«Китай согласился на повышение цен на электричество, экспортируемое «Интер РАО», и включение в цену таможенной пошлины. Этот жест демонстрирует, что, несмотря на дружбу между нашими странами, Россия может чуть более твердо вести себя на переговорах с китайцами», — комментирует прошедшую на днях встречу Владимира Путина и Си Цзиньпина главный научный сотрудник Центрального экономико-математического института РАН Иван Грачев. Автор «БИЗНЕС Online» объясняет, когда построят «Силу Сибири – 2» и при чем здесь Монголия.
Визит президента РФ Владимира Путина в Китай — важнейшее событие. В обозримом будущем мы начнем продавать в Китай газ, который уходит с европейских рынков
Войны за ресурсы увеличивают вероятность долгосрочного выживания страны
Мне сильно не понравилось, что в комментариях к прошлой публикации некоторые уважаемые читатели обвинили меня в том, что я якобы присоединяюсь к конспирологам. Это не так. Одна из аксиом, на которую я опираюсь, в том числе оценивая происходящее на Ближнем Востоке, заключается в том, что цель всех живых систем, включая государства, — повышение вероятности выживания. В качестве факторов, во многом определяющих эту вероятность, можно назвать и ВВП, и человеческий потенциал, но главное — нравится мне или нет — это ядерный потенциал и вооруженность.
Если оценивать страны по этому критерию, то Россия гипотетически могла бы уничтожить любую страну, включая США. А Штаты могли бы уничтожить всех, за исключением Российской Федерации. Второй фактор, определяющий вероятность выживания государства, — социально-экономическая мощь. Третий — доступные к использованию ресурсы. Как ни взвешивай эти коэффициенты, стран с наибольшей вероятностью выживания всего три — Россия, Китай, США. У всех остальных шансов куда меньше.
Отсюда и возникает треугольник Генри Киссинджера (советник президента Ричарда Никсона). Он понимал, что главные вещи в этом мире определяются именно этой троицей (дословно Киссинджер так не формулировал, но интуитивно пришел именно к этому), потому считал, что американцам необходимо дружить с Россией больше, чем с Китаем. Но Штаты не делали этого со времен Казимира Бжезинского (советник президента Джимми Картера, один из основателей Трехсторонней комиссии — неправительственной организации, занимающейся поиском решения мировых проблем), допустив стратегическую ошибку. На мой взгляд, любое значимое событие, происходящее в мире, должно оцениваться исходя из того, кому из стран треугольника Россия — Китай — США оно (событие) выгодно.
Например, войны. Все они, как правило, ведутся за ресурсы. Ресурсы увеличивают вероятность долгосрочного выживания страны. Хотя на этот счет существуют и более категоричные утверждения. Часть квалифицированных людей заявляют, что все войны — это борьба за нефть (если говорить более широко, то за энергию). Думаю, это не совсем точно, но аспект № 1 в ресурсах — это, безусловно, энергоресурсы. Потому я безо всякой конспирологии и масонов предлагаю проанализировать, кому из названных трех стран выгодно происходящее на Ближнем Востоке.
Страдания Европы из-за дорогих энергоносителей американцам выгодны. Если в «золотом миллиарде» кого-то надо скинуть, уронить уровень жизни, то США скидывают Европу, заодно переводя их предприятия на свою территорию
Кого выкинут из «золотого миллиарда»
Китаю? Категорически невыгодно. Они импортируют около 500 млн т нефти в год, у них жесткая ресурсная недостаточность, прежде всего по энергоносителям, потому китайцы катастрофически зависят от реальной цены на нефть. Это штука важнейшая для оценки. Соответственно, Китай будет за мир и порядок, за то, чтобы Саудовская Аравия договорилась с Ираном, и т. д.
Мы в этом смысле в промежуточном положении: рост цен на нефть нам как будто бы выгоден, но не до такой степени, чтобы от этого КНР стало плохо, потому что наша экономика сегодня в значительной степени зависит от того, как Китай растет.
Штаты, забыв о треугольнике Киссинджера, создали союз России и Китая. Они заинтересованы в том, чтобы Поднебесной было экономически плохо. Их доктрина такая: Россия на сегодняшний день — основная угроза, Китай — основной экономический противник и конкурент. Если учесть, что у Америки вместе с Канадой нефти и газа достаточно для их собственного экономического роста, то без всякой конспирологии они объективно заинтересованы в том, чтобы на Ближнем Востоке был управляемый пожар, который позволяет дергать цены на нефть.
И страдания Европы из-за дорогих энергоносителей американцам тоже выгодны. Если в «золотом миллиарде» кого-то надо скинуть, уронить уровень жизни, то США скидывают Европу, заодно переводя их предприятия на свою территорию, что, кстати говоря, американцы совсем не скрывают. В официальных документах их госдепа есть прямое предложение европейским предприятиям бежать в Америку, потому что там низкие цены на энергию. Так что моя оценка основывается на объективных фактах, а не на теориях заговоров.
Монгольский президент Ухнаагийн Хурэлсух вполне уверенно говорил, что есть договоренности по тому, что «Сила Сибири – 2» пойдет через Монголию
«Силу Сибири – 2» пустят через Монголию?
Существует мнение, что объемы товарооборота между Китаем и США такие огромные, что китайцам придется договариваться и дружить с американцами и даже кинуть Россию (на эту тему, кстати, 18 октября были опубликованы статистические данные в англоязычной прессе).
Любопытно при этом, что товарооборот между ними уменьшился, упав за последние 9 месяцев на 18–20%. А российско-китайский товарообмен растет и, по разным подсчетам, составил около 40%. Владимир Путин на встрече с председателем КНР Си Цзиньпином даже сообщил, что по итогам года товарооборот между нашими странами превысит $200 миллиардов. Да, на данный момент США — основной торговый партнер КНР, но в ближайшей исторической перспективе это изменится в благоприятную для нас сторону.
Так что визит президента РФ в Китай — важнейшее событие. Этому есть еще одно подтверждение. В ходе встречи глава «Газпрома» Алексей Миллер заявил, что в обозримом будущем мы начнем продавать в Китай газ, который уходит с европейских рынков. Смелое утверждение, поскольку для его реализации надо сначала построить «Силу Сибири – 2», но конкретного соглашения по этому проекту подписано пока не было. Мне кажется, это потому, что пока наши страны не договорились по цене. То есть начальство-то между собой договорилось, а те, кто занимается установкой этих цен, — нет.
Почему я уверен, что Си и Путин договорились? Потому что на форуме «Один пояс — один путь» был монгольский президент Ухнаагийн Хурэлсух, который вполне уверенно говорил, что есть договоренности по тому, что «Сила Сибири – 2» пойдет через Монголию. Думаю, так оно и есть, но по ценам все равно будут большие дискуссии.
Пока же тот газ, который Россия продает Китаю, дешевле, чем тот, что продавался Европе. Все-таки там были долгосрочные контракты со старыми способами привязки к нефти. А в новых контрактах, думаю, взаимные требования пока существенно различаются.
Контракты по зерну будут долгосрочными и поспособствуют росту сельского хозяйства в России. У нас полно земли, полно удобрений, уже отладились фермерские хозяйства, в том числе в Южной Сибири. Но тут есть нюансы в цене
Россия при поддержке Китая добьется всех нужных результатов на Украине
А вот по зерну, безусловно, контракты будут долгосрочными, с очень большими объемами, которые поспособствуют росту сельского хозяйства в России. У нас полно земли, полно удобрений, уже отладились фермерские хозяйства, в том числе в Южной Сибири. Но тут тоже есть нюансы в цене.
Конечно, мировые цены на зерно выше, чем те, по которым Россия подписала долгосрочный контракт с Китаем, но я не стал бы судить, насколько это хорошо или плохо. Зерна у нас много, поэтому гарантированные продажи важны.
Хочу обратить внимание на важный момент, который прошел мимо большинства: Китай согласился на повышение цен на электричество, экспортируемое «Интер РАО», и включение в цену таможенной пошлины. На мой взгляд, этот жест демонстрирует, что, несмотря на дружбу между нашими странами, Россия может чуть более твердо вести себя на переговорах с китайцами.
Понятно, что на встрече Си и Путина была большая закрытая часть, что основные темы обсуждения помимо экономики касались и военно-политической сферы сотрудничества. В том числе противоборства против США. Напомню, американский конгресс заявил, что готов вести войну одновременно против нас и КНР, в связи с чем Штаты собираются совершенствовать ядерное оружие и требуют у конгресса денег.
Конечно, о чем конкретно говорили Путин и Си, мы знать не можем, но на пресс-конференции глава нашего государства подтвердил, что они обсуждали и Ближний Восток, и Украину (думаю, Россия при поддержке Китая добьется всех нужных результатов здесь), и даже добавил, что самолеты с «Кинжалами» будут непрерывно дежурить над Черным морем, чтобы американский флот случайно что-нибудь не учудил.
Так что еще раз подчеркну, никакой конспирологией я не занимаюсь. Просто, начав с аксиоматики, с треугольника Китай — Россия — США, пытаюсь прийти к выводам.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 17
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.