DSCF3241-111.jpg
Контракт между ЗПКБ и АВЕВА называют особенным для России и СНГ

«ОЦИФРОВКА» ЗПКБ

Контракт о покупке программного обеспечения 3D решений в проектировании подписали сегодня в рамках выставки «Машиностроение. Металлообработка. Казань». Система проектирования AVEVA Marine (АМ) должна позволить конструкторам ЗПКБ эффективнее проектировать суда и корабли. Точно это звучит следующим образом: «Лицензии AVEVA Marine 12.1 для разработки рабочего проекта по насыщению, в том числе визуализации данных трехмерной модели, создания начальных конструкций корпуса корабля, рабочего проектирования, анализа коллизий, подготовки производственной документации и генерирования чертежей».

По словам генерального директора ЗПКБ Виталия Волкова, АМ позволяет крупный проект сделать меньшими силами. Стоимость контракта – почти 100 млн. рублей – деньги из федерального бюджета. Как заверили «БИЗНЕС Online» замгенерального директора ЗПКБ Сергей Решетов и менеджер по работе с ключевыми клиентами «АВЕВА» Александр Гаврилов, сделка по единовременному приобретению на столь крупную сумму беспрецедентна для российского рынка. «Для подобного рода проектов это большая сумма, - рассказал Гаврилов. - Не берем такие наши сделки, как с судостроителями «Самсунг», «Хендай Хеви Индастриз» – там контракты побольше, но что касается нашего региона, то да. Такой контракт, пожалуй, был только у «Адмиралтейских верфей».

Отметим, что приобретение нового программного продукта вместе с идущим полным ходом переоснащением ЗПКБ выводит зеленодольское предприятие в число самых технически развитых оборонных предприятий Татарстана. По словам советника премьер-министра РТ Назира Киреева, сегодня активно переоснащаются ОАО «Казанькомпрессормаш», ОАО «КВЗ», ОАО «ГИПО», но ЗПКБ – «наиболее продвинутое». Дополним, что сегодня в ЗПКБ готовится к введению в строй суперкомпьютер (стоимость проекта – 20 млн. рублей).

111.jpg
Буян-М спроектирован при помощи AVEVA Marine

А ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ С ВЫПУСКНИКОВ И АСПИРАНТОВ КЕМБРИДЖА

Надо сказать, что ЗПКБ использует 40 продуктов из серии AVEVA Marine с 2009 года. Сегодня было докуплено еще 60, а старые версии – обновлены. Кстати, ЗПКБ уже успело создать на новом ПО малый ракетный корабль – проект 21631 «Буян-М», три корабля которого сегодня строятся на ОАО «Зеленодольский завод им. Горького» (планируется заложить еще пять). «Первый корпус собран, - рассказал сегодня Волков. - Надо иметь в виду, что мы по-настоящему широко взялись за AVEVA Marine на гособоронзаказе, который мы сорвать ни под каким видом не могли». Таким образом, ЗПКБ стало первым российским предприятием, которое приступило к использованию AVEVA Marine на реальном проекте. При этом директор по продажам «АВЕВА» Дмитрий Смельцов сообщил, что его фирма начала «обхаживать» ЗПКБ еще в 2001 году. «Выбрать средство для проектирования – как выбрать спутника жизни. Это навсегда», - оптимистично заметил топ-менеджер «АВЕВА».

AVEVA Group Plc. можно назвать основоположником системы автоматизированного трехмерного проектирования. Фирма была создана в 1967 в году в Кембридже (сегодня компания считается международной, а в Кембридже находится ее головной офис, остальные – в Австралии, Австрии, Канаде, Китае, ОАЭ, Франции, Германии, Гонконге, Индии, Италии, Японии, Малайзии, Мексике, Норвегии, России, Саудовской Аравии, Сингапуре, Испании, Швейцарии, Швеции, Южной Корее, США) под программу правительства Великобритании. Изначально разработкой ПО занимались выпускники и аспиранты Кембриджа. Продукт появился в 1976 году, хотя, как отметил Смельцов, тогда еще и компьютеров не было, а только работающие на перфокартах ЭВМ. «Сегодня из 50 крупнейших по дедвейту судов верфей, 90% используют наш программный продукт», - отметил Гаврилов.

DSCF3217-444.jpg
Дмитрий Смельцов: «Выбрать средство для проектирования – как выбрать спутника жизни. Это навсегда»

ВСЕГО ЛИШЬ СРЕДСТВО

На вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online», не утеряем ли мы, пользуясь подобными продуктами собственную конструкторскую школу, Смельцов заверил, что не утеряем: «Школу определяет инженерная мысль, а AVEVA Marine – лишь средство, позволяющее эффективнее ее реализовать. Программа облегчает целый ряд рутинных конструкторских операций, позволяет ускорить выполнение работы, но не заменяет проектировщика. Поэтому школы останутся школами», - обнадежил менеджер «АВЕВА». «У нас есть школы, а тот, кто будет владеть этим инструментом, будет приумножать наши школы», - продолжил тему Киреев.

В России с AVEVA Marine, помимо ЗПКБ, работают ЦМКБ «Алмаз», Средне-невский судостроительный завод, «Адмиралтейские верфи», проектирующий атомные ледоколы «Айсберг». В Великобритании при помощи AVEVA Marine сегодня проектируют авианосец. «Хотя именно в Англии мы не законодатели мод», - признал Гаврилов, рассказав, что программами AVEVA Marine пользуются судостроители Австралии, Японии, Малайзии.

Отметим, что Великобритания все чаще фигурирует в российских флотских новостях. Напомним, недавнее, вызвавшее почти скандал, решение Минобороны РФ об установке на всех новых боевых кораблях мебели и санитарно-технического оборудования от британской компании Strongbox Marine Furniture. Среди таких кораблей были названы и проекты ЗПКБ 21631 и 21630.