Год за годом Иван Плющ неизменно входит в списки самых выдающихся деятелей совриска до 50 лет. Он участвовал в Венецианской биеннале, а его работы находятся в коллекциях Эрмитажа и Русского музеяФото предоставлено галереей pop//off/art

1. Главное

В казанской галерее современного искусства «БИЗON» до 12 января проходит персональная выставка Ивана Плюща — одного из ведущих российских художников. Год за годом он неизменно входит в списки самых выдающихся деятелей совриска до 50 лет, а его работы находятся в коллекциях Эрмитажа и Русского музея.

Плющ — лауреат престижной премии «Инновация» и премии Сергея Курехина. В 2015-м он принял участие в Венецианской биеннале современного искусства. В 2017, 2018 годах вошел в российский инвестиционный художественный рейтинг 49ART, представляющий выдающихся современных художников в возрасте до 50 лет. В 2021-м в ММОМА прошла масштабная ретроспектива «Театр Плюща» — куратором выступил экс заведующий отделом современного искусства Эрмитажа Дмитрий Озерков.

В своих работах Плющ рефлексирует над коллективным бессознательным, исторической памятью постсоветского общества, поиском идентичности человека.

В «БИЗONе» экспонируются новые живописные работы Плюща, а также впервые в России представлена публике серия «Министерство любви», ранее имевшая успех в парижской Gallery RX.

Фрагмент экспозиции масштабной ретроспективы «Театр Плюща» в ММОМА Фрагмент экспозиции масштабной ретроспективы «Театр Плюща» в ММОМА Фото: Анастасия Кончаковская

2. Споры с педагогами и «эффект Климта»

Настоящая фамилия художника — Плющев. Есть предположение, что его предки когда-то носили фамилию Плющ, но со временем ее удлинили. В художественном училище один из педагогов начал называть Ивана Плющом, а вслед за ним и одногруппники. К слову, с учебой в консервативном худучилище им. Рериха у Плюща не задалось — его выгоняли оттуда дважды. В первый раз отчислили формально за двойку по физкультуре, несмотря на то что он занял первое место в студенческих соревнованиях по пинг-понгу. Плющ восстановился через полгода, но затем уже не задалось на художественной практике — он поспорил с преподавателем. Тот раскритиковал будущую звезду российского совриска за слишком вольное обращение с формой и композицией, когда Плющ изобразил дуэль Пушкина с точки зрения умирающего поэта.

Художник любит пересматривать свои старые работы, постоянно находя в них что-то новое. В юности Плющ, как и многие студенты художественных училищ, любил Густава Климта, но позже австрийский модернист ему разонравился. Но однажды на одном из своих поздних эскизов он увидел неосознанный оммаж на Климта — по всей видимости, юношеское увлечение все же имело отложенный эффект. Однако в интервью Плющ признается, что старается исключить влияние других художников на свое творчество. Например, ему настолько была близка «загадочная и остроумная поэтичность» Рене Магритта, что он «боялся на эмоциях начать создавать нечто похожее».

3. Семья художников

Со своей будущей супругой, также популярной художницей совриска Ириной Дрозд Плющ познакомился на вступительных экзаменах в Мухе (Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. Мухиной — теперь Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. Штиглица — прим. ред.). Дрозд родилась недалеко от Москвы, в городе Ржеве, пейзажи этой «вечной провинции» впоследствии Плющ использовал в серии «Министерство любви» — она будет представлена на выставке в галерее «БИЗON».

Иван Плющ познакомился со своей будущей супругой Ириной Дрозд на вступительных экзаменах. Сегодня Дрозд также находится в списке самых знаменитых российских художников современного искусства Иван Плющ познакомился со своей будущей супругой Ириной Дрозд на вступительных экзаменах. Сегодня Дрозд также находится в списке самых знаменитых российских художников современного искусства Фото предоставлено изданием Aroundart

Процесс ухаживания происходил своеобразно — Иван мешал цемент для Ирины, а она помогала ему с начертательной геометрией. В 2006 году Дрозд, студентку третьего курса, пригласили на стажировку в Берлин, и Иван отправился вслед за ней. Эта поездка во многом повлияла на обоих — кипящий мир западной арт-тусовки разительно отличался от того, что происходило в те годы в России, и вскоре в Петербурге была основана арт-группа «Непокоренные», которая всколыхнула сонную творческую жизнь Северной столицы.

Долгое время у Ивана с Ириной была общая мастерская, но позже им пришлось развести творческие процессы. «Я не могу выносить громкую музыку Плюща», — призналась в одном из интервью Ирина, добавив, что супруг слушает самые разные диски, от Моби до «Гражданской обороны». Иногда, хотя и очень редко, Иван и Ирина делают совместные проекты. В 2014 году в подмосковной арт-резиденции «Гридчинхолл» их арт-тандем презентовал выставку «Иллюзия страшнее реальности». В экспликации все тот же Озерков так охарактеризовал ее: «Мечта врывается в реальность, как террорист-смертник, и смывает выстроенную систему ценностей».

«Сюжет про художника и его музу в современном мире никуда не делся, просто поменял формат. Это уже не образ некой красивой девушки, которая лежит на кушетке и которую рисуют. Это человек, который вдохновляет, подталкивает к идеям», — размышляла Дрозд в интервью «Robb Report Россия».

4. Проспект Непокоренных, 17

Плющ и Дрозд в 2007 году вместе с группой друзей-художников и искусствоведом организовали студию «Непокоренные». С тех пор на техническом этаже бывшего ракетного завода, что расположен на проспекте Непокоренных, 17, в 9 мастерских работают разные по направлению художники. Владелец здания, которое сейчас обустроено как бизнес-центр, меценат и предприниматель Эдуард Пичугин (позже возглавивший «Ленфильм») разрешил художникам занять свободные пространства. Мастерские, обустроенные по образцу европейских открытых студий, выдаются на срок от трех месяцев до года, а авторы обязуются принимать участие в групповых выставках.

«Начинали мы с нуля, никаких грантов, финансирования у нас не было, — рассказывала Дрозд. — Зарабатывали монументальными росписями и все свои небольшие деньги вкладывали в обустройство мастерских. Дружественные площадки предоставляли нам пространство под выставки. Бюджета никакого не было, работали на энтузиазме и внутреннем огне».

Спустя много лет арт-пространство на петербургской окраине по-прежнему является точкой притяжения для поклонников современного искусства: здесь проходят выставки, лекции, дискуссии, а главное — все так же работают в мастерских художники. За эти годы через «Непокоренных» прошли самые разные авторы: Татьяна АхметгалиеваСтас БагсИлья ГапоновСемен МотолянецТатьяна ПодмарковаМаксим СвищевСаша Кокачева и многие другие.

5. «Процесс прохождения»

Одна из самых знаменитых работ Плюща — тотальная инсталляция «Процесс прохождения» в виде гигантского ковра, уходящего под потолок сцены. Впервые она была показана на Уральской биеннале современного искусства в Екатеринбурге в 2012 году. В уральской версии инсталляция находилась в полуразрушенном здании концертного зала, побывавшего рабочим клубом им. Сталина и ДК Уралмаша. Спустя два года работу представили в Санкт-Петербурге в помпезном зале Первого кадетского корпуса над грудой старых стульев и сценой, с которой когда-то выступал Владимир Ленин.

Одна из самых знаменитых работ Плюща — тотальная инсталляция «Процесс прохождения» в виде гигантского ковра, уходящего под потолок сцены Одна из самых знаменитых работ Плюща — тотальная инсталляция «Процесс прохождения» в виде гигантского ковра, уходящего под потолок сцены Фото из личного архива Ивана Плюща

По словам Плюща, в данной работе два смысла — это рефлексия по поводу советского и аллегория успеха и подъема. «Советская красная дорожка, которая уходит в никуда над сценой и исчезает в этом узле из ковра, — разговор о том, что многие люди проживают жизнь с чужими стремлениями. Социуму очень удобно выталкивать всех на красную дорожку, потом люди, естественно, оттуда посыплются, и не все дойдут до вершины. Но и дошедшие до конца не найдут ничего и исчезнут в этом комке», — так объяснял свою концепцию художник.

Сейчас эта работа находится в коллекции Эрмитажа. Сама дорожка хранится в архиве в скрученном виде и подкреплена эскизами, документацией и фотографиями, по которым легендарную инсталляцию можно воссоздать.

6. Текучесть времени

Своеобразная визитная карточка Плюща — стекающая в сторону краска. Арт-критики отмечают, что таким образом художник фиксирует трансформацию и своеобразное растворение своих героев во времени: «Стекающие люди, как жизнь, протекают перед нашим взором, исчезая за краем холста. А за ними находится фон, который становится намного важнее, чем сами персонажи».

«Я с самого детства ношу часы, и это тоже не просто так, — рассказывал Плющ в интервью ArtTube. — Фиксация времени и попытка прочувствовать его была в детстве неосознанной, потом я уже стал ее понимать, артикулировать для себя. Сначала мне пришла идея, потом я начал придумывать ее визуализацию, и появился первый проект News, который связан с текучестью. И это исчезновение во времени — будто краска растворяет персонажа, уничтожает его и покидает пределы микрореальности холста».

Для Плюща важно ухватить на холсте или в объеме, зафиксировать миг, когда на краю поля зрения нечто исчезает, ускользает. Арт-критик Нина Березницкая однажды даже привела любопытную литературную аллюзию на страницах журнала «Диалог искусств»: «Так зубастые лангольеры Стивена Кинга, служаки времени, сгрызают прошлое, освобождая место грядущему».

7. Про советское

Арт-критики иногда сравнивают работы Плюща с творчеством Ильи Кабакова — единственного художника российского происхождения мировой величины в современном искусстве. Возможно, это связано с тем, что оба художника часто обращаются к советской тематике. «В основе распространенной сейчас моды на все советское лежит странный вариант ностальгии: ведь даже хипстер, родившийся после конца СССР, рос в квартире или на даче, где все равно присутствовала предметная среда уже несуществующей страны, — объяснял Плющ в интервью журналу „Собака“. — Конечно, это парадокс, что молодые ностальгируют по временам, в которые они не только не жили, но и рады, что их не застали».

Хотя Плющ и родился в 1981 году в Ленинграде, воспоминаний о советском детстве у него не так много. Ему разве что врезались в память длинные очереди, в которых они стояли с мамой. При этом художник считает, что Советский Союз никуда не исчез: «Люди живут в этой матрице и сегодня. В какой-то момент истории России казалось, что мы уходим семимильными шагами в другой мир, но потом мы начали возвращаться назад — в советское».

8. Сотворчество с искусственным интеллектом

В 2021 году Плющ представил московской публике работы, созданные в своеобразном соавторстве с искусственным интеллектом (ИИ), а если быть точнее — с генеративно-состязательной нейросетью GAN2. Сперва художник загружал сет визуальных данных об определенных повседневных предметах (например, «стул»), после чего машина генерировала изображения с собственным видением заданной темы, а Плющ частично переносил эти наброски на холст. Также он задавал ИИ запросы «религия», «дом», «порно», «я», «ты», «война».

В 2021 году Плющ представил московской публике работы, созданные в своеобразном соавторстве с искусственным интеллектом. Здесь Иван позирует на фоне своеобразного автопортрета — почти таким его увидела нейросеть В 2021 году Плющ представил московской публике работы, созданные в своеобразном соавторстве с искусственным интеллектом. Здесь Иван позирует на фоне своеобразного автопортрета — почти таким его увидела нейросеть Фото предоставлено телеканалом «Санкт-Петербург»

Любопытная деталь — получив запрос «религия», машина преобразовала вольным образом изображения храмов, фотографии картин, священнослужителей так, что в общей массе было трудно отделить один образ от другого. При этом единственным, во что она или не смогла, или не захотела вторгаться, были иконы — нейросеть оставила лики святых практически без изменений.

«Максимально не человеческое, то есть нейросеть, я перевожу в максимально человеческое медиа — в живопись. Сейчас ученых больше всего занимает проблема ИИ. Как оградить искусственный интеллект от „красной кнопки“? Это острая тема, которая в одночасье и до неузнаваемости может изменить мир», — заявил Плющ.

9. Парижская премьера Плюща

В Казани впервые в России презентована серия Плюща «Министерство любви», которая ранее выставлялась только в парижской галерее Gallery RX. Все работы объединяет особая атмосфера советского прошлого в городе Ржеве — его дома, парки, палисадники и дороги напоминают о беспросветном мире, отсылая зрителей к оруэлловским мотивам. Плющ вводит свой собственный набор героев — весьма странных персонажей, одного подробного описания которых хватило бы на целый роман или серию комиксов. Здесь есть одинокий газонокосильщик, косящий асфальт, словно траву; персонаж в детской шапочке с заячьими ушами; мужчины, подобно навозным жукам катящие ком из мяса; другие не менее занятные фигуры со множеством интересных деталей. Их занятия носят бессмысленный характер. Их фигуры размыты, словно они тают или сгорают прямо на наших глазах; словно абсурдность их действий заставляет автора стирать их, подобно безжалостному времени. Ключевую роль во всех случаях играет серый монохромный пейзаж.

Галерея, в которой состоялась презентация «Министерства любви», имеет выставочную площадку в Париже и Нью-Йорке. Работы Плюща были презентованы в здании бывшего частного особняка, ранее известного как Hôtel Gegault de Crisenoy, — он расположен между Музеем Пикассо и музеем Chasse et de la Nature. Команда Gallery RX старается приглашать художников, которые уже успели себя зарекомендовать на всемирно известных выставках, таких как Венецианская биеннале, «Документа», Стамбульская биеннале.

10. Будапешт – Казань: премьера новых работ Плюща в «БИЗONе»

Новые работы Плюща, объединенные в серию «После иллюзий», впервые представлены в галерее «БИЗON». «Когда смотришь на новые работы Вани, чувствуешь, как мощно ему удалось выйти за это пространство иллюзий, — говорит искусствовед Николай Иванов, анализируя новую серию. — Реальность оказывается глубоко трагична, она наполнена страданием, некомфортна, но тебе никуда не деться с этой планеты. Ты должен здесь продолжать жить, ощущать давление среды, пытаться как-то встроиться. И каждый день мы видим страдания в малом и космическом масштабе».

Это новая картина Ивана Плюща «Тени от слез 3». Эти произведения художника на этой неделе были доставлены в Казань из мастерской Плюща в Будапеште Это новая картина Ивана Плюща «Тени от слез – 3». Данные произведения художника были доставлены в Казань из мастерской Плюща в Будапеште Фото предоставлено галереей pop//off/art

Новые произведения были доставлены в Казань из мастерской Плюща в Будапеште. На них зритель видит узнаваемый творческий почерк художника — герои снова стекают к краям холста, выхваченные временем, уступающие место фону, который становится все больше тревожным. При этом, по словам Иванова, в новой серии абсолютно нет проходных работ и невозможно выделить ключевые — все полотна равновеликие.

«Кому-то понравится изображение политика, который вещает со сцены, а головы у аудитории размыты, — продолжает Иванов. — Кому-то покажутся важными реминисценции, связанные с ощущением детства, которое тоже разрушается. Там, например, есть отсылки к детской кроватке, которая начинает вдруг сдвигаться в сторону. Думаю, что зрители обратят особое внимание на образ человека, прыгающего в бездну, — он потерял основу под ногами. Все эти работы, каждая из них, являются равноценными в передаче того замысла, который Иван доносит до зрителей. Это определенно нужно увидеть своими глазами!» 

Выставка Плюща «После иллюзий» работает ежедневно до 12 января с 12:00 до 20:00 в казанской галерее современного искусства «БИЗON».