РОМАНТИК, ПИШУЩИЙ РЕАЛИЗМ

Ильдар Зарипов был из предвоенного поколения – родился в Казани в 1939 году. Путь его для человека, который хотел всерьез что-то добиться в живописи, был традиционным: художественное училище в Казани, институт живописи им. Сурикова в Москве, класс знаменитого Д. Мочальского. Потом он вернулся в Казань, где и прожил всю жизнь.

Зарипов был романтиком, его полотна отличала какая-то искусная декоративность, некая, отчасти, мозаичность. В самый бытовой сюжет он мог привнести эту долю романтики, которая «выбивала» полотно из общего ряда. В шестидесятые – восьмидесятые, в период царствования соцреализма, Ильдар Зарипов, естественно, не мог не писать те сюжеты, которые тогда требовались. Но писал он их по-своему, в своей, одной ему присущей манере.

Картины Зарипова всегда хорошо продавались, более ста работ ушли заграницу. Даже едкие на язык братья-художники считали за честь иметь дома полотно работы Ильдара Зарипова.

Он стал первым из современных художников, чьи работы приобрела Третьяковская галерея.

«ВОДИЧКУ НАДО»

В ноябре 2004 года на Гвардейской, 10, открылась его персональная галерея, подаренная тогдашним президентом РТ Минтимером Шаймиевым. Экспозицию Зарипов строил сам, и полотнам было вольготно на стенах. В галерею потек народ…

Однажды пришла покупательница, которая прямо с порога промолвила: «Водичку бы мне…» Зарипов быстро поднес ей чашку с водой. Выяснилось, что покупательница хотела приобрести пейзаж «с водой». Чтобы в воде березка отражалась. Увы, и такие курьезы бывали.

Вообще же Зарипов был человеком, влюбленным в жизнь и понимающим ее вкус. Это отражается и в его полотнах. Яркие краски, насыщенность цвета, «вкус» того, что пишется на полотне – это его отличительные черты.

ТОЛПА И ХУДОЖНИК

Не надо думать, что у художника были при этом «розовые очки», нет, он с горечью мог оценивать действительность. Однажды между ним и автором этих строк состоялся такой разговор.

- Вы ходите в качестве зрителя на выставки?

- Хожу... Правда, на вернисажах не бываю, не люблю суету, там картины посмотреть невозможно. Я люблю смотреть картины в тишине, и всегда нахожу что-нибудь интересное. Даже у самодеятельных художников можно найти оригинальные идеи. И радостно становится, и я у таких авторов учусь. Я у всех учусь - у импрессионистов, у реалистов, я всеядный.

- У вас много "обнаженки"...

- Я не скрываю, что люблю писать женское тело, вообще люблю писать женские образы. Весь мир на женщинах держится, особенно у нас в России. Не было бы наших российских женщин, мужчины давно бы уже спились.

- Много ваших работ ушло за границу?

- Около ста. В основном, в девяностые годы, тогда движения было больше. У меня это все стихийно происходит, я не работаю с арт-менеджерами. Сейчас картины невыгодно вывозить, пошлины стали большие.

- У вас не было желания уехать за границу и там работать? Целков, например, уехал в Париж и живет там припеваючи.

- Конечно, там художнику жить хорошо, там культура другая, публика другая, другое ценится. А у нас? У нас двадцать процентов зрителей понимает живопись, а восемьдесят - нет. Они в этом не виноваты, смотрят как бараны на новые ворота, и все. Воспитания нет. Вот поэтому мои работы и стоят здесь, а может быть, через сто лет их оценят так, как надо.

…Последнее время Ильдар Зарипов тяжело болел, перенес операцию на мозг. Ему шел 73 год. Панихида по замечательному художнику состоится 16 июня в 10:00 в его персональной галерее на улице Гвардейской, 10.

«ОДНА ПЕЧАЛЬ СМЕНЯЕТ ДРУГУЮ»

Как оценивают эксперты «БИЗНЕС Online» вклад Ильдара Зарипова в национальную культуру? Вот их мнения.

Венера Ганеева, народная артистка РФ, лауреат Госпремии РТ им. Г. Тукая, профессор:

- Одна печаль у нас сменяет другую, словно Аллах, забирая лучших людей, испытывает татарский народ. Вся жизнь, все творчество Ильдара Зарипова было посвящено народу, он ушел от нас, но стал бессмертным, его обессмертили его замечательные полотна.

Зуфар Гимаев, председатель союза художников РТ:

- В поколении, которое шло за Харисом Якуповым, Ильдар Зарипов был самым ярким. Необычный, неожиданный, его знали не только в Татарстане, но и во всей России, и спутать его из-за своеобразной техники письма, из-за только ему присущих сюжетов было невозможно. Увы, в чем-то он был недооценен, не стал член-корром академии художеств, например. Туда попали люди менее достойные. Но при талантах всегда есть завистники. Ильдар был порядочным человеком, он говорил то, что думал, рвался на баррикады. Таких людей сейчас уже немного.

Светлана Колина, искусствовед:

- Ильдар Зарипов – это наш выдающийся татарский художник, он, как никто мог передать характер татарского народа, татарский колорит, краски на его полотнах просто звенят. Он был трудяга и очень добрый, гостеприимный человек.