Общественные активисты из кряшенских организации добиваются отзыва прокатного удостоверения фильма «Микулай» казанского режиссера и продюсера Ильшата Рахимбая Общественные активисты из кряшенских организаций добиваются отзыва прокатного удостоверения фильма «Микулай» казанского режиссера и продюсера Ильшата Рахимбая Фото: «БИЗНЕС Online»

«С целью обсуждения и, конечно же, принятия мер для отзыва прокатного удостоверения»

На пятиминутном видео, которое сегодня активно постят в кряшенских пабликах, активистка елабужской организации кряшен Людмила Григорьева зачитывает открытое письмо в органы власти с возмущением относительно содержания фильма «Микулай» казанского режиссера и продюсера Ильшата Рахимбая. «Мы просим обратиться в Общественную палату Республики Татарстан, другие органы государственной власти с целью обсуждения и, конечно же, принятия мер для отзыва прокатного удостоверения данного фильма на территории Республики Татарстан и в целом — Российской Федерации», — говорит Григорьева. Судя по комментариям в ряде специализированных групп во «ВКонтакте», есть и те, кто с ней солидарен.

«Микулай» — главная премьера татарстанского кинематографа в этом году. Автор проекта, режиссер и продюсер Рахимбай, с миру по нитке собирал 20-миллионный бюджет картины. Значительную помощь оказала «Татнефть», минкульт РТ, затем «Микулай» получил грант минкульта России, недостающие деньги режиссер собирал через краудфандинг. В итоге год назад татарстанскую картину показали на московском международном кинофестивале в программе «Русские премьеры». А уже этим летом состоялась официальная премьера «Микулая», в продюсерах которого значатся, например, замруководителя федерального агентства по делам молодежи Дамир Фаттахов и режиссер и продюсер Диана Сафарова.

Отец-кряшен и Мать-земля: как на ММКФ презентовали этнотриллер из Татарстана

Изначально планировалось, что финансовую поддержку картине окажет председатель правления общественной организации кряшен РТ, гендиректор «Ак Барс Холдинга» Иван Егоров, однако позднее он от этого отказался. На такое решение повлияло спорное содержание фильма. В основе — пьеса Мансура Гилязова о жителе исчезающей кряшенской деревни, однако авторы сценария картины Александр Иванов и Гульнара Ахметова с подачи режиссера представили историю, в которой главную роль сыграл Виктор Сухоруков, в жанре этнотриллера.


«Самое честное — предоставить этот вопрос на суд зрителей, потому что фильм сейчас не под моей властью, — сказал „БИЗНЕС Online“ сам Рахимбай. — Эти сотни пиратских копий, которые каждый день выходят, сотни показов нелегальных, которые устраивают люди, этот фильм обсуждают, его используют психологи в каких-то своих терапиях. У фильма своя судьба, он своей судьбой живет и набирает свою популярность, набирает отзывы, каждый день они выходят. В этом смысле кряшенское сообщество почему-то закрывает глаза на тысячи положительных отзывов, где фильм лечит людей и возвращает их к корням, где он позволил им узнать какие-то абсолютно новые грани своих эмоций, которые они не переживали. Они их не видят или не хотят видеть».

По мотивам пьесы татарского драматурга Мансура Гилязова.

В отдаленной кряшенской деревне живет старик по имени Микулай (Виктор Сухоруков). У него есть юная беременная жена (Екатерина Агеева), родители, бесконечно уважающие его односельчане. Но однажды в деревню приходит мужчина, который утверждает, что он сын Микулая (Иван Добронравов). И идеальный мир начинает рушиться. Молодой человек планирует забрать отца в город, но тот наотрез отказывается покидать родные края, ведь без него жители поселения точно пропадут. Вскоре путь назад будет отрезан и для незваного гостя. Происходит целая серия мистических событий, в результате которых обнажается страшная реальность.

Отметим, что сегодняшние новости приходят на фоне недавнего отзыва минкультом РФ прокатного удостоверения у якутского фильма «Айта», который также уже прошел в прокате. Ранее Роскомнадзор потребовал от видеосервисов удалить фильм «Айта», обнаружив в картине Степана Бурнашева «деструктивную информацию, противоречащую принципам единства народов России». Интересно, что «Айта» собрала в российском прокате больше 26 млн рублей, став самым кассовым якутским фильмом в истории. Здесь показатели «Микулая» гораздо скромнее: согласно «Бюллетеню кинопрокатчика», его кассовые сборы в России составили 2,38 млн рублей.


«Там самая положительная героиня — проститутка Анфиса, она для них была святая, потому что с 12–13 лет учила жизни»

Руководитель исполнительного комитета общественной организации кряшен Республики Татарстан Людмила Белоусова подтвердила «БИЗНЕС Online», что планы у активистов по обращению в соответствующие органы с целью запретить показ «Микулая» действительно есть.

— Мы заранее говорили, что будет скандал, даже сильнее, чем с сериалом «Зулейха открывает глаза», что это будет антитатарстанский фильм, но нас не слушали. Мысль, чтобы начать обсуждение по принятию мер об отзыве прокатного удостоверения фильма «Микулай», у нас есть, просто до конца она не оформлена. Ну как можно снять под предлогом этнофильма кино про разврат, кровосмешение? Родные вместе живут, поэтому их дети умирают. Единственный мужчина на все село осеменяет всех женщин, сами алкоголики, безнравственные. Как можно о традициях, культуре народа снять такой фильм?

Рахимбай слышать нас не хочет, он говорит, что мы просто ничего не понимаем. А зачем нам такая слава? Мы считаем, что это фильм, который снят против нас по заказу.

Ильшат Рахимбай Ильшат Рахимбай Фото: «БИЗНЕС Online»

— Поначалу ведь, насколько мы знаем, была договоренность, что кряшенская община Татарстана финансово поддержит съемки фильма?

— Режиссер еще до начала съемок обратился к Ивану Михайловичу [Егорову], я тоже поддержала. Потому что в театре имени Кариева прошел спектакль «Микулай» — история исчезнувших аулов, проблема одиночества, патриотизма, сохранения родного языка, культуры. Мы считали, что было бы здорово, если еще и экранизировать эту пьесу Мансура Гилязова.

«Исчезнет язык – исчезнет все»: трагедия кряшенской деревни под The Beatles

Но, как только начались съемки, мы попросили сценарий. После того как его прочитали, волосы встали дыбом, там оказалось совсем другое. Там проблемы исчезающих деревень нет, проблемы одиночества нет, а есть бред сумасшедшего старика, который сексуально озабочен. Егоров сказал, что мы такой фильм поддерживать не можем, нас в течение двух лет даже близко не подпускали, потому что мы говорили, что такое снимать нельзя.

Спектакль в Кариевском театре мы поддержали, приглашали их к себе, сделали праздник, встречались с режиссером Ренатом Аюповым, актерами. Один раз выкупили билеты на спектакль, пригласили людей из районов, в том числе из Сарсаз Кул, где проходили съемки. Сделали праздник, пришел Егоров, вручали благодарственные письма Гилязову, остальным. Мы думали, что и фильм будет таким же.

Я думаю, что Ренат Аюпов сделал из этой пьесы конфетку, а Рахимбай из этой же пьесы — дерьмо и от себя добавил. Мы с ним встречались до начала съемок, у него была мысль снять фестивальный фильм и показать его на Западе, это было еще до СВО, у него ориентация на Запад, а тут все накрылось.

— Вы считаете, что качество картины ни по каким параметрам не выдерживает критики?

— Фильм снят хорошо, музыка хорошая, картина яркая, но внутреннее содержание — ужас просто. После просмотра складывается ощущение, что кряшены вот такие, поэтому их деревни и исчезают. Там самая положительная героиня — проститутка Анфиса, она для них была святая, потому что с 12–13 лет учила жизни. А единственный дедушка ходил и всех жителей деревни обслуживал. Поэтому там образовался один род и дети умирали.

Какой это этнофильм, где главный герой трех слов не может связать на родном языке, все по-русски, ничего татарского нет, ни одной традиции? Там они свадьбу проводят, но ты хоть кряшенскую свадьбу покажи, раз назвал «этно»! А там поставили на улице стол с самогоном и говорят, что самое главное место у женщины между ног.

С кряшенскими общественниками дискутируют те, кто видел фильм Рахимбая, и даже имел отношение к его появлению С кряшенскими общественниками дискутируют те, кто видел фильм Рахимбая и даже имел отношение к его появлению Фото: «БИЗНЕС Online»

«Я там увидела только любовь к кряшенам»

Впрочем, с кряшенскими общественниками дискутируют те, кто видел фильм Рахимбая и даже имел отношение к его появлению.

Драматург Гилязов, чья одноименная пьеса легла в основу «Микулая», считает, что фильм показывает самобытность и прославляет кряшенский народ. «Картина показывает, что, несмотря на свою малочисленность, кряшены имеют право жить и развиваться точно так же, как все другие народы, — говорит собеседник „БИЗНЕС Online“. — Ни одного отрицательного момента, который влиял бы на статус кряшенского народа, я там не вижу, наоборот, появляется интерес к тому, что существует такой исключительный, замечательный народ, который рождает таких людей, как Микулай. И моя пьеса, и спектакли по ней, и фильм затрагивают все основные моменты существования человека: рождение, отношения с родителями, любовь, знакомство с женщинами, дети, смерть. Все основное в этом фильме есть».

По словам Гилязова, он разговаривал со многими зрителями фильма и никто из них не испытал отрицательных чувств к кряшенскому народу. «Я считаю, что ни в коем случае „Микулай“ Ильшата Рахимбай не оскорбляет национальных чувств кряшен», — резюмирует литератор.

Ярушин, Фаттахов, Сафарова: кто пришел в Москве на фильм «татарского Скорсезе»?

Киновед и автор «БИЗНЕС Online» Адиля Хайбуллина, которая вела премьерный показ «Микулая» в Москве в «Каро. Октябрь» на Новом Арбате, находит как минимум три аргумента в защиту фильма. «Во-первых, это игровое кино, то есть художественный вымысел, — напоминает она. — Это не документальная картина, а история, которая могла развиваться как угодно, так как она работает по правилам игрового художественного кино. Режиссер играет с историей. Когда Квентин Тарантино в „Бесславных ублюдках“ убивает Гитлера в кинотеатре — это его позиция, она не соответствует действительности. Поэтому вольности допустимы просто потому, что, повторяю, это игровое художественное кино». Быть доскональным, подробным — режиссер имеет право от этого отказаться, считает наша собеседница.

Киновед и автор «БИЗНЕС Online» Адиля Хайбуллина, которая вела премьерный показ «Микулая» в Москве в «Каро. Октябрь» на Новом Арбате, находит, как минимум, три аргумента в защиту фильма Киновед и автор «БИЗНЕС Online» Адиля Хайбуллина, которая вела премьерный показ «Микулая» в Москве в «Каро. Октябрь» на Новом Арбате, находит как минимум три аргумента в защиту фильма Фото: «БИЗНЕС Online»

«Во-вторых, если мы говорим о какой-то оскорбительной форме по отношению к кряшенской культуре… Я не знаю, как люди смотрят фильм, — продолжает Хайбуллина. — Главный герой Микулай любит свою деревню, он не может уехать оттуда, ему близки все эти люди, воспоминания о них и сама эта земля. Где там оскорбления, если каждый из них там показан человеком живым, совершающим и хорошие, и плохие поступки? Это нормально. Я там увидела только любовь к кряшенам».

Хайбуллина также напоминает, что кино показали в десятках российских кинотеатров. «В-третьих, фильм вышел в широкий прокат, но в нем показана маленькая, закрытая и, возможно, не всем массово известная кряшенская культура, которая, наоборот, становится популярной, — считает кинокритик. — Люди начинают что-то понимать, возможно, что-то читать, интересоваться, выяснять что-то о кряшенах. Я считаю, что это, наоборот, популяризация, и ничего плохого, повторю, я там не увидела. Не думаю, что и обычный зритель там что-то плохое увидел».

Председатель союза кинематографистов РТ Ильдар Ягафаров говорит, что многие народы, включая татар, хотят себя видеть на экране исключительно в положительном ключе Председатель союза кинематографистов РТ Ильдар Ягафаров говорит, что многие народы, включая татар, хотят себя видеть на экране исключительно в положительном ключе Фото: «БИЗНЕС Online»

Хайбуллина напоминает, что вела показы «Микулая» в Москве, зрителями которых были москвичи: «Все их вопросы сводились к персонажу и внутреннему конфликту героя. Кряшенская деревня в фильме выступает как декорация, как специфические, уникальные предлагаемые обстоятельства развития событий этой истории. Это дает определенный стиль, колорит и прочее. Мне нравится, как бережно была проработана пьеса Мансура Гилязова. Я считаю, что обвинения здесь не имеют под собой весомую значимость. В фильме речь не о кряшенах вообще, а о главном герое. Он мог жить в любой деревне, в любом населенном пункте, но его внутренние демоны остаются с ним — история в этом».

Председатель союза кинематографистов РТ Ильдар Ягафаров говорит, что многие народы, включая татар, хотят себя видеть на экране исключительно в положительном ключе. «Но кино — это все-таки такой инструмент, к которому надо отнестись по-особому, — говорит собеседник газеты. — Великий финский режиссер Аки Каурисмяки, если посмотреть его фильмы, что, предлагает смотреть только картины с положительными героями, которые поют, танцуют и кушают финские блюда? Нет, они там очень разные, и про проституток там бывает, и про пьющих людей, но этими фильмами гордятся, потому что сделано талантливо. А „Микулай“ сделан талантливо, мне кажется, кряшенам надо перестать обижаться на режиссера и съемочную группу. Он сделал очень большое дело, о кряшенах заговорили. Мне кажется, кряшены — это полноценный народ, который от одного фильма пострадать не может».

Одним из продюсеров картины стал экс-глава минмолодежи РТ, нынешний замруководителя федерального агентства по делам молодежи России Фаттахов. «Моя позиция простая: фильм хороший, и это не только мое мнение, а общий отзыв индустрии на федеральном уровне, — сказал Фаттахов „БИЗНЕС Online“. — Я слышал о том, что у некоторых представителей кряшенской общины есть вопросы к изложению отдельных эпизодов, вместе с тем мы знаем и другие примеры: когда кряшены с благодарностью отмечали, что фактически это самый крутой пиар-проект о кряшенах, который был когда-либо реализован. Конечно, у любого человека может быть разное отношение к творческому продукту и разная интерпретация. Но лично я бы не был так категоричен. Ни как продюсер, ни как зритель этого фильма лично я ничего оскорбительного в отношении кряшенской культуры в нем не увидел».