемберлену: «мягкая сила» Рифката Минниханова накроет степную Евразию

«Большой проект» в в Чишминском районе РБ он обозначил как «3 в 1», хотя в итоге получилось скорее «4 в 1». На територии объекта, по словам Хабирова, должны появиться собственно музей, конгресс-центр, центр башкирской лошади и этнодеревня («кусочек древнего Башкортостана»), а также спа-отель под романтичным названием «Кочевник». Все-таки без опыта Татарстана в РБ никуда, идея с гостиницей — явная попытка повторить успех Kol Gali Resort & Spa в Болгаре. Кстати, построят «Кочевник» как раз «рядом с мавзолеем Турахана», мнения о происхождении именно этого памятника разделились в Казани и Уфе.

Всего Хабиров держал удар на ежегодной «Прямой линии» 3 часа 40 минут Всего Хабиров держал удар на ежегодной прямой линии 3 часа 40 минут Фото: bashkortostan.ru

Как Хабиров воспитывает сыновей и при чем тут Наполеон

Всего Хабиров держал удар на ежегодной прямой линии 3 часа 40 минут. «Я полистал некоторые вопросы, они все очень земные — кому-то дрова, кому-то двор, кому-то дорогу подвести, газ», — заметил глава республики, которому прислали более 4,2 тыс. обращений. Естественно, не обошлось без благодарностей руководителю из разных точек Башкортостана, а некоторые вопросы, которые люди ставили в своих сообщениях, были решены еще до начала эфира.

Впрочем, некоторые представители прессы откровенно удивили, выдвинув на передний план социальную защиту… журналистов. Например, главу союза журналистов РБ, главреда газеты «Башкортостан» Вадута Исхакова, ничто не интересовало так сильно, как возможность попросить квоту для ветеранов-журналистов в республиканской программе «Башкирское долголетие». А бравый военкор прямо из зоны СВО интересовался не тем, когда мы победим, а возможностью предусмотреть для корреспондентов на линии соприкосновения страховку жизни и льготы для членов их семей.

Но были и темы, которые волнуют всех жителей РБ. В частности, Хабиров выразил понимание недовольства мусульманской части общества, которая требует достроить соборную мечеть Ар-Рахим в Уфе. Камень в его основание был заложен в 2007 году первым президентом РБ Муртазой Рахимовым, но в силу разных обстоятельств, в том числе и криминального характера, проект заморозился, а в марте этого года рухнул купол одного из минаретов. В ходе прямой линии было обещано, что глава РБ лично займется этим вопросом — в 2024 году начнут обкладку минаретов.

«Башкирские власти как огня боятся появления здесь денег Сулеймана Керимова»

А знаменитый памятник национальному башкирскому герою Салавату Юлаеву в столице республики будет отремонтирован, для этого сооружение с берега реки Агидель придется на время демонтировать. Хабиров возмутили сплетни о том, что работы затевают нарочно, чтобы уничтожить конную статую. «В республике я последний человек, который бы хотел его реконструировать. Я сижу и думаю: „И памятник мне придется реконструировать? Взять все грехи, ошибки и переживания“. К чему это я говорю: со специалистами малодушно общался, говорю: „Нельзя, чтобы после меня кто-нибудь это сделает?“ Нет, нельзя, говорят», — поделился глава. Работы стоимостью 300 млн рублей стартуют после празднований 450-летия Уфы, дату празднования которого перенесли с июня на август, поскольку не успевают достроить некоторые объекты.

Были и вопросы личного характера. Подробность из частной жизни Хабирова касалась 6-летнего сына Фарита и 2-летнего Тимера от второй жены Каринэ Хабировой, на общение с которыми не всегда хватает времени, признался глава. «Это усилие тоже. Ты уставший, он к тебе лезет чего-то — всегда надо находить время. Я даже секрет открою. Периодически жена то одного, то другого [сына] привозит на работу. Он побегал, меня увидел, чай у меня попьет, полазит в шкафах — все, я с ним пообщался, он от меня получил, что папа есть. Считаю, что, если человек на работе и не воспитал детей, это чисто отговорка. Воспитание иногда требует больше души, а не времени», — рассказал он. Напомним, дочери Хабирова от первой супруги живут в Европе.

В конце прямой линии был блиц-опрос от модераторов. Выяснилось следующее. Наполеон — историческая личность, с кем бы Хабиров хотел встретиться. Любимый писатель — Михаил Булгаков. Помимо РБ, любит «смаковать» улицы Санкт-Петербурга. Жена любит, когда он готовит «суп типа хашламы», а между национальным башкирским бишбармаком и пловом глава РБ, что удивительно, выбрал узбекское блюдо.

Но каким же Радий Фаритович видит будущее Башкортостана через 10–15 лет, если у него есть далеко идущие планы? Лидер республики сразу признался, что не сможет ответить на вопрос и объяснял тем, что мир турбулентен. Тем не менее в ближайшее время правительство допишет программу «Башкортостан 3.0» — план развития до 2030 года.

«Моя задача как руководителя большого региона — определять горизонты. В 2018 году мы горизонты определили… Некоторые вещи не выполнили, есть объективные обстоятельства. Некоторые не выполнили, потому что не так хорошо работали в этом направлении, — признался Хабиров. — Тем не менее это какая-то картина мира с указанием конкретных целевых показателей, и эту же картину мира мы сделаем. А каким будет Башкортостан через 20–40 лет, на пенсии же делать нечего — там этим будем заниматься».