АО «Мир Бизнес Банк» (МББ) — российский банк со 100-процентным участием иностранного капитала, учредителем и единственным акционером которого является главный госбанк дружественной страны АО «Мир Бизнес Банк» (МББ) — российский банк с 100-процентным участием иностранного капитала, учредителем и единственным акционером которого является главный госбанк дружественной страны

Чтобы не грешить

Открытие обновленного отделения Мир Бизнес Банка, которое прошло вчера в Казани, стало демонстрацией особых отношений Татарстана и Ирана. На церемонию приехал замминистра экономики Ирана Мохаммад Джавад Шарифзаде. «Открытие отделения в Казани — показатель наших серьезных намерений по развитию торговых и экономических отношений с Россией», — заверил он.

АО «Мир Бизнес Банк» (МББ) — российский банк с 100-процентным участием иностранного капитала. Учредитель и единственный акционер — созданный еще в 1927-м Банк Мелли Иран (годовой оборот оценивают в $64 млрд). Его называют крупнейшим банком в исламском мире и на Ближнем Востоке. Головная организация МББ — в Москве, есть филиал в Астрахани. Дополнительный офис в Казани открыли в 2019-м, тогда кредитная организация арендовала помещения, спустя год их выкупили, сейчас банк занимает оба этажа здания.

В Татарстане много предпринимателей, которые исповедуют ислам. Для них брать кредиты под проценты — большой грех, напомнил вице-премьер РТ, министр промышленности и торговли РТ Олег Коробченко В Татарстане много предпринимателей, которые исповедуют ислам. Для них брать кредиты под проценты — большой грех, напомнил вице-премьер РТ – министр промышленности и торговли РТ Олег Коробченко

Старейший банк Ирана заинтересован в развитии отношений с бизнесом России, заявил гендиректор банка «Мелли Иран» Абольфазл Махмуд Наджарзаде. «Мы готовы предоставлять кредитные линии, способствовать развитию использования этих финансовых инструментов. Мы заинтересованы в том, чтобы предоставлять новые услуги в рамках исламского финансирования», — сказал он. Сейчас в отделении можно получить услуги по мурабахе (договор купли-продажи в рассрочку с наценкой банком какого-либо определенного товара для клиента) и мударабе (аналог депозитного счета).

В Татарстане много предпринимателей, которые исповедуют ислам. Для них брать кредиты под проценты — грех, напомнил вице-премьер РТ – министр промышленности и торговли РТ Олег Коробченко. Так что услуги МББ будут пользоваться популярностью. Например, сообщил глава республиканского минпромторга, с иранцами уже сотрудничает сеть ресторанов татарской кухни «Тюбетей» — по канонам ислама производители треугольников закупали холодильное оборудование. Эту информацию нам подтвердили в компании. «Да, проводили уже несколько операций по договорам мурабахи, общая сумма в районе 10 миллионов рублей, — сообщил нашей газете Руслан Гильмутдинов — соучредитель, директор по развитию сети „Тюбетей“. — Халяльность подтвердили в ДУМ Татарстана. Сотрудничеством очень довольны, намерены продолжать. О Мир Бизнес Банке узнали в агентстве инвестиционного развития республики, потом обратились в банк с запросом и довольно быстро начали взаимодействие».

Решение иранских банкиров создавать филиалы по всему миру помогут создать совершенно новые эффективные условия для мировой торговли, считает руководитель Агентства инвестиционного развития РТ Талия Минуллин Решение иранских банкиров открывать филиалы по всему миру поможет создать совершенно новые эффективные условия для мировой торговли, считает руководитель агентства инвестиционного развития РТ Талия Минуллина

Не только мусульманам

МББ получил от ЦБ универсальную лицензию и может оказывать любые виды финансовых услуг, рассказал журналистам управляющий офисом банка в Казани Сейед Саид Вакили. При этом «дочка» организации — финансовая компания «Мирас» — потенциальный участник мероприятий ФЗ о партнерском финансировании в пилотных регионах РФ (Татарстан — один из них). «Услуги оказываются не только юридическим, но и физическим лицам. Мы не ограничиваемся мусульманами. Люди, исповедующие другие религии, также могут к нам обратиться», — пояснил он корреспонденту «БИЗНЕС Online». Образцы договоров соответствуют не только нормам шариата, но и законам России, так что проблем с урегулированием споров не должно возникнуть.

В целом по итогам 2022 года товарооборот между Татарстаном и Ираном составил $183 млн, за первое полугодие 2023-го — $113 млн (рост на 25% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). Такие данные привел министр экономики РТ Мидхат Шагиахметов. «Мы надеемся, что с учетом договоренностей, которые были достигнуты на встрече у раиса, товарооборот между Ираном и Татарстаном многократно увеличится. Мы заинтересованы в поставках [в Иран] грузовых автомобилей, вертолетов, пассажирских судов, нефтехимической продукции, минеральных удобрений, компрессоров, холодильной техники, продовольствия, в том числе халяльной индустрии», — отметил министр.

Решение иранских банкиров открывать филиалы по всему миру поможет создать совершенно новые эффективные условия для мировой торговли, считает руководитель агентства инвестиционного развития РТ Талия Минуллина, и Татарстану предстоит многому научиться. Для популяризации услуг можно проводить просветительские семинары.

Татарстану предстоит многому поучиться в вопросе исламских финансов Татарстану предстоит многому научиться в вопросе исламских финансов

ДУМ РТ: «На рынке исламских финансов появился хороший игрок»

На Большую Красную приехала и делегация духовного управления мусульман РТ во главе с главным экспертом муфтията по исламским финансам, секретарем совета улемов ДУМ РТ Рустамом Нургалеевым.

— Иранцы работают ровно, изначально сотрудничают с ДУМ Татарстана, все документы проверяют, аудитор — мусульманский шариатский эксперт — закреплен, — рассказал он «БИЗНЕС Online». — Это самый крупный иранский банк, их офис в Казани существует уже несколько лет, но он не был клиентским. Они под идею исламского банкинга решили открыть целый клиентский отдел — и сразу мусульманский. В пилотном режиме начали работать где-то год назад, но непублично, мы им все помогли отрегулировать, а сейчас они официально открывают офис. Я считаю, что на рынке исламских финансов появился хороший игрок.

— Сегодня на открытии говорили, что банк оказывает не только халяльные банковские услуги. Как на это посмотрят в самом Иране?

— Смотрите, в самом здании на одном этаже Мир Бизнес Банк так и остался. А на другом этаже — другое юридическое лицо, а именно: финансовая компания «Мирас» — это только мусульманские продукты, здесь есть и комната для намаза, и тахаратная (комната для омовения — прим. ред.).

— На церемонии также прозвучало, что «Мирас» может стать участником мероприятий по ФЗ о партнерском финансировании, который летом подписал Владимир Путин, определив Татарстан как один из пилотных регионов проведения эксперимента по исламскому банкингу. Какая здесь ведется работа?

— Закон заработал с сентября, пока идет процесс регистрации компаний, которые будут участвовать в эксперименте. Регистрационный №1 получил Ак Барс Банк, №3 — «Ак Барс Капитал». Пока зарегистрировано только три компании — все татарстанские, хотя эксперимент проходит в четырех регионах. Мы спрашиваем наших коллег — «Амаль», Мир Бизнес Банк… Иранцы говорят, что тоже готовят документы и в ближайшее время пройдут регистрацию.

Что это даст организации? Если раньше коммерческий банк вынужден был создавать финансовые дома, чтобы через них совершать сделку мурабахи — приобретение и перепродажу в рассрочку, потому что не имел права это делать по закону, то в рамках нового ФЗ сам банк может напрямую закупать и продавать, что, конечно, убыстряет процесс и должно повлиять на цену этой услуги.

— В Татарстане операции с клиентами по системе исламского банкинга проводят Ак Барс Банк и Сбербанк. Насколько известно, в ДУМ РТ по-разному относятся к их качеству работы…

— «Акбарсовские» продукты контролирует совет улемов ДУМ республики, мы их признаем. У Сбера мы не видели внутренних операций, их шариатского контролера не знаем. Верующие приходят с договорами Сбербанка в муфтият, показывают их, там мы видим ошибки, нарушение шариата. Для нас это достаточное основание, чтобы считать эти продукты нехаляльными.

По-прежнему есть надежда, что ситуацию изменит запуск исламского банкинга в России — экспериментальный проект в четырех регионах — Башкортостане, Чечне, Дагестане, Татарстане, оформленный в виде федерального закона, который летом подписал глава государства По-прежнему есть надежда, что ситуацию изменит запуск исламского банкинга в России — экспериментальный проект в четырех регионах (Башкортостане, Чечне, Дагестане, Татарстане), оформленный в виде федерального закона, который летом подписал глава государства

История вопроса

Вообще, проблему развития исламского банкинга в Татарстане можно считать даже не давно созревшей, а перезревшей. Известно, что даже приобретать жилье по ипотеке мусульманам запрещено, а банкам, соответственно, нельзя предоставлять деньги под проценты. Поэтому исламские банковские инструменты должны предусматривать продажу товаров в рассрочку, пусть и по завышенной цене. Причем только тех товаров, которые не противоречат нормам шариата.

Еще в марте 2016-го ТФБ открыл «первый в России центр партнерского банкинга» (ЦПБ), декларирующий, что он будет работать по канонам шариата, но уже через год у Татагропромбанка (входил в ТФБ), который был филиалом ЦПБ, Центробанк отозвал лицензию. Об исламских банках мечтал и бывший глава АИР РТ Линар Якупов, его преемница Минуллина также уделяет этой теме много внимания.

Сбербанк увлекся рибой? Эксперты из уммы подозревают Грефа и Ко в обмане

Но пока рынок исламских финансов не развит. Есть структурные проекты Ак Барс Банка, выдающие исламскую ипотеку, есть иранский Мир Бизнес Банк и финансовый дом «Амаль». А открывшийся с помпой в конце декабря 2022-го единственный офис Сбера, который должен был стать «флагманом для всего рынка», местные лидеры уммы пока не признали. Богословы уверены, что исламскими продукты в банке Германа Грефа считаться не могут.

По-прежнему есть надежда, что ситуацию изменит запуск исламского банкинга в России — экспериментальный проект в четырех регионах (Башкортостане, Чечне, Дагестане, Татарстане), оформленный в виде федерального закона, который летом подписал глава государства.

«Опасно, когда банк влезает в дела клиента»: как Татарстан входит в эксперимент по исламским финансам

В сентябрьском послании Госсовету РТ о необходимости развития данного направления говорил и Рустам Минниханов: «Важным направлением для привлечения зарубежных инвестиций исламских стран является реализация федерального проекта по партнерским финансам. Особая благодарность депутатам Государственной Думы от Республики Татарстан за активное участие в ее разработке и принятии. Как пилотному региону, нам нужно качественно отработать проведение эксперимента по созданию благоприятных правовых условий для внедрения партнерских финансов в нашей стране. Важно организовать работу по подготовке специалистов по исламскому банкингу. Кроме того, особое внимание нужно уделить повышению уровня информированности населения и бизнеса».