Теперь производители продовольственных товаров первой необходимости должны будут расфасовывать продукцию в строго регламентированные объемы Теперь производители продовольственных товаров первой необходимости должны будут расфасовывать продукцию в строго регламентированные объемы Фото: «БИЗНЕС Online»

«Подобные манипуляции вводят в заблуждение потребителей»

В конце минувшей недели стало известно, что по инициативе лично генпрокурора РФ Игоря Краснова были внесены изменения в ГОСТ по фасовке ряда социально значимых продовольственных товаров. Теперь производители продовольственных товаров первой необходимости должны будут расфасовывать продукцию в строго регламентированные объемы.

Так, например, крупы — рис, пшено и гречка — для соответствия ГОСТу теперь могут фасоваться только в пачки по 0,5, 1 и 2 кг, соль — в пачки по 0,25, 0,5 кг и килограмм. Сливочное масло может фасоваться в пачки по 100, 200, 250 граммов и полкило, молоко питьевое — в коробочки и бутылочки по 200, 250, 500 мл, а также по литру и 2 литра.

Следить будут за весом упаковок 10 наименований соцтоваров:

  • масло сливочное;
  • масло подсолнечное;
  • сахар-песок;
  • соль поваренная пищевая;
  • чай черный байховый;
  • мука пшеничная;
  • рис шлифованный;
  • пшено;
  • крупа гречневая ядрица;
  • вермишель.

«Практика прокурорского надзора свидетельствует, что нередко производители сокращают объем, количество и вес продуктов, не снижая, а в ряде случаев и увеличивая их отпускную стоимость. Подобные манипуляции вводят в заблуждение потребителей относительно соответствия объема и веса товаров их стоимости», — говорится в сообщении федерального ведомства.

Минпромторг и минсельхоз РФ решение, судя по всему, одобрили, поскольку также «ориентированы на необходимость оказания содействия по внедрению на практике соответствующих требований с соблюдением баланса интересов всех участников торговых правоотношений».

Контролировать точность фасовки гостовских продуктов этих 10 категорий будет сама Генпрокуратура страны, там уже отметили, что органами ведомства «организован мониторинг соблюдения новых правил фасовки социально значимых продовольственных товаров».

Звучит это, конечно, немного необычно, как будто бы всю преступность в стране уже истребили, все законы строго соблюдаются, и теперь работники надзорного органа открыли новый для себя фронт работы эдаких «ревизорро» торговых сетей. Но лишним такое внимание прокуратуры для наведения порядка в магазинах точно не будет.

Проверка московских магазинов в июле 2023 года показала, что шринкфляции подверглось 87% молочной продукции и 97% ассортимента круп Проверка московских магазинов в июле 2023 года показала, что шринкфляции подверглось 87% молочной продукции и 97% ассортимента круп Фото: «БИЗНЕС Online»

«Производители почувствовали падение покупательной способности, в последние два года процессы ускорились»

Проблеме, на которую обратила внимание Генпрокуратура, больше десятилетия. К удивлению потребителей, в продаже стало появляться молоко по 867 или 930 мл вместо литра, майонез по 220 мл, кока-кола объемом 900 мл, шоколадки по 90 и даже 80 г, пачки сливочного масла по 180 г и проч. В 2019 году на фоне подорожания в российских магазинах появились куриные яйца в упаковках по 6, 8 и даже 12 штук.

У этого явления есть свой термин — «шринкфляция», т. е. уменьшение массы, объема или количества товара в упаковке при той же цене. Шринкфляцию называют скрытой инфляцией, потому что потребитель получает меньше продукта за те же деньги.

По словам независимого эксперта по ретейлу, консультанта поставщиков торговых сетей, учредителя отраслевого телеграм-портала «Продукт.Медиа» Михаила Лачугина, практика занижения объемов продуктов пришла в Россию еще с началом сытых нулевых, когда на российский рынок зашли крупные транснациональные корпорации — «Нестле», «Данон» и другие. Они первыми ввели уменьшение объема в бутылке, веса шоколадок, понимая, что потребительский бум рано или поздно закончится и вводимые ими уловки помогут снизить издержки и легче подстроиться под падающий рынок.

«Примерно с 2012–2014-х наши производители почувствовали падение покупательной способности и начали подстраиваться: так у нас появились шоколадки по 90 и менее граммов, молоко по 930 миллилитров. В последние два года по понятным причинам процессы ускорились, поскольку торговые сети мягко, а иногда и не очень просили производителей сдерживать отпускные цены всеми мыслимыми и немыслимыми способами. Иногда это отражается на качестве продукции, когда происходит смена ингредиентов и рецептуры, иногда — на весе или объемах продукта», — объяснял Лачугин корреспонденту «БИЗНЕС Online».

Тенденцию к уменьшению размера продуктов в стране еще в 2019-м заметил Институт маркетинговых исследований GfK, который посчитал, что в России с 2012 по 2018 год производители товаров повседневного спроса уменьшили размеры своих упаковок на 7–20% в зависимости от категорий.

Проверка московских магазинов в июле 2023-го показала, что шринкфляции подверглось 87% молочной продукции и 97% ассортимента круп.

Обратили внимание на это явление и покупатели Татарстана: «БИЗНЕС Online» почти 10 лет ведет проект «Индекс „Магнита“ и „Бахетле“», за десятилетие наблюдений мы заметили сокращение объемов упаковок сливочного масла, питьевых йогуртов, шоколада, молока.

Однако, например, такие соцпродукты, как рис и гречка, на протяжении всего времени наблюдения продавались в пачках по 0,8 кг и весовку не меняли. Равно как и подсолнечное масло: на протяжении 10 лет бутылка от бренда «Золотая семечка» остается литровой.

«Примерно с 2012–2014 годов наши производители почувствовали падение покупательской способности, наши игроки начали подстраиваться: так у нас появились шоколадки по 90 и менее граммов, молоко по 930 миллилитров» «Примерно с 2012–2014 годов наши производители почувствовали падение покупательной способности и начали подстраиваться: так у нас появились шоколадки по 90 и менее граммов, молоко по 930 миллилитров» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Чем меньше покупатель думает, тем лучше для производителей»

И все же отраслевые эксперты считают, что проблему шринкфляции не решить «твердой» фасовкой. Во-первых, следование ГОСТу для многих производителей не более чем маркетинговый ход — возможность написать на упаковке «по ГОСТу» и привлечь тем самым покупателя, которому это важно.

Формально ведь уменьшение веса или объема товара не запрещено, главное, честно указывать граммовку на упаковке (ну и, по новым правилам, не лепить надпись «ГОСТ» на товары-«маломерки»).

«Никто не мешает выпускать продукцию по ТУ в иных фасовках и другого объема. Это не говорит о том, что продукт будет хуже качеством — под техусловиями выпускается отличная продукция, порой даже лучше, чем по ГОСТу. Более того, есть еще одна лазейка: продукт может быть произведен по ГОСТу, но расфасован по ТУ. Это, кстати, не новый прием, им давно и активно пользуются производители некоторых продуктов, которые выпускаются в одном месте, а затем фасуются в другом, например сыров», — объясняет Лачугин.

А вот если производителя каким-либо образом обяжут производить конкретный продукт только по ГОСТу, то тут новшество Генпрокуратуры может привести к негативным последствиям: сокращению ассортимента товаров, повышению его стоимости.

«Изменение объема фасовки приведет к издержкам у производителей. Вот разливал производитель молоко в бутылки 0,93 литра. Чтобы ему разливать молоко в литровые бутылки, нужно перезаказывать преформу, оплачивать производителю преформы клише под эту бутылку, возможно, перенастраивать оборудование, которое осуществляет розлив. Не факт, что он не махнет рукой и не перестанет выпускать ту или иную линейку продукции. А если и не махнет рукой, то понесет издержки, которые будут заложены в стоимость продукции. Так что решение Генпрокуратуры странное», — поясняет эксперт.

В качестве альтернативы Лачугин предлагает стандартизировать ценники в магазинах и указывать на них вместе с ценой на товар стоимость за килограмм и литр продукта. Это позволит покупателю оценивать стоимость позиций на одной полке и выбирать наиболее выгодный для себя вариант без привязки к предлагаемому объему.

«Такая инициатива звучало неоднократно, но минпромторг ее отклоняет. Это предложение не поддерживают и многие отраслевые игроки, потому что для них чем меньше покупатель думает, тем лучше для производителей и сетей. Когда мы покупателя наставляем на путь истинный, даем поразмыслить, он начинает задумываться, что он покупает и какие деньги тратит. Естественно, они в этом не заинтересованы», — подытожил Лачугин.