В среду утром — через два дня после презентации — Центробанк РФ объявил, что останавливает выпуск новой тысячерублевой купюры и доработает ее дизайн В среду утром — через два дня после презентации — Центробанк РФ объявил, что останавливает выпуск новой тысячерублевой купюры и доработает ее дизайн Фото: © Bulkin Sergey / news.ru / www.globallookpress.com

Новая купюра — и новый скандал

Банк России, который затеял масштабную модернизацию российских банкнот 1997 года, видимо, уже не раз пожалел о своем решении. В 2016-м нешуточный скандал вызвало народное голосование за города, которые должны попасть на новые купюры номиналом 200 рублей и 2 тыс. рублей. Испытав недовольство регионов, в том числе Татарстана, подопечные Эльвиры Набиуллиной придумали принцип «один номинал — один федеральный округ». Так в июне 2022 года появилась новая сторублевка, посвященная Москве и Центральному федеральному округу (ЦФО). Тут тоже не обошлось без проблем. К дизайну вопросов не возникло, но в реальный оборот банкнота все еще пытается войти. Чтобы валидаторы, банкоматы, кассовая техника и терминалы ее принимали, нужно обновить программное обеспечение, а иностранные производители закрыли эту возможность из-за событий на Украине.

В этом году очередь дошла до обновления банкнот номиналом 1 тыс. и 5 тыс. рублей — и снова скандал. В среду утром — через два дня после презентации — Центробанк РФ объявил, что останавливает выпуск новой тысячерублевой купюры и доработает ее дизайн. В широкое обращение купюра не поступила, но те, что уже есть, безусловно, будут ценными экземплярами в коллекции нумизматов.

«Единственное, что у нас осталось от казанских ханов»: как ЦБ решился поместить башню Сююмбике на деньги

Свое беспрецедентное решение Банк России принял на фоне шквала критики от РПЦ и православной общественности. Напомним, на лицевой стороне новой однотысячной купюры, которую представили 16 октября, разместили объекты Нижнего Новгорода, а на обороте — казанские башню Сююмбике с полумесяцем и музей истории государственности татарского народа и Республики Татарстан. Последний расположен в здании бывшей Дворцовой церкви в Казанском кремле, но поскольку здание сейчас светское, креста там нет. Не появился он и на банкноте. Шорт-лист объектов для купюры выбирал экспертный совет (в котором, как выяснил «БИЗНЕС Online», не нашлось места представителям Татарстана и Башкортостана), а окончательное решение принимал совет директоров ЦБ.

Самое интересное, что регулятор намерен делать дальше. Пока ЦБ только сделал короткое объявление и убрал с сайта и из соцсетей релизы и иллюстрации (кажется, практически все упоминания) новой тысячерублевки. А вопросы остались. Как планируется доработать дизайн купюры и в какие сроки? И как угодить всем? «Водружать» несуществующий крест на здание музея, подбирать башне Сююмбике нового «соседа» или брать вообще другой архитектурный ансамбль? Но как при этом не обидеть мусульман? «БИЗНЕС Online» в среду обратился за комментарием в пресс-службу ЦБ, но пока не получил ответа.

Владимир Легойда: «Полагаю, что к отбору изображений на купюрах следует подходить более тщательно. Чтобы не создавать напряжения там, где его вполне может не быть» Владимир Легойда: «Полагаю, что к отбору изображений на купюрах следует подходить более тщательно, чтобы не создавать напряжения там, где его вполне может не быть» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Если бы разработчики согласовали с регионом изображение…»

Дискуссия после появления новой банкноты получилась довольно активной и эмоциональной. «Вы что там, товарищи, совсем страх потеряли? На новой купюре в 1 тысячу рублей изображаете минарет с полумесяцем, а купол православного храма без креста. Не играйте с огнем», — написал в своем телеграм-канале священник РПЦ и блогер Павел Островский. Он подчеркнул, что не имеет никакого значения, есть крест на здании музея на самом деле или его нет, потому что 99% россиян «не знают историю Казанского кремля». Произошедшее Островский назвал либо «тупостью дизайнеров», либо «сознательной провокацией, которая и раньше встречалась от приверженцев ислама из Татарстана».

Словами священника дело не ограничилось. «Полагаю, что к отбору изображений на купюрах следует подходить более тщательно, чтобы не создавать напряжения там, где его вполне может не быть. Да и просто не должно быть», — отметил вскоре глава синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда.

Источник РИА «Новости» в Московской епархии накануне обозначил несколько иную позицию. Странно, что для купюры не нашли храм с крестом, отметил собеседник агентства. «Конечно, сложно обвинять создателей банкноты в том, что они изобразили храмовое здание, которое сейчас занимает музей, так, как оно существует в реальной жизни — без креста. В этом случае вопрос в том, почему выбрали именно это изображение, которое, на наш взгляд, не отражает межрелигиозного характера Казани. Мы знаем, что в Казани много мечетей и православных храмов», — сказал спикер.

Музей истории государственности татарского народа и Республики Татарстан расположен в здании бывшей Дворцовой церкви в Казанском Кремле, но поскольку здание сейчас светское, креста там нет Музей истории государственности татарского народа и Республики Татарстан расположен в здании бывшей Дворцовой церкви в Казанском кремле, но поскольку здание сейчас светское, креста там нет Фото: «БИЗНЕС Online»

Дальше — еще интереснее. «Мы считаем, что здания, которые строились как культовые, предназначенные для совершения молитв, должны рано или поздно вернуться к своему статусу и предназначению. Это касается не только храмов, но и мечетей, синагог… Думаю, наше общество должно стремиться к тому, чтобы каждое религиозное здание, культовое сооружение выполняло те функции, ради которых оно было в свое время возведено верующими», — заключил наш собеседник.

«Хочется спросить — это тоже часть кампании по затиранию христианских символов? — возмутился новым дизайном военкор Юрий Котенок. — Да, кресты с церкви сняли еще большевики. Но в данном случае выглядит так, будто целью было именно показать контраст. Исламский символ, а рядом обезглавленные купола. По замыслу авторов этой мерзости, у России теперь такое лицо? Побольше ислама и поменьше крестов?» По мнению военкора, «кто-то изо всех сил пытается раскачать в стране межконфессиональный мир, целенаправленно унижая русских и отбирая у них их символы».

Согласно данным из открытых источников, изначально на башне Сююмбике размещался имперский двуглавый орел. В 1918 году его заменили на полумесяц, в 30-х на фоне репрессий против религии его сняли, а снова полумесяц появился уже в 1990-х по решению совета министров ТАССР. Музей же истории государственности татарского народа и Республики Татарстан в бывшей церкви относительно недавно — с ноября 2006 года. На это отдельное внимание обратил публицист Сергей Мардан. «Смотрю я на новую купюру Центрального банка России и не могу понять — укреплением чьей государственности занимается его председатель с фамилией Набиуллина?» — написал он в своем телеграм-канале.

Власти РТ до сих пор официально не комментировали скандал. Но сегодня телеграм-канал «Аппаратная», который связывают с казанским Кремлем, репостнул видеообращение депутата Госдумы от ЛДПР Ярослава Нилова (в партии курирует Татарстан). Тот заявил, что скандала не произошло бы, если бы «разработчики» (читай — ЦБ) согласовали изображение объекта из Казани с властями Татарстана.

«На территории Казанского кремля есть прекрасный православный собор и прекрасная мечеть, и они гармонично сочетаются на одной фотографии. И можно было именно это изображение поместить на банкноту и не допустить ненужных интерпретаций!» — подчеркнул депутат. Нилов также заверил, что власти РТ уделяют особое внимание межконфессиональным отношениям, и даже опубликовал снимок, который, по его мнению, отлично вписался бы в купюру.

Камиль Самигуллин: «Нелогично ставить крест там, где его нет, и убирать месяц оттуда, где он есть» Камиль Самигуллин: «Нелогично ставить крест там, где его нет, и убирать месяц оттуда, где он есть» Фото: «БИЗНЕС Online»

«На каждой купюре должны быть кресты? На орле есть крест»

«Мы еще раз увидели проявление шовинизма в российском обществе, и сейчас при данном раскладе татарам не остается места даже на купюрах, — резко отреагировал на возникшую дискуссию и решение ЦБ историк, этнолог, главный редактор журнала „Туган җир“ Дамир Исхаков. — Явно намекают на то, что крест надо поставить на бывшее церковное здание, где сейчас музей. Но это же нонсенс — на музее, посвященном истории и культуры татар, ставить крест!»

По словам Исхакова, простого решения в данной ситуации нет. «Если создатели монетного дела будут идти за православными шовинистами, то ничем хорошим это не закончится. Есть определенные круги [раскачивающие эту тему]. Так рассуждает примерно четвертая часть россиян, их не так мало. Это связано с общим трендом России, к сожалению. Про многонациональный народ России это только болтовня, а в реальной жизни этого нет», — подчеркнул ученый в разговоре с «БИЗНЕС Online». Исхаков считает, что стремление изображать кресты на купюрах «связано с тем, что в основании русского национального самосознания и российской цивилизации лежит православие» и «там нет места для ислама, по большому счету».

«На каждой купюре должны быть кресты? На орле крест есть — не хватает?» — задался вопросом в беседе с «БИЗНЕС Online» муфтий Татарстана Камиль Самигуллин. Он заметил, что банкноты с православными крестами в обороте есть, а денег с изображением полумесяца до сих пор не было. Отметим, что сейчас православный крест изображен на купюрах номиналом 5 рублей, 10 рублей, 50 рублей, 500 рублей, а также тысячерублевке старого образца.

«Надо брать пример с Татарстана, потому что когда все приезжают в гости в Татарстан, видят, какие у нас хорошие взаимоотношения [между конфессиями]. Это огромная работа. Если хотим создать хорошее общество, то мы должны быть по-настоящему толерантными не только на словах. У нас очень много мусульман. Почему не может быть и полумесяцев, и крестов? Это вполне нормально, естественно. Нелогично ставить крест там, где его нет, и убирать месяц оттуда, где он есть. Неприязнь приведет к тому, что на небо запретят смотреть — там тоже полумесяц», — добавил наш собеседник.

По мнению депутата Госдумы от Татарстана Айрата Фаррахова, происходит «попытка сделать новость там, где новости нет, и раскачать ситуацию». «Все мои коллеги в Госдуме, с которыми мы это обсуждали, единого мнения — не надо чесать там, где не чешется. Этот вопрос обсуждали и с депутатом Ниловым. На мой взгляд, ошибки Центробанка нет. Если бы на изображении изначально было бы что-то дорисовано, мне кажется, возникла бы еще бо́льшая проблема. Все те, кто высказывался негативно, тогда должны заявлять, что нужно дорисовывать что-то на фотографиях. А это неправильно», — сказал парламентарий.

«Не думаю, что люди настолько детально разглядывают купюры, чтобы вот так хорошо знать, что на них изображено» «Не думаю, что люди настолько детально разглядывают купюры, чтобы вот так хорошо знать, что на них изображено» Фото: © Bulkin Sergey / news.ru / www.globallookpress.com

«Центробанк затеял дискуссию открытых смыслов, это взрывоопасный момент»

«Вчера на радио проводили опрос слушателей (я был в эфире), и я был уверен, что большинству все равно. Но оказалось, что 64 процента людей это беспокоит, — рассказал в беседе с «БИЗНЕС Online» политолог, директор центра развития региональной политики Илья Гращенков. По его мнению, для ЦБ реакция стала неожиданностью, а решение доработать банкноту — верное.

«Многие задаются вопросом — это скрытые смыслы или еще что-то? Не думаю, что люди настолько детально разглядывают купюры, чтобы вот так хорошо знать, что на них изображено. Только нумизматы обычно обращают внимание на небольшие дизайнерские огрехи. Сейчас, видимо, в стране настолько перегрета политическая ситуация, что все воспринимается как какие-то сигналы, скрытые смыслы и так далее, поскольку у нас сейчас конспирология очень сильно развита в трактовке любых политических решений, так как они во многом стали непубличными и не поддаются качественным анализам», — отметил Гращенков.

«Сделать ее (купюру — прим. ред.) более адекватной запросу не составит большого труда, тем более если все вылилось в скандал. В любом случае это такой инфоповод, который в конечном счете затмевает главную проблему — растущую инфляцию», — подчеркнул спикер.

Как считает Гращенков, вероятно, ЦБ постарается найти «другое композиционное здание» вместо музея: «Может, они в принципе уберут религиозное сооружение, заменив чем-то иным, например мостом». В целом пейзаж на купюре — это необычная тенденция последних лет, отметил собеседник. «Кроме евро, не могу припомнить какую-то валюту западных стран, на которых тоже был бы пейзаж, а не какие-то национальные герои. Но если Россия начнет выбирать, кто достоин быть на купюрах — Гагарин, Ленин, Сталин или Иван Грозный, то это вызовет еще больший раскол. Центробанк затевает дискуссию открытых смыслов, это взрывоопасный момент, когда практически все трактуется каким-то подтекстом», — сказал эксперт. Он советует ЦБ заменить религиозную тематику «более конструктивными строениями, которые не имеют дополнительной информационной нагрузки».

«Изображать здание с крестом, когда оно сейчас не является церковью, — некорректно. Можно было, наверное, вообще не брать эту тему, то есть эту церковь вообще не ставить на купюре, чтобы не поднимать скандал», — соглашается гендиректор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев. При этом он подчеркивает: «Никому в голову не могло прийти, что возникнет скандал!» «То, что сейчас на самой церкви нет креста, общественность почему-то не очень трогает. А вот на купюре не ставят — все, это проблема, конец света!» — заметил спикер.

Как решать проблему? По мнению Журавлева, в идеале не стоит изображать музей вообще, потому что общественность не успокоится. Согласование с властями Татарстана, о котором говорит Нилов, не требовалось, потому что «в функции региональных властей утверждение дизайна купюр не входит», подчеркнул собеседник «БИЗНЕС Online».

«Существует четкое распределение, какой уровень власти какие решения принимает. И Татарстан в свое время очень четко в этих распределениях участвовал. А с кем мы будем согласовывать пятитысячную [купюру]? С Екатеринбургом? Мы могли посоветоваться — пригласить специалистов из Татарстана, и это было бы, наверное, правильно. Но согласовывать, то есть получать разрешение от властей любого региона в производстве федеральных купюр, — это, извините, нонсенс!» — добавил эксперт.