ПСЕВДОВУЗЫ И ОБМАНУТЫЕ НАДЕЖДЫ

Объясняя логику слияния вузов эксперты круглого стола главным образом упирали на то, что наличие огромного количества высших учебных заведений привело к девальвации высшего образования. Михаил Эскиндаров - ректор финансового университета при правительстве РФ, прокомментировал ситуацию следующим образом: «Мы видим множество псевдовузов, которые сегодня выдают дипломы, при этом забывая дополнять их знаниями. И мы на рынок выпускаем огромное количество людей, которые надеются, что с помощью этого диплома они получат какие-то преимущества и добьются успеха в жизни. А на самом деле – это обман людей и обман надежд, и это самое страшное, что сегодня делается».

Привели эксперты и цифры — если в России около 3 тыс. вузов на 143 млн. населения, то, например, в Италии — всего лишь 56 вузов на 60 млн. Ректоры назвали ситуацию, когда кафедра состоит из 4 - 5 преподавателей, просто несерьёзной. Таким образом, главная задача слияния — сконцентрировать профессорско-преподавательский состав вокруг крупных вузов, во-первых, а во вторых, сконцентрировать в них государственное финансирование. Которое, как считает ректор воронежского государственного университета Дмитрий Ендовицкий, — размазано по тысячам учебных заведений, как икра на бутерброде в каком-то привокзальном буфете.

Отвечая на вопрос о том, сколько же высших учебных заведений останется в стране, выступающие остановились на цифре, которую озвучил премьер-министр Дмитрий Медведев, — около 250 учебных заведений. При этом выступающие отметили, что сокращение - не самоцель. Также был бы не верен и подход «один регион — один вуз».

«В рамках территории необходима соревновательность и конкуренция, ибо опять же отсутствие этого будет существенным тормозом для регионального развития» - заявила генеральный секретарь российского союза ректоров Ольга Каширина.

Именно в конкуренции и соревновательности она видит развитие высшего образования. При этом ставка будет делаться на Кавказ, Сибирь и Дальний Восток. Именно через высшее образование, по мнению специалистов, может быть достигнуто развитие этих территорий.

«ЛЕКТОР ДОЛЖЕН ВХОДИТЬ В АУДИТОРИЮ, ВЫХОДЯ ИЗ НАУЧНОЙ ЛАБОРАТОРИИ»

Главным двигателем системы высшего образования собравшиеся видят серьёзную научную деятельность. Отметив, что заниматься ей под силу только крупным учебным заведениям.

«Достаточно посмотреть, как малые вузы участвуют в федеральных целевых программах – ноль результата, не выигрывают никаких грантов, ни в каких проектах не участвуют»., - отметил ректор финансового университета при правительстве РФ. В пример опять была приведена Европа, где в образовательных центрах обучаются сотни тысяч студентов, которым преподают и лауреаты Нобелевских премий, и вообще видные учёные. Борис Лёвин - ректор Московского государственного университета путей сообщения, поддержал необходимость связи вузов с наукой, заявив, что вуз без науки – это не вуз:

«Лектор должен входить в аудиторию, выходя из научной лаборатории. Конечно, это объединение позволило сконцентрировать и возможности, с точки зрения оборудования, имеющейся техники, и, самое главное, людской потенциал. Это объединение дало, безусловно, свои результаты. Я вам приведу пример: только по прошлому году наши ученые выполнили исследорваний на 806 миллионов рублей. Бюджета здесь нет, это все хоздоговорная тематика. Вот вам, пожалуйста, показатель того, что ученые востребованы с точки зрения решения конкретных научных задач».

ЧТОБЫ ПЯТЬ ВУЗОВ ПОПАЛИ В СОТНЮ, МОТИВИРОВАНЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ КАК МИНИМУМ 100

Несмотря на общий оптимистичный настрой, связанный с объединением вузов, к вопросу о незавидном положении российского высшего образования в международных рейтингах выступающие подошли осторожно.

«Это было бы панацеей, но понимаем, что для того, чтобы пять вузов попали в сотню, мотивированы должны быть как минимум 100. Для того, чтобы попасть в 500, нам нужна команда, которая выйдет в мировое пространство. Мне кажется, что наше государство сейчас нацеливает и мотивирует вузы к командной работе» - сказала Каширина.

Не обошли выступающие стороной и проблемы объединения вузов. Круглый стол проходил на фоне митинга студентов горного университета, протестующих против объединения. Все выступающие назвали главными бенефициарами процесса объединения вузов - студентов. А акцию протеста — недоработкой администраций высших учебных заведений. Ректор МИИТА рассказал, что в результате объединения, которое произошло на базе его вуза, недовольных не осталось, а глава ВГУ, сообщил, что процесс слияния должен быть не только максимально открытым, но и максимально честным: студенчество любую неправду быстро распознаёт, и в результате возникают подобные сегодняшней акции протеста.

КФУ — ФЛАГМАН

Отвечая на вопрос «БИЗНЕС Online» о том, насколько эффективным можно назвать слияние вузов РТ на базе Казанского университета, генеральный секретарь российского союза ректоров, назвала КФУ региональным флагманом процесса слияния высших учебных заведений.

«Тот импульс, который он задает, по-моему, это позитивная динамика. Насколько я знаю, очень много вузовских инфраструктурных проектов - и социалка, и IT - объединяют вуз, это правильное партнерство. И еще раз говорю: платформа союза ректоров, советов ректоров регионов. Исходя из этих соображений, Татарстан - это наиболее показательный пример в этом плане».