В новейшей истории Казани самый масштабный «дорожный план» был реализован к Универсиаде. 10 лет назад дорожный бюджет Универсиады составлял 38 млрд рублей В новейшей истории Казани самый масштабный дорожный план был реализован к Универсиаде. 10 лет назад «дорожно-развязочный» бюджет спортивного мероприятия составлял 38 млрд рублей Фото: «БИЗНЕС Online»

Новая антикризисная таблетка для Казани

Дороги наряду со стройками входят в тройку драйверов экономического роста Татарстана. По прогнозу, в 2023 году объем работ в соответствующем секторе составит 643 млрд рублей. Это третье место по значимости. На втором — розничная торговля с объемом 1,3 трлн рублей, на первом — промышленность с 4,5 трлн рублей. В предстоящее воскресенье, 15 октября, в России профессиональный праздник отмечают работники дорожного хозяйства — «БИЗНЕС Online» анализирует положение дел в отрасли.

В новейшей истории Казани самый масштабный дорожный план был реализован к Универсиаде. 10 лет назад «дорожно-развязочный» бюджет спортивного мероприятия составлял 38 млрд рублей. В 2023 году строящиеся дороги, мосты и развязки Казани стоят 68,5 млрд рублей. Добавим, что на ремонт улично-дорожной сети из бюджета РТ и РФ выделено 7,5 млрд рублей и 2,8 млрд рублей по программе «Наш двор», бо́льшую часть средств которой тратят на асфальт. Итого 78,8 млрд рублей. Если учесть инфляцию, то нынешний годовой объем опережает весь план по Универсиаде на 2,8 млрд рублей.

«Стройка дорог перед Универсиадой стала антикризисной таблеткой — такую роль дорожное строительство и сегодня играет для городского хозяйства, экономики республики», — оценивал положение дел в 2022 году мэр Казани Ильсур Метшин.

Сейчас столица РТ отмечает беспрецедентные инвестиции в дорожную инфраструктуру. Цифры вроде бы говорят сами за себя. Но возникает вопрос: как Казань, где 10 лет назад прежний сити-менеджер Алексей Песошин говорил о системности финансирования дорожных работ как о мечте, в итоге этого добилась?


Дорожный план увязан с генпланом города — там, где строится жилье, подтягиваются дороги, и наоборот, отмечают собеседники «БИЗНЕС Online». Это ярко видно на примере того же Вознесенского тракта — в восточной части Казани активизировались девелоперы, продолжается согласование проектов планировок. Очередность и список объектов строительства и ремонта дорог, планируемых к реализации в столице РТ, предлагают власти столицы РТ совместно с миндортрансом республики. Затем документ рассматривает и утверждает кабинет министров Татарстана. Техническим заказчиком для казанских дорог выступает ГКУ «Главтатдортранс». Главные источники финансирования — бюджет РТ и средства федеральных госпрограмм. Используются и новые федеральные инструменты — так, в 2021 году республика оформила бюджетный кредит на 10,4 млрд рублей под 3% годовых сроком до 15 лет.

Оценивая состояние улично-дорожной сети Казани 10 лет назад, Песошин говорил, что доля новых и отремонтированных дорог составляла 21%. Теперь же к концу 2023 года нормативное состояние дорожной сети в городе оценивается в 84,7%. Годовой объем дорожных работ одного 2023-го (1,5 млн кв. м) — более половины всего плана по Универсиаде (2,7 млн «квадратов»).

После 2013-го в городе построили и сдали следующие объекты:

  • Магистраль 100-летия ТАССР. Дорога стоила бюджету РТ и РФ 4,9 млрд рублей. Завершающую перемычку Большого казанского кольца открыли в 2020 году. На тот момент дорога была крупнейшим дорожным проектом Казани после 2013-го.
  • Улица Меховщиков. Реконструкция прошла на участке от улицы Магистральной до улицы Девятаева. Цена — 1,9 млрд рублей, которые выделили по нацпроекту «Безопасные качественные дороги».
  • Разворотная петля у Оренбургского тракта рядом с «Леруа Мерлен». Стоимость — 752 млн рублей.
  • Первый этап дороги – дублера Горьковского шоссе от улицы Несмелова до Храма всех религий. Длина — 6 километров. Стоимость — 2 млрд рублей.
  • Улица Осиновская. Это реконструкция дороги – въезда в микрорайон «Салават Купере». Работу выполнили за 16 млрд рублей.

Суммарно в перечисленные проекты вложили 25,5 млрд рублей. И это без учета ремонта других дорог, на которые с 2017 года ежегодно выделяют свыше 5 млрд рублей. До 2017-го речь шла о 2–3 млрд рублей в год. Только за 2022-й в Казанской агломерации отремонтировали 33,8 км автомобильных дорог.

На разных стадиях в работе у дорожников Казани к началу октября были пять крупных проектов строительства и реконструкции. Еще четыре спроектированы и ждут очереди на финансирование, пять проектируются. И остается лишь надеяться, что на фоне специальной военной операции темпы удастся сохранить.

Приглядимся ниже к тому, какие дороги уже строят, сдают и планируют строить в Казани в будущем. Оценим также эффект и схемы движения.

Вознесенский тракт, первый этап: смягчение пробок, начало реновации

Стоимость — 13,4 млрд рублей.

Сдача, готовность: октябрь 2023-го, готовность — 100%.

Предыстория. Коридор под трассу заложили в генплан-1969 и оберегали от жилой застройки 52 года. Это позволило избежать массового выкупа земельных участков. Но не обошлось без изъятия территорий у бизнеса. В красных линиях оказались автозаправка ТАИФа и свыше 20 гаражей в районе улицы Бухарской. Дорога затронула и 4 га группы компаний ASG миллиардера Алексея Семина.

Технические показатели. Дорога 6-полосная — по три полосы в каждую сторону, одна из которых будет автобусной. Магистраль длиной 3,8 км включает в себя две развязки в двух уровнях, три примыкания второстепенных дорог, две наземные разворотные петли, ж/д путепровод. Под дорогой возвели три подземных пешеходных перехода на улице Аделя Кутуя, Родины и Назиба Жиганова. Тротуар шириной 4,5 м совмещен с велодорожкой шириной 2,5 метра.

Что решает? Улучшит транспортную обстановку в Советском районе на улицах Гвардейской, Аделя Кутуя, частично на въезде в Азино.

Эффект для территории. Со строительством дороги открылась реновация промзоны вокруг улиц Аделя Кутуя, Родины, Даурской, Гвардейской. Площадь — 292 га, из которых 40 га застроят многоэтажными жилыми домами на 766 тыс. кв. м для 34 тыс. человек. В районе первой очереди Вознесенского тракта после появления средств построят 6 школ, 20 детских садов, физкультурно-оздоровительный комплекс с бассейном и легкоатлетическим манежем. Выделены места для бульваров и скверов.

Второй этап Вознесенского тракта: на М7 и к землям миллиардера Семина

Стоимость — 26 млрд рублей.

Сдача: 2024-й, готовность — 23%. Деньги на будущий год пока не доведены до дорожников, но работы продолжаются. «Начаты большие проекты, которые невозможно оставить на половине пути. Понятно, появились трудности с финансированием. Но текущие дорогостоящие объекты будут закончены — вопрос только в источниках финансирования», — рассказывает собеседник нашего издания в дорожной отрасли. Не исключено, что в итоге данный отрезок Вознесенского тракта будет платным — впрочем, об этом мы еще поговорим ниже.

Технические показатели. Длина отрезка — 8 км, который включает в себя новый путепровод на улице Фучика, соединяющий Азино-1 и Азино-2, двухуровневую развязку тоннельного типа с трассой М7. А также четыре наземные разворотные петли, подземный пешеходный переход с улицы Глушко на Ноксинский спуск, два надземных «пешеходника» на улицах Минской и Закиева через проспект Победы. В проекте два примыкания второстепенных дорог, мост через Ноксу, водопропускное сооружение для реки Крутовки и тракторный переезд.

Что решает? Второй этап улучшит дорожную ситуацию в Азино. Прямой проезд с Ноксинского спуска на улицу Глушко не появится, но с помощью разворотных петель транспортная связь станет лучше.

Дорога возьмет часть нагрузки с Мамадышского тракта, но не поставит точку в проекте вылетной магистрали. В генплан на отрезке от путепровода на улице Фучика до М7 заложили 6 развязок. Но построят пока только одну, на перекрестке с федеральной трассой, и четыре наземные разворотные петли: первая пара — на границе Азино-2 с поселком Вознесенское, вторая — на окраине Вознесенского. Впрочем, для других развязок уже отвели земельные участки.

Эффект для территории. Дорога откроет для застройки «Восточную дугу» — это территория от Дербышек до Салмачей площадью 2 тыс. га, в число владельцев которой входит ГК ASG, принадлежащая Семину. В перспективе Вознесенский тракт позволит гармонично развивать земли «Восточной дуги» Казани. Проектами по заказу ASG занимается Институт генплана Москвы.


Горьковское шоссе: вернуть статус вылетной магистрали

Стоимость — 27,1 млрд рублей.

Сдача: 2024 год.

Предыстория. Горьковское шоссе проложили в 1970-е одновременно с железной дорогой, для которой сделали массивную насыпь. Шоссе заменило прежнюю дорогу в Москву через Аракчино. Вплоть до строительства объездной дороги вокруг Казани оно было частью трассы М7. Сначала у шоссе появилось двухполосное твердое покрытие, но в 2005 году дорогу расширили до четырех, а местами и до 6 полос. Застройка бывших сельхозугодий росла так, что магистраль перестала справляться с автомобильным потоком. Реконструировать дорогу начали в 2022-м.

Технические показатели. Проект включает в себя не только расширение до 6 полос на всем протяжении дороги, но и 7 новых развязок на разных уровнях, столько же надземных и подземных пешеходных переходов, а также «прокол» железнодорожных путей. Например, вместо Горьковского кольца строят трехуровневую развязку. В результате город получит вылетную 6-полосную магистраль без светофоров для текущего и будущего транспортного потока.

Что решает? Улучшит транспортную доступность казанского микрорайона «Салават Купере» на 50 тыс. жителей, из которых там уже проживают 30 тыс. человек. Упростит въезд со стороны Зеленодольского района — ежедневно в Казань на работу едут 20 тыс. жителей Зеленодольска.

Эффект для территории. Дорога создает задел для будущих проектов застройки в Казани и соседнем городе-спутнике «Большой Зеленодольск» и упрощает жизнь казанцев в соответствующей части Кировского района. В планах построить в полях 5,7 млн кв. м жилья для 182,6 тыс. человек. Срок — до 2030 года.

Мост через Кабан: на год раньше срока и подъезд к театру им. Камала 2.0

Стоимость — 1,1 млрд рублей.

Сдача: дорога открыта 10 октября 2023 года.

Предыстория. Построенный в 1960-м мост признали аварийным в 2019 году. Тогда же по нему ограничили движение тяжеловесной техники. Реконструкцию начали в 2022-м и хотели завершить в 2024 году, но во время работ в опорах обнаружили трещину, из-за которой новый переход решили строить не поэтапно, а сразу. Для этого на год перекрыли движение транспорта, что вылилось в ежедневные пробки на перекрестке улиц Татарстан, Марселя Салимжанова, Право- и Лево-Булачной. Дорожники работали круглосуточно.

Технические показатели. Мост расширили с 6 до 8 полос, из которых две для общественного транспорта. Максимально разрешенная несущая нагрузка на ось автомобилей увеличилась с 15 до 25 т, сделали и велодорожку. Расчетная скорость на мосту составит 70 км/ч.

Что решает? Мост разгрузит улицы Танковую, Татарстан, Марселя Салимжанова и Нурсултана Назарбаева.

Эффект для территории. Новый мост станет частью транспортной связи с новым театром им. Камала, строящимся по соседству на берегу Кабана. Рядом за 9,5 млн рублей уже спроектировали четырехполосную дорогу с велодорожкой и 58 парковочными местами от улицы Туфана Миннуллина до улицы Нурсултана Назарбаева. Стоимость строительства — 2,1 млрд рублей. Впрочем, уже готовый проект могут пересмотреть. Есть два новых варианта:

  • трехполосная дорога с наземной парковкой вдоль дороги на 82 автомобиля;
  • двухполосная дорога с наземной парковкой вдоль дороги на 100 автомобилей.

Первый проект готовили еще до решения строить на Кабане новое здание театра, объясняют собеседники нашего издания появление двух новых вариантов с увеличенным числом парковочных мест у театра, в котором будет и собственная автостоянка.

Мост через Монастырскую протоку для поселков и новой застройки

Стоимость — 737 млн рублей.

Сдача: конец 2023-го — открытие рабочего движения, 2024-го — ввод в эксплуатацию.

Технические показатели. Мост двухполосный, ширина проезжей части — 7 м, длина — 29 метров. Также дорожники укрепили русло протоки.

Предыстория. Проект планировки нового моста над Монастырской протокой от улицы Технической в Отарах начали готовить в 2021 году после запуска магистрали 100-летия ТАССР. Для стройки изъяли 7 земельных участков.

Что решает? Мост продлит улицу Техническую в поселке Борисково и затем соединится с Поперечно-Отарской. Так две тупиковые автодороги улучшат транспортную связь поселков Отары и Борисково, а также сократят время в пути до центра города.

Эффект для территории. Мост способствует реновации территории бывшего завода «Коламбия», которой занимается ижевский «Комос» в партнерстве с группой компаний «ЖИК города Казани» Эмиля Хуснутдинова.

Что в столе у города и дорожников? Дублер Горьковского шоссе

Финансирование в миллиарды рублей нужно и на уже спроектированные дороги и развязки Казани. Точную стоимость пока не называют. «Проекты готовились в разное время, в условиях разных уровней цен, поэтому стоимость надо пересчитывать с учетом корректирующих коэффициентов», — сообщили «БИЗНЕС Online» в «Главтатдортрансе».


Приглядимся детальнее к уже спроектированным дорогам, прошедшим государственную экспертизу. На первой строчке — второй этап дороги – дублера Горьковского шоссе от Храма всех религий до М7.

Стоимость проекта — 233 млн рублей.

Предыстория. Первый этап дороги от улицы Несмелова до Храма всех религий и ЖК «Серебряный бор» длиной 6 км запустили в апреле 2023 года за 2 млрд рублей с выкупом свыше 300 участков за 275 млн рублей. Теперь нужен второй — до М7.

Технические показатели. Второй этап дороги длиной 9 км сложнее первого из-за перехода через железную дорогу, строительства в береговой зоне Волги, выноса инженерных коммуникаций и выкупа участков.

В подготовленном проекте значатся следующие объекты:

  • развязка в районе поселка Новое Аракчино с переходом через железную дорогу;
  • мост над ж/д путями рядом с Красной Горкой;
  • развязка на Т-образном перекрестке улиц Путейской и Бирюзовой в Юдино;
  • развязка с М7 в Займище.

Что решает? Второй этап создаст полноценную альтернативу Горьковскому шоссе, которое даже с учетом реконструкции не сможет на 100% принять поток автомобилей новой застройки Казани и Зеленодольского района. «Да, Горьковское шоссе расширяют. Но при застройке „Большого Зеленодольска“ эффект от этой реконструкции будет быстро съеден», — отмечает директор Института пространственного планирования РТ Олег Григорьев.

Первый отрезок пока снижает нагрузку на улицы Клары Цеткин, Боевую и Аракчинское шоссе. Хорошо, но и там рано ставить точку — нет заложенных в генплан Казани ж/д путепровода и развязки к ЖК «Серебряный бор», ближе к улице Несмелова дорога сужается с четырех до двух полос в каждую сторону, работают светофоры.

Эффект для территории. С вводом первого участка началась застройка ЖК «Серебряный бор» на площади 759 га — это бывшая территория артиллерийских складов. Земли в 2017 году передали республиканскому фонду поддержки пострадавшим от лопнувших в Татарстане банков. По информации источников, запуск дороги уже подстегнул интерес инвесторов. Но там остается другая проблема — нет сетей.


Раскупорить Мамадышский тракт: новая дорога, развязка, петли

После начала реконструкции Горьковского шоссе и строительства Вознесенского тракта оживляют и Мамадышский тракт. Речь о трех проектах, из которых один уже прошел госэкспертизу — это автодорога от Патриса Лумумбы до Назиба Жиганова с развязкой на улице Космонавтов.

Стоимость проекта — 29,8 млн рублей.

Предыстория. Мамадышский тракт в последний раз реконструировали при подготовке к Универсиаде-2013. Тогда магистраль длиной 7 км расширили в обе стороны до 6 полос на всем протяжении от развязки с проспектом Победы до М7, построили два подземных и два надземных перехода. В результате пропускная способность тракта выросла до 30 тыс. автомобилей в сутки. Благодаря этому в данной части Казанской агломерации значительно выросли объемы жилищного строительства, но спустя 10 лет эффект расширения исчерпан.

Технические показатели. Новая дорога длиной 2 км от Патриса Лумумбы до Космонавтов и Аграрной с двухуровневой развязкой на перекрестке трех дорог. Новая трасса пересечет улицу Космонавтов сверху по путепроводу. Вдоль дороги появится 9 остановок общественного транспорта, отделенные от тротуаров велодорожки, а также три подземных перехода: у автовокзала «Восточный», со стороны улиц Патриса Лумумбы и Космонавтов. Пропускную способность рассчитали с запасом.

На разных стадиях еще три разворотные петли Мамадышского тракта:

  • Первая рядом с улицей Озерной поселка Малые Клыки и улицей Дуслык микрорайона Азино-1. Проект готов, находится на государственной экспертизе.
  • Вторая неподалеку от улицы Натана Рахлина, поворотов к ЖК «Светлая долина» и «Весна». Проект готов, находится на государственной экспертизе.
  • Третья на повороте в поселок Константиновка. Стадия проектирования.

Что решает? Дорога от улицы Патриса Лумумбы с развязкой на Космонавтов, разворотные петли упрощают въезд и выезд из города жителей многоэтажных жилых комплексов вдоль Мамадышского тракта, Азино-1. Проще ездить станет и жителям казанских поселков Малые и Большие Клыки, Константиновка, Самосырово.

Эффект для территории. Дорожные решения на Мамадышском тракте дадут застройщикам шанс на застройку свободных участков вдоль Мамадышского тракта. Потенциал в той части города и у частного домостроения. Например, параллельно готовится проект для дороги к участкам многодетных семей в Константиновке.


Проектируемые: заезд с Южки, выезд на М7, матюшинская «бетонка» 2.0

Перенесемся на юг и юго-восток Казани. Там нет готовых проектов дорог, развязок. Но проектировщики работают над следующими задачами:

  • Новый заезд на развязку Оренбургский тракт – проспект Победы. Реконструкция ускорит проезд транспорта со стороны «Солнечного города» к проспекту Универсиады, центру города. Стоимость проекта — 8,7 млн рублей.
  • Дорога от улицы Большой поселка Вишневка до деревни Чернопенье и села Богородское Пестречинского района. Отрезок до Чернопенья длиной 3,2 км уже проектируют за 19,2 млн рублей. По генплану Казани это начало нового проезда, ведущего к трассе М7. По задумке, дорога улучшит транспортную связность поселков и создаст альтернативу единственному выезду через улицу Центральную в Салмачах. Там, напомним, трудности создает перенаселенная пестречинская деревня Куюки, в которой проживают 50 тыс. человек.
  • Расширение бетонной дороги Казань – Боровое Матюшино, которое затрагивает как Казань, так и Лаишевский район. Дорога долгожданная, она облегчит выезд из новостроек «Лаишевского узла». Проект расширения дороги Казань – Боровое Матюшино пока в начальной стадии. Разыгранный еще в 2017 году ГИСУ РТ конкурс касался подготовки за 23,2 млн рублей проекта планировки территории для обновленной дороги, к рабочему проекту которой пока не приступали.

«Проект на предстоящие годы, пока речь о резервировании земель», — рассказали нашему изданию в ГКУ «Главтатдортранс» относительно расширения дороги в Боровое Матюшино.

«Дорожно-транспортная ситуация в Казани осложнена малым количеством вылетных магистралей. А с точки зрения улучшения транспортной обстановки, чем больше связей — тем лучше» «Дорожно-транспортная ситуация в Казани осложнена малым количеством вылетных магистралей. А с точки зрения улучшения транспортной обстановки чем больше связей, тем лучше» Фото: «БИЗНЕС Online»

Не забыть об общественном транспорте

За пылом строек «серых лент», однако, не стоит забывать и о других важных моментах транспортного планирования.

«Дорожно-транспортная ситуация в Казани осложнена малым количеством вылетных магистралей. А с точки зрения улучшения транспортной обстановки чем больше связей, тем лучше, — говорит начальник отдела пространственного развития Института развития города Никита Будкевич. — Но нужен еще и общественный транспорт».

Вложения в асфальт нужны и своевременны. Но до конца скорректировать ситуацию на дорогах позволит удобный и комфортный общественный транспорт. Отказ от ежедневных поездок на личном автомобиле и выбор общественного транспорта — важное условие для улучшения ситуации.
Никита Будкевич Начальник отдела пространственного развития Института развития города
Никита Будкевич начальник отдела пространственного развития Института развития города

Особое внимание следует обратить и на перехватывающие узлы с парковками для пересадки с личного транспорта на общественный, в том числе при въезде в город. «Также необходимо развивать маршрутную сеть для использования иных видов перемещений — велосипеды или средства индивидуальной мобильности здесь не исключение», — добавил Будкевич.

В Казани низкая плотность улично-дорожной сети. На 1 кв. км площади столицы РТ приходится 2 км дорог. Для сравнения: в Москве этот показатель составляет 4,5 км, в Санкт-Петербурге — 5,5 км, а в Париже — 15 километров. В общем, строить и строить!

Хотя решения еще нет, но от идеи платных дорог не отказываются Хотя решения еще нет, от идеи платных дорог не отказываются Фото: © Сергей Гунеев, РИА «Новости»

Не «доедаем» ли мы последние остатки доконфликтного благополучия?

Но Казань не единственная территория, где в Татарстане крайне нужны новые дороги. И встает вопрос: а как финансировать все эти стройки?

Похоже, один из вариантов — платные дороги. В 2022 году президент РТ Рустам Минниханов подписал на Петербургском международном экономическом форуме с госкорпорацией «Дом.РФ» договор о намерениях сделать второй участок Вознесенского тракта платным. Следом заговорили о планах сделать платным проезд по второму отрезку дороги – дублера Горьковского шоссе от Храма всех религий до М7. Это позволит получить финансирование на их строительство.

Впрочем, пока это все еще намерения. «В проектной документации второго этапа Вознесенского тракта и дороги – дублера Горьковского шоссе решения по платности автодороги не заложены», — подчеркнули в «Главтатдортрансе».

От халявных дорог пора отвыкать? Почему Вознесенский тракт сделают платным

Платная трасса — это затратно и трудоемко. «Нельзя сегодня решить, а завтра сделать дорогу платной, — говорит эксперт нашего издания в отрасли. — Это невозможно, для такого нужно провести комплекс проектных работ. И пункты сбора платы только малая часть этой работы. Нужны зоны сервиса, безопасности, видеоконтроль. Дорога закрытая, поэтому нужно постоянно контролировать поток».

В общем, хотя решения еще нет, от идеи платных дорог не отказываются. Неслучайно в августе правительство РТ создало акционерное общество «Татдортрансинвест», в числе задач которого — реализация дорожных проектов государственно-частного партнерства…

Становится все более очевидным, что казенных денег на все, похоже, уже не хватает. Тем более что федеральный бюджет вынужден тратить на оборонную сферу втрое больше обычного. Вдобавок есть понимание, что и после завершения военной фазы спецоперации на Украине начнется другая — экономическая: разрушенные регионы надо восстанавливать. Так что на фоне нынешнего дорожно-строительного праздника складывается ощущение, что все это остатки того благополучия, что ковалось до 2022 года. Татарстан уже строит дороги в кредит. Все чаще всплывает тема введения платы за проезд по новым магистралям. И все это не выглядит как простое совпадение.