Увеличение налоговой нагрузки на добычу и переработку нефти приводит к сокращению прибыльности розничного бизнеса. В связи с этим бизнес становится непривлекательным для инвестиций и развития в составе крупных нефтекомпаний. Об этом сообщил глава «Татнефти» Наиль Маганов в ответ на запрос главы комитета по энергетике Госдумы Павла Завального, передает «Коммерсантъ».

Фото: «БИЗНЕС Online»

Обсуждение состоялось на фоне резкого роста цен на топливо в сентябре и радикальных мер правительства, которое с 21 сентября запретило экспорт бензина и дизтоплива. Завальный направил запрос нефтекомпаниями с просьбой оценить их налоговую нагрузку и влияние «налоговой составляющей» на цену топлива.

Крупные нефтекомпании оказались недовольны высокой долей налогов в стоимости топлива, что приводит к убыткам при его выпуске и розничной торговле. По оценкам «Татнефти», в сентябре в структуре розничной цены на АИ-92 и дизтоплива налоговая нагрузка составила 77,2% (вместе с затратами на транспортировку — 85,7%) и 77,3% соответственно. При этом компания получает убыток от производства и реализации АИ-92 и дизтоплива внутри страны в 10 рублей и 3 рубля за литр соответственно. Общая налоговая нагрузка, по оценкам компании, выросла с 52% от выручки в 2018-м до 61% в 2023-м. «Татнефть» владеет НПЗ ТАНЕКО, который в 2022 году переработал 16 млн т нефти.

Более драматичную ситуацию описывает компания «Сургутнефтегаз». Налоговая нагрузка предприятия в 2022–2023 годах «сохраняется на крайне высоком уровне, значительно превышающем уровень других отраслей, и достигает более 67%». В секторе нефтепереработки налоговая нагрузка с учетом действующих ставок НДС, акцизов, а также рентных платежей на нефть (НДПИ, НДД), в сентябре — октябре составила 110% от цены реализации бензина АИ-92 и 102% от цены дизтоплива. Таким образом, говорится в письме, цены реализации топлива недостаточно для покрытия в полном объеме рентных налогов, акциза и НДС.