Сегодня на главном здании Академии наук РТ на улице Баумана установили мемориальную доску, посвященную первому президенту организации Мансуру Хасанову Сегодня на главном здании Академии наук РТ на улице Баумана установили мемориальную доску, посвященную первому президенту организации Мансуру Хасанову

«Сейчас среди руководителей очень мало таких масштабных личностей»

Люди, работавшие в разное время вместе с первым президентом Академии наук Татарстана Мансуром Хасановым, еще за час до официального открытия памятной доски стали появляться у головного здания академии на улице Баумана.

Один из них, 90-летний Гумер Сабирзянов, познакомился с первым президентом АН РТ в далеком 1968 году на курсах повышения квалификации работников обкомов, тогда он трудился в Тувинском областном комитете партии вместе с его секретарем Кужугетом Шойгу, отцом нынешнего министра обороны РФ. Хасанов пригласил «тувинского татарина» в Казань, где они рука об руку трудились много лет, в том числе когда Мансур Хасанович был директором Института татарской энциклопедии, а Сабирзянов являлся его заместителем. По словам Гумера-абыя, немногие знают, что гуманитарий Хасанов — это человек, победивший вспышку туберкулеза в республике, ведь, будучи зампредом совмина ТАССР, он курировал вопросы науки, образования и здравоохранения.

«Когда он работал зампредом совмина, в Татарстане была актуальной проблема туберкулеза. Особенно он был распространен в сельской местности. — напомнил Сабирзянов корреспонденту „БИЗНЕС Online“. — Мансур Хасанович приложил все усилия для борьбы с этим заболеванием, и за годы, когда он работал в обкоме, мы практически победили туберкулез. Тогда на острове Свияжск было два противотуберкулезных лечебных учреждения, и, когда надобность отпала, мы добились того, чтобы их закрыть».

Ркаил Зайдулла: «К сожалению сейчас среди руководителей очень мало таких масштабных личностей, мы скучаем по Мансуру-ага и считаем, что его память должна навечно сохраниться в наших сердцах» Ркаил Зайдулла: «К сожалению, сейчас среди руководителей очень мало таких масштабных личностей, мы скучаем по Мансуру-аге и считаем, что его память должна навечно сохраниться в наших сердцах»

Но в душе Хасанов все же оставался ученым-гуманитарием, например, его кандидатская и докторская диссертации были посвящены творчеству Галимджана Ибрагимова. Вот почему именно союз писателей Татарстана стал инициатором установки на здании АН РТ мемориальной доски. «К сожалению, сейчас среди руководителей очень мало таких масштабных личностей, мы скучаем по Мансуру-аге и считаем, что его память должна навечно сохраниться в наших сердцах, — пояснил председатель союза писателей РТ, депутат Госсовета Татарстана Ркаил Зайдулла. — Мы рады, что здесь появилась памятная доска, посвященная Мансуру Хасанову, и надеемся, что внутри здания установят его бюст. Кроме того, он ведь организовал Институт татарской энциклопедии, может, этому академическому институту в дальнейшем стоит дать его имя». По словам Зайдуллы, доктор филологических наук Хасанов не зря симпатизировал Ибрагимову, т. к. они оба были не только литераторами, но и незаурядными общественными деятелями.

Булат Хасанов: «Очень любил ходить в лес по грибы, он нас с детства учил, как воспринимать, слышать и слушать лес, его звуки» Булат Хасанов: «Очень любил ходить в лес по грибы, он нас с детства учил, как воспринимать, слышать и слушать лес, его звуки»

В свое время первый президент АН РТ учился вместе с легендарным первым секретарем Татарского обкома КПСС Фикрятом Табеевым, который в дальнейшем «подтянул» своего друга, преподавателя КГУ им. Ульянова-Ленина, на партийную работу. Уже через пять лет после ухода своего шефа с поста первого секретаря Хасанов стал зампредом совмина ТАССР, а после объявления Татарстаном суверенитета оказался первым заместителем главы правительства РТ. Несмотря на высокие должности, он оставался простым не только в общении, но и в быту.

Об этом говорят и гастрономические предпочтения нашего героя, о которых «БИЗНЕС Online» рассказал его сын Булат Хасанов. «Он очень любил эчпочмаки, очень любил лапшу, вообще он был довольно всеядным, — вспоминает Хасанов-младший. — Но любил качественную пищу, практически не употреблял алкоголя крепкого, но выпивал красное вино, это бывало. Очень любил ходить в лес по грибы, он нас с детства учил, как воспринимать, слышать и слушать лес, его звуки».

Преемственность поколений в АН РТ демонстрировал тот факт, что на церемонию пришли президенты академии наук разных лет — нынешний руководитель Рифкат Минниханов, его предшественник Мякзюм Салахов (в центре) и непосредственный преемник Хасанова в этой должности Ахмет Мазгаров (слева) Преемственность поколений в АН РТ демонстрировал тот факт, что на церемонию пришли президенты Академии наук разных лет — нынешний руководитель Рифкат Минниханов, его предшественник Мякзюм Салахов (в центре) и непосредственный преемник Хасанова в этой должности Ахмет Мазгаров (слева)

«Надо, чтобы мы были организационно вместе»

Преемственность поколений в АН РТ демонстрировал тот факт, что на церемонию пришли президенты Академии наук разных лет — нынешний руководитель Рифкат Минниханов, его предшественник Мякзюм Салахов и непосредственный преемник Хасанова в этой должности, директор Волжского научно-исследовательского института углеводородного сырья (ВНИИУС) Ахмет Мазгаров.

Представитель точной науки, химик Мазгаров не удивляется тому, что его предшественник-гуманитарий смог успешно руководить всем научным сообществом республики. «Прежде всего Хасанов — опытный руководитель, организовать академию с нуля — очень тяжелое дело, — напомнил „БИЗНЕС Online“ Мазгаров. — Если бы у Мансура Хасановича не было опыта работы в обкоме, то невозможно было бы все это организовать. Он же курировал в обкоме вопросы науки, поэтому о проблемах знал не понаслышке».

Также экс-президент АН РТ напомнил о своих свершениях в этой должности. В свое время Хасанов добился, чтобы академии передали Дом политпросвещения на улице Баумана, а его преемник, став президентом, начал свою деятельность в 2006 году с ремонта здания. «Минтимер Шарипович [Шаймиев] вызвал в Кремль, уговорил возглавить академию, так как Мансур Хасанович приболел, немного сдал позиции, и выделил на ремонт 78 миллионов рублей, — вспоминает Мазгаров. — Тогда ГИСУ возглавлял нынешний министр строительства России Ирек Файзуллин, мы с ним сделали ремонт. Прошло почти два десятка лет, все приезжие до сих пор удивляются тому, какая величественная у Татарстана Академия наук».

Рифкат Минниханов подтвердил информацию о том, что Инситут истории им. Марджани юридически возвращается в состав академии: «Потихоньку сделаем, постараемся к 1 январю завершить, нам надо, чтобы мы были организационно вместе, в одной организации» Рифкат Минниханов подтвердил информацию о том, что Институт истории им. Марджани юридически возвращается в состав академии: «Потихоньку сделаем, постараемся к 1 январю завершить, нам надо, чтобы мы были организационно вместе, в одной организации»

Что касается действующего президента АН РТ, то с ним мы успели коротко переговорить о дне сегодняшнем. Прежде всего Минниханов подтвердил информацию «БИЗНЕС Online» о том, что Институт истории им. Марджани юридически возвращается в состав академии. Напомним, что долгие годы «марджанистов» государство финансировало отдельно через минобрнауки республики. «Потихоньку сделаем, постараемся к 1 январю завершить, нам надо, чтобы мы были организационно вместе, в одной организации»», — сказал президент Академии наук РТ.

В своей программной речи при вступлении в должность этим летом Минниханов немало касался вопросов обороноспособности страны. Вот и сейчас он подтвердил одно из нововведений в жизни АН РТ, сотрудники академических институтов посещают публичные лекции, на которых им рассказывают в том числе о реалиях СВО, среди лекторов — депутаты Госдумы. «Есть такая программа, работаем вместе с обществом „Знание“, — сказал Минниханов. — Лекции читают ректоры, академики, депутаты, каждый по своей теме, в которой он специализируется». Что ж, таковы реалии сегодняшнего дня.

Шаймиев подробно остановился на жизненном пути Хасанова и истории создания академии наук, которую Минтимер Шарипович создавал вместе с ним Шаймиев подробно остановился на жизненном пути Хасанова и истории создания Академии наук, которую Минтимер Шарипович создавал вместе с ним

«Я тогда сказал, что у нас многопартийная система приходит, хотя сам был коммунистом»

Официальная часть началась, как водится в республике, с приходом на нее первого лица Татарстана. К этому моменту у здания Академии наук РТ собралось немало представителей татарстанского истеблишмента: Минтимер Шаймиев, Асгат Сафаров, Лейла Фазлеева, Ирада Аюпова, Ильсур Хадиуллин и другие. Были здесь и руководители институтов, входящих в АН РТ, и известные деятели науки, например Индус Тагиров или Искандер Измайлов.

Ведущий церемонии, журналист Идель Киямов, первым слово предоставил президенту РТ Рустаму Минниханову. «Мансур Хасанович имеет богатую трудовую биографию, — сообщил глава республики, а также младший брат нынешнего президента АН РТ. — Он долгие годы вел научно-педагогическую деятельность, работал в партийных и советских органах, внес большой вклад в развитие национального образования, здравоохранения, науки и культуры, физической культуры и спорта, журналистики. В нашей памяти Мансур Хасанович останется и как основатель Академии наук Республики Татарстан. Мемориальная доска на стенах родной академии — еще один важный знак признания больших заслуг ученого, дань уважения его бесценному вкладу в общее дело».


Если спич действующего президента РТ был весьма лаконичен, то первый президент Татарстана Шаймиев подробно остановился на жизненном пути Хасанова и истории создания Академии наук, которую Минтимер Шарипович создавал вместе с ним. «Это был первый случай, чтобы кто-то из субъектов РФ осмелился создать свою академию наук, — напомнил госсоветник РТ. — К счастью, нам это удалось. И, безусловно, в этом огромная заслуга Мансура Хасановича».

Шаймиев продолжил и сказал, что Хасанов свою жизнь посвятил служению науке и образованию. «Надо отдать должное, какие у нас были министры образования, особенно Мирза Исмагилович [Махмутов] и многие другие, заслуженные люди, которые служили образованию, — сказал первый президент РТ. — Сейчас в образовании проблем больше, чем в то время. Настолько была выстроена система, а сейчас мы никак не можем решить, по какой программе учить детей. Я и себя критикую!.. 80 лет Хасанову было, когда мы его потеряли. Спасибо всем, что собрались, и нашей Академии наук, что мы сегодня вспоминаем и воздаем дань памяти этой личности. Нет человека, наверное, который его бы не полюбил!»

Отметим, что само сегодняшнее мероприятие было приурочено к дате — указу президента республики Шаймиева от 30 сентября 1991 года о создании Академии наук РТ. До окончательного распада Советского Союза оставалось три месяца. Сам госсоветник РТ сегодня также рассказал, как тяжело было отвоевать для академии ее головное здание: «Это же был Дом политпросвещения партии, коммунистических партий Советского Союза. Я тогда сказал, что у нас многопартийная система приходит, хотя сам был коммунистом. На что только не пойдешь для того, чтобы академию создать».

Нынешний президент АН РТ на официальной церемонии подтвердил, что «республика может гордиться своим интеллектуальным, духовным потенциалом», а «с открытием памятной доски в память о Мансуре Хасанове восторжествовала историческая справедливость», уверен Минниханов.

Тимофей Тюрин: «Интересно было работать, у него на портрете улыбка необычная, я пытался ее поймать. Возможно даже как у Джоконды, такая неуловимая» Тимофей Тюрин: «Интересно было работать, у него на портрете улыбка необычная, я пытался ее поймать. Возможно, даже как у Джоконды, такая неуловимая»

Что же до автора мемориальной доски, члена татарстанского отделения союза художников России Тимофея Тюрина, при создании этого произведения ему было очень интересно попасть в образ Мансура Хасановича. «Интересно было работать, у него на портрете улыбка необычная, я пытался ее поймать. Возможно, даже как у Джоконды, такая неуловимая», — сказал Тюрин нашему корреспонденту.

По окончании церемонии ее участники еще долго общались между собой, в частности, президенты РТ и АН РТ обсуждали довольно продолжительное время животрепещущие вопросы. А затем направившийся к машине Рустам Нургалиевич, увидев главу союза писателей Зайдуллу, сделал ему комплимент: «Синең түбәтәй своеобразный (тат. „У тебя тюбетейка своеобразная“,прим. ред.)». На что Ркаил-эфенди философски заметил, что это юрта.