Состав участников заседания был весьма солидный — зампред ЦБ РФ Алексей Гузнов, замминистра финансов РФ Алексей Моисеев, председатель комитета Госдумы РФ по экономической политике Максим Топилин, председатель комитета ГД РФ по финансовому рынку Анатолий Аксаков Состав участников заседания был весьма солидным — зампред ЦБ РФ Алексей Гузнов, замминистра финансов РФ Алексей Моисеев, председатель комитета Госдумы РФ по экономической политике Максим Топилин, председатель комитета ГД РФ по финансовому рынку Анатолий Аксаков Фото: rais.tatarstan.ru

Минниханов: количество сделок с исламскими финансами увеличилось вдвое

Отрасль партнерских финансов — одна из самых быстрорастущих в мире. Эти инструменты востребованы в России, они позволят привлечь дополнительные инвестиционные ресурсы, заявил в пятницу президент Татарстана Рустам Минниханов на совещании по исламским финансам в кабмине РТ. Состав участников заседания был весьма солидным — зампред ЦБ РФ Алексей Гузнов, замминистра финансов РФ Алексей Моисеев, председатель комитета Госдумы РФ по экономической политике Максим Топилин, председатель комитета ГД РФ по финансовому рынку Анатолий Аксаков.

Президент напомнил, что 1 сентября 2023 года в четырех регионах страны, включая Татарстан, стартовал двухлетний эксперимент по партнерскому финансированию. Основные предложения республики нашли отражение в соответствующем законе. Кроме того, менее чем за два месяца реализации проекта две компании из РТ вошли в реестр участников эксперимента — это Ак Барс Банк и «Ак Барс Капитал». Еще две заявки находятся на рассмотрении. Проявляют интерес и зарубежные партнеры, например, Мир Бизнес Банк из Ирана, который открыл в Казани свой халяльный офис.

В начале августа 2023 года президент России Владимир Путин подписал закон о проведении эксперимента по внедрению исламского банкинга в Татарстане, Башкортостане, Дагестане и Чечне. Эксперимент будет проходить с 1 сентября 2023 года по 1 сентября 2025 года.

Исламский (партнерский) банкинг предполагает предоставление финансовых услуг по нормам шариата. Их главная особенность — отказ от ссудного процента, от высокорисковых операций и сделок с неопределенностью. Кроме того, существует запрет на инвестиции в сферы, противоречащие канонам ислама: производство алкоголя, табака, свиноводство, игорный бизнес.

Эксперимент может быть распространен на другие регионы решением правительства по согласованию с Банком России.

Принятие закона стимулировало интерес бизнеса и населения к исламским финансам. Количество сделок в текущем году в 2 раза превысило итоги прошлого года. «Развитие партнерских финансов — важный инструмент для взаимодействия с исламскими странами. Это стратегическое направление развития международных отношений на особом контроле у президента России», — отметил Минниханов.

«Опасно, когда банк влезает в дела клиента»: как Татарстан входит в эксперимент по исламским финансам

В Татарстане уже оказываются услуги в сфере партнерских финансов. Речь идет о получении потребительского и бизнес-финансирования, жилищного финансирования на условиях рассрочки, лизинга в соответствии с требованиями шариата и вложении средств через паевые фонды. Можно получить дебетовую карту, которая соответствует принципам исламских финансов. «За время работы было профинансировано около 2 тысяч предприятий, более тысячи семей приобрели квартиры с помощью партнерского финансирования, выпущено более 7 тысяч банковских карт», — отчитался министр экономики РТ Мидхат Шагиахметов.

Предприятия реального сектора экономики также заинтересованы в исламских финансовых продуктах. Большой запрос есть на зарплатные проекты, аренду/лизинг машин и оборудования, куплю-продажу с наценкой и рассрочкой платежа. Поэтому Татарстан сформировал детальный план мероприятий на период проведения эксперимента. Он состоит из 6 ключевых направлений:

  • повышение информированности и финансовой грамотности населения и бизнеса в области партнерских финансов;
  • подготовка специалистов в области партнерских финансов;
  • мониторинг реализации эксперимента и подготовка предложений, в том числе по нормативному регулированию;
  • развитие рынка и финансовой инфраструктуры в области партнерских финансов;
  • содействие привлечению инвестиций в проекты РТ на принципах партнерских финансов;
  • расширение международного сотрудничества по вопросам партнерских финансов.

Из конкретных предложений Шагиахметов выделил включение блока по партнерским финансам в стратегию повышения финансовой грамотности, создание специального портала на эту тему и горячей линии. Чтобы сделать сами продукты более привлекательными, министр предложил открыть доступ для получателей партнерских финансовых услуг к мерам господдержки.

Из конкретных предложений Шагиахметов выделил включение блока по партнерским финансам в стратегию повышения финансовой грамотности, создание специального портала на эту тему и горячей линии Из конкретных предложений Шагиахметов выделил включение блока по партнерским финансам в стратегию повышения финансовой грамотности, создание специального портала на эту тему и горячей линии Фото: rais.tatarstan.ru

Исламские финансы пока обходятся дороже

Следом выступил старший вице-президент Сбербанка Олег Ганеев. Правда, лично к обсуждению он подключился только по видеосвязи. «Татар малай, и не приехал к нам… Хоть по телевизору посмотрим на тебя», — с улыбкой пожурил его Минниханов.

На конец III квартала этого года общий объем активов исламского финансирования в Сбербанке составит 18,2 млрд рублей. Банк разработал дебетовую карту «Адафа» с индивидуальным цифровым дизайном, в специальной программе обучения Сбера по исламскому финансированию приняли участие 72 внешних слушателя, поделился Ганеев. До конца года организация планирует запустить пилот «Ипотека Мурабаха» и лизинговый продукт «Иджара» по всей стране.

В планах на 2024 год — страхование жизни, облигации, автокредитование, оборотное финансирование, цифровые финансовые активы. Но есть и трудности. «Мы передадим наши наработки по возможности упрощения ряда сложных регуляторных норм. И, например, при внедрении продукта „Мурабаха“ мы столкнулись с тем, что начисления осуществляются не по мере поступления платежей, а единовременно. Это снижает конкурентоспособность партнерских продуктов», — обозначил спикер.

Первый зампредседателя правления Ак Барс Банка (банк первым вошел в реестр участников эксперимента) Радик Саляхутдинов подсветил другую проблему — исламская ипотека обходится клиентам дороже обычной. Для традиционных ипотечных кредитов действует широкий ряд льготных программ кредитования, которые недоступны при использовании инструментов партнерского финансирования, что делает исламские ипотечные продукты менее конкурентоспособными. «В связи с этим мы просим рассмотреть возможность включения участников эксперимента в программу по субсидированию процентной ставки и иные льготные программы, такие как ипотека с господдержкой, семейная ипотека, IT-ипотека, сельская ипотека», — сказал Саляхутдинов.

«Основные наши клиенты в сегменте исламских финансов — это многодетные семейные пары, исповедующие ислам. Доступность жилья для них имеет решающее значение, и наши усилия должны быть направлены на повышение доступности жилья, равноправие и социальную справедливость», — резюмировал Саляхутдинов.

Гендиректор финансового дома «Амаль» Рустам Сагдеев тоже считает, что нужно расширить меры поддержки — чтобы они распространялись на исламские продукты в рамках эксперимента. Кстати, 30% клиентов компании — люди, которые не исповедуют ислам. «Удобство, гибкость, персональный подход», — объяснил Сагдеев позднее корреспонденту «БИЗНЕС Online» такую статистику. «Амаль» также подала заявку на участие в эксперименте. «Мы подали документы. Попадание в реестр можно расценивать как некую „полулицензию“ — что мы аккредитованы, нас проверяют регуляторы. Это создает доверие», — добавил Сагдеев.

По оценке Самигуллина, доступные на сегодняшний день продукты партнерского банкинга покрывают базовые потребности мусульман По оценке Самигуллина, доступные на сегодняшний день продукты партнерского банкинга покрывают базовые потребности мусульман Фото: rais.tatarstan.ru

«Материалы ДУМ не могут нести рекламный характер»

Председатель ДУМ РТ, муфтий республики Камиль Самигуллин в своем выступлении акцентировал внимание на принципах исламского банкинга. По его словам, о халяльности такого финансового продукта можно говорить только в том случае, если он подготовлен и одобрен компетентными специалистами исламского права при условии дальнейшего шариатского контроля. В республике таким органом является совет улемов ДУМ РТ. Кроме того, как отметил хазрат, в работе должны принимать участие местные богословы, и тогда муфтият будет разделять ответственность вместе с финансовыми организациями и мусульманской общественностью.

По оценке Самигуллина, доступные на сегодняшний день продукты партнерского банкинга покрывают базовые потребности мусульман. Речь идет о халяльной ипотеке, дебетовой карте, паевом инвестиционном фонде, лизинге и благотворительном фонде, фонде пенсионного накопления и т. д. В работе находятся новые халяльные финансовые инструменты в сфере страхования, гарантий и факторинга. «ДУМ РТ планирует информировать мусульман через систему мухтасибов и собственных СМИ, аккаунтов в соцсетях. Обращаю внимание, что материалы духовного управления не могут нести рекламный характер», — указал спикер.

Более детально о проблемах в этой сфере рассказал ректор РИУ Рафик Мухаметшин. И первая больная точка — разработка и внедрение исламских финпродуктов с учетом потребностей рынка и законов РФ. Но в этом направлении в РТ имеются успехи и даже наработки на долгосрочную перспективу. Вторая задача — обучить кадры. «Мы готовы активно подключиться к реализации пилотного проекта в сфере подготовки специалистов по партнерским финансам», — подытожил ректор РИУ.

Аксаков предложил обратить внимание на цифровые финансовые активы. Судя по контактам с партнерами из исламских стран, они боятся использовать традиционный банкинг, поскольку там видно движение денег — западные «недруги» могут ответить санкциями Аксаков предложил обратить внимание на цифровые финансовые активы. Судя по контактам с партнерами из исламских стран, они боятся использовать традиционный банкинг, поскольку там видно движение денег — западные «недруги» могут ответить санкциями Фото: © Алексей Майшев, РИА «Новости»

«Нужно внимательно смотреть, чтобы разные жулики к нам не примкнули»

В результате эксперимента по партнерскому финансированию в России должны быть достигнуты значительные результаты. Во-первых, это возможность банковского обслуживания граждан-мусульман в соответствии с их духовными принципами, сказал замминистра финансов РФ Моисеев.

«Второе — мы очень рассчитываем, что принятие данного закона позволит привлекать иностранные инвестиции, которые доступны только в форме исламских финансов. Мы, конечно, очень ждем, когда кто-то из бизнеса найдет такой проект, партнеров [из исламских стран], приведет их в Россию, сможет реализовать его. Это, конечно, будет главным доказательством того, что закон принят не зря и все усилия, которые потрачены и вами, и нами, не прошли даром. Это станет главным аргументом [в пользу] того, чтобы признать эксперимент успешным и потом принять закон, который начал бы действовать всегда и на всей территории России», — заявил чиновник.

Главный ориентир при принятии закона о партнерском финансировании — привлечь в страну внешние ресурсы, используя исламские инструменты, согласился Аксаков. «Правда, сегодня я услышал цифру, которая меня немного озадачила. Около триллиона рублей (900 миллиардов) люди, исповедующие ислам, не вкладывают в банки, поскольку они считают, что это не соответствует их вероисповеданию. Меня такая цифра поразила! Если это так, то мы должны сделать все, чтобы эти люди принесли деньги в финансовые институты и эти деньги начали работать на нашу экономику», — изумился председатель финансового комитета. Для сравнения: все расходы федерального бюджета в 2024 году запланированы в размере 36,6 трлн рублей.

Депутат предложил обратить внимание на цифровые финансовые активы. Судя по контактам с партнерами из исламских стран, они боятся использовать традиционный банкинг, поскольку там видно движение денег — западные «недруги» могут ответить санкциями. В «цифре» эти вопросы можно закрыть.

— Халяльный цифровой рубль! — предложил Минниханов.

— Почему бы нет? Я бы с удовольствием его использовал. Говорят, цифровой рубль изначально халяльный, — отреагировал Аксаков.

«Два года летят быстро. Нам важно не дискредитировать идею. Закон приняли, и нам важно показать результат. Здесь большая надежда на вас, а мы ваши помощники», — обратился парламентарий к президенту РТ.

«Мы еще очень много не донесли до потребителя, у нас не было такого инструмента, даже многие мусульмане не знают, что это такое, — заключил Минниханов. — Нужно внимательно смотреть, чтобы разные жулики к нам не примкнули. Какие-то аферисты могут испортить всю эту историю».