Современные образовательные пространства стремятся обеспечить реализацию любых сценариев — а значит, нужен более широкий набор помещений Современные образовательные пространства стремятся обеспечить реализацию любых сценариев, а значит, нужен более широкий набор помещений Фото: «БИЗНЕС Online»

Что такое современное школьное пространство: гибкость функционала, вертикальность и безграничность

Качественную школу хотят иметь все — и школьники с родителями, и образовательное сообщество, и девелоперы, и власти. На минувшей неделе в Казани в рамках осенних встреч архитектурно-градостроительной конференции «Диалоги» эксперты обсуждали пространство современной школы. Есть много смелых идей и проектов, но реальная действительность диктует свое: все это нужно отапливать, мыть и содержать, говорили в ходе одной из дискуссий. Так как же правильно проектировать?

«Казанцы у нас избалованы эстетикой»: как в столице РТ искали идеальный храм знаний

Школа — это очень интересный объект для архитектора, отметил основатель и главный архитектор московского бюро Atrium Антон Надточий. Его бюро, созданное в 1994 году, обобщило без малого 20-летний опыт работы над этим типом зданий в книге «Архитектура развития. Методология проектирования современных школ». Кстати, есть в портфолио Atrium и проект казанской школы в форме цветка для участка на улице Патриса Лумумбы. Необходимо учитывать все важные факторы и искать правильный баланс между красотой и функциональностью, считает Надточий. По его словам, не получится добиться красивой архитектуры, не переосмыслив все с точки зрения разных сценариев эксплуатации школьного здания.

В хорошо знакомых всем нынешним взрослым школах не так много типов помещений: класс, коридор, вестибюль, столовая — и все они были достаточно нейтральными. Современные же образовательные пространства стремятся обеспечить реализацию любых сценариев, а значит, нужен более широкий набор помещений. Почему?

Школа должна иметь возможность объединить два класса в один и проводить совместные уроки, считает Антон Надточий Школа должна иметь возможность объединить два класса в один и проводить совместные уроки, считает Антон Надточий Фото: Евгений Жура

«Согласно работам психолога Говарда Гарднера, внутри каждого человека заключается 9 типов интеллекта. И в каждом из нас они присутствуют комплексно, но какие-то типы все равно доминируют. Из этого следует определенный набор пространственных сценариев, которые необходимы для того, чтобы реализовать ту или иную программу», — объяснил теорию Надточий.

Поэтому теперь одних только классов и актового зала недостаточно. Современная школа должна иметь несколько разнообразных пространств для любых видов деятельности, чтобы можно было собрать и всю школу, и параллель, и один класс, и небольшие группы этого класса или даже дать школьнику возможность побыть наедине. Разнообразие подчеркивается визуальными характеристиками — например, зоны активности должны оформляться соответствующими цветовыми и пространственными контрастами. Свой цветовой код имеют и образовательные помещения.

Современный подход обеспечивает мобильность и трансформируемость пространства. Границы стираются, и стоит задача использовать каждый метр площади под разные возможности. Одно и то же помещение может служить и мини-библиотекой, и местом для проведения презентаций. Школа должна иметь возможность объединить два класса в один и проводить совместные уроки, считает Надточий.

Более сложная история — трансформируемые перегородки между классом и рекреацией. Если раньше это было просто коридором, то сегодня мы понимаем, что дети там проводят не меньше времени, чем в классах. Там можно отдохнуть, пообщаться, сделать домашнюю работу, туда даже можно вывести образовательные процессы и провести мини-презентацию. Увеличение требований к качеству рекреационных пространств — универсальная история. Вместе с тем важно отличать рекреацию и коридор — задача последнего заключается в перемещении детей с одного урока на другой, так что здесь не должно быть никаких препятствий движению.

Архитектор выделил решение следующих задач для современных школ:

  • Диверсификация использования совместного и индивидуального использования пространств.
  • Гибкие и многофункциональные пространства (медиатеки с коворкингом, амфитеатром, местом для индивидуальной работы).
  • Доступность и различные сценарии движения.
  • Открытость и визуальные связи для вовлечения детей в различные школьные события.
  • Уникальные архитектурные решения и связь с эстетикой.
  • Ориентация на природу — снаружи и изнутри.
  • Разработка уникальных проектных решений для каждого образовательного комплекса.

Внутреннее пространство современных школ связывается не только по горизонтали, но и по вертикали — за счет атриумов. Спортзал вполне может иметь трансформируемые трибуны — это удобно для проведения соревнований, а при необходимости его можно использовать как актовый зал. Т. е. у пространства стираются четкие границы функциональности — из одного оно может легко превратиться в другое.

Марк Сартан поделился опытом архитектурных ошибок, которые способны превратить в ад не только работу школьной администрации, но и жизнь простого школьника Марк Сартан поделился опытом архитектурных ошибок, которые способны превратить в ад не только работу школьной администрации, но и жизнь простого школьника Фото: Евгений Жура

Чем опасен красивый потолок в туалетах, как разрулить потоки детей в столовой и за сколько минут школа должна опустеть полностью

Ярким дополнением на контрасте смотрится выступление Марка Сартана — директора нижегородской «Школы 800» и главного советника губернатора Нижегородской области по образованию. Он поделился опытом архитектурных ошибок, которые способны превратить в ад не только работу школьной администрации, но и жизнь простого школьника.

И первый важный момент — это соответствие технического задания на проектирование школы ее реальному режиму эксплуатации. Это как раз то, чего практически невозможно добиться: спроектированная на 1,2 тыс. мест школа вполне может работать с двукратным перегрузом, в классе запросто может оказаться даже не 30 детей, да и самих классов бывает едва ли не до буквы Х.

«Вы обрекаете администрацию школы всю жизнь вспоминать вас теплыми словами, когда у них расписание не будет вставать в то здание, которое вы спроектировали. Начинать надо с того, чтобы выяснить, какое планируется количество классов и предметов», — подчеркнул Сартан.

В гардеробе и столовой идеально, чтобы потоки детей не пересекались друг с другом. Например, вход — мытье рук — раздача — прием пищи — возврат подносов — выход. И чтобы входящий и выходящий потоки не пересекались, стоит разделить их на две разные входные группы В гардеробе и столовой идеально, чтобы потоки детей не пересекались друг с другом. Например, вход – мытье рук – раздача – прием пищи – возврат подносов – выход. И чтобы входящий и выходящий потоки не пересекались, стоит разделить их на две разные входные группы Фото: «БИЗНЕС Online»

В гардеробе и столовой идеально, чтобы потоки детей не пересекались друг с другом. Например, вход – мытье рук – раздача – прием пищи – возврат подносов – выход. И чтобы входящий и выходящий потоки не пересекались, стоит разделить их на две разные входные группы.

«Не в ущерб образовательному процессу»: Татарстану надоело строить школы для «великанов»

Весь школьный «улей» должен заполняться детьми за 10 минут — это уже вопрос безопасности. За это время школьнику необходимо пройти весь путь: внешние ворота, пункт охраны, гардеробы, туалеты. Если 1,5–2 тыс. человек действительно могут сделать это за 10 минут, то логистика выстроена верно, а главное, безопасно.

Помимо вполне очевидных, директор «Школы 800» привел и неявный пример проектной ошибки.

«Когда мы обсуждали потолки в туалетах, архитекторы предложили красивый реечный потолок. Как вы думаете, почему мы от него отказались? Потому что это самое удобное место для „закладок“ (наркотиков прим. ред.). Надо это понимать и смотреть в глаза реальности — эта опасность существует. Туалет — единственное непросматриваемое место, и давать такую возможность нельзя. То же самое относится ко всяким тупичкам», — заметил докладчик.

Тупичок — это буллинг. Сегодня буллинг перешел в интернет, создаются группы и чаты, но физический буллинг тоже никто не отменял.
Марк Сартан Главный советник губернатора Нижегородской области по образованию
Марк Сартан главный советник губернатора Нижегородской области по образованию

Как противостоять буллингу? Все должно быть открыто, все пространства должны просматриваться и чтобы повсюду кипела жизнь, считает Сартан. «Если там всегда что-то происходит, то буллинга не возникает», — добавил он.

Сартан также заявил, что он «против разделения школьной жизни на учебу и отдых, это слишком жестко». По его словам, в хорошо организованной с архитектурной точки зрения школе легко заметить, что все здесь подталкивает к образовательным целям.

Пока бал правит типовое проектирование, и многие школы далеки от метапредметности, индивидуальных учебных планов и многофункциональности образовательной среды. Однако, по оценкам Всемирного банка, на исследование которого сослался сооснователь бюро Atrium Надточий, образовательные результаты в школах, построенных по индивидуальному проекту, в среднем выше на 16%. А значит, так или иначе надо думать о качестве среды — это мотивирует к лучшим результатам и детей, и преподавателей.