«Справедливая Россия» — это ухудшенный вариант КПРФ. Потому что вторые просто популисты, а первые — это балбесы-популисты», — комментирует собеседник «БИЗНЕС Online» идею распространить налог на сверхприбыль на нефтяной сектор. Сегодня такой законопроект внесли в Госдуму эсеры. Они считают, что поблажка для нефтянки необоснованная, а введение налога не ухудшит их финансовое положение. Ведь если налогов для них так много, то и сверхприбыли у них нет. Сверхприбылей в нефтяном секторе в последнее время не ощущается, отмечают собеседники и кивают на недавнее подорожание топлива. Детали — в нашем материале.
Днем во вторник появился законопроект, которым предлагается распространить на нефтегаз действие налога на сверхприбыль
Как Миронов захотел «раскулачить» нефтяников
Меньше недели назад власти «обрадовали» нефтяников запретом на экспорт бензина, а сегодня отрасли придумали новый повод для беспокойства. На этот раз постарались в Госдуме, не так давно обругавшей рынок за дефицит топлива для аграриев. Днем во вторник появился законопроект, которым предлагается распространить на нефтегаз действие налога на сверхприбыль. Авторы инициативы — представители фракции «Справедливая Россия — За правду», включая лидера Сергея Миронова и первого зампреда комитета ГД по энергетике Игоря Ананских.
Депутаты предлагают расширить перечень организаций, облагаемых новым налогом, и внести соответствующие поправки к федеральному закону «О налоге на сверхприбыль». Как отмечается в пояснительной записке, реализация законопроекта позволит привлечь дополнительные доходы в бюджет. «Концептуально сверхдоходы должны облагаться дополнительно с целью их дальнейшего расходования на текущие нужды и социальные цели», — пишут авторы. По их расчетам, реализация законопроекта пополнит федеральный бюджет более чем на 200 млрд рублей.
Федеральный закон о налоге на сверхприбыль, напомним, вступит в силу с 1 января 2024 года. Суть в том, что для крупного бизнеса установили разовый сбор по ставке 10% от налоговой базы, определенной в виде разницы между средней прибылью в 2021–2022-х и 2018–2019-х. Ранее «БИЗНЕС Online» подробно рассказывал об этом маневре правительства РФ для пополнения казны. От уплаты налога освободили малый и средний бизнес, сельхозпроизводителей, а также организации, которые в течение 2022 года занимались добычей нефти, газа и угля, углеводородного сырья. Нефтяников освободили от «раскулачивания», поскольку налоговая нагрузка для них и без того высокая, а сырье дешевеет, пояснял ранее минфин.
Такое исключение для нефтяников необоснованное, настаивают в «Справедливой России». «Полагаем, что принадлежность к какой-либо отрасли не должна приниматься во внимание при определении круга плательщиков», — пишут авторы и напоминают о «конституционном принципе равенства и всеобщности налогообложения».
Принятие законопроекта не ухудшит финансовое положение нефтяных компаний, уверены авторы документа. «Поскольку налог на сверхприбыль будет уплачиваться только при наличии сверхприбыли, рассчитываемой по правилам, установленным в федеральном законе. <…> Если нет существенного прироста прибыли, то нет и налога. Если у этих компаний значительно возросла налоговая нагрузка и нет сверхприбыли, то они под действие налога и не попадут», — говорится в тексте.
Сергей Миронов: «Не думаю, что уплата сбора на сверхдоходы радикально изменит финансовое положение нефтегазовых компаний. Это одни из самых богатых организаций в нашей стране»
«Не думаю, что уплата сбора на сверхдоходы радикально изменит финансовое положение нефтегазовых компаний. Это одни из самых богатых организаций в нашей стране», — подчеркнул сегодня Миронов в беседе с «Известиями». Согласно принятому ФЗ, под налог на сверхприбыль попадают все компании, средняя прибыль которых в 2021–2022 годах превысила 1 млрд рублей. К таковым относятся в том числе «Роснефть», «Лукойл», «Газпромнефть» и «Татнефть», у которой прибыль за первое полугодие составила 147,7 млрд рублей.
Стоит заметить, что, например, сама «Татнефть» избежала налога на сверхприбыль, но под раздачу теоретически могут попасть ее химические и транспортные активы. Например, АО «Нижнекамсктехуглерод» (техуглерод используется в производстве шин и резиновых изделий) оценочно заплатит 154,7 млн рублей. Железнодорожный «Татнефть-Транс» может отдать государству 285,2 млн рублей. Однако если эти предприятия входили в КГН «Татнефти», то они также получат индульгенцию. Ранее «Роснефть» пыталась вывести непрофильные активы из-под действия налога.
Согласно законопроекту, льготы по уплате этого налога могут получить организации, инвестиции которых росли быстрее прибыли, а значит, сверхприбыль у них не образовывалась.
Михаил Делягин признался, что понимает — идея не будет одобрена в Госдуме
«Совершенно нелепым образом был исключен нефтегазовый сектор»
Один из авторов законопроекта, депутат Госдумы Михаил Делягин в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» признался, что понимает — идея не будет одобрена в Госдуме. «Потому что законопроект исходит не от „Единой России“, не от правительства, не от администрации президента», — сказал собеседник. Он заметил, что при принятии «кривого закона» о налоге на сверхприбыль «представитель минфина сказал, что мы у нефтяников и так много взяли». «Притом что это не было подтверждено ничем», — негодует Делягин.
«Экономическое обоснование сводилось к тому, что закон даст 300 миллиардов рублей, но при этом не было никакого расчета. Более того, его нельзя было [принимать], потому что он предусматривает, что 5 процентов будет платиться от сверхприбыли, если это уплачивается в этом году, и 10 процентов — если в следующем. Понятно, что здесь невозможно ничего рассчитать в принципе, но тем не менее почему-то „Единая Россия“ убеждена, что будет 300 миллиардов рублей», — заметил экономист.
По словам Делягина, сделанное для нефтяников исключение «совершенно нелепое». «Речь идет только о сверхприбылях. Если после всех налоговых изъятий (а действительно, у нефтегазового сектора налоговая нагрузка намного выше, чем у остальных секторов) у нефтяников и газовиков не оказалось сверхприбыли, так они и не попадают под этот закон. Зачем нужно специальное исключение [для них] делать? Совершенно непонятно», — рассказал депутат. По его словам, поправка родилась «из чтения безумного текста, который был внесен правительством и который отстаивал минфин».
Может, есть какие-то альтернативы для получения дополнительных доходов в бюджет? «На самом деле дополнительные доходы бюджету не нужны, потому что он и так захлебывается от денег. Неиспользованные остатки средств на счетах бюджета в этом году растут. Потому что бюджет дефицитный в целом, только в августе был профицит, а за 8 месяцев — дефицит. И при этом фонд национального благосостояния увеличивается. Простите, пожалуйста, а если у нас не использованы резервы, зачем вообще нужны дополнительные доходы? Что за бред собачий?» — задается вопросом Делягин.
«В январе, когда был большой дефицит бюджета, правительство попросило у олигархов дать денег. Те сказали: „Ладно, черт с вами, с барского плеча дадим вам 300 миллиардов“. И вот правительство 8 месяцев думало, как все это оформить, и в конце концов оформило в такой закон, что пришлось делать специальное изъятие для данного закона из Налогового кодекса. И в отношении этих единых налоговых платежей пришлось делать изъятие», — добавил спикер.
Законопроект, вероятно, не будет одобрен, но к предложению депутатов «следует отнестись серьезно», считает «БКС Мир инвестиций». Агентство ставит под сомнение утверждение о том, что закон не ухудшит финансовое положение компаний. «Стоит помнить, что для компаний циклических отраслей важна „сверхприбыль“, которая будет балансировать неизбежные годы низкой прибыльности и обеспечивать среднюю доходность, приемлемую для инвесторов. Если правительство откажется от прибыли в периоды высоких цен, ожидаемая доходность снизится, а инвестиции в новое производство пострадают, если только оно не хочет компенсировать компаниям периоды низких цен», — отмечают аналитики.
При этом стоит заметить, что инициативу уже поддержали в КПРФ, а вице-спикер Госдумы от ЛДПР Борис Чернышов назвал ее важной. Даже если законопроект не будет принят, сейчас он выглядит как некий пробный шар и попытка прощупать возможную реакцию. Рано или поздно вопрос о включении нефтяников в налог все равно подняли бы, указал аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов. Вместе с тем он подтвердил, что сверхприбыли в секторе значительно сократились, т. к. мировые цены на нефть упали примерно на 20%.
Айрат Фаррахов усомнился в том, что инициатива дойдет даже до профильного комитета
«Мощнейшая глупость и чистый популизм! Закон не будет принят»
«Мощнейшая глупость и чистый популизм! Закон не будет принят», — еще до рассмотрения «зарубил» инициативу депутат Госдумы от Татарстана Айрат Фаррахов («Единая Россия»). Парламентарий в беседе с «БИЗНЕС Online» усомнился в том, что инициатива дойдет даже до профильного комитета.
«Надо иметь политическую ответственность над законопроектами. Тяжело шел закон о сверхприбыли, был подписан президентом РФ. Было многократное обоснование того, что для нефтегазового сектора сегодня приняты все необходимые меры по налоговому стимулированию. Мы видели обратные эффекты от этих мер в виде дестабилизации цен рынка топлива. Эта одна из обратных сторон. Авторы закона, уверен, что знают, что это абсолютно экономически не обоснованная ничем инициатива. Просто занимаются популизмом», — указал Фаррахов.
«„Справедливая Россия“ — это ухудшенный вариант КПРФ. Потому что вторые просто популисты, а первые — это балбесы-популисты», — отреагировал на идею в разговоре с «БИЗНЕС Online» экономист, член наблюдательного совета гильдии финансовых аналитиков и риск-менеджеров Александр Разуваев. По его словам, у нефтяников доля налогов с выручки «ого-го какая».
«В их понимании нефтяники ванну с шампанским принимают, у них деньги халявные, очень много, и давайте их заберем. Я надеюсь, что законопроект все-таки не пройдет, надеюсь, что в следующей Госдуме „Справедливой России“ не будет. Как ни относись, кроме „Единой России“, все эти фракции могут болтать что хотят, они за свои слова никаким боком не отвечают», — категоричен спикер.
«Это обсуждалось еще во времена Кудрина. Есть два варианта вывода нефтяной ренты. Первый — налоги и экспортные пошлины, второй — дивиденды. Доля государства в акционерном капитале нефтяников очень большая. Если брать „Татнефть“, то доля Татарстана достаточно значимая. Соответственно, нефтяные доходы нужно выводить через дивиденды, и сама республика будет получать неплохие деньги. Понятно, что бирже нравилась дивидендная история (естественно, рынок получает деньги), а чиновников всегда привлекала идея налогов, потому что не надо ни с кем делиться, можно грабить миноритариев. Мое мнение — надо выводить нефтяные доходы через дивиденды и делиться с рядовыми россиянами», — заметил Разуваев. Он напомнил, что в России 25,5 млн частных инвесторов.
Сверхприбылей в нефтяном секторе в последнее время не ощущается, отметил в разговоре с «БИЗНЕС Online» зампредседателя комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству Госсовета РТ Марат Галеев. Он напомнил, что есть месторождения с легкодобываемыми и труднодобываемыми запасами. «Если это касается Татарстана, то мы занялись освоением новых технологий по трудноизвлекаемой тяжелой нефти, и там давно все льготы убрали. Не думаю, что теперь это производство приносит какую-либо прибыль. Но останавливать тоже нельзя — это новые технологии мирового уровня. То, что были сняты льготы, приводит к очень печальным последствиям», — подчеркнул спикер.
«Если есть какие-то компании, где есть сверхприбыль, это другой вопрос. Но в последнее время таких не знаю. Я считаю, что равные принципы налогообложения для месторождений с разными условиями добычи выглядят демагогически», — добавил депутат.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 10
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.